Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками»
методическая разработка (подготовительная группа)
«Главная забота воспитателей -
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба»
Е.Е.Шулешко
Цель: распространение педагогического опыта по использованию социоигровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
- обогатить и обобщить представления педагогов о социоигровой технологии;
- познакомить педагогов с приемами организации и проведения социоигровых заданий и упражнений;
- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- содействовать возникновению у педагогов желания использовать социоигровую технологию в деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_mokshina_t.p.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками»
«Главная забота воспитателей -
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба»
Е.Е.Шулешко
Цель: распространение педагогического опыта по использованию социоигровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
- обогатить и обобщить представления педагогов о социоигровой технологии;
- познакомить педагогов с приемами организации и проведения социоигровых заданий и упражнений;
- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- содействовать возникновению у педагогов желания использовать социоигровую технологию в деятельности с дошкольниками.
Материал: проектор, экран, 3 мольберта (на 1 мольберте – «Законы общения», на 2 – «Принципы», на 3 – «Плюсы»); лепестки 3-х цветов: синего, красного, желтого (на каждом из них - высказывания); 4 шт. линейки; бумажные цветы 2-х видов (по количеству участников)
Ход мастер-класса
(предлагаю пройти педагогов в зал и присесть на стулья)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом работы по использованию социоигровой технологии в работе с дошкольниками.
Социоигровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры, это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками и взрослыми.
Авторами социоигровой технологии являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна.
В своей педагогической практике применяю социоигровые приемы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию инициативности каждого ребенка, его творческих способностей.
Один из авторов социоигровой технологии В. М. Букатов сказал: «У социоигровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…»
Социоигровую технологию использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей, что дает возможность объединить детей общим делом.
Работая с детьми в рамках данной технологии, ставлю перед собой следующие задачи. Они представлены на слайде (показ 1 слайда «Задачи»)
Уважаемые коллеги! Сейчас мы попытаемся разобраться, каковы законы общения, принципы и плюсы социоигровой технологии. Предлагаю поиграть в игру «Собери цветок» (лепестки с высказываниями к конце выступления)
- Для этого прошу пройти и встать в круг (в центре круга – небольшой столик, на котором лежат лепестки синего, красного и желтого цветов)
(педагоги встают в круг)
Синий цветок – это «Законы общения», желтый – «Принципы», красный цветок – «Плюсы», то есть положительные стороны данной технологии.
Правило игры: под музыку двигаемся по часовой стрелке, как только музыка остановится, должны взять тот лепесток, цвет которого я назову. Кому достанутся лепестки по одному подходят к мольберту, читают и прикрепляют лепесток, образуя цветок.
(педагоги двигаются под музыку, как только музыка останавливается, берут лепестки определенного цвета и собирают каждый цветок)
- О чем узнали в ходе игры?
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп. Они представлены на слайде (показ 2 слайда «Группы игровых заданий»)
- Как вы думаете, что надо делать, если дети не могут договориться во что играть? (учить постепенно договариваться в игре)
1. (показ 3 слайда) - С целью успешной мотивации детей к занятию, развития интереса друг к другу используем Игры-задания для рабочего настроя - Примеры этих игр представлены на слайде.
- Итак, начнем с игры «Пирамида любви». Пожалуйста, встаньте все в круг.
Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «Пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. Я начинаю: - Я люблю свой город… (следующий педагог: - Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой свою работу)
(педагоги выстраивают пирамиду)
- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
Комментарии:
- Что происходит важное в этих играх (соподчинение без конфликта, умение работать дружно, терпимость…)
2. (показ 4 слайда) - Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому используются Игровые разминки, игры-разрядки
- Прошу присесть вас на стулья. Игра «Руки – ноги».
Условия игры: один мой хлопок – команда вашим рукам (их надо поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.); два хлопка – команда ногам (нужно встать, сесть, скрестить, поднять и т.д.). Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.
Комментарии:
- Моментальное включение в упражнение заставляет на ходу во время выполнения уяснять задание, используя сообразительность и находчивость.
3. (показ 5 слайда) – Третья группа игровых заданий – это Игры социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения взрослого с детьми и детей друг с другом.
- Игра называется «Мост дружбы». Предлагаю разбиться на пары (педагоги встают парами)
(показываю педагогам линейки) - Это мост дружбы!
Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное. Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержится дольше других. И так, приготовились, начали!
Комментарии:
- Этот прием помогает детям ориентироваться на других. Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.
4. (показ 6 слайда) – Четвертая группа – это Задания для творческого самоутверждения
- Для того, чтобы научить детей договариваться между собой, дружеским взаимоотношениям, необходимо разделить их на подгруппы (компании). Разделиться на компании можно по любому признаку (например: по цвету волос, глаз, кто на каком этаже живет и т.д.), а также по заданию. Сейчас предлагаю разделиться по заданию.
Игра «Бытовые приборы»
- Подойдите к столу и выберите понравившейся вам цветок (цветы 2-х видов)
У нас образовалось две компании.
- Посыльные выберите картинку (каждой компании по 3 картинки с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен, тостер, миксер, мясорубка).
- Компании посовещайтесь, как вам показать действие доставшихся приборов. Затем по очереди покажите «работу» своих приборов, чтобы другая компания смогла отгадать ваш прибор.
- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения.
Комментарии:
Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
5. (показ 7 слайда) - На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использую Игры вольные (свободные), выполнение которых требует простора и свободы передвижения. Примеры игр представлены на слайде.
- Предлагаю игру «Хвост дракона». Так как нас сегодня немного, поэтому объединимся в одну команду. В нашей команде появился дракон. У дракона есть голова и хвост. Задание: голове дракона нужно поймать свой хвост. Держимся за талию друг друга. Выберите, кто у вас будет ведущим, а кто хвостом. Если голова поймала хвост, то можно поменяться местами или просто развернуться. Еще у дракона на хвосте может висеть ленточка, ее нужно сорвать. Дети должны поймать хвост, чтобы было не обидно, не больно, а нежно, бережно.
(педагоги выполняют игру)
- Какие трудности испытывали? А если бы вас было много? (то можно разделиться на 2-3 команды, создать несколько драконов)
(показ 8 слайда)
- В заключение хотелось бы отметить, что использование социоигровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для детей более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!
Рефлексия:
- Хотелось бы услышать от вас несколько слов о сегодняшней совместной деятельности (высказывания педагогов)
- Возник ли у вас интерес к использованию в практике социоигровых заданий и упражнений?
- Что вы могли бы взять для осуществления собственной педагогической деятельности из проведенного мастер-класса?
- Разрешите поделиться с вами Картотекой игровых заданий, которые помогают настроить детей на совместную деятельность (раздача буклетов)
- Спасибо за ваше участие! Я надеюсь, что первые шаги в освоении данной технологии найдут продолжение в ваших будущих работах. Желаю вам успехов в любых ваших начинаниях!
Продумать, как легко прикреплять лепестки!!! Лепестки маленькие не далать, может сделать каждый лепесток по 10 см.
На синих лепестках «Законы общения» надписи:
- Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его
- Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её
- Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными
- Поддержи, помоги подняться и победить
- Не возноси себя над другими, вознеси ближнего
На желтых лепестках «Принципы» надписи:
- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы
- Движение и активность, смена темпа и ритма
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей
На красных лепестках «Плюсы» надписи:
- Педагог является равноправным партнером
- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих)
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. Квест-приключенческая игра для детей""
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. ...
Мастер-класс с педагогами «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками»
Данный мастер-класс позволит конкретизировать представления педагогов:1. О принципах организации и содержании квест – игры;2. Предложить практические рекомендации, направлен...
Консультация для педагогов «Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками».
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мно...
Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками.
Социоигровая технология - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками....
Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "
Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...
Мастер-класс: Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками.
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.Традиционные...
Рекомендации для педагогов: «Использование социоигровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Рекомендации для педагогов: "Использование социоигровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"...