Проект Школы молодого педагога «Успешный старт"
методическая разработка

Дергунова Ирина Ильинична

По методическому сопровождению и  работе с молодыми и начинающими   педагогами в МАДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uspeshnyy_start.doc1004.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 201 «Островок детства»

города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

Школы молодого педагога

«Успешный старт»

по работе с молодыми и начинающими  педагогами

в МАДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары

Разработали: Никитина И.М., заведующий

Дергунова Ирина Ильинична,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Чебоксары, 2019 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………3

2. Основная часть……………………………………………………….5

3. Заключение……………………………………………………………8

Список использованной литературы………………………………….12

Приложения:

1. План работы Школы молодого педагога

2. Положение Школы молодого педагога

3. Анкета для педагогов при поступлении на работу

4. Анкета для педагога для анализа

5. Памятка по организации занятия

6. Памятка общения  педагога в ДОУ

7. Памятка «Как написать интересную новость»

8. Памятка  «Перечень документации педагога ДОУ»

9. Рекомендации к работе в летний период

10. Методические рекомендации  по оформлению информационного пространства

11. Индивидуальный план наставника

Пояснительная записка

"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"    А.С. Макаренко                                                                                   

1.        Краткие сведения об учреждении.    Год основания 15.10.2012 г. Руководитель- Никитина Ирина Михайловна. Количество воспитанников в дошкольной образовательной организации: 435, из них 21 с ограниченными возможностями здоровья, 15 детей – инвалидов.  Функционирует 14 групп полного дня, 1 кратковременная группа  для детей раннего возраста и 1 кратковременная для детей–инвалидов и с  ограниченными возможностями здоровья.

Всего в детском саду на данный момент 22 воспитателя. Специалистов 8:  старший воспитатель-1; педагог-психолог -1,  учитель-логопед-1; учитель-дефектолог-2;  инструктор по физической культуре -2.  Анализ показал- 45% педагогов имеют 1квалификационную категорию, 10 % -высшую категорию.

 Дошкольное образовательное учреждение  обеспечено современной информационной базой -  локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и пособия. В 5 группах детского сада установлены стационарные мультимедийные  проекторы. Для пользования воспитателей есть 20 компьютеров и ноутбуков, 10 планшетов, 5 принтеров, цифровая фототехника, интерактивные столы, песочницы.

 Открытость и доступность информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения для заинтересованных лиц  обеспечена наличием информации на сайте образовательного учреждения http://ds201.ucoz.ru/. Информация о деятельности представлена  в сетевом городе «Образование», на информационном экране  в холле детского сада.  Работают группы в соцсетях с размещением  информации о педагогической деятельности https://vk.com/id420328513.

Детский сад является базой учебной практики для студентов Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского (договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве, от 29.12.2014). Ежегодно группы  студентов проходят учебную практику в стенах ДОУ. В данный момент в детском саду работают 5 молодых воспитателей, выпускников колледжа. Каждого воспитателя мы сопровождаем уже с практики, оценивая его перспективы и возможности.

Как возникла идея проекта?

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые наиболее эффективны и, в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. Поэтому, мы изучаем условия, от которых будет зависеть последующая  адаптация и успешность воспитателя или специалиста.

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования - воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель  осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Особое внимание и забота – молодым, только начинающим свой профессиональный путь, педагогам.

В результате анализа кадрового состава выявилась проблема проекта  - молодые специалисты- педагоги после окончания учебного заведения или без опыта работы (менее 3 лет) составляют высокий процент от всего педагогического коллектива.

Таблица 1. Статистика молодых педагогов в ДОУ

годы

2016 г.

2017г.

2018 г.

2019 г.

количество

5 чел. / 15%

6 чел / 20%

7чел./ 25%

8 чел./ 30%

Идея создания проекта «Успешный старт»  появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей и специалистов, только приступающих к работе и имеющих стаж работы менее 3 лет. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Начиная свою работу в ДОУ, педагоги испытывают ряд проблем - потребность в принятии коллективом, общении с коллегами, трудности во взаимодействии с родителями,  в применении на практике знаний в  психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Мы видим противоречия, которые необходимо решить на практике:

-между необходимостью реализации профессионального стандарта педагога и недостаточным уровнем профессионализма начинающих педагогов;

-между высоким уровнем теоретических знаний молодых специалистов и недостаточным умением применять их на практике;

-между требованиями родительской общественности к качеству образования и эффективности работы с детьми, и умением молодого педагога взаимодействовать с родителями.

