Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
Социоигровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чернышова Светлана Анатольевна
воспитатель
МКДОУ д/с №2 «Ласточка» г.Семилуки
Т. 8-951-542-50-98
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь недидактическая вещь как дружба.
Е.Е. Шулешко
Общеизвестно, что ведущим видом деятельности и основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология, разработанная и представленная педагогами-исследователями Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым. Именно из разнообразия существующих технологий я остановила свой выбор на социоигровой технологии.
Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Здесь педагог смотрит на ребенка не как на объект, а как на субъект воспитания, как на партнера совместной деятельности. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Впервые термин «социоигровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть «социо» означает малый социум (не социальный), вторая часть «игровой» подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную. Таким образом, социоигровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Социоигровая технология развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, развивает творческие способности дошкольников.
Задачи использования социоигровых технологий в развитии детей дошкольного возраста.
- Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
- Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
- Развитие взаимодействия по схемам: «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «ребенок – родитель» для обеспечения душевного благополучия.
- Развитие у дошкольников навыка элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
- Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства.
Суть технологии ее авторы раскрывают в шести самых основных правилах и условиях.
1правило: используется работа малыми группами.
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я использую деление по следующим условиям:
-деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например: по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;
- деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком): геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию; мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу и т.п.;
-объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок): каждому ребенку предлагаем какое - либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;
- деление на подгруппы по разрезному материалу: игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе;
- деление на подгруппы по слову, движению, действию: назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.; называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет; назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
2 правило: смена лидерства.
Работа в группах предполагает коллективную деятельность, при этом мнение всей группы выражает один человек – лидер, которого дети выбирают сами ( голосованием, по считалочке и прочее), Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой расположения в группе.
Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения.
4 правило: смена темпа и ритма.
Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: интеграция всех видов деятельности в игровой форме, что соответствует современным требованиям.. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило: ориентация на принцип «За 133 зайцами погонишься – глядишь, и наловишь с десяток». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социоигровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше - «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность. Ребенку добывать знания вместе со своими ровесниками более интересно. В итоге все дети получают новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.
Таким образом, используя правила социоигровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Общение детей в рамках данной технологии я организовываю в три этапа.
На самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил.
- 1.Один за всех и все за одного.
- Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
- Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
- Когда работаешь, не мешай другим.
- Справился сам, помоги другу.
- Главное - не бояться доказывать свою правоту.
- Умей попросить и принять помощь.
На втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу.
На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
Существует определённая последовательность введения игр социоигровой направленности и авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп.
- Игры-задания для рабочего настроя.
Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.
Так же пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи. Можно использовать такие игры как: «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
- Игры социоигрового приобщения к делу.
Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу. Такие игры подробно описаны в «Карманной энциклопедии социоигровых приемов обучения дошкольников», под редакцией д. п. н В. М. Букатова («Эхо», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» и т. д.)
- Игры для творческого самоутверждения.
Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка.
В заключении хотелось бы отметить, что использование социоигровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества, инициативности, самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!
Предполагаемые результаты реализации социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:
- у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;
- ребѐнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- у детей нет чувства страха за ошибку;
- формирование навыков сотрудничества совместной деятельности, укрепление взаимопонимания между родителями и ребенком.
Литература.
- Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
- Букатов В.М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов».
- В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. Учебное пособие.
- Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровые подходы к педагогике.– Красноярск, 1990. – 118 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
«Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж являет...
Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...
Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Предложенная модель организации работы по развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....
Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...