ТРИЗ-педагогика в детском саду
статья
В нашем детском саду о ТРИЗ-педагогике знают давно. Хочу рассказать о том, как мы используем эту замечательную технологию. В нашем детском саду приёмы ТРИЗ технологии включены в несколько парциальных программ: «Уроки сказок», «Радуга чувств», Лого-ТРИЗ», ТРИЗ-Пирамидка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_v_detskom_sadu.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ-педагогика в детском саду
В нашем детском саду о ТРИЗ-педагогике знают давно. О технологии ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике сейчас много информации в интернете, много издано книг в нашей стране и за рубежом.
Хочу рассказать о том, как мы используем эту замечательную технологию. ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, создана нашим соотечественником, Генрихом Сауловичем Альтшуллером ещё в середине прошлого века. Изобретатель, писатель-фантаст (писал под псевдонимом Генрих Альтов), Альтшуллер разработал свою теорию для изобретателей. ТРИЗ помогает в организации мышления при поиске идеи и делает этот поиск более целенаправленным и продуктивным.
Педагоги почти сразу взяли технологию на вооружение, и к 80-м годам сформировалась ТРИЗ-педагогика.
В нашем детском саду приёмы ТРИЗ технологии включены в несколько парциальных программ: «Уроки сказок», «Радуга чувств», Лого-ТРИЗ», ТРИЗ-Пирамидка». Начинаем с умения выявлять и разрешать противоречия. Противоречие – это основной термин ТРИЗ, оно является центром любой проблемы. Сущность метода противоречий – восприятие одного и того же предмета, действия или явления в качестве противоположных оценок: хорошо-плохо. Зима – это хорошо или плохо? А снег, холод, жара?.. Круглый мяч – это хорошо или плохо? Горький лук? Большая игрушечная машина?
Есть в технологии ТРИЗ очень интересный приём – оператор РВС (размеры, время, стоимость). На занятиях по программе «Уроки сказок» мы часто его используем. Рассуждаем: что было бы, если бы Колобок стал большим-большим или маленьким-маленьким? Как закончилась бы сказка «Лесичка-сестричка и серый волк», если бы старик выехал с рыбой чуть раньше или позже и не встретился с лисой? Где бы она нашла себе пропитание? А если бы рыба в телеге была золотой, стала бы лиса её есть?
Интересен и системный оператор или, как его ещё называют, девятиэкранник. Здесь мы говорим о системе – объекте или предмете, который собираемся изучить, исследовать. О подсистеме – составляющих частях этого предмета или объекта и надсистеме – системе более высокого уровня, частью которой является наша система (объект или предмет). Например, сапог как система имеет в подсистеме голенище, каблук, подошву, молнию, стельку, а надсистемой может быть магазин обуви. Здесь же мы рассматриваем прошлое предмета (раньше какие сапоги носили?) и его будущее (какую обувь будут носить люди в следующем веке?). Мы можем фантазировать, придумывая системы будущего. Для этого часто используем приём «Метод фокальных объектов». Это метод поиска новых идей путём присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.
Приёмов ТРИЗ много: фантаграмма, метод моделирования маленькими человечками (МММЧ), морфологический анализ, круги Луллия и др. В небольшой статье обо всех не расскажешь. Приёмы ТРИЗ помогают активизировать словарь детей, повысить уровень речевой активности. Развить коммуникативные навыки детей. ТРИЗ помогает развить гибкость и неординарность мышления ребёнка, умение быстро и результативно совершать мыслительные операции, способствует развитию творческого мышления и воображения.
Информация о программах будет размещена на сайте ГБДОУ на странице «Методические разработки».
Н.Н.Агеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
Развивающие игры...
Консультация для воспитателей "Использование приемов ТРИЗ-педагогики в развитие связной речи детей"
Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина. Занимающаяся проблемами развития техники. О...
"Значение ТРИЗ-педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Целью использования данной технологии в детском саду яв...
Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»
В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...
ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, спос...