Взаимодействие ДОу с семьями воспитанников
материал
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_doo_s_semyami_vospitannikov.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Приоритетная роль семьи в формировании ребенка обоснована в трудах педагогов психологов прошлого и настоящего времени, отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребенка (1989), Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании в Российской Федерации», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
В последние годы практически в каждом отечественном нормативно – правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого – педагогического просвещения родителей.
Наш детский сад проводит планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – созданию воспитательного – образовательного и оздоровительного пространства «детский сад – семья».
Приоритетными направлениями нашей работы являются:
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Мы в своем учреждении постарались всю работу построить на основе диалога, взяв за основу принципы партнерства. Родители не ученики, но партнеры по общению. Следуя этому принципу, работу начали вести в разных формах: дискуссии на разные темы воспитания детей; деловые игры; групповые собрания; открытые занятия для родителей; участие в утренниках, досугах, субботниках.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Её главная задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье.
Информационная работа с родителями начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения. Это визитная карточка ДОУ. На ней содержится полная информация о дошкольном учреждении:
• лицензия на осуществление образовательной деятельности;
• фамилия, имя, отчество заведующего, часы приема родителей;
- наименование и телефон вышестоящей организации;
- направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг.
На отдельном стенде:
- дипломы и грамоты детского сада;
- ФГОС ДО для родителей;
- Дорожная безопасность.
В группах местом размещения информации служит уголок для родителей или стенд. Для родителей представлена следующая информация: фамилия имя отчество воспитателей группы, график приема родителей заведующим ДОУ и специалистами. Также родители могут познакомиться с режимом дня (на холодный и теплый период года) с расписанием занятий в группе на текущий учебный год; составом родительского комитета; правилами внутреннего распорядка воспитанников, а также с успехами детей за текущий день.
Информацию по оздоровлению детей, готовится совместно со старшей медсестрой. Здесь имеются памятки об одежде детей, о прогулках, о проветривание комнаты перед сном, соблюдение режима дня, о профилактике ОРЗ и гриппа. Конечно, данная информация носит сменный характер и зависит от сезона. Летом родители на этом стенде найдут информацию по закаливанию детей.
Значительное место занимают выставки детских работ, где воспитатели вывешивают рисунки детей, работы по аппликации. Выставляют поделки из бросового материала, работы по лепке.
Видя результаты стараний своего ребенка, владея информацией о том, что происходит в детском саду, получая советы и рекомендации, родители устанавливают тесную взаимосвязь с воспитателями, которая благоприятно влияет на развитие ребенка.
Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство, страх. Поэтому с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада мы проводим экскурсию по учреждению: знакомим родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Рассказываем о режиме дня и правилах поведения в детском саду, отвечаем на все интересующие родителей вопросы.
В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду.
Важную роль имеет анкетирование – это одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком.
Анкетирование давно и прочно вошло в работу нашего детского сада, ведь у такой формы взаимодействия с родителями есть очевидные плюсы:
- быстрое получение информации по какой-либо проблеме;
- достоверность информации;
- возможность охватить всех родителей.
Анализируя ответы родителей, мы получаем информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребенка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.
Стоящая перед ДОУ задача – оказания помощи родителям в воспитании детей – предусматривает повышение уровня психолого – педагогической культуры отцов и матерей. С этой целью в дошкольном учреждение организуются книжные выставки. Вниманию родителей предлагаются новые книги по педагогике и психологии, а также детские книги для чтения вместе с ребенком.
Проведение разнообразных конкурсов также позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы «Зимний букет», «Чудеса с грядки» или соответствующие тематике плана работы, например: «Музыкальные игрушки – самоделки». При подготовке конкурса определяем цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей грамотами. Заранее знакомим родителей с положениями конкурса, даем достаточное количество времени на его подготовку.
Итоги проведения творческих конкурсов представляем родителям в виде стенгазеты в холле или выставки.
