Проект "Школа молодого педагога"
проект на тему
Оказание помощи молодым специалистам в развитие профессиональных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_molodogo_pedagoga.docx | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа молодого педагога»
Проект по организации наставничества в дошкольной организации
на 2016-2017 учебный год
Содержание проекта
№ | Содержание | Страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Содержание проекта | 4 |
3 | Этапы реализации проекта | 5 |
4 | Механизм реализации проекта | 6 |
5 | Прогнозируемый результат | 7 |
6 | Приложение | 9 |
- Пояснительная записка
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности.
Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к
личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
- необходимое взаимодействие семьи и ДОО требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.
Проект наставничества МБДОУ ДС №67 «Аистёнок» разработан с целью
становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Актуальность проекта
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
- слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
- неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
- недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОО не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Цель: Оказание помощи молодым специалистам в развитие профессиональных умений и навыков.
Задачи:
- Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности.
- Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОО.
- Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности:
3.1. Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;
3.2. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении.
3.3. Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта.
- Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.
Ожидаемый результат
1. Молодые или вновь принятые педагоги ДОУ приобретут возможность личностного и профессионального роста.
2. Улучшится качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3. Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста.
- Содержание проекта
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному.
Наставничество в МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок» является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые годы - это период становления молодого специалиста
Этапы становления молодого педагога включают:
Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей)
Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
Преобразование (достижение целостности, самодостаточности и способности к инновационной деятельности)
Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь, кому-то она понадобится несколько месяцев, кому-то годы.
В дошкольной образовательной организации можно выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
- Молодые специалисты - выпускники ВУЗов и колледжей.
- Начинающие педагоги - специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).
Молодым специалистом считается начинающий педагог, как правило, овладевший основами педагогики и психологии по программе вуза (училища), проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.
Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
III. Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап реализации проекта включает в себя:
- Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.
- Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами.
- Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
- Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей
Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета ДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).
- Реализационный этап включает в себя:
- Изучение теоретического основания и содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой;
- Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.
- Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
- Ознакомление молодых специалистов с организацией предметноразвивающей среды в группах.
- Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.
- Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.
- Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.
- Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.
- Самообразование молодых специалистов.
- Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.
- итоговый этап включает в себя:
- Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:
- в образовательной организации
- на муниципальном уровне
- Анализ результатов работы на педагогическом совете.
- Ежегодное подведение итогов работы.
- Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
IV Механизм реализации проекта
Реализация проекта «Школа молодого педагога» рассчитано на один учебный год, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), старшим воспитателем, руководителем дошкольной организации.
Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником.
В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации проекта «Школа молодого педагога» представляются на итоговом педагогическом совете.
Приложение №1
Планирование работы по наставничеству.
№ | Планируемые мероприятия | Дата | Форма отчётности |
1 | Помощь в изучении федерального закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ, локальных актов ДОУ. | В течение учебного года | Консультации, рекомендации, памятки, буклеты, презентации |
2 | Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: участие молодого педагога в составлении плана образовательной деятельности, написании рабочей программы. | сентябрь | Оформление документации, оказание помощи |
3 | Организация работы по самообразованию, подбор литературы, материала для самообразования педагогов. | сентябрь | Оказание методической помощи |
4 | Знакомство с новыми педагогическими технологиями | В течение учебного года | Самостоятельно, заседание МО |
5 | Организация предметно-пространственной среды группы | октябрь | Проанализировать предметно-пространственную среду, распределить игры в соответствие с классификацией |
6 | Организация самостоятельной деятельности детей | октябрь | Консультации, рекомендации в умении планировать и организовывать самостоятельную деятельность |
7 | Подготовка и проведение праздников и развлечений | Ноябрь, декабрь, март, май. | Рекомендации, помощь в выборе костюмов, распределение ролей |
8 | Посещение педагогов наставников, просмотр режимных моментов, занятий, совместной игровой деятельности | наставники | Показ, конспекты |
9 | Участие молодых педагогов в семинарах, конференциях открытых мероприятиях и т. д. | декабрь | Подбор материала, консультации, рекомендации |
10 | Изучение и внедрение здоровье сберегающих технологий | декабрь | Консультация, планирование, помощь наставника |
11 | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, сотрудничество с семьёй, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. | в течение года | Выработка навыков сотрудничества с семьёй, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. |
12 | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. | январь | Круглый стол, дискуссии |
13 | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». | февраль | Помощь наставника |
14 | Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодого специалиста. | март | Посещения ООД и режимных моментов молодого специалиста. |
15 | Планирование образовательной деятельности на летний оздоровительный период. | апрель | Разработать календарный план работы с детьми на летний оздоровительный период (форма – по ФГОС ДО). |
16 | Совместная разработка и проведение итоговых занятий | Молодые специалисты | Подбирать разнообразные формы, методы и приёмы организации ООД. |
17 | Подведение итогов работы за год. Отчет о проделанной работе. | май | Определение перспектив на следующий учебный год. |
Прогнозируемые результаты:
По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Приложение №1
Примерный индивидуальный план прохождения образовательного маршрута
(составляется и заполняется педагогом наставником)
Ф.И.О. сотрудника (стажера)
Должность:
Наставник
План работы на период с « » 20 года по « » 20 год
Подведение итогов по данному плану « » 20 год.
