Модульный подход к проектированию развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной инициативы у старших дошкольников
статья
Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников является одной из центральных задач, трактуемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, так как именно она во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе, их успешной социализации.Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов характеризуют познавательную инициативу как способность ребенком проявлять любознательность, познавательный интерес относительно тех или иных причинно-следственных связей, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам и рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_podhod_k_proektirovaniyu_razvivayushchey_predmetno.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульный подход к проектированию развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной инициативы
у старших дошкольников
Поляева Наталья Степановна, воспитатель
ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город»
пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»
Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников является одной из центральных задач, трактуемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, так как именно она во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе, их успешной социализации.
Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов характеризуют познавательную инициативу как способность ребенком проявлять любознательность, познавательный интерес относительно тех или иных причинно-следственных связей, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам и рассуждать.
Структурное подразделение «Детский сад «Семицветик» работает в данном направлении уже на протяжении трех лет. Итогом данной деятельности стала реализация модульного подхода к проектированию развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), в частности разработка и реализация универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» с приоритетным направлением по познавательному развитию дошкольников 5-7 лет (см. Приложение). Данный модуль стал идеальным вариантом реализации педагогической технологии Н.А. Коротковой под названием «путешествие по «реке времени».
Данный модуль структурирован согласно рекомендациям Т.В. Волосовец и С.А. Аверина, что говорит о его инновационной направленности, возможности соединить в единое целое и структуру, и описание, включающее перечень элементов РППС, методическое сопровождение для реализации образовательного процесса по познавательному развитию старших дошкольников посредством использования данного модуля:
- Модуль имеет группу авторов, назначение и образовательную цель.
- Модуль соответствует требованиям Стандарта ДО и состоит из дополняющих друг друга элементов РППС, которые по замыслу авторов позволяют достичь поставленную образовательную цель.
- Модуль имеет методическое обеспечение, описывающее постановку образовательного процесса и организацию детских видов деятельности с помощью выбранного авторами комплекта РППС.
- Включает методическое сопровождение для педагогов в виде раздела по повышению профессиональной компетенции в рамках использования данного модуля.
- Модуль структурирован так, что «вписывается» как в содержательный, так и в организационный разделы основной образовательной программы дошкольного образования ДОО.
Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал, выстроенный в виде проектной деятельности и направленный на освоение детьми временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему на примере изменений в предметах, отношений в окружающем мире, цивилизации) у старших дошкольников и предусматривающий интеграцию других направлений в развитии ребенка (речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое) и модификацию содержания (изменение) для учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка[1]. Данный продукт на сегодняшний день является новизной в дошкольной практике, поскольку в нем наиболее полно раскрывается содержание образовательной деятельности с приоритетным направлением по познавательному развитию дошкольников, описываются действия, предъявляемые к педагогу, к родителю, а также к организации РППС как в детском саду, так и в домашних условиях.
Своеобразием и оригинальностью считаем с одной стороны - необычное расположение модуля (рекреационная часть ДОО) демонстрирующего временные сюжеты, с другой стороны – возможность его использования в группе в качестве рекомендованной Н.А. Коротковой формы – панно «река времени». Подобное структурирование модуля позволяет обеспечить более целостное восприятие детьми временных отрезков, добиться более высокого качества в установлении детьми причинно-следственных связей, временных зависимостей в определении тех или иных изменений в окружающем мире.
Практическая значимость состоит в возможности его реализации в виде проектной деятельности. Игры-путешествия, упражнения, соревнования и др. формы работы педагоги могут использовать в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в режимных моментах.
Универсальный игровой образовательный модуль «В путь на машине времени» представляет собой сюжетные линии, выполненные на стене из самоклеющейся пленки с фотопечатью, водоэмульсионной краски, гипсового материала, пластика, декоративной штукатурки, отображающие собой движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Временные сюжеты располагаются с 1 по 3 этаж в лестничном проеме, отделены друг от друга цветными секторами, обозначающими тем самым границы между «древностью», «стариной» и «новой историей» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир). Модуль позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Организация работы в модуле носит двойной характер. На начальном этапе с модулем «В путь на машине времени», на заключительном - в продуктивной деятельности посредством панно «Река времени», которая состоит из пазлов в исторической последовательности эпох: древность-старина-современность. Опираясь на «метки», дети располагают картинки на заданных промежутках времени. В данную технологию мы ввели региональный компонент, использование которого дало возможность прослеживания исторического развития предметов и объектов Самарского края.
С целью развития познавательной инициативы у старших дошкольников используем продуктивные виды деятельности (отражение истории в развитии предметов в форме книжек-малышей, лэпбуков, творческих работ и др.), совместную исследовательскую деятельность взрослого и детей (экспериментальная деятельность «Вулкан», организованная и проведенная родителями и детьми согласно рекомендациям педагога по использованию образовательного маршрута, для понимания ребенком причин изменения рельефа в период жизнедеятельности динозавров и др.), интегрированные познавательные занятия и т.д. Незаменимыми средствами в процессе использования модуля является активизация познавательного интереса дошкольников с помощью алгоритмов, пиктограмм, проблемных ситуаций, игровых задач. Использование приема «Ромашка Блума» помогает выстроить индивидуально-личностное общение с ребенком, активизировать речемыслительную деятельность. В результате, дети задают вопросы, касающиеся предметов и явлений в истории цивилизации, стремятся объяснить связь фактов, используют простое причинное рассуждение, стремятся к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов. Например, при изучении истории сухопутного транспорта, чтобы решить проблемную ситуацию, дети «разгадывали» пиктограммы (при этом самостоятельно задавали вопросы как педагогу, так и сверстникам и отвечали на них), разрешали игровую ситуацию (находили сходства и отличия первого транспорта и автомобиля). Для интегрирования познавательной, речевой и двигательной деятельности использовали игры, в процессе которых дети называли виды транспорта на определенный звук, изображали транспорт будущего или имитировали движения различного вида транспорта и т.д.
Результаты образовательной деятельности в рамках использования модуля «В путь на машине времени» не заставили себя ждать. Дети стали более самостоятельными, инициативными в плане заинтересованности относительно получения информации о развитии предметов и объектов окружающего мира именно в историческом плане, что подтверждает высказывание М. Сеченова «о прирождённом и крайне драгоценном свойстве нервно - психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь».
Литература:
- Аверин С.А, Т. Волосовец Т.В «Дошкольные образовательные модули – основа формирования развивающей среды ребенка». Журнал «Дошкольное воспитание» 09/2015 – С.10-13.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. — 208 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.
[1]В настоящее время методическое сопровождение к модулю «В путь на машине времени» находится на этапе рецензирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация гендерного подхода при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольника.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируют. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя вос...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
РЕФЕРАТ «Проектирование развивающий предметно-пространственной среды в старшей группе ДОО»
РЕФЕРАТ «Проектирование развивающий предметно-пространственной среды в старшей группе ДОО»...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для ...
Проектирование развивающей предметно – пространственной среды по формированию у дошкольников представлений о культурном наследии родного края
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы формирования толерантного и уважительного отношения к культуре и традициям других народов. Всё больше внимания уделяе...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...