Семинар-практикум «Взаимодействие ДОУ с семьями группы «риска» как условие выполнения ФГОСДО
консультация на тему

Тоболина Таиса Валерьевна

В рамках качественного, профессионального взаимодействия родителей и педагогов в соответствии с ФГОСДО на базе д/с было проведено педагогом-психологом семинар-практикум по теме: «Взаимодействие ДОУ с семьями группы «риска» как условие выполнения ФГОСДО.

В результате совместной деятельности педагога-психолога и педагогов рассматривались теоретические вопросы «Особенности работы педагога с неблагополучной семьей» и практические задания, которые основываются на  положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_sop.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Взаимодействие ДОУ с семьями группы «риска» как условие выполнения ФГОСДО

Цель. Обеспечить теоретико-практическую готовность воспитателей для повышения эффективности взаимодействия с семьей группы «риска».

Задачи.

  1. Создать эмоционально-благоприятную психологическую атмосферу среди участников.
  2. Представить теоретические основы проблемы семей группы «риска».
  3. Познакомить воспитателей с особенностями взаимодействия с семьями группы «риска» через консультирование.
  4. Выработать новые навыки взаимодействия с семьей группы «риска».

 «Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

                                                                                                                     В.А.Сухомлинского

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д. Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Семьи «группы риска» учатся по- своему защищаться при столкновении с трудностями. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.

Какие семьи группы «риска»

Возможна следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей – полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей – многодетная, с одним ребёнком; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей – семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная

родительских прав. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные.

Просмотр социального видео ролика «История одной семьи» (скачать в интернете)

Психолог: Предлагаю разделится на команды. Рассчитаемся на первый, второй, третий.

        Все педагоги занимают места в своей команде в соответствии с номером.

Задание 1. Дайте характеристику семьям группы риска: неполная семья; малообеспеченная семья; СОП, по следующему алгоритму:

  • Чувства семьи.
  • Климат внутрисемейных отношений, поведение (с детьми, с родственниками, между мужем и женой).
  • Взаимодействие с социум.
  • Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка.

Задание 2.Перечислите формы работы, которые можно использовать в работе с семьями группы «риска»(индивидуальное консультирование; психологическая помощь и поддержка; день открытых дверей; участие в конкурсах, выставках; посещение семьи на дому, создание фотоальбомов, дневников наблюдения за чем-либо, участие в праздниках, семинарах, круглых столаг, диспутах и т.д.).

2 часть задания. За 5 минут представьте одну, наиболее подходящую, форму работы с семьями группы «риска» и презентуйте ее для нас. Докажите, что эта форма подходит для данной группы семьи и будет успешна в работе по взаимодействию.

Задание 3. Проведение консультирования семей группы «риска»

Процедуры и техники психологического консультирования (по Колесниковой О.Н.)

Алгоритм работы.

Процедуры–группы прием о введения  специалистом клиента, предусмотренные на каждом этапе консультирования. Каждой процедуре соответствуют определенные техники – специальные приемы для решения каждого этапа.

1 этап Условно «Начало работы». Процедура – «встреча клиента с консультантом». Техники: приветствие клиента, проведение клиента на место. Процедура – «установление положительного эмоционального настроя клиента». Установление доверительной атмосферы. Процедура – «снятие психологических барьеров».

2 этап

Сбор информации.  Процедура «диагностика личности клиента» применяются техники: беседа, наблюдение. Процедура – «прояснение сути проблем клиента, определение его ресурсов».  Основные техники: диалог, слушанье (вербальное и невербальное).

Использование приемов активного слушанья. Кивание головой и использование междометий «Ага», «Угу». Несет послание: «Я здесь и я слушаю». Однако лучше использовать «Да». Вопрос – эхо.

Клиент: «У меня плохое настроение...»

Консультант: «У Вас плохое настроение?»

3 этап Стратегический.

Процедура «определение возможных решений». Техники: информирование подопечного, рекомендации, разъяснение.

4 этап Реализация планов подопечным выполняется самостоятельно.

После знакомства с техникой психологического консультирования, педагоги в парах в течение 5 минут отрабатывают по предложенному алгоритму:  консультант – клиент, затем меняются ролями.

Рефлексия. Какой опыт у меня есть и я буду использовать для профессионального взаимодействия с семьями группы риска?

Литература

  1. Интернет  источник zoofirma.ru

Приложение 1

http://parentsvesti.nlpfree.ru/images/thumbnails/images/testy/derevja-250x255.jpg

Интерпретация:

 1. Щедрый и моральный. Вы всегда стремитесь стать лучшим. У вас высочайшие амбиции и стандарты. Людям может показаться, что с вами трудно, но труднее всего вам с самим собой. Вы усердно работаете. Вы работаете, потому что хотите сделать мир лучше. Вы любите, пока вас не ранят. А после… все еще не перестаете любить. Очень мало людей могут оценить по достоинству все, что вы делаете.

