Мониторинг индивидуального развития ребенка в ДОУ
материал
Мониторинг индивидуального развития ребенка в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_individualnogo_razvitiya_rebenka_v_dou.docx | 29.51 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 929.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, поскольку он имеет свою специфику.
2 слайд В ФГОС ДО в п. 3.2.3. говорится, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы. Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
3 слайд 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
4 слайд Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой, поэтому первое, что нам необходимо было сделать – это прописать в ООП ДОУ порядок осуществления педагогической диагностики. На 5 слайде выписка из ООП о проведении педагогической диагностики в ДОУ.
6 слайд Порядок осуществления мониторинга индивидуального развития детей определен разработанным в ДОУ Положением о системе оценки индивидуального развития детей, в котором определены основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка.. 7 слайд. В нашем детском саду проводятся следующие виды мониторинга: 1. педагогический мониторинг (освоение детьми Образовательной Программы ДОУ, построение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников, готовность детей подготовительных групп к обучению в школе; эмоциональное благополучие воспитанников) 2. адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ 3. мониторинг заболеваемости и физической подготовленности детей 4. анализ творческих достижений воспитанников 8,9,10 слайд Для проведения педагогического мониторинга разработаны индивидуальные диагностические карты, в которых скорректированы показатели по пяти образовательным областям, в соответствии с возрастом ребенка. На слайде карта учета индивидуального развития воспитанника подготовительной группы, в которой воспитатель указывает фамилию, имя ребенка, возраст и время обследования. Далее выделена образовательная область и прописаны показатели. Для подготовительной группы в образовательной области “социально – коммуникативное развитие”- их 25. Количество показателей в различных образовательных областях и в разных возрастных группах различное. Показатели мы разрабатывали сами в соответствии с Программой и методическими разработками. Показатели могут меняться, т.к. сейчас выходят новые методические материалы и разработки по организации диагностики и в соответствии с ними мы вносим корректировки. Диагностика проводится всеми специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Педагогическая диагностика в ДОУ не предполагает сложного инструментария и проводится преимущественно с использованием метода наблюдения, которое осуществляется в привычной для детей обстановке во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях. Кроме наблюдения используются такие методы диагностирования как беседа, опрос, анализ продуктов детской деятельности. Таким образом, на основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми своей возрастной группы, 11 слайд а также планируют индивидуальную работу с детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В конце учебного года организуется итоговая диагностика и проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются на заседании методических объединений воспитателей возрастных групп. После заполнения индивидуальных карт производится подсчет всех критериев и результаты заносятся в оценочные листы каждой группы, по которым воспитатели и делают выводы (каждый по своей группе, и затем подводится итог по ДОУ в виде таблиц и диаграмм, на основе которых составляется аналитическая справка подведения итогов педагогического мониторинга на начало или конец учебного года. На основании аналитических справок по итогам мониторинга определяется эффективность проведённой работы, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ. На 12 слайде дан образец итогового листа диагностики физической подготовленности детей за два учебных года. Весь коллектив детского сада работает так, чтобы дети росли крепкими и здоровыми.. В таблице видно, что уровень овладения основными видами движений повышается к концу учебного года и от одного возрастного этапа к следующему, что говорит об эффективности организации физкультурной работы. Анализ полученных результатов показал, что чаще всего неумение или на стадии усвоения выполнение основных видов движений к концу учебного года связано с редким посещением ребенка детского сада, малой двигательной активностью дома. В ДОУ проводится квалифицированная коррекция речевого развития. Развитие речи является главной задачей, поэтому в ДОУ функционируют две специализированные логопедические группы для детей с недоразвитием речи. Работа по развитию речи в этих группах проводится во взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. На 13,14 слайде видна положительная динамика по организации коррекционной работы. Наши воспитанники разные и имеют разный уровень развития, но их успехами мы можем гордиться.
15,16 слайды. Ребенок, уходящий от нас в школу должен соответствовать модели выпускника, которая составлена в соответствии с требованиями программы.
Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы в 2016–2017, 2017 – 2018 учебном году показал наличие устойчивой динамики уровней психологической готовности детей к школе за счет того, что детей с низким уровнем нет в течение нескольких лет. 17 слайд. Воспитанники ДОУ активно участвуют в различных конкурсах: на уровне района, города, а также всероссийского уровня.
