Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Чернышова Светлана Анатольевна

Социоигровой  технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернышова Светлана Анатольевна

воспитатель

МКДОУ д/с №2 «Ласточка» г.Семилуки

Т. 8-951-542-50-98

Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь недидактическая  вещь как дружба.

Е.Е. Шулешко

          Общеизвестно, что ведущим видом деятельности и основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.  Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология, разработанная и представленная педагогами-исследователями Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым. Именно из разнообразия существующих технологий я остановила свой выбор на социоигровой технологии.

Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес  и творческую деятельность. Здесь педагог смотрит на ребенка не как на объект, а как на субъект воспитания, как на партнера совместной деятельности. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Впервые термин «социоигровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая     часть «социо» означает малый социум (не социальный),  вторая часть «игровой» подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную. Таким образом, социоигровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

Социоигровая технология развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, развивает творческие способности дошкольников.

 Задачи использования социоигровых технологий в развитии детей   дошкольного возраста.

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия по схемам: «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «ребенок – родитель»  для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у дошкольников навыка элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства.

Суть технологии ее авторы раскрывают в шести самых основных правилах и условиях.

1правило: используется работа малыми группами.

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я использую деление по следующим условиям:

-деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например: по цвету волос, глаз, одежды;  чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;

- деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком): геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию; мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу и т.п.;

-объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок): каждому ребенку предлагаем  какое - либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;

- деление на подгруппы по разрезному материалу: игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе;

- деление на подгруппы по слову, движению, действию: назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.;  называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет; назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

2 правило: смена лидерства.

Работа в группах предполагает коллективную деятельность, при этом мнение всей группы выражает один человек – лидер, которого дети выбирают сами ( голосованием, по считалочке и прочее), Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой расположения в группе.  

Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения.

4 правило: смена темпа и ритма. 

 Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: интеграция всех видов деятельности в игровой форме, что соответствует современным требованиям.. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: ориентация на принцип «За 133 зайцами погонишься – глядишь,  и наловишь с десяток». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социоигровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше - «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность. Ребенку добывать знания вместе со своими ровесниками более интересно. В итоге все дети получают новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Таким образом, используя правила социоигровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Общение детей в рамках данной технологии я организовываю в три этапа.

На самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь  определенных правил.

  1. 1.Один за всех и все за одного.
  2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
  3.  Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
  4. Когда работаешь, не мешай другим.
  5. Справился сам, помоги другу.
  6. Главное - не бояться доказывать свою правоту.
  7. Умей попросить и принять помощь.

На втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу.

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Существует определённая последовательность введения игр социоигровой направленности и авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп.

  • Игры-задания для рабочего настроя.

Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.

Так же пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи. Можно использовать такие игры как: «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др. 

  • Игры социоигрового приобщения к делу.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу. Такие игры подробно описаны в «Карманной энциклопедии социоигровых приемов обучения дошкольников», под редакцией д. п. н В. М. Букатова («Эхо», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» и т. д.)

  • Игры для творческого самоутверждения.

Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что использование социоигровой  технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным.  Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества, инициативности, самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

Предполагаемые результаты реализации социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;
  • ребѐнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • у детей нет чувства страха за ошибку;  
  • формирование навыков сотрудничества совместной деятельности, укрепление взаимопонимания между родителями и ребенком.

Литература.

  1. Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  3. Букатов В.М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов».  
  4. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. Учебное пособие.
  5. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровые подходы к педагогике.– Красноярск, 1990. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж являет...

Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....

Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...