Анализ кадрового состава и  педагогических практик показал, что наиболее эффективно проходит вхождение начинающего педагога в профессию при использовании наставничества. Наставничество предусматривает  индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит  обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения обоих сторон.

Таким образом,  проект «Успешный старт» направлен на формирование эффективной работы с начинающими педагогами и педагогами-наставниками.

Новизна и особенность проекта основаны на системе наставничества с использованием активных и  инновационных технологий - информационных и компьютерных, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),  технологии эффективной социализации.

Проект актуален для детского сада, в котором большой приток молодых кадров. Данный проект адресован руководителям, старшим воспитателям детских садов.

Основная часть

          Цель проекта: система эффективной и оптимальной работы наставников с молодыми и начинающими педагогами, создание в ДОУ условий, способствующих  успешному вхождению в профессиональную деятельность, развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

         Задачи:

- помочь адаптироваться молодому  педагогу в коллективе;

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

-привить  интерес молодого специалиста к педагогической деятельности и закрепление его в образовательном учреждении;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога;

- развить потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.

               Участники проекта:

Руководитель ДОУ, старший воспитатель, узкие специалисты, опытные педагоги – наставники, молодые педагоги без опыта работы со стажем менее 3 лет и молодые специалисты, приступающие к работе после окончания вуза.

Сроки проекта- 3 года, далее проект становится цикличным и  работа ведется в соответствии с планом, с новыми педагогами.

Ожидаемые результаты

- Успешная адаптация 100 %  молодых специалистов;

-Повышение качества образовательного процесса, эффективное использование инновационных технологий 100 % молодых специалистов;

- Закрепление  в образовательном учреждении не менее 80 % молодых педагогов;

- Повышение авторитета у родителей, удовлетворенность не менее 90% родителей степенью взаимодействия с педагогом;

-Активное и успешное участие 100% педагогов (наставников и молодых специалистов) в конкурсном движении;

-Повышение квалификации, успешная аттестация на 1 квалификационную категорию к концу обучения в школе  50  %  молодых специалистов.

- Повышение авторитета, признания, самореализация у 100% педагогов (наставников и молодых специалистов).

Этапы проекта:

Проект можно разделить на три этапа:

I этап - 1 год обучения в школе, адаптационный

- вступление молодых специалистов в ряды педагогов ДОУ;

-индивидуальное планирование наставника, выбор эффективных форм работы;

- вхождение в коллектив, ритм работы учреждения;

II этап – 2 год обучения в школе, основной 

-процесс развития профессиональных умений, накопления опыта,

- вырабатывается индивидуальный почерк через поиск лучших методов и приемов работы с детьми,

- формирование своего стиля в работе,

- педагог повышает авторитета среди детей, родителей, коллег.

III этап – 3 год обучения в школе, заключительный:

- складывается система работы, имеются собственные разработки.

- педагог внедряет в свою работу новые технологии;

- возросший уровень авторитета среди родителей и коллег.

Планирование содержания работы представлено на каждый год. В зависимости от результатов и мониторинга данных  план может дополняться, корректироваться (приложение 1).

Заключение

         Приступая к работе,  мы разработали Положение о Школе молодого педагога, где определили для себя, кто молодые педагоги, кто может быть наставником для педагогов, как будет осуществляться работа, права и обязанности сторон (Приложение 2).  Затем, разработали локальные акты, регламентирующие работу Школы- приказы по закреплению наставников - приказ, планы работы.

 В выборе наставников мы руководствовались не только опытом работы и профессиональными навыками. Наставник – человек, пользующийся доверием руководства и коллег по работе, признанный профессионал. Важны личностные особенности, желание сотрудничать и взаимодействовать, умение понимать и принимать молодого специалиста. Обращали внимание на способность к самооценке и умение творчески организовать педагогический процесс, быть инициативным и активным.