№ п\п | Задание (что конкретно посетить, освоить, изучить) | Цель, планируемый результат | Сроки выполнения | Отметка о выполнении \подпись стажера |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Ознакомлен (а) / / (подпись стажера)
Дата
Комментарии наставника/руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения наставничества:
Подпись наставника/руководителя /
Приложение №2
АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Ответьте на вопросы нашего анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?
_____________________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?
_____________________________________________________________________________
3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
_____________________________________________________________________________
5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?
_____________________________________________________________________________
6. Что вас привлекает в работе коллектива:
- новизна деятельности;
- условия работы;
- возможность экспериментировать;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
7. Что вам хотелось бы изменить?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение №3
Карта педагогического мастерства молодого специалиста
______________________ учебный год
№ | Фамилия, Имя, отчество | Занимаемая должность | Образование | Участие на курсах повышения квалификации | Уровень выступлений на | активность | Примечание | |||||
м/о | п/о | к | семинарах | творческих неделях | в методической жизни ДОУ | в общественной жизни ДОУ | ||||||
Приложение №4
Сведения о молодых специалистах
______________________ учебный год
№ | Фамилия, Имя, отчество | Дата рождения | Сведения об образовании: что окончил, год, специальность по диплому | Стаж трудовой деятельности | Семейное положение | Хоббиувлечение | Уровень профессионального становления личности | Примечание |
Приложение № 5
ТЕСТ
Игровая деятельность как средство совершенствования
Воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Уважаемый коллега!
Ответьте на вопросы, предложенные в тесте. Пожалуйста, учтите, что правильных ответов может быть несколько.
Раздел I. Теория игры
1. Какое из приведенных ниже утверждений верное? | |||
| ⬜ | ||
| ⬜ | ||
| ⬜ | ||
| ⬜ | ||
| ⬜ | ||
2. Определите, какие игры являются «творческими»: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
3. Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
4. Наиболее общая типология сюжетов игр включает: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
5. Определите факторы, влияющие на развитие сюжетов детских игр: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
6. Какова последовательность овладения детьми игровыми действиями? (отметьте цифрами последовательность) | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
7. Определите последовательность становления взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре на протяжении дошкольного детства (отметьте цифрами последовательность) | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
8. Определите последовательность этапов развития игры: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ | ||
9. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
Раздел II. Педагогическое сопровождение игровой деятельности в ДОУ
1. В какой возрастной группе возможна совместная игра воспитателя с детьми? | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
2. Определите косвенные методы руководства сюжетно-ролевой игрой | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
3. Укажите прямые методы руководства сюжетно-ролевой игрой | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
4. От чего зависит выбор игры при планировании? | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| |||
5. Укажите оптимальные приемы распределения ролей: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| |||
6. Какие подходы к методике руководства игровой деятельностью существуют? | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
7. Компонентами комплексного метода руководства игрой являются: | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
8. Какова последовательность основных направлений педагогического руководства игрой на протяжении дошкольного детства в соответствии с обучающим методом (отметьте цифрами последовательность) | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
9. Определите в какой возрастной группе ДОУ приемлемо следующее хранение игрового оборудования (М – младшая группа; С – средняя группа; СТ – старшая группа; П – подготовительная группа) | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
10. Какими, по Вашему мнению, знаниями, умениями должен владеть воспитатель для компетентного руководства игровой деятельностью? | |||
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
| ⬜ |
ФИО педагога _____________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"
Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.
Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....