Мониторинг творческих достижений воспитанников ДОУ показал: по результатам участия в конкурсах увеличилось количество призовых мест, в сравнении с предыдущими годами, что способствует повышению имиджа детского сада.
Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка происходит следующим образом: 18слайд
- старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка: выбирает методики и параметры оценки результатов, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
- специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре) своего направления развития личности воспитанников,
- педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализирует результаты, формулирует причины успехов или неудач, намечает пути коррекции;
- воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
19 слайд Оценка индивидуального развития осуществляется:
- при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) или в начале учебного года в остальных группах и помогает определить актуальный уровень развития ребенка на начало учебного года;
- в конце учебного года (май) – в целях определения динамики, а также социальной ситуации его развития;
- в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
20 слайд. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
- показатель не сформирован — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «показатель сформирован» и «находится в стадии формирования» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание этих оценок свидетельствует об успешном развитии ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «показатель не сформирован», необходимо усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации Образовательной программы.
21 cлайд Методологической основой педагогической диагностики, которую мы используем в нашем детском саду является:
- оценка нервно-психического развития детей с 1 года до 3-х лет по эпикризным срокам – методика Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной;
- педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности, разработанный для всех возрастных групп ДОУ Ю.А. Афонькиной (издательство “Учитель”)
- оценка речевого развития проводится учителем – логопедом по иллюстрированной методике логопедического обследования под ред. Т.Н. Волковской, более углубленное обследование лексики и грамматического строя по методике Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой
Контроль за проведением и объективностью оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующей и старшим воспитателем в ходе ежедневного текущего контроля, тематического и оперативного контроля при посещении и анализе организации учебно – воспитательного процесса, режимных моментов и совместной деятельности.
Результаты оценки индивидуального развития детей, индивидуальные карты на каждого ребенка, пособия для проведения оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом кабинете.
Результаты педагогической диагностики доступны тем педагогам, которые непосредственно работают с конкретным ребенком или группой детей. Никакому внешнему контролю результаты диагностики детей не подлежат. Проверяющий может потребовать только обобщенные результаты диагностики, то есть средний по группе (или по детскому саду) уровень освоения детьми образовательной программы.
Доступ к результатам диагностики ребенка должны иметь его родители. Они вправе знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, показателями своих детей и получать информацию о всех видах планируемых обследований и их результатах (Часть 1 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом родители имеют доступ к данным диагностики только своего ребенка. Обсуждать достижения или неуспехи ребенка также следует с родителями индивидуально, а не на общем родительском собрании в группе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО В ФГОС ДО в п. 3.2.3. говорится, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1 ) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты педагогической диагностики: Индивидуализация образования Оптимизация работы с группой детей
Оценка индивидуального развития детей: Педагогическая диагностика - оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или группой детей. Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком . Психологическая диагностика - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
“ Диагностика разработана с целью оптимизации образовательною процесса в МБДОУ № 26 «Сказка», в разных возрастных группах, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения . ” …
УТВЕРЖДЕНО Приказом от 04.09.2016 г.№ 23 П Положение о системе оценки индивидуального развития детей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 26 «Сказка» г. Искитима Новосибирской области
Виды мониторинга: педагогический мониторинг (освоение детьми Образовательной Программы ДОУ, построение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников, готовность детей подготовительных групп к обучению в школе; эмоциональное благополучие воспитанников ) адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ мониторинг заболеваемости и физической подготовленности детей анализ творческих достижений воспитанников
Социально – коммуникативное развитие Показатели на начало учебного года проявление не сформирован находится в стадии формирования сформирован Карта учета индивидуального развития воспитанника подготовительной группы № __ МБДОУ № 26 «Сказка» Фамилия, имя ребенка______________________________Возраст ________________ Возрастная группа _____________________________ Воспитатели___________________________________ Время обследования____________________________
Может самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде Следит за состоянием своего рабочего пространства до и после занятий Ответственно выполняет обязанности дежурного Проявляет трудолюбие в работе, доводит начатое дело до конца Планирует свою деятельность, отбирает для нее необходимые материалы Соблюдает правила организованного поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем Самостоятельно выбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр и т.д.
Результаты педагогической диагностики по образовательным областям для проведения индивидуальной работы с детьми № п/п Код ребенка (имя и первая буква фамилии) Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Журнал индивидуальной работы с __________________ группа № ______________ воспитатели___________________________________________на ____________
Диагностика физической подготовленности детей (2016-2017 – 2017-2018г.) Основные виды движений (2016-2017) начало года Основные виды движений (2017-2018) начало года ходьба бег прыжки метание ползание, лазанье бросание, катание ходьба бег прыжки метание ползание, лазанье бросание, катание Мл.гр. 40% 30% 50% 50% 40% 35% 60% 55% 70% 70% 60% 60% Ср.гр. 60% 50% 60% 60% 60% 60% 80% 80% 85% 85% 80% 85% Ст.гр 70% 60% 70% 70% 70% 65% 85% 80% 90% 90% 80% 80% Под.гр. 75% 65% 70% 75% 75% 75% 80% 85%% 90% 90% 80% 90% Основные виды движений (2016-2017г.) конец года Основные виды движений (2017-2018г.) конец года ходьба бег прыжки метание ползание, лазанье бросание, катание ходьба бег прыжки метание ползание, лазанье бросание, катание Мл.гр. 35% 30% 45% 45% 40% 40% 55% 60% 70% 80% 75% 65% Ср.гр. 50% 50% 55% 55% 50% 65% 70% 75% 80% 80% 75% 80% Ст.гр 70% 60% 70% 70% 70% 70% 85% 75% 85% 85% 85% 85% Под.гр. 70% 60% 75% 70% 70% 75% 85% 80% 90% 90% 85% 90%
Результаты диагностики речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ сентябрь 2016 г. Параметры диагностики: 1. Понимание речи 2. Артикуляционная моторика 3. Состояние звукопроизношения 4. Фонематические процессы 5. Слоговая структура речи 6. Словарь, словообразование 7. Грамматический строй речи 8. Состояние связной речи
Сводные результаты исследования степени морфофункциональной зрелости организма Год Кол-во детей «Полуростовой скачок» произошёл «Полуростовой скачок» в стадии завершения 2017 40 39 ( 9 7,5%) 1 (2,5%) 2018 49 48 (98%) 1(2%) Сводные результаты исследования уровня интеллектуального развития Год Кол-во детей Средний результат 2017 40 77% (хор.ур.) 2018 49 75% (хор. уров .)
Сводные результаты исследования уровня эмоционального отношения детей к предстоящему школьному обучению Год Кол-во детей Эмоциональное благополучие Тревожность Страх, неприятие 2017 40 14 (35%) 22 (55%) 4 (10%) 2018 49 29 (59%) 14(29%) 6 (12%) Сводные результаты исследования уровня мотивационной готовности к школьному обучению Год Количество выпускников Стремление к учебному содержанию деятельности Амбивалентное отношение к обучению Стремление к дошкольным, игровым видам деятельности 2017 40 21 (53%) 9 (22%) 10 (25%) 2018 49 25 (51%) 16 (33%) 8 (16%)
Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка: выбирает методики и параметры оценки результатов, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализирует результаты, формулирует причины успехов или неудач, намечает пути коррекции; воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
Оценка индивидуального развития осуществляется : при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) или в начале учебного года в остальных группах и помогает определить актуальный уровень развития ребенка на начало учебного года; в конце учебного года (май) – в целях определения динамики, а также социальной ситуации его развития; в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей: показатель сформирован — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым; показатель в стадии формирования — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры; показатель не сформирован — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Методологическая основа педагогической диагностики в ДОУ оценка нервно-психического развития детей с 1 года до 3-х лет по эпикризным срокам – методика Н.М. Аксариной , К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной ; педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности, разработанный для всех возрастных групп ДОУ Ю.А. Афонькиной (издательство “Учитель”) оценка речевого развития проводится учителем – логопедом по иллюстрированной методике логопедического обследования под ред. Т.Н. Волковской , более углубленное обследование лексики и грамматического строя по методике Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Ежегодный мониторинг индивидуального развития ребенка
Ежегодный мониторинг индивидуального развития ребенка...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Мониторинг индивидуального развития ребенка
Бланк отслеживания динамики развития рбенка...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....
Методические рекомендации учителя-логопеда по теме "Мониторинг индивидуального развития ребенка с ТНР по образовательной области "Речевое развитие"
Методические рекомендации помогают выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи в соответствии с Федеральной АООП ДО, разобраться в определении достигнутого ребенком с ТНР у...