При планировании работы с молодыми кадрами учитывали всех участников образовательного процесса, точки соприкосновения взаимодействия между ними.

Таблица 2. Модель взаимодействия педагогов и молодых педагогов в ДОУ

Старший воспитатель, специалист ДОУ-

Молодой педагог

Молодой педагог-

Ребенок и его родитель

Молодой педагог-

Коллега

  • Создание условий для легкой адаптации
  • Выбор наставника
  • Обеспечение методической литературой
  • Оценка профессиональных возможностей и склонностей
  • Формирование взаимопонимания, взаимоуважения и авторитета родителей
  • Партнерская, доверительная позиция со стороны детей
  • Поддержка со стороны коллег
  • Сотрудничество и взаимопонимание
  • Взаимопомощь
  •  Взаимоконтроль и анализ

Формы работы

-наставничество;

- памятки, буклеты

-практикумы, семинары, беседы, консультации, коучинг-сессии и т.п.

-мониторинг - анкеты, опросы

- углубленная работа над методической темой;

Семинары-практикумы

Решение проблемных ситуаций

Психологические практикумы, тренинги

-Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;

Наставничество

Творческие группы

Мастер-класс наставника

Круглый стол

Творческая мастерская

-показ занятий на уровне детского сада;

-посещение открытых городских мероприятий, методических объединений;

           Анализ реализации проекта проходит поэтапно, каждый год, по итогам достижения ожидаемых результатов. Организация Школы предусматривает создание  ряда нормативных документов и методических материалов (представленных в Приложении 3-10).

       Оценку реализации проекта «Успешный старт» мы проанализировали результатами  работы Школы молодого педагога, каждого молодого педагога индивидуально, за последние 3 года, начиная с 2015-2016 учебного  года.

- Прошла успешная адаптация 100 %  молодых специалистов, принятых за это время.

- Закрепились и продолжают работать  в образовательном учреждении из 15 принятых  12 педагогов, что составило 80 % молодых педагогов. При этом, ушедшие педагоги сменили место жительства и продолжают работать в дошкольном образовании.

- Повышение авторитета у родителей, удовлетворенность родителей степенью взаимодействия с педагогом проводится ежегодно анкетированием, и составляет  94 %.

Проведен мониторинг молодых педагогов по оценке критериев достижения результатов: повышение качества образовательного процесса, эффективное использование инновационных технологий, активное и успешное участие молодых специалистов в конкурсном движении; повышение квалификации, успешная аттестация на 1 квалификационную категорию.  

Из 15 педагогов аттестованы 8 человек  на 1 квалификационную категорию, что составило 53 % , при 50 % ожидаемых. Результаты представлены в таблице 3.

Таким образом, можно констатировать, что проект «Успешный старт» показал свою эффективность, и необходимость для повышения эффективности работы с молодыми педагогами.

 Система методической работы на основе аналитической деятельности, работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёт творческой активности и личностных  потребностей педагога; взаимосвязь всех форм и методов работы наставников стала показателем достижения цели проекта.

У молодого педагога сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрыт творческий потенциал.

Наставник также смогли повысить свой профессиональный уровень, авторитет в среде педагогов и родителей.

Школа молодого педагога «Успешный старт» помогла более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

Литература

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.

3.Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.

4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.

5. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград, Учитель, 2011 – 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Школа молодого педагога"

В материале представлен алгоритм работы с начинающими педагогами....

Проект «Школа молодого педагога»

   Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится...

Проект "Школа молодого педагога"

Оказание помощи молодым специалистам в развитие профессиональных умений и навыков....

Проект «Школа молодого педагога»

Проект«Школа молодого педагога»...

Участие и победа в проекте " Школа молодого педагога"

Я педагог, я воспитатель! " С детьми должна всегда быть рядом,Даря тепло и согревая взглядом,Их в мир прекрасного вести,и помнить заповедь " Не навреди".Мое педагогическое кредо &q...

Педагогический проект "Школа молодого педагога"

Сегодня тема наставничества в образовании является одной из ключевых в нацпроекте "Образование" (включая и федеральные проекты "Успех каждого ребенка", "Современная школа"...