ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Оськина Ольга Владимировна

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_docx.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач

Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален, но его

надо научить ориентироваться в

современном мире, чтобы при

минимуме затрат достичь

максимум эффекта.

Г.С. Альтшуллер

Актуальность

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:

  • видеть проблему и ставить вопросы;
  • доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

(Л.В.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, З.М.Истомина, Т.В.Турунтаева, Р.С.Буре и др.)

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы. Однако к инновационному образованию могут быть отнесены лишь те из них, которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи.

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.

Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.[6]

Практика показала, с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков.

Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала  90 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С.В.Гин, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук, И.Н.Мурашковска и др.)

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детском саду для развития у дошкольников интеллектуальных способностей, изобретательской смекалки, творческого воображения и мышления.

ТРИЗ - педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

  • методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
  • методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
  •  воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).                                                                                                            

В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.                                                                                    

Общими  чертами названных технологий  являются:

  • сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;
  • деятельностный подход в воспитании;
  • направленность на формирование теоретических обобщений;
  • использование в обучении проблемных задач.

     Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения. [4]

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

  • Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
  • Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).

Остановимся кратко на основных:

1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

 2. Синектика – это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.

3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

4. Метод фокальных объектов – к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5. Игры - «Хорошо – плохо», «Теремок» дают возможность научить детей находить существенные признаки в предметах, классифицировать предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в предметах, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод «Системный анализ» (системный оператор) помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

7. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное). Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать детям первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.

8.  Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.[5]

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.[7]

 ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.[3]

Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами ТРИЗ - технологии, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.

А также:

  • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; дошкольники учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
  • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
  • ТРИЗ способствует развитию интеллекта и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Анализ ценности ТРИЗ - педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по внедрению ТРИЗ - технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Цель осуществления темы по самообразованию – разработка последовательности игр и упражнений, адаптированных методом ТРИЗ, обеспечивающих оптимальное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Разработанный план по самообразованию будет направлен на интеллектуальное развитие дошкольников. И будет представлять собой  систему игр и упражнений для детей дошкольного возраста и методическими рекомендациями для педагогов.

Все игры и упражнения:

  • дают возможность детям проявить себя;
  • получать новую информацию об окружающем;
  • у детей развивается  потребность в познавательной деятельности;
  • формируется умение развивать и доказывать свою точку зрения;
  • способствуют развитию аналитических способностей.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка.

Для реализации намеченной цели работа  спланирована на три года  с 2023-2026  уч. год и разбита на 3 блока по следующим направлениям (механизм реализации):

- Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год

- Блок №2 «Освоение окружающего мира детьми старшего возраста методами ТРИЗ и РТВ»  с 2024-2025 уч. год

- Блок № 3 «Творческое конструирование и математические навыки детей 6-7 лет методами ТРИЗ  и РТВ» с 2025-2026 уч. год

   Использование в работе ДОУ методов и приемов технологии ТРИЗ позволяет интеллектуально развивать дошкольников, снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, снять у детей чувство скованности, преодолеть застенчивость, развить воображение, речевую и общую инициативу,  сформировать восприятие жизненных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.

 Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию  ТРИЗ.

БЛОК №1  «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ ТРИЗ И РТВ»

2023-2024 УЧ. ГОД

Детский сад – первое звено в системе образования. И основная задача ДОУ сегодня - не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Отличительная особенность данных методик заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной речевой деятельности.

Новизна представленной темы по самообразованию заключается в том, что реализация любой речевой задачи возможно через различные виды деятельности, этому способствует подбор содержания речевого и учебно-познавательного материала, а главное использование ТРИЗ технологий.

Актуальность

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей пятого года жизни.

Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Я считаю, что наиболее социально значимой для дошкольников является связная речь. Речь является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Сегодня, на мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – теории решения изобретательских задач; РТВ – развитие творческого воображения; ТРИЗ и РТВ – мышление нового поколения.

 Многие методы ТРИЗ – РТВ (составление загадок, метафор, лимериков, сказок и мн. др.) как раз и становятся «пусковым» механизмом в становлении речи детей.

Таким образом, данная технология актуальна в настоящие дни. Использование РТВ и ТРИЗ – технологий являются весьма интересными, познавательными и эффективно влияют на развитие связной речи детей дошкольного возраста, способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций.

