Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь старших дошкольников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому впоследствии создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эту задачу мы предлагаем решать через представленную ниже последовательность игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка серии игр по развитию
связной речи детей старшего дошкольного возраста
с использованием элементов ТРИЗ-педагогики
«Поиграем с волшебниками»
Составитель: Богданова Т.В., воспитатель
ГБДОУ детского сада № 78 «Жемчужинка»
г. Санкт – Петербург
2013 г.
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь старших дошкольников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому впоследствии создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эту задачу мы предлагаем решать через представленную ниже последовательность игр.
Данная серия игр «Поиграем с волшебниками» разработана с использованием технологии ТРИЗ. Приведенные игры рекомендовано реализовывать, соблюдая обозначенную ниже последовательность. Только так поставленная цель будет успешно достигнута. Во всех играх серии есть герой – волшебник, который приходит в гости к детям и вводит их в новую игру. В роли волшебников выступают семь гномов и забавный Арлекин.
Система игр:
- «Делидавайка!»
- «Соединяйка!»
- «Подбери слова»
- «Забегайка – Отставайка!»
- «Живые картинки»
- «Мы писатели-иллюстраторы».
Цель игр: Развитие связной речи.
Задачи игр:
- Научить детей с помощью системного анализа рассматривать предметы; картину, понимать ее содержание.
- Научить детей давать образные характеристики объектов, явлений, событий.
- Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами.
- Формировать умение составлять правильные распространенные предложения с опорой на заданную схему. Объединять составленные предложения в связный рассказ.
- Развитие воображения, системного мышления на основе развития умения видеть предметы, явления и события во взаимосвязи; диалектического мышления на основе умения оценивать предметы, явления и события с разных точек зрения.
Игровой материал:
Любые предметы, картина, предметная или сюжетная картинка, плоскостные фигурки волшебников /могут быть объемные фигурки/, доска с мелом или ковролин, небольшие схематичные картинки, нитки или контактная узкая лента, сигнальные карточки, схемы слов, предложений.
Примечание:
В данных играх:
1-ый вариант - игры с отдельными предметами, объектами
2-ой вариант - игры для рассматривания картин (работа с одной картиной ведется на протяжении 2-х недель).
- Игра «Делидавайка!».
(состав предмета, картинки)
Цель:
- научить видеть части целого, детали предмета, находить мельчайшие подробности, сравнивать предметы между собой;
- развивать умение рассказывать об увиденном.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносится фигурка волшебника «Делидавайка!»
Воспитатель: «К нам в гости пришел волшебник Делидавайка! Наш волшебник умеет всё на свете делить на части. Смотрит, например, он на человека и сразу видит все части его тела.
Давайте вместе посмотрим на предметы в нашей группе! А для того, чтобы лучше рассмотреть все предметы, используем подзорную трубу. Сложите ладошки вместе, чтобы получилась подзорная труба. Наведём её на различные предметы в группе и внимательно посмотрим. Настройте трубу так, чтобы в трубе был виден только один какой - то объект». Вместе с нашим гостем давайте скажем: «Дели!». Воспитатель и дети смотрят в подзорную трубу.
Воспитатель: «Я, например, вижу цветок, он состоит из стебля, листочков и корня. А что увидели вы? (дети называют предметы, их детали, части предмета)».
Дети называют объекты и каждую находку детей педагог схематично фиксируем на доске, обводя кружочком (или выкладываем на ковролине заранее подготовленные предметные картинки).
Усложнение:
Каждый ребенок перед собой может выложить схемы слов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?» и все увиденные в подзорную трубу предметы соотносятся с данными сигнальными карточками.
2-ой вариант:
В группу приходит Делидавайка и вносится картина. Рассматривается картина по аналогии с первым вариантом с активным участием волшебника Делидавайки. «Подзорная труба» наводится на картину так, чтобы в ней был виден только один объект.
Называем объекты и каждую находку детей схематично фиксируем их в кружочках на доске (или выкладываем на ковралине заранее подготовленные картинки)
Усложнение:
Каждый ребенок перед собой выкладывает сигнальные карточки слов-предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?», предварительно повторяем, что обозначает каждая из карточек.
- Игра «Соединяйка!»
(нахождение связей)
Цель:
- развивать умение находить связи, взаимодействия между предметами, объектами, явлениями и событиями не только явно и крупно выраженные, но и более незаметные, незначительные;
- развивать доказательную речь.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносится фигурка волшебника Соединяйки.
Воспитатель: «Ребята, наш волшебник Соединяйка умеет не только все делить, но и все объединять. Ведь, как известно, все в нашем мире связано между собой и действует друг на друга.
Посмотрите, у Соединяйки ладошки сближены. Как вы думаете, с чем он мог бы объединить пальцы?»
Ответы детей.
Воспитатель: « Например, с карандашом, потому что карандаш держат в руках при рисовании, с ластиком, потому что им стирают неудачные линии карандаша, с точилкой, потому что ей точат карандаши, с листом бумаги, потому что именно на ней хорошо рисовать карандашом… с деревом, т.к. бумагу и карандаш делают из дерева.
