Проектирование развивающей предметно – пространственной среды по формированию у дошкольников представлений о культурном наследии родного края
методическая разработка (старшая группа)
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы формирования толерантного и уважительного отношения к культуре и традициям других народов. Всё больше внимания уделяется духовно- нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях своего народа, формированию представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры. Данное пособие поддерживает интерес дошкольников к познавательно- исследовательской деятельности, способствует развитию инициативности, самостоятельности, воспитанию патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baysalova_sayt_2.docx | 562.63 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 149 «Ёлочка»
Изготовление рукотворного авторского пособия
по формированию у обучающихся базовых представлений о культурно- историческом наследии родного края
«Дом народов Поволжья»
для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Байсалова М.А.
г.о. Тольятти, 2022.
Название интерактивного многофункционального пособия
«Дом народов Поволжья».
Актуальность и новизна: на современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы формирования толерантного и уважительного отношения к культуре и традициям других народов. Всё больше внимания уделяется духовно- нравственному воспитанию дошкольников основанного на культурных традициях своего народа, формированию представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
Цель: Способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья, поощрение самостоятельности, инициативности.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о народах Поволжья (русские, татары, мордва, чуваши).
- Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, ремесла, народные сказки.
- Формировать у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
- Активизировать словарь ребенка.
- Развивать театральную деятельность.
- Развивать самостоятельность и инициативность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- Формировать речевые умения и активную жизненную позицию.
Принципы:
- Безопасность -соответствует требованиям безопасности, все материалы безопасны).
- Доступность- дошкольник может легко использовать пособие в самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности под наблюдением взрослого; соответствует возрасту детей – подготовительная группа.
- Многофункциональность- одновременно позволяет реализовать развивающие, обучающие, воспитывающие, функции. При помощи данного пособия можно изучать культуру и традиции других народов, меняя карточки для панно. То есть возможно изучения культуры и традиций народов Поволжья, в зависимости от образовательных задач, перспективно – тематического планирования детского сада, задач Программы воспитания д/с. Материал может постоянно обновляется в рамках изучаемой темы, дошкольники могут самостоятельно собирать кубы при желании изменять количество кубов и заданий.
- Вариативность-используется в познавательно- исследовательской, игровой, коммуникативной, театральной деятельности самостоятельной работе с дошкольниками.
- Эстетичность- красочность и привлекательность дидактического материала, использование художественно – творческой деятельности дошкольников.
Методические рекомендации по использованию пособия:
Ценность методического пособия:
- Многофункциональное пособие – «Дом народов Поволжья» – используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- Данное пособие удобно в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения;
- За счет того, что для создания пособия был использован картонный конструктор Yohocub, позволяющий создавать различные фигуры, что делает его многофункциональным, с легкозаменяемыми кармашками, панно для дидактических картинок-с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений.
Описание пособия:
Пособие представляет собой картонный конструктор в виде соединенных кубов, содержащие в себе дидактические игры, каждый куб сделан и оформлен руками детей, имеется ряд задач, которые дети решают в ходе игровой деятельности с ним, варианты заданий легко меняются, сами кубы многофункциональны и подвижны. К ним прилагаются сменные карточки. Имеется пространство для реализации театрализованной деятельности.
Дидактические игры включенные в пособие: «Традиции и обычаи народов Поволжья», «Народные игры», «Народные костюмы», «Народный орнамент», «Народные сказки», «Интересный факт», «Пословицы», «Скажи как это будет…», театр «Народные матрешки».
Методические приёмы работы с дидактическим пособием
Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:
1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия.
2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с ЙохоКубом. Использование пособия в культурных практиках.
3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данным пособием, привлекают друг друга к совместной самостоятельной деятельности.
Варианты игровых заданий:
Дидактическая игра «Традиции и обычаи народов Поволжья». Цель- знакомство с культурными традициями и обычаями русских и других народов.
Дидактическая игра «Народные игры». Цель – повышение интереса к традициям народов Поволжья по средствам знакомства с народными подвижными играми, развитие двигательной деятельности.
Дидактическая игра «Народные костюмы». Цель- знакомство с национальными костюмами, изучение истории национального костюма.
Дидактические игры «Народный орнамент». Цель- знакомство с национальным орнаментом народов Поволжья, изучение истории их появления.
Дидактическая игра «Народные сказки», «Пословицы». Цель- знакомство с традициями разных народов на примере народных сказок и пословиц.
Дидактическая игра «Интересный факт». Цель - углублять знания об истории, традициях и культуре других народов.
Театр «Народные матрешки». Цель - развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на народном фольклоре народов Поволжья.
Дидактическая игра «Скажи, как это будет…». Цель - обогащать интеллектуальную и социальную сферу дошкольника по средствам знакомства с языками других народов.
Дидактический материал в данном пособии можно дополнять разными карточками и играми в зависимости от изучаемой темы, расширяя познавательный интерес детей, тем самым дети легко могут самостоятельно играть с пособием. Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно многофункциональное, безопасное, эстетичное.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать представления о культурно- историческом наследии родного края у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию стремления приобщения к культурному наследию народов Поволжья посредствам знакомства с народными традициями и обычаями, развитию мышления и любознательности, желанию участвовать в совместной коллективной деятельности, обогащению чувственного опыта ребенка, его реального представления о родном крае, воспитанию патриотизма и толерантного отношения к другим народам.
«Дом Народов Поволжья»
Самостоятельная деятельность с пособием. Культурная практика «Игротека»
Театральная деятельность «Народы Поволжья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно - пространственная среда для формирования у детей элементарных математических представлений
Важным условием в организации развивающей среды является отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования соответственно возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Правильно ...
Рецензия на парциальную программу ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ» (для детей 4 -7 лет) ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕРЕНТЬЕВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Рецензияна парциальную программу ...
Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...
Модульный подход к проектированию развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной инициативы у старших дошкольников
Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников является одной из центральных задач, трактуемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, так как именно...
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы...
Перспективный план по формированию представлений о культурном наследии родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по музейной педагогике....