Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками.
учебно-методический материал
Социоигровая технология - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsioigrovaya_tehnologiya.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками.
Материал подготовила:
Усольцева В.В.
(старший воспитатель)
Цель: формирование коммуникативных навыков общения.
Задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология, разработанная и представленная педагогами-исследователями Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Социоигровая технология - это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками, целью её является формирование коммуникативных навыков общения, которое, как считал Л.С.Выготский, является основной движущей силой развития.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию у них коммуникативных навыков. У детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей, используя правила социоигровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию.
Основа социоигровой технологии - равноправие детей и взрослых. Главный принцип - снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности. Достигается это путём организации детской деятельности как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин "социоигровая"). Социоигровая технология основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо.
Сущность социоигрового стиля работы его основатели А.Ершова и В.Букатов определили такой формулировкой: "Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки".
Плюсы социоигрового стиля работы с детьми:
*педагог является равноправным партнёром, разрушается барьер между педагогом и ребёнком;
*дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
*дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры;
*дети обсуждают проблему, находят пути её решения;
*дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и слушающих);
*общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
*дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
*социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даёт возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Самые основные правила и условия социоигровой технологии:
первое правило: используется работа малыми группами. Оптимальным для продуктивного общения и развития является объединение детей младшего дошкольного возраста в малые группы по 2 - 3 человека, в старшем дошкольном возрасте - по 5 - 6 человек. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Сначала педагогу можно делить детей по их личным желаниям, тактично помогая, потом можно делить любыми другими способами:
*по цвету волос, глаз, одежды;
*чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
*кто на каком этаже живёт;
*чётный-нечётный, однозначный-двузначный номер квартиры;
*кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.;
*по результатам выполнения определённых заданий (собрать разрезные картинки в одну целую; соотнесение числа и цифры; решение примеров; соотнесение фигуры по форме, цвету, размеру и т.д.)
второе правило: смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек - лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
четвёртое правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
пятое правило: социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
шестое правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься - глядишь - и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Есть группы игровых заданий в социоигровой технологии:
*игры-задания для рабочего настроя,
*игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом;
*игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;
*задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Педагог должен проявить своё мастерство при создании игр для конкретных детей, с которыми он сейчас работает. Одно из главных условий - в игре должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому.
Социоигровая технология:
*помогает детям научиться эффективно общаться;
*делает образовательный процесс более увлекательным для детей;
*способствует развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
*воспитывает в дошкольниках желание узнавать новое.
Общение детей в рамках данной технологии целесообразно организовать в три этапа:
- на первом этапе необходимо учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнёра, развивается собственная речь);
-на втором этапе ребёнок на практике осознаёт, как ему надо организовать своё общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу;
-на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
Хочется отметить, что целью игр для рабочего настроя является положительный эмоциональный настрой, развитие внимания, ориентирование детей друг на друга и на воспитателя ("Дружба", "Разведчики", "Стою, на кого-то смотрю").
Общение между командами (группами, микрогруппами) и внутри команды должно придерживаться определённых правил:
*один за всех и все за одного;
*капитан не подводит команду, и команда не подводит капитана;
*одна команда отвечает, другие внимательно слушают;
*когда работаешь - не мешай другим;
*справился сам - помоги другому;
*не бояться доказывать свою правоту;
*умей принять помощь.
Так же мной была оформлена картотека игр с использованием социоигровых технологий.
Таким образом, используя правила социоигровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Используемая литература:
Букатов В.М.Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие – СПб.: Образовательные проекты; М.: ТЦ Сфера, 2014.
Павлова А.Б. Использование социоигровой технологии в воспитательно-образовательном процессе – Ж.: Справочник педагога-психолога 5, 2015.
3.Хабарова Т.В. Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
4.Шулешко Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение социоигровой технологии в работе с дошкольниками"
В данной статье содержится материал, раскрывающий смысл определения социоигровой технологии, ее основных составляющих....
Статья "Применение социоигровой технологии в работе с дошкольниками"
В статье раскрывается понятие "социоигровая технология" , методика ее применения и разновидности детских игр, входящих в данную категорию....
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....
Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками»
laquo;Главная забота воспитателей -не обучение, не развлечение,даже не развитие, а стольнедидактическая вещь как дружба»Е.Е.Шулешко Цель: распространение педагогического опыта по использов...
Социоигровые технологии в работе с дошкольниками
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проя...
Рекомендации для педагогов: «Использование социоигровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Рекомендации для педагогов: "Использование социоигровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"...
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Социоигровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным....