Игровые формы занятий в дополнительном образовании
методическая разработка
Игровые формы занятий в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_formy_zanyatiy.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые формы занятий в дополнительном образовании
Успешность обучения во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, который учение имеет для обучающегося. Мотивация обучения является проблемой, которая остро стоит и перед обучающимися, и перед педагогом, и перед родителями. Проблема развития мотивации познавательной деятельности обучающихся всегда была и будет одной из самых актуальных в образовании. Задача формирования личности заставляет педагогическую науку искать новое и совершенствовать традиционно используемые формы, методы и средства профессиональной подготовки.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях -дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд обучающегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Позднее выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко указывали, что игра- это потребность детского организма.
Игра ставит обучающихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполняют задания, соблюдая правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества подростка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания.
У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Игры не только могут существовать рядом с серьезным учением, но и должны быть систематически использованы в целях повышения эффективности обучения. Дидактическая игра будит воображение, создает радостное настроение, дает возможность вызвать активную работу мысли и направить ее в нужное русло - на овладение учебным материалом. Дидактические игры и занимательные упражнения, а также использование на занятиях раздаточного материала,- необходимое условие успешного обучения детей и подростков, так как благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать внимание, интерес и активность всей группы, а с другой стороны, дать возможность каждому ребенку работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения. 3
Игры и игровые формы занятий в дополнительном образовании. ИГРА один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Формирование личности подростка происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов разные.
Виды деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости. Это правомерно и для игровой деятельности, особенно если речь идет о воспитании и обучении детей, для которых игровая деятельность является ещё и потребностью. Использование потребностей детей к игре порождает особый вид игр дидактической игры и особую форму занятий игровую форму. Под дидактической игрой понимается игра, используемая в целях обучения и воспитания. Под игровым занятием понимается занятие, пронизанное элементами игры или содержащее игровую ситуацию.
Следует различать игру, дидактическую игру и игровую форму занятий, хотя это деление условно. Игра есть осмысленная деятельность, мотив которой лежит в самой деятельности. Участие в ней определяется желанием. Дидактическая игра отличается тем, что участие в ней обязательно и определяется требованием учителя. Эффективность дидактических игр состоит в том, что они рассчитаны на широкий диапазон мотивов. Игровое занятие может включать одну или несколько связанных между собой дидактических игр. Игровое занятие тоже является обязательным. Мотив деятельности может определяться для ученика и игровыми моментами, и сюжетом, и правилами. Дидактические игры и игровые занятия, разработанные с учетом особенностей игр подростков, особенностей предмета и конкретных условий отличаются эмоциональностью, у школьников они вызывают умственное напряжение, обостряют интеллектуальные процессы.
Дидактическая игра и ее значение в развитии мотивационной сферы познания деятельности Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Обучающийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его познавательную активность.
Повышение интереса к игровому обучению вызвано следующими ее педагогическими возможностями: во-первых, игра способствует развитию мотивации познавательной деятельности, во-вторых, она носит многофункциональный характер, отражая в своем содержании и структуре особенности реальной профессиональной деятельности, в-третьих, вовлечение обучающихся в игровую деятельность в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адаптивных качеств личности к реальной жизни.
В четвертых, методически правильно организованная дидактическая игра способствует систематизации теоретических знаний, развитию практических умений и навыков. Игра- это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ребенка, но удовлетворяет сегодняшние. Педагог, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
Игра может стать дидактической, если материал, или какая то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий содержанием деятельностного компонента. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования в игре отношений содружества.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к мотивационной деятельности. Каждая дидактическая игра имеет правила, определяющие порядок действий и поведение обучающихся в процессе игры, способствуют созданию на занятии рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели занятия и индивидуальных возможностей обучающихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ребенка чувства удовлетворенности, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности обучающихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование занятия.
Это наличие технических средств обучения, сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, грамоты, благодарности, призы, которыми награждаются команды-победители. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям и подросткам моральное и умственное удовлетворение.
Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки обучающихся, цели занятия могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
Таким образом, роль дидактической игры в развитии мотивации познавательной деятельности обучающихся очень велика, ее психологический анализ в процессе обучения показывает, что: -игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки; - обучающиеся, вовлекаясь в игровую деятельность, удовлетворяют свои потребности в обучении, учатся взаимодействовать с другими людьми; - игра помогает выразить собственную индивидуальность детей и ближе подойти к своим внутренним ресурсам, которые в процессе игровой деятельности становятся частью их личности, развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка; - обучающийся испытывает удовольствие от игры; - игра обеспечивает доступность изучения программного материала; - активизирует мыслительную деятельность, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность обучающегося.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других иные. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом: 1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. 2.
Настольно печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. 3.
Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Можно группировать игры и так: 1. Игры-путешествия 3. Игры-предположения 5. Игры-беседы 2. Игры-поручения 4. Игры-загадки
1) Игры-путешествия всегда несколько романтичны.
Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
2) Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
3) Игры-предположения. Что было бы? или Что бы я сделал? и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
4) Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игрызагадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
5) Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.
Алгоритм подготовки к проведению дидактической игры
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний. Развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. Установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения. Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры. Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально).
Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры. Подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой. Подготовка к игре обучающихся Факторы необходимые при подборе занятия, игры Сколько будет участников? Какими умениями и навыками обладают они? Какую цель должна преследовать игра? (Развить определенное знание, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной работы, выдвинуть для решения какую-то проблему.) Какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить? Как отметить победителей в игре?
Требования к организации и проведению дидактических игр: целесообразность дидактической игры, ее эффективность в данных условиях; оптимальное сочетание дидактических игр с другими средствами (например, задачи на рефлексию, а также определение уровня знаний и умений); учет не только особенностей изучаемого материала, но и специфики коллектива обучаемых: уровень подготовленности (игра должна быть посильной, не легкой, но и не очень сложной), психологических особенностей всего коллектива и каждого его члена (при распределении ролей); однозначность и простота; направленность на решение некоторой дидактической цели; продуманность системы оценивания за участие и результат игры; динамичность, эмоциональная привлекательность; обсуждение хода игры и ее итогов; проведение диагностики достижения дидактической цели.
Структура организации игры. 1.Выбор игры. 2. Подготовка игры а) предварительная подготовка учащихся к игре. б) подготовка непосредственно перед игрой. 3. Введение в игру. а) предложение игры детям. б) объяснение правил игры. в) выбор участников игры. 4. Ход игры. а) начало игры б) развитие игрового действия. 5. Подведение итогов 6. Анализ игры. 3. Дидактическая игра «Воинские звания» Цель игры: Закрепление знаний о воинских званиях Вооруженных Сил РФ. Игра на карточках «Воинские звания призвана способствовать закреплению полученных знаний темы «Воинские уставы» по программе «Я- защитник Отечества», способствует развитию памяти и мышления. Игра «Воинские звания» способствует развитию чувства коллективизма, так как играть можно только группой детей от 2-х до 12-ти человек. Участие педагога в игре рекомендуется, это формирует более доверительные и дружественные отношения с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительному образованию для дошкольников«Знакомство с различными видами тканей»
Основная задача кружковой работы заключается в формировании у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, в воспитании эстетического ощущения и художественного вкуса....
Методическая разработка по использованию приемов ТРИЗ на занятиях педагогов дополнительного образования (разработаны на основе технологии развития творческого мышления)
Рекомендации разработаны на основе технологии развития творческого мышления....
«Семейный творческий проект детей и родителей как одна из форм сотрудничества педагога дополнительного образования с семьей обучающегося»
Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие реб...
Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...
Конспект занятия по дополнительному образованию «Игралочка» математика для детей 3-4 лет Тема занятия: «Шар»
Цель: Формировать представления о свойствах геометрического тела «Шар». Формировать умение увеличивать множество путём прибавления.Задачи:Образовательные:- формировать на предметной о...
Статья на тему: Игровые технологии на занятии по дополнительному образованию дошкольников
Игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание...
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей
Что такое нетрадиционные формы?Какие нетрадиционные формы можно использовать на занятиях?...