Ребята, а с чем волшебник Соединяйка мог бы соединить, объединить предметы или объекты, которые вы увидели в первой игре?
Давайте попробуем вместе с Соединяйкой объединить, найти связи, взаимодействия между объектами на доске (на ковролине) с предметами, объектами в группе. Попробуйте составить предложения и обосновать их, доказать свою мысль».
Ответы детей.
Усложнение: - Найти все природное. Объединить объекты по цвету, форме, размеру. Найти всё рукотворное, объединить по материалу и т. д.
- Выложить схему предложения, объяснить ее.
2-ой вариант:
В группу вносится фигурка волшебника Соединяйки.
Воспитатель: «У нас в гостях волшебник Соединяйка. Он очень переживает, что мы с вами картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. А я знаю, что волшебник Соединяйка умеет все объединять. Ведь, как известно, все в нашем мире связано между собой и влияет друг на друга. Пора нам навести порядок, соединить части нашей картины в единое целое».
Воспитатель обращает внимание детей на доску (кавролин) с разрозненными объектами.
Воспитатель: «С чего начать? Скажем: «Соединяйка!». Подумайте, какие объекты мы можем соединить, объединить. Попробуйте, составить предложения и обосновать, почему вы так сделали. Докажите свою мысль».
Соединяем два объекта на доске (кавролине) линиями (ниточками) и объясняем, почему мы так сделали. Рассказываем, как связаны между собой объекты. Количество линий на доске растет. Рисунок начинает напоминать паутинку.
Усложнение: - Найти все природное. Объединить объекты по цвету, форме, размеру. Найти всё рукотворное - объединить по материалу и т.д.
- Выложить схему предложения, объяснить её.
- Игра «Подбери слова».
(Характеристика объектов и действий)
Цель:
- развитие всех органов чувств (осязание, обоняние, вкус, слух).
- развитие образной речи.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносятся фигурки волшебников: Слушайки, Нюхайки, Чувствуйки.
Воспитатель: «Ребята, волшебники предлагают нам разукрасить наши рассказы о предметах и объектах. Мы должны с вами подобрать слова, которые помогут нам описать наши предметы, объекты, дать им характеристику (Какой? Какая? Какое? Какие?). Ребята, волшебники Слушайка, Нюхайка, Чувствуйка помогут нам в этом.
Давайте, закроем глаза и представим, что мы притрагиваемся и проводим рукой по нашим предметам, объектам. Что вы при этом почувствовали? Ощутили?
А теперь давайте прислушаемся. Что вы услышали? Ну, а теперь вдохните запах того, что вас окружает. Какие запахи вы почувствовали?
Теперь давайте попробуем не только соединять, объединять предметы и объекты, но и описывать их. Например: я вижу красивый, красный цветок, с гладкими лепесточками и ароматным запахом. Он растет в глиняном горшочке. Горшочек стоит на широком подоконнике. Усложнение: Выложить схему предложения, объяснить ее.
2-ой вариант:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на доску (на ковролин) вы помните, как мы играли с волшебником Делидавайка? Мы находили объекты и рассказывали о них. А с волшебником Соединяйка мы находили связи между предметами и составляли о них предложения, из предложений - небольшие рассказы. У нас получился вот такой рисунок – паутинка, и получились рассказы. Как вы думаете, наши рассказы красочные, интересные, обо всем ли мы рассказали?».
Ответы детей.
В группу вносится волшебники Слушайка, Нюхайка, Чувствуйка.
Воспитатель: «У нас в гостях сегодня волшебники Слушайка, Нюхайка, Чувствуйка. И они предлагают нам разукрасить наши рассказы о предметах и объектах, которые мы с вами увидели. Мы должны подобрать слова, которые помогут нам описать наши предметы, объекты, дать им характеристику (Какой? Какая? Какое? Какие?).
Вместе с Волшебниками мы оправимся в нашу картину. Давайте закроем на минутку глаза и представим, что мы попали в эту картину. Волшебник Чувствуйка предлагает нам походить тихонько в ней. Что вы почувствовали? Притронемся и проведем рукой по нашим предметам, объектам. Что вы почувствовали? Ощутили?
Волшебник Слушайка хочет, чтобы мы прислушались к тому, что происходит в нашей картине. Что вы слышите?
Ну, а волшебник Нюхайка предлагает нам вдохнуть запах, того что нас окружает в картине. Какие запахи вы чувствуете? Попробуйте что-то пожевать, если это невредно. Какие вкусовые ощущения добавились?».
Таким образом, в рассказ детей вплетаются те признаки, характеристики, свойства предметов, которые можно увидеть и почувствовать с помощью органов восприятия.
Усложнение: выложить схему нескольких предложений, составленных ребятами, объяснить схемы.
- Игра «Забегайка, Отставайка»
(Выстраивание временной последовательности)
Эта игра позволит познакомиться детей с событиями предшествующими и последующими тому, что происходит. Найти начало и конец для рассказа, выстроить все события в нужной последовательности. Сделать рисунок.