Цель:

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии и развитию творческого воображения по развитию связной речи дошкольников; повысить личную компетентность.

Задачи самообразования:

1.        Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы по проблеме развития речи дошкольников.

2.        Ознакомиться с инновационными и  развивающими технологиями, использовать их в работе по развитию речи у дошкольников, ТРИЗ и РТВ – технологии.

3.        Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

4.        Создать благоприятные условия для развития связной речи детей.

5.        Апробировать и использовать разработанный материал на занятиях развития речи с детьми среднего дошкольного возраста и в совместной деятельности.

6.        Организовать взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты).

7.        Поделиться опытом работы с коллегами на муниципальном, региональном уровне и в сети Интернет.

Планируемые результаты

У детей: активизация познавательной деятельности дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; развитие системного мышления; развитие образной выразительности речи детей; развитие и улучшение качества речи; совершенствование грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества; обогащение словарного запаса; формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.

У педагога: умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; повышение своего теоретического познания в области развития связной речи; повышение мотивационной заинтересованности в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов; пополнение РППС инновационными и развивающими технологиями.

У родителей:

Повысится компетентность по вопросам ТРИЗ технологии, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей; сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с педагогами ДОУ; будет развиваться способность определять интересы, способности своего ребенка

РППС:

1.  Оформление картотеки, загадок,  дидактических игр «ТРИЗ» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста; изготовление тематических кругов Луллия.  

2. Обогатить предметно-развивающую образовательную среду, позволяющую решать различные задачи ТРИЗ-технологии.

Принципы саморазвития

Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме

1. Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.

2. Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ»

3. Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.

4. Презентация на родительском собрании «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ»

8. Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;

9. Выступление на фестивалях и конференциях, педсоветах и родительских собраниях, показ открытых Од и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС;

- разработка и апробирование многофункциональную дидактическую игру «Круги Луллия» направленную на формирование связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ», посещение ОД воспитателей и специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях; самоанализ и самооценка ОД в своей группе; внесение необходимых корректив.

Формы работы по самообразованию на 2023-2024 учебный  год

Этапы

Действия.

Мероприятия

Уровень

Сроки

Предполагаемый результат

1.

Изучение научной и  методической литературы.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов

(посещение сайтов Maam, NS – portal и т.д.)

ДОУ

Регион-ный

Всеросс-кий

Сентябрь-Ноябрь 2023г

Повышение  теоретического, научно-методического уровня.

2.

Курс: «ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач».

 Блок №1 «Развитие речи методами ТРИЗ по ФОП и НОО» 72 часа

Обучение ТРИЗ технологий; просмотр вебинаров «Знакомства с основами ТРИЗ и технологиями на ее основе. Инструменты ТРИЗ в работе с детьми», «Использование приемов развития творческого воображения РТВ в развитии речи детей», «Использование методов РТВ в развитии речи детей», «Понятия «системная вертикаль», «системная горизонталь». Использование системного подхода в развитии речи детей. Игры и упражнения», «Понятие «противоречие требований». Развитие речи детей через формулировку противоречий и решение задач», «Основные методические подходы к построению занятий с детьми по развитию речи с использование инструментов ТРИЗ и РТВ»,

изучение практического материала.

Всеросс-кий

Ноябрь

Повышение КПК на Форуме педагоги России

3.

Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме

Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педагогическим наработкам в интернет источнике, КПК

ДОУ

Регион-ный

Всеросс-кий

Октябрь- Май

2023-2024гг

Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме

4.

Подготовить конструкт  занятий, игр с учётом ФОП и ФГОС

Проведение занятия в игровой форме в свободное время и в индивидуальной работе с детьми

ДОУ

Декабрь 2023г

Май 2024г

Поделиться опытом работы

5.

Разработка долгосрочного проекта по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Показ презентации опыта работы

ДОУ

Апрель-Май 2024г

Повышение профессионального мастерства и компетентности

6

Изучение, внедрение РТВ, ТРИЗ–технологий

Самообразование при помощи интернет-источников.

3. Внедрить метод проектной деятельности

ДОУ

Ноябрь-Май

2023-2024гг

Повышение компетентности

7.