 2. Увлекательный и правдивый. Вы ответственный человек, который любит заботиться о других. Вы верите в честную работу и легко берете на себя обязательства. У вас хороший характер. Вы вызываете доверие у людей. Вы яркий, быстрый и остроумный. Вы диссидент, у вас всегда есть что-то интересное, что рассказать.

  3. Умный и задумчивый. Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи – самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали, пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.

  4. Проницательный и философский. Вы уникальный, единственная в своем роде душа. Рядом с вами нет никого, даже слегка похожего на вас. Вы интуитивный и немного причудливый. Вас часто понимают неправильно, и это вас ранит. Вам необходимо личное пространство. Ваше творчество необходимо развивать. Вы человек, который отчетливо видит темные и светлые стороны жизни. Вы очень эмоциональный. 

 5. Уверенный и доминирующий. Вы очень независимый. Ваш принцип - «сделаю сам». Полагаетесь только на себя. Вы знаете, как оставаться сильным для себя и людей, которых вы любите. Вы знаете, чего хотите, и вы не боитесь идти навстречу этому. Единственное, что вам требуется от людей, чтобы они были искренни с вами. Вы готовы к правде. 

 6. Добрый и чувствительный. Вы легко строите отношения с людьми. У вас есть много друзей, и вы любите делать их жизнь лучше. У вас теплая и светлая аура. Люди чувствуют себя крайне спокойно в вашем присутствии. Вы каждый день думаете, как стать еще лучше. Вы хотите быть интересным, проницательным и уникальным. Вам необходима любовь более чем кому-либо в мире. Вы готовы любить тех, кто не любит вас в ответ. 

 7. Счастливый и невозмутимый. Вы чуткий, понимающий человек. Вы слушаете внимательно и без осуждения. Вы считаете, каждый человек имеет свой собственный путь в жизни. Вы легко принимаете события и людей. Вы стрессоустойчивый, редко беспокоитесь. Вы, как правило, очень расслаблены. Всегда хорошо проводите время, при этом, не сбиваясь с собственного пути. 

 8. Очаровательный и энергичный. Вы веселый, смешной человек. Вы находитесь в гармонии со всем миром. Вы спонтанный. Всегда полны энтузиазма. Вы всегда «За!», особенно, если речь идет о каком-нибудь приключении. Вы часто удивляете и шокируете людей. Но что поделать… вы просто всегда остаетесь самим собой. Вам все интересно, вы легко увлекаетесь. Если что-то вас интересует, вы не успокоитесь, пока не изучите это досконально. 

 9. Полный оптимизма и удачливый. Вы верите, что жизнь – это подарок, и вы пытаетесь сделать как можно больше и воспользоваться как можно большим из того, что вам было дано. Вы безмерно гордитесь тем, чего добились в жизни. С теми, кого любите, готовы разделить все радости и горести. У вас очень здоровый взгляд на жизнь. Вы видите, что стакан (по крайней мере) наполовину полон. Вы используете любую возможность, чтобы прощать, учиться и расти. Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-нибудь иное.

Памятка для педагогов при взаимодействии с неблагополучными семьями:

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

4. Педагог обязан замечать даже самые незначительные успехи в поведении ребенка и поощрять их.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

_________________________________________________________________

Задание 1. Дайте характеристику семье группы «риска»- малообеспеченная семья, по следующему алгоритму:

  • Климат внутрисемейных отношений, поведение (с детьми, с родственниками, между мужем и женой).
  • Взаимодействие с социум.
  • Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка.
  • Чувства семьи.

______________________________________________________________

Задание 1. Дайте характеристику семье группы «риска» - СОП, по следующему алгоритму:

  • Климат внутрисемейных отношений, поведение (с детьми, с родственниками, между мужем и женой).
  • Взаимодействие с социум.
  • Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка.
  • Чувства семьи.

_____________________________________________________________________

Задание 1. Дайте характеристику семье группы «риска» - неполная, по следующему алгоритму:

  • Климат внутрисемейных отношений, поведение (с детьми, с родственниками, между мужем и женой).
  • Взаимодействие с социум.
  • Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка.
  • Чувства семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Вопросы взаимодействия социального педагога с детьми из семей группы риска в процессе подготовки ребенка к школе в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ) являются актуальными, так как кра...

Семинар - практикум "Взаимодействие ДОУ и семьи"

Семинар - практикум поможет педагогам - психологам ДОУ в работе с педагогами. Материал семинара раскрывает психологические аспекты взаимодействия людей, содержит практический материал по организации р...

Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...

Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11

Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....

Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...