"Значение ТРИЗ-педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
консультация

Хмелева Светлана Александровна

     Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной  стороны, таких качеств мышления, как гибкость, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_znachenie_TRIZ-pedaqoqiki_v_vospitanii_detey37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  В конце 50-х годов ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появление ТРИЗ – стало возможно массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

  В 80-е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательных задач и имеющий достойную жизненную цель.

  Природа создала человека творцом. Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. В последние десятилетия идет активный  поиск методов, повышающих творческие способности.

  В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в  различных областях  деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как  сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.  Внедрение ТРИЗ-технологии в  дошкольном возрасте позволит воспитывать творческую личность.

  Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной  стороны, таких качеств мышления, как гибкость, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

  В настоящее время ТРИЗ-технология в системе работы дошкольных учреждений используется чаще.  В пособии «Занятие по ТРИЗ в детском саду» Светланы Гин раскрыты основные понятия ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а так же такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, стремление к новизне.

     Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель-творец. Для этого необходимо:

  • Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
  • В конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что было непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем еще о…»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами;
  • Иметь специальную Игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность.
  • Проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
  • Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

  Самое главное: ТРИЗ сегодня – это серьезная дисциплина  со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении  соответствующей терминологии, сколько в обеспечении «задачной», многовариантной жизни и деятельности детей, стимулирующей творческий поиск.

         На познавательном занятии «Солнечная система», беседуя, о Земле, игрушка подвела детей о значении  Солнца и дождя  для планеты. Я использовала часть занятия из пособия Светланы Гин «Противоречия о погоде». Цель этого занятия – активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.

  Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь хороший или плохой? Что плохого в дожде?

  Стасик: Нельзя гулять.

  Вика: Появляются лужи.

  Витя:  Невозможно работать.

  Женя: Можно промокнуть.

  Карина: Погибнут растения.

  Антон: Плохо для дождевых червей.

  Воспитатель: Что хорошего в дожде?

  Алена: Вода нужна растениям.

  Андрей: Очищает воздух.

  Вика: Можно бегать по лужам, а еще в реках становится больше воды.

  Даниил: Можно увидеть радугу.

  Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое.

  Игрушка: А Солнце, какое, хорошее или плохое?

  Воспитатель: Ребята, что хорошего в Солнце?

  Стасик: Хорошо гулять.

  Алена: Тепло.

  Антон: Можно загорать.

  Богдан:  Хорошо для жизни.

  Диана: Хорошо для здоровья, без Солнца можно заболеть.

  Вика: Все растет и созревает.

  Витя: Без Солнца была бы ночь.

  Женя: Хорошо отдыхать.

  Влада:  Можно купаться.

  Воспитатель:  А что плохого может быть в Солнце?

  Витя: Можно сгореть.

  Вика: Может быть засуха, солнечный удар.

  Влада: Очень жарко.

  Даниил:  Если  смотреть на Солнце можно испортить зрение.

  Карина: От засухи могут погибнуть растения.

  Воспитатель: Выходит, в Солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

  Несмотря  на то, что в пособии даны подробные рекомендации по проведению занятий (что говорить и делать), автор предлагает воспитателям самостоятельно расширять совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ.

  В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного   возраста» (консультация   для родителей)  Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Консультация для родителей на тему:«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней,  дети знакомятся с окружающим миром во всем  его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся ...

Консультация "Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный проц...

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»(консультация для родителей)Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни...

консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их  как сильное, но ненавязчивое пед...

Консультация для родителей " Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

В материале обозначено влияние  театрализованной деятельности на развитие когнитивных функций, речи и двигательных навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется развитию коммуника...