Разработать и реализовать краткосрочные проекты:

1. «Помогай – ка»

2. «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Составление плана по реализации проекта

ДОУ

Декабрь 2023 Апрель 2024г

Повышение профессионального мастерства и компетентности

8.

Разработка картотек дидактических игр; оформление наглядно-иллюстративного материала, пополнение речевого уголка

Пополнение предметно-развивающей среды

(Мнемотаблицы «Расскажи- ка»,

«Кольца Луллия»

«Подбери рифму» «Чем отличаются слова?»)

Группа ДОУ

В течение года

Использование материалов в дальнейшей работе с детьми

9.

Консультация для педагогов ДОУ

Выступление на педагогическом совете

Публикации в социальных сетях работников образования

ДОУ

В течение года

Поделиться теоретическими и практическими знаниями по данной теме с педагогами  ДОУ и на личном сайте

10.

Доклад и презентация по теме

Выступление на семинаре-практикуме

ДОУ

Апрель 2022г

Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме

11.

Подготовить документы конкурсам

Разработка методического материала для публикаций и участий

ДОУ

Мун-ный

Регион-ный

Всеросс-кий

По плану ФОП

Участие в профессиональных конкурсах

12.

Анализ плана по самообразованию

Отчет по теме самообразованию

ДОУ

Май-июнь 2024

Оценка деятельности

13.

Повышение квалификации

Аттестация

ДОУ

     2024

Повышение компетентности

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ

1. 

Вводное.

Создание сравнений.

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

Активизация словаря, подготовительная работа к составлению сравнений:

Игра «Цепочка»

Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значения»

Игра «Угадай по описанию»

Октябрь 2023

2. 

Составление

загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

Развитие образной выразительности речи детей.

Упражнение «Что такое же» по цвету, по форме и т.п.

Обучение составлению загадок по модели «Какой? – что бывает таким же».

Октябрь 2023

3. 

Составление

загадок «Что делает, кто делает так же».

развитие образной выразительности речи детей.

Упражнение «Назови признаки и их значения»

Повторение составления загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

Обучение составлению загадок «Что делает, кто делает так же»

Октябрь 2023

4. 

Составление загадок «На что похоже - чем отличается».

развитие образной выразительности речи детей.

Упражнение «Увеличиваем предложение».

Обучение составлению загадок по модели «На что похоже, чем отличается».

Интерактивная игра с использованием ИКТ «Мой край родной Мурманская область »

Октябрь 2023

5. 

Обобщающее.

Составление загадок.

закрепление технологии обучения детей составлению загадок.

Активизация словаря.

Игры «Цепочка», «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Повтор моделей составления загадок: Самостоятельное составление загадок по изученным моделям.

Коллективное отгадывание.

Ноябрь

2023

6.

Будущее предметов.

 формирование навыков мыслительных операций.

Упражнение «Что потом?»

Активизация внимания, игра «Съедобное-несъедобное»

Фантазирование «Что дальше» по цепочке.

Интерактивная игра с использованием ИКТ «Наша Родина Россия»

Ноябрь

2023

7. 

«Системный оператор».

формирование системного мышления.

Знакомство с моделью «пятиэкранки» (или «системного оператора»).

Развитие внимания, игра «вверх- вниз-вперёд- назад».

Путешествие по «пятиэкранке».

8. 

«Системный

оператор» (обобщающее)

систематизация объектов с помощью таблицы.

Анализ противоречий, игра «хорошо - плохо».

Работа с «системным оператором», игра «Прокати игрушку».

Ноябрь

2023

9.

Использование ресурсов для сочинения сказки.

обучение детей творческому рассказыванию, фантазированию.

Сочинение загадок про ежика и колобка.

Игра «Колючий - неколючий».

Сочинение сказки с опорой на вопросы воспитателя.

Декабрь

2023

10.

Прием фантазирования «Дробление - объединение».

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Упражнение на дробление и соединение.

Игры: «Раздели - соедини», «Какую сказку разделил волшебник».

Коллективное фантазирование сказки из частей.

Декабрь

2023

11.

Прием фантазирования «Увеличение - уменьшение».

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов

Знакомство с волшебником «Увеличение - уменьшение».

