Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО
презентация
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_usloviyah_fgos_do.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ Установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
ЗАДАЧА ФГОС ДО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей В.А.Сухомлинский
Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи
Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …
Родители осуждают, обвиняют критикуют педагогов
Страдают все, но прежде всего ДЕТИ
Противоречие между новым и старым, желаемым и действительным Новые установки детского сада Старые /традиционные установки семьи нежелание обслуживать, стремление к взаимодействию стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам стремление к открытости сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.
Новые установки семьи Старые /традиционные установки детского сада стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец» доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень развития диалогического общения акцент педагогов на вербальных формах работы с родителями, отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи Противоречие между новым и старым, желаемым и действительным
Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи В сфере дошкольного образования возникла ситуация, когда работа с семьей не стала давать прежних положительных результатов , поскольку прежние способы работы морально устарели и не стали действовать в новых условиях информационного общества.
Причины на уровне региона : отношение власти к системе дошкольного образования, низкое качество подготовки специалистов для дошкольного образования в сфере взаимодействия с семьей (в системе СПО и ВПО) на уровне детского сада: слабый приток молодых кадров, ориентированных на новый контекст социально-педагогического взаимодействия, сохранение опытными педагогами традиционной модели работы с семьей, трудность в осознании и преодолении стереотипов мышления; на уровне семьи : межличностные и личностные проблемы: развод (70% приходится на семью с ребенком дошкольного возраста), проблемы с работой, с жильем.
Закон «Об образовании в РФ» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Закон «Об образовании в РФ»
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 3) знакомиться с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания … 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации … Закон «Об образовании в РФ»
ФГОС дошкольного образования В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО , так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) 2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
ФГОС дошкольного образования В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Среди основных принципов: «3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (17 октября 2013 г. N 1155) г.
Образовательная программа ДО В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского сада и семьи являются: ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД
ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: педагоги и руководство детского сада не заинтересованы в привлечении родителей к сотрудничеству, общение происходит в основном в рамках родительских собраний, приглашений на консультации , беседы. РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД: наблюдается ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах детского сада. Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД: предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями. Эти формы ориентированы на передачу родителями педагогических и психологических знаний и практических методик организации совместной деятельности с детьми. При этом подходе родительские собрания проводятся более разнообразно. ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД: более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов но и наиболее продуктивный. Создает условия для полноценного сотрудничества детского сада и семьи, педагогов, детей и родителей.
ФГОС стимулируют сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. Проблема выбора не проста! Одни подходы привычны, ясны, другие требуют усилий, обновления своего педагогического мышления. Однако важно осознать, что формально-административный и разрешительно-разделительный подходы – суть авторитарной педагогики!
Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения . Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка Задача детского сада по ФГОС
Задачи взаимодействия ДОУ с родителями
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
Воспитатель – главная фигура непосредственного взаимодействия и всех контактов с детьми и семьями воспитанников.
Сложности во взаимодействии Трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, особенно из проблемных семей Участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях
Группы родителей
Наше правило Мы готовы воспитывать вместе, но не вместо Вас!
Формы общения с родителями
Семейный досуг Задача – научить ребенка проводить свободное время творчески.
Методы планирования семейного досуга Семинар-практикум с использованием метода ментальных карт Тони Бьюзена ; Метод СОФТ-анализа – анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков.
Формы сопровождения Разработка ресурсной карты маршрутов выходного дня.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
Наглядно-тематический родительский уголок
Ширмы с информацией для педагогов и родителей
Ширмы с информацией
Интернет-сайт
Переписка педагогов и родителей
Критерии эффективности взаимодействия с родителями Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей. Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях. Появление у родителей осознанного отношения к воспитанию детей. Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей. Согласованность действий педагогов и родителей. Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
« Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко. Сухую ветвь один огонь исправит.» (Саади Ширази )
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО
Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО...
Семинар ФГОСДО
Семинар по обсуждению ФГОС ДО...
Семинар ФГОСДО
Семинар по обсуждению ФГОС ДО...
Что должны знать родители о ФГОСДО
Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна....
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОСДО.
Система работы с детьми над проблемой по теме "Страна сказок Пушкина."...
Фрагмент плана образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО "Осень"
Изобразительная деятельность и конструирование на один день в режимных моментахВозрастная группа: старшая...
Семинар-практикум «Взаимодействие ДОУ с семьями группы «риска» как условие выполнения ФГОСДО
В рамках качественного, профессионального взаимодействия родителей и педагогов в соответствии с ФГОСДО на базе д/с было проведено педагогом-психологом семинар-практикум по теме: «Взаимодействие ДОУ с ...