ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
рабочая программа (подготовительная группа)

Снегова Людмила Евгеньевна
  1. Пояснительная записка.

      Дополнительная образовательная программа «Всезнайка»  имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.

       В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учѐтом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД№5 «УЛЫБКА»

Принято                                                                  Утверждаю:                                                                                 педагогическим советом                                                                         заведующий 

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»                                                         МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»                                                                                                     г. Семенов

Протокол №____        от____________                                                 _______________Н.М. Сорокина  

                                                                                                                    Приказ №____от______________  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «ВСЕЗНАЙКА»

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ  НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

(срок реализации 1 года)

Разработана: творческая группа

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

воспитатели: Снегова Л.Е., Прокофьева Н.С.

г. Семенов

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………………3

-Актуальность программы………………………………………………….3

-Новизна программы………………………………………………………….3

-Цель программы……………………………………………………………...3

-Задачи программы………………..……….………………………………….4

-Предполагаемая система подготовки к обучению письму …………..........4

-Способы и формы работы с детьми…………………………………………5

-Режим дня …………………………………………………………………….6

-Основные применяемые методики………………………………………….6

-Прогнозируемые результаты………………………………………………...6

2.Программный материал……………………………………………………..7

-Перспективное планирование программного содержания………………....9

3.Оценка материалов………………………………………………………….12

4. Методическое обеспечение…………………………………………………13

5. Список литературы………………………………………………………….14

  1. Пояснительная записка.

      Дополнительная образовательная программа «Всезнайка»  имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.

       В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учѐтом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы.

       Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Новизна программы.

Данная программа апробирована в течение двух последних лет, скорректирована. Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно: Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, аннограммы ". Цель технологии способствовать развитию у ребенка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению. Способствует развитию врожденной грамотности.

Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.

Задачи программы:

Образовательные:

- Формирование и развитие фонематического слуха

- Развитие произносительных умений

 - Формирование умения детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

- Знакомство со слоговой структурой слова

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

 - Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

 - Расширение словарного запаса детей

 -Знакомить с графическим изображением буквы;

-Развивать умение соотносить звук и букву;

-Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

 - Подготовка руки ребѐнка к письму

-Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;

-Формировать элементарные графические умения;

-Познакомить с изображением буквы;

 -Упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия

- Развитие графических навыков

 - Развитие мелкой моторики

-Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

 -Развивать глазомер, четкой координации руки;

Воспитательные:

- Воспитание умения работать

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

-Прививать элементарные гигиенические правила письма;

-Воспитывать усидчивость;

-Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления развития мелкой моторики.

1. Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

    Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки. Развивать мелкую моторику рук.

  1. Начать подготовку к технике письма.

       Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив. Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок).

  1. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. 

Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв. 4. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребѐнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всѐ последующее усвоение языка»( Д.Б. Эльконин) . Также при построении программы учитывалось положение Л.С.Выготского "о ведущей роли обучения", которое является движущей силой психического развития. Поскольку обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, то метод практических заданий является в данной программе ведущим

Способы и формы работы с детьми.

1. Артикуляционная / речевая гимнастика;

2.Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;

3.Буква, еѐ образ и графическое написание;

4.Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;

 5.Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения 6.Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

7.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.

9. Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

Режим занятий.

Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.

Срок реализации программы- 1 года.

Занятия будут проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики , физминутки .

Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 25 - 30 мин.

Основные применяемые технологии:

-Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова ;

 - Здоровьесберегающие технологии

- Личностно-ориентированное обучение

- Технология проектного обучения

Прогнозируемые результаты:

 Ребѐнок к концу года умеет: 

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

- делить слова на слоги;

 - дифференцировать твѐрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- определять и называть первый звук в слове;

 - произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

-рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

 - выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

- составлять 2-3 предложения по картине;

- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

-заучивать небольшие стихотворения;

-буквы русского алфавита

- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

 - определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

 - делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

- пользоваться графическим обозначением звуков;

 - записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами

- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта

-читать слова, предложения, небольшие рассказы

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,

- уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

     В конце этого года обучения планируется проведение открытого занятия для родителей.

       Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (октябрь), текущий контроль (в течение учебного года), итоговый контроль (май)

Формы подведения итогов: Дидактические игры, конкурсы, открытое занятие

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твѐрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы 

1.Подготовительный: 

 закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

  интонационное выделение заданного звука в слове

 графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

  деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

 2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э: 

 знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

  понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

  определение места звука / буквы в слове

 обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

3.Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р: 

 алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

 понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

 гласные буквы, придающие твѐрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твѐрдых согласных – синий квадрат

 чтение слогов с изученными звуками и буквами

 составление и чтение слов из знакомых букв

 работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

4.Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И: 

 гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении  графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат

5.Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: 

 звуковой (фонетический) анализ слова

  понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

 переход к чтению предложений из двух, трѐх, четырѐх знакомых слов

6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями 

 закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

  переход к чтению несложных текстов

7. Повторение и закрепление пройденного материала

  1. Мониторинг достижения результатов

Мониторинг  за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы каждым ребенком по следующим разделам:

  • Развитие звуковой культуры речи
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие графических навыков и моторики
  • Развитие звуко – буквенного анализа
  • Чтение

В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику при освоении дошкольникоми данной программы.

Критерии:

  • Знание изученных звуков и букв (произношение, написание)
  • Нахождение места заданного звука в слове
  • Работа со схемой слова, схемой предложения
  • Чтение слогов, слов, предложений, текстов
  • Составление предложений по сюжетной картинке
  • Беглость чтения. Осознанность прочитанного

 

Диагностический лист

ФИО ребенка

Знание изученных звуков и букв (произношение, написание)

Нахождение места заданного звука в слове

Работа со схемой слова, схемой предложения

Чтение слогов, слов, предложений, текстов

Составление предложений по сюжетной картинке

Беглость чтения. Осознанность прочитанного

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Оценка результатов:

3 балла – ребенок с заданием справляется без ошибок

2 балла – ребенок с заданием справляется с незначительными ошибками и/или с частичной помощью педагога

1 балл – ребенок с заданием справляется с грубыми ошибками и / или только с помощью педагога

0 баллов – ребенок с заданием не справляется совсем

  1. Методическое обеспечение

п/п

Наименование раздела

Форма проведения

Приемы и методы

Дидактический

материал, техническое оснащение

Форма подведения, итогов

1.

Развитие фонематического слуха

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение

Работа с книгой: просмотр иллюстраций

Практический: раскрашивание, рисование

Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки: демонстрационный материал- М.: Ювента,2013

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет - М.: Ювента,2013

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем»

2.

Развитие графических навыков

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, разъяснение

Работа с книгой: просмотр иллюстраций

Практический: раскрашивание, рисование

штриховка

Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет- М.: Ювента,2013

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет – М.: Ювента,2013

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем»

3.

Развитие произвольных движений пальцев и кистей рук

Дидактическая игра

Практический: упражнения для пальцев рук

Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 6 лет- М.: Ювента,2013

Итоговое занятие «Мы,  играя проверяем, что умеем и что знаем»

2-й срок обучения

1.

Развитие звуко – буквенного анализа

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение

Работа с книгой: просмотр иллюстраций

Практический: раскрашивание, рисование

штриховка,

написание букв по образцу

Колесникова Е.В. Звуки и буквы: демонстрационный материал- М.: Ювента,2013

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6  лет - М.: Ювента,2013

Колесникова Е.В. прописи для дошкольников 5-7 лет - М.: Ювента,2013

Итоговое занятие «Мы,  играя проверяем, что умеем и что знаем»

Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.

2.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». М.: ЮВЕНТА, 2010 г.- 64с.

3. Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет лет учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». М.: Ювента, 2013 – 80 с.

4. Е.В. Колесникова От слова  к звуку: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет М.: Ювента, 2013 – 64 с.

5. Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 5-6лет- М.: Ювента,2013

     6. Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки: демонстрационный материал-  

         М.: Ювента,2013 – 48 с.

7.Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет – М.: Ювента,2013

     8.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

     Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

     Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г

9.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

10.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г. 11."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина; "Изучаем грамоту" тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Формирование коммуникативной деятельности детей посредством театрализованной игры»

Методическое обеспечение предназначено для занятий с детьми старшей группы с задержкой психического развития....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности социально – эмоционального развития детей «Я, ТЫ, МЫ » ( для детей 6-7 лет с ОНР)

Программа социально –эмоционального развития «Я - ТЫ – МЫ»  определяет содержание  базовых свойств  личности ребенка: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...