Решение проблемных ситуаций

Подвижная игра «Великаны - крошки».

Декабрь

2023

12. 

Прием фантазирования «Оживление»

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Знакомство с волшебником «Оживление».

Проблемный диалог «Признаки живого».

Подвижная игра «Замри - отомри»

Фантазирование. Придумывание сказки с приёмом «Оживление».

Декабрь

2023

13. 

Прием фантазирования «Волшебник Времени».

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Беседа «Быстро-медленно».

Фантазирование с использованием приёма «Изменение времени».

Подвижная игра «Времена года».

Интерактивная игра с использованием ИКТ «»Как дикие животные готовятся к зиме? Или Зима в лесу?»

Январь

2024

14. 

Прием фантазирования «Волшебник Времени»

(продолжение).

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Беседа о часах.

Обсуждение «Было так, стало наоборот»

Игра на внимание «Наоборот».

Упражнение «Путаница Времени».

Январь

2024

15.

Прием фантазирования «Наоборот».

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Упражнение «Антонимы».

Игра «Перевёртыши».

Подвижная игра «Наоборот».

Фантазирование по приёму «Наоборот».

Интерактивная игра с использованием ИКТ «Зимушка – зима», «Снег – снежок», «Как мы готовимся к зиме»

Февраль

2024

16. 

Прием фантазирования

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Подвижная игра «Руки - ноги».

Рисование иллюстрации к придуманной сказке.

Интерактивная игра с использованием ИКТ «Зимушка-зима»

Февраль

2024

17. 

Прием фантазирования

(объект: велосипед)

формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Игра «Да-нетка».

Игра на внимание «Стоп, машина».

Практическая работа. Нарисовать придуманный велосипед.

Февраль

2024

18.

Морфологический анализ.

обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Игра «Да-нетка».

Обсуждение рисунка «Новый дом». Знакомство с частями.

Фантазирование с использованием морфо-логического анализа.

Март

2024

19.

Прогнозирование: объект «самолет».

закрепление технологии обучения детей составлению загадок.

Сочинение загадок с использованием разных моделей про самолёт.

Противоречия в объекте «самолёт».

Игра на внимание «слово - действие».

Обсуждение «Самолёт будущего».

Март

2024

20.

Анализ сказки по «системному оператору».

развитие системного мышления.

Упражнение «Какую сказку загадали».

Анализ сказки по модели «системный оператор».

Подвижная игра «Лиса и колобок»

Фантазирование «Чем может закончиться сказка?»

Март

2024

21. 

«Раскадровка» текста.

формирование навыков осознанного пересказа литературного текста.

Чтение сказки про Незнайку.

Выделение последовательности событий.

Коллективный пересказ сказки с опорой на картинки.

Март

2024

22. 

Игры со сказкой «Что зачем?», «Раньше-позже».

закрепление умений осознанного пересказа.

Игры со сказкой «Что, зачем?»

Подвижная игра «Что? когда?»

Игры со сказкой «Раньше -позже».

Апрель 2024

23. 

Игры со сказкой: «Поймай ошибку», «Что потерялось».

закрепление умений осознанного пересказа.

Дидактическая игра «Собери по порядку».

Игры со сказкой «Поймай ошибку».

Игра ос сказкой «Что потерялось».

Апрель 2024

24. 

Рассказ по картине: аналитико-синтетические виды работы.

описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Дидактическая игра «Проверка памяти».

Работа по картине «Кто что делает».

Игра на внимание «Уши, глаза, нос».

Апрель 2024

25. 

Рассказ по картине: «системный оператор».

построение причинно-следственных цепочек.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Работа по картине «Что было? Что будет?»

Игра на внимание «Было, будет, сейчас».

5.Рассказ по картине с использованием «мнемотехники»

Апрель 2024

26. 

Рассказ по картине:

выразительные

средства речи.

составление сравнений по признакам объектов.

Упражнение «Комплименты».

Работа по картине: признаки и сравнения признаков.

Упражнение «Разукрась картину словами»

Май

2024

27.

Обобщающее занятие «Рассказ по картине».

закрепление навыков составления рассказа по картине.

Повтор приёмов рассказывания по картине.