Цель:
- учить выстраивать временную последовательность;
- развивать умение выражать в речи свою мысль.
Ход игры:
1-ый вариант:
В группу вносятся фигурки волшебников Забегайка и Отставайка.
Воспитатель: «Давайте, посмотрим на предметы в нашей группе!». А для того, чтобы лучше рассмотреть все предметы, мы будем использовать подзорную трубу. Сложите ладошки вместе, чтобы получилась подзорная труба. Наводим «подзорную трубу» на различные предметы в группе и смотрим на них. Да так, чтобы в трубе был виден только какой-то один объект. А волшебники Забегайка и Отставайка помогут нам узнать о прошлом и будущем рассматриваемых предметов, объектов».
Воспитатель и дети смотрят в «подзорную трубу».
Воспитатель: «Ребята, волшебник Отставайка хочет, чтобы мы с вами представили, чем или кем были предмет, найденный вами в прошлом (цветок – семечком – ростком). Что с предметом могло происходить, какие - то события или явления. А волшебник Забегайка хочет, чтобы мы представили наши предметы в будущем. Что бы с ними могло происходить, может быть это какие-то события или явления. Представляем. Ну, а теперь рассказываем».
2-ой вариант:
Воспитатель обращает внимание детей на картину, предлагает вспомнить, как уже играли с разными волшебниками. В группу вносятся волшебники Забегайка и Отставайка.
Воспитатель: «Ребята, волшебник Отставайка хочет, чтобы мы с вами представили, кем или чем были объекты на картине в прошлом /цветок – семечком – ростком/. Что с ними могло происходить, может быть, какие - то события или явления. А волшебник Забегайка хочет, чтобы мы представили наши объекты в будущем. Что с ними может произойти, может быть, какие- то события или явления. Так, мы с вами найдем начало и конец для нашего рассказа по картине. Сможем выстроить все события, изображенные на картине в нужной последовательности. Выбираем одного из героев на картине и представляем, что он делал раньше – до появления на картине, что может быть будет делать потом».
- Игра «Живые картинки»
Цель:
- развивать воображение, творческие способности, умение передавать образ не только героя, но и предмета, объекта.
- побуждать детей рассказывать об увиденном.
Ход игры:
1-ый вариант:
Воспитатель: «Сегодня, ребята мы поиграем в игру «Живые картинки». Давайте, посмотрим на предметы в нашей группе!». А для того чтобы лучше рассмотреть все предметы будем использовать «подзорную трубу», сложим ладошки вместе, чтобы она получилась. Наводим «подзорную трубу» на различные предметы в группе и внимательно смотрим. Да так, чтобы в трубе был виден только какой - то один объект. Выбираем предмет, объект. У нас сегодня новый гость – забавный Арлекин. Он предлагает вам передать образ выбранного вами предмета. Помните, вы должны передать не только образ, но и чувства, настроение движение, звуки. Каждый из вас будет показывать свой образ, а мы будем угадывать, какой предмет вы увидели и изобразили.
Дети по очереди показывают выбранные предметы, объекты.
Усложнение: Здесь можно продолжить игру по типу «Море волнуется раз ….». Например, день - все герои двигаются, издают звуки. Ночь – герои замирают. Лето – медведь бродит по лесу, зима - медведь спит в берлоге.
2-ой вариант:
Воспитатель обращает внимание детей на картину.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами рассматривали картину и играли в разные игры. Сегодня мы поиграем с нашей картиной в игру «Живые картинки». Наш гость – забавный Арлекин очень хочет, чтобы каждый из вас выбрал одного героя или предмет, объект из нашей картины и попробовал передать его образ. Помните, вы должны передать не только образ героя, но и его чувства, настроение, отношение к событиям и явлениям, происходящим на картине. Попробуйте оживить образы предметов, объектов с нашей картины.
Усложнение: Дети могут обыграть сюжет с героями, образами картины. Здесь можно продолжить им игру по типу «Море волнуется раз ...». Например, день – все герои двигаются, издают звуки. Ночь – герои замирают. Лето – медведь бродит по лесу, зима – медведь спит в берлоге. По аналогии с игрой «Великан и карлик».
- Игра «Мы писатели - иллюстраторы»
Цель: - развивать умение детей составлять рассказы по картине;
- развивать умение к своим рассказам создавать иллюстрации.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать рассказы по картине (несколько ребят). Затем детям предлагается сделать иллюстрации к своим рассказам. Далее воспитатель записывает рассказы детей и создается книга с детскими рассказами и иллюстрациями детей.
Литературные источники:
- Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. «Картинки без запинки» (Методика рассказа по картинке). – СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
- Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
- Финкельштейн Б.Б. (преподаватель кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО г. С-Пб.) Лекционный курс «Эффективные приёмы развития речи через ТРИЗ».
- Нестеренко А.А. «Страна загадок». – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета; 1993. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад
Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.
Актуальность Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляд...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...
Конспект ООД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов сенсорной интеграции «Экскурсия по городу Павлово»
В данном материале мы попытались совместить задачи по развитию связной речи с задачами патриотического воспитания старших дошкольников....