"Значение ТРИЗ-педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
консультация
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_znachenie_TRIZ-pedaqoqiki_v_vospitanii_detey | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В конце 50-х годов ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появление ТРИЗ – стало возможно массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
В 80-е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательных задач и имеющий достойную жизненную цель.
Природа создала человека творцом. Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. В последние десятилетия идет активный поиск методов, повышающих творческие способности.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Внедрение ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте позволит воспитывать творческую личность.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В настоящее время ТРИЗ-технология в системе работы дошкольных учреждений используется чаще. В пособии «Занятие по ТРИЗ в детском саду» Светланы Гин раскрыты основные понятия ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а так же такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, стремление к новизне.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель-творец. Для этого необходимо:
- Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- В конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что было непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем еще о…»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами;
- Иметь специальную Игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность.
- Проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
- Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
Самое главное: ТРИЗ сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, сколько в обеспечении «задачной», многовариантной жизни и деятельности детей, стимулирующей творческий поиск.
На познавательном занятии «Солнечная система», беседуя, о Земле, игрушка подвела детей о значении Солнца и дождя для планеты. Я использовала часть занятия из пособия Светланы Гин «Противоречия о погоде». Цель этого занятия – активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь хороший или плохой? Что плохого в дожде?
Стасик: Нельзя гулять.
Вика: Появляются лужи.
Витя: Невозможно работать.
Женя: Можно промокнуть.
Карина: Погибнут растения.
Антон: Плохо для дождевых червей.
Воспитатель: Что хорошего в дожде?
Алена: Вода нужна растениям.
Андрей: Очищает воздух.
Вика: Можно бегать по лужам, а еще в реках становится больше воды.
Даниил: Можно увидеть радугу.
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое.
Игрушка: А Солнце, какое, хорошее или плохое?
Воспитатель: Ребята, что хорошего в Солнце?
Стасик: Хорошо гулять.
Алена: Тепло.
Антон: Можно загорать.
Богдан: Хорошо для жизни.
Диана: Хорошо для здоровья, без Солнца можно заболеть.
Вика: Все растет и созревает.
Витя: Без Солнца была бы ночь.
Женя: Хорошо отдыхать.
Влада: Можно купаться.
Воспитатель: А что плохого может быть в Солнце?
Витя: Можно сгореть.
Вика: Может быть засуха, солнечный удар.
Влада: Очень жарко.
Даниил: Если смотреть на Солнце можно испортить зрение.
Карина: От засухи могут погибнуть растения.
Воспитатель: Выходит, в Солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
Несмотря на то, что в пособии даны подробные рекомендации по проведению занятий (что говорить и делать), автор предлагает воспитателям самостоятельно расширять совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ.
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)
«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей) Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...
Консультация для родителей на тему:«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся ...
Консультация "Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный проц...
«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»(консультация для родителей)Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни...
консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое пед...
Консультация для родителей " Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
В материале обозначено влияние театрализованной деятельности на развитие когнитивных функций, речи и двигательных навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется развитию коммуника...