Конкурс на лучший рассказ по картине (по подгруппам).

Игра на формирование умения выделять функции объекта «Что умеет делать»

Май

2024

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы

Цель

Результат

Сроки

1. 

Анкетирование родителей «Что вы знаете о ТРИЗ-технологии?» Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие речи»

Выявление уровня сформированности у родителей знаний о теории развития изобретальных задач

Анализ анкетирования родителей по проблеме развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ

Сентябрь

2. 

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ?»,

- Папка передвижка «Что умеет делать ТРИЗ?»

вызвать интерес родителей к этой теме

Консультация для родителей

Папка-передвижка

Октябрь - Май

Мастер – класс «Круги Луллия»

Формирование интереса родителей к ТРИЗ-технологии

публикация мастер-класса на сайте группы ВК «Фиксики» и ДОУ

3.

Консультация и мероприятия «Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ»

Повышение знаний детей о развитие речи детей методами ТРИЗ

Консультация

Беседа, публикация фотографий на сайте ВК «Фиксики»

Ноябрь

4. 

«Использование методов ТРИЗ в саду и дома»,

«Игры ТРИЗ по пути домой»

Формирование интереса родителей к играм

Консультация

Беседа,

Декабрь

5. 

Мастер-класс для родителей по теме /родительское собрание/семинар/клуб по интересам

Разработка и проведение мастер-класса для родителей «Дидактические игры на развитие связной речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»

Родительское собрание.

Конспект родительского собрания.

заседание клуба «Родительская гостиная»

Январь

Презентация: «Игры с кругами Луллия».

Просмотр презентации, как дети играют

Оформление презентации

Оформление папки-передвижки для родителей: «Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ»,

 «ТРИЗ в детском саду и дома»

Формирование интереса родителей к теме

папки-передвижки

7. 

Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Развитие творческого воображения»

Показ умения работать в коллективе, развитие творческого воображения

Презентация стенгазеты на сайте ВК «Фиксики» «Развитие творческого воображения»

Февраль

Картотека дидактических игр ТРИЗ

помощь в оформлении картотеки

Картотека дидактических игр

Консультации: «Речевое развитие дошкольника по

ТРИЗ технологии», «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»

8. 

Рекомендация для родителей: играть в игры «Игры ТРИЗ»,

Консультация «Технология ТРИЗ»

Повышение знаний родителей по проблеме самостоятельной игры, направленной на развитие речи

Рекомендация для родителей, консультация

Март

9. 

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ТРИЗ», «Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитии речи детей»

Продолжать повышать знания родителей о ТРИЗ

Консультация

Апрель

Анкетирование родителей на итоговом  собрании на тему: «Определение интереса родителей к ТРИЗ-технологии»

Определение заинтересованности  родителей изучению ТРИЗ-технологий

Анализ анкетирования родителей

Презентация - отчет по участие детей в инновационном проекте «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ»

привлечение родителей в участии в проекте

Отчет по проекту, фото и видео отчет на родительском собрании и на сайте ВК

10. 

Презентация альбома «Наши достижения»

Обобщение опыта работы по развитию речи методами ТРИЗ и РТВ

Оформление альбома

Май

Консультации: Правило ТРИЗ», «Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Продолжение знакомить и повышать знания родителей и привлечение интереса к ТРИЗ-технологии

Консультации, папки передвижки.

информация на сайте ВК «Фиксики»

11. 

Пополнения РПС группы материалами

Формирование эмоционального фона. закреплять взаимоотношения всех участников образовательного процесса

Выставки творческих работ, фотоотчеты

В течение года

Библиография.

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.

2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.

4. Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.

5. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

6. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010.  – 299 с

7. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. -  Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006. – 276 с.

8. http://www.trizminsk.org/e/2350002_61.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).Цель: Формирование навыков пересказа коротко...

Проект по развитию связной речи детей среднего возраста.

Тип проекта:   обучающий,  творческий, групповой. Участники проекта:  дети средней группы, воспитатель.Продолжительность проекта:   пол года . Цель проекта...

"Развитие связной речи детей среднего возраста посредством театрализации"

Развитие связной речи детей среднего возраста посредством театрализации Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"

Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи  детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста (текст к презентации)

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста...

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста (презентация)

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»

               Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качест...