Эта интересная форма работы дает возможность родителям поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Кроме конкурсов организованных в дошкольном учреждении, родители принимают участие и в районных благотворительных акциях, конкурсах, ярмарках: «Рождественская открытка», «Пасхальная ярмарка», «Семейный альбом», «Разве не ясно, что это опасно».
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации фотовыставок. Родители принимали активное участие в фотоконкурсах «Мы счастливы, потому что мы вместе», «Зимние забавы», «Мой удивительный ребенок». Фотографиями мы украшаем лестничные марши детского сада, что вызывает гордость и радость родителей.
Традиционным стало проведение дней открытых дверей для родителей. В это время у родителей имеется уникальная возможность «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней гимнастике, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, гимнастике после сна, поиграть с детьми.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Наш детский сад сотрудничает с досугово – развлекательным центром «Твоя траектория» в прошлом учебном году для детей и их родителей был организован мастер – класс по Эбру. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравился этот необычный вид творчества, к тому же созданный ребенком удивительный узор был перенесен на бумагу и подарен детям.
Взрослые на мастер – классе познакомились с древнейшим видом искусства и освоили эту необычайно интересную технику. Родители погрузились в мир цвета и форм, получили огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время.
Кроме мастер – класса для родителей и их детей были организованы поездки в ТЮЗ и музей занимательных наук «Кварки». Несколько семей подготовительной к школе группе вместе со старшим воспитателем посмотрели удивительно интересное представление в ТЮЗе «Кот в сапогах». Побывали на увлекательной экскурсии в «Кварки», где дети и родители познакомились с сущностью природных явлений, изучаемых физикой и химией. Дети делились впечатлениями, отражали увиденное в рисовании, лепке.
Положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей является организация совместных детско – родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители обычно с удовольствием принимают участие в таких мероприятия: поют песни, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, показывают свои знания, эрудицию, смекалку, ловкость, быстроту. При этом важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.
Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в дни каникул. В играх, соревнованиях происходит как бы новое знакомство, новое – и порой удивительное – взаимное узнавание. Ведь часто дети даже не представляют, что их папы и мамы умеют играть в футбол, волейбол, когда-то занимались спортом. Увидев спортивную подготовку своих родителей, они пересматривают к ним своё отношение, гордятся ими. И родители вдруг тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось…Данные мероприятия способствуют эмоциональному сближению детей и родителей. Они обсуждают свои спортивные совместные успехи, делятся впечатлениями, радуются за себя и товарищей.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставок, коллажей, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, консультации, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
В этом году в детском саду реализовывается долгосрочный проект «Здоровая семья» состоит он из семи этапов – это конкурс фотогазет «Спортивный портрет нашей семьи», конкурс рисунков «Мы любим спорт», конкурс «Любимая подвижная игра», соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс «Разговор о правильном питании», викторина «Как стать Неболейкой», заключительный этап подведение итогов проекта «Здоровая семья».
В настоящее время хорошо известна технология накопления и систематизации информации «Портфолио», она востребована и широко используется для того чтобы показать и оценить достижения воспитанников. Предлагаемое нами проблемно ориентированное портфолио «Мое здоровье» отражает цели, процесс и результат решения исследовательских задач, способствует сотрудничеству педагогов, родителей и детей при формировании социально – педагогических условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников в семье.
Компоненты портфолио – фотографии, рисунки детей, коллективные детско – родительские работы, ответы детей на вопросы, отражающие их представление о ЗОЖ.
В планах организовать вариативные формы дошкольного образования «Семейные клубы». Сейчас аналитический этап: изучение литературы, анализ возможностей, которые есть в детском саду. Далее будет проектирование (разработка нормативно - правовой базы, Положения о семейных клубах, разработка графика работы узких специалистов, программно – методического обеспечения, материально – технической базы)
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Воспитывает все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего —люди.Из них на первом месте —родители и педагоги....
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...