Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога»
презентация
Тема: Круглый стол с элементами деловой игры «Профессиональная компетентность педагога»
Цель: Выявление уровня профкомпетентности педагогов ДОУ. Осуществление работы над повышением личной профессиональной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.44 МБ |
![]() | 57.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Повестка педагогического совета Конвенция о правах ребенка Конституцию РФ ФЗ ОБ образовании в РФ № 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерством труда России от 18.10.2013 №544 н Устав ДОУ Положение о порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога . Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности . Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов . Провести деловую игру «Резюме» Ознакомить с результатами SWOT анализа - диагностики состояния, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие уровня профессионализма педагогического коллектива.
Что такое компетенция? В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как: Способность делать что-либо хорошо или эффективно. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. Способность выполнять особые трудовые функции.
Профессиональная компетентность 1 Педагогика, Сластенин В., Исаев И. Единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. 2 Приказ Минздрав и соцразвития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника» Профессиональная компетентность есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. 3 Профессиональный стандарт Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств 4 Из методических материалов к аттестации педагогов Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Ступени профессионального роста педагога
Компетенция ( от лат. competere – соответствовать, подходить) – Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
Система внутренней оценки уровня профессионализма педагогических кадров : Образовательный уровень, квалификация педагога Степень владения психолого-педагогическими техниками, технологиями организации образовательного процесса, управления деятельностью воспитанников ДОУ Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности ( интересы, мотивы, потребности, ценности ) Способность к саморазвитию и самореализации Общая культура – кругозор, эрудированность
Образовательный уровень, квалификация педагога
Образовательный уровень, квалификация педагога
Развитие профессионализма педагогического коллектива
Деловая игра «Резюме»
Проект решения : 1. Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования, путём организации деятельности в рамках компетентностного подхода. 2. Администрации ДОУ при посещении занятий, оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания/ консультации, с целью повышения уровня компетентности. 3. Разработать программу развития уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Предварительный просмотр:
Проект педагогического совета №2
Тема/форма: «Профессиональная компетентность педагога», круглый стол с элементами деловой игры
Цель: обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности.
Проводит: зам.зав. по в/о работе Е.А.Горбенко, старший воспитатель А.В.Елизарова.
Ход педсовета
Организационная часть. Игра на сплочение коллектива – проводит О.В.Аксёнова – педагог-психолог.
Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу. Ведущий знакомит всех с темой, целью и задачами педсовета, ожидаемым результатом.
2 сл. Повестка педагогического совета.
- Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
- Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
- Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.
- Провести деловую игру «Резюме»
- Ознакомить с результатами SWOT анализа - диагностики состояния, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие уровня профессионализма педагогического коллектива.
Озвучиваются вопросы, на которые необходимо ответить в процессе обсуждения, педагогам:
- в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога?
- каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога?
- каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?
- Будут ли дополнительные вопросы, темы для обсуждения в рамках сегодняшнего педсовета?
- Решение сегодняшнего педсовета предстоит разработать его участникам.
Основная часть.
Доклад к педсовету.
Е.А. Понятие о профессиональной компетентности педагога.
3 сл. Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. А что же такое компетенция?
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:
- Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
- Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
- Способность выполнять особые трудовые функции.
Поскольку тема педсовета Профессиональный стандарт, давайте остановимся на профессиональной компетенции.
Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.
Ведущий: Кто из педагогов может предложить определение данного понятия?
(Высказывания педагогов).
4 сл. Ведущий: Остановимся на некоторых из них. Рассмотрим более подробно.
1. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. (Педагогика, Сластенин В., Исаев)
2. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") В данном источнике профессиональная компетентность есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.
3. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
4. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (из методических материалов к аттестации педагогов)
Именно таким образом суть данного понятия представлена в Методике оценки уровня квалификации педагогических работников. Данный документ сопровождает аттестацию педагогов.
Ведущий: Уважаемые коллеги, о профессионализме педагогов говорилось всегда. Если обратиться к учебнику по Педагогике Харламова, то можно прочитать, как он описывает ступени профессионального роста педагога.
5 сл. Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога, без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание, методику проведения отдельных этапов занятия либо другой деятельности, умение использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.
Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности воспитателя, педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их допускаемых недочетов, ошибок и успехов детей.
Педагогическое творчество - характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. (источник Педагогика, И.Харламов)
Ведущий: Уважаемые коллеги, в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство воспитателя?
Высказывания педагогов.
6 сл. Т.е. Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
Ведущий: Остановимся более подробно на тех компетенциях, которые должны быть сформированы у педагога.
7 сл. В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании воспитанников на осуществление воспитательной деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно. Перед вами цветок с шестью основными компетенциями, необходимо к каждой компетенции подобрать характеристики или содержание данной компетенции (перед педагогами распечатаны компоненты, которые необходимо соотнести с определенной компетенцией).
8 сл.
Педагоги распределяют и дискутируют о правильности содержания компетенций.
9 сл. Ведущий: хорошо, мы с вами разобрались по поводу компетенций, давайте теперь ознакомимся с Системой внутренней оценки уровня профессионализма педагогических кадров нашего учреждения:
- Образовательный уровень, квалификация педагога
- Степень владения психолого-педагогическими техниками, технологиями организации образовательного процесса, управления деятельностью воспитанников ДОУ
- Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности ( интересы, мотивы, потребности, ценности)
- Способность к саморазвитию и самореализации
- Общая культура – кругозор, эрудированность
10 сл. образовательный уровень, квалификация педагога:
11 сл.
Сл.12 Результат квадрата. Старший воспитатель знакомит с результатами диагностики на оценку дефицита профессионального развития педагогов, демонстрируя результаты на презентации. – приложение 1.
Сл. 13, 14 Ведущий: также с педагогами был проведен небольшой опрос на профессиональные и личностные характеристики. Давайте познакомимся с результатами и проведем самоанализ.
Сл.15. поскольку мы все являемся одним, целым организмом нашего сада, я попыталась собрать образ педагога нашего сада. При проведении тестирования вам всем была дана возможность оценить себя и свой образ. Анализируя и суммируя результаты педагогов, получился вот такой образ педагога детского сада. Обсуждение результатов.
16 сл. Проведя анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ можно сделать выводы
- Strengths (сильные стороны): образовательный процесс технически и методически оснащен, в штате имееютя все необходимые узкие специалисты, услуги ДОУ востребованы социумом, сохраняются традиции ДОУ.
- Weaknesses (слабые стороны): малое количество педагогов с высшим образованием, 3 педагога из 33 имеют квалификационную категорию, консерватизм педагогов, отсутствие мотивации к саморазвитию.
- Opportunities (возможности): сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогов, совершенствование системы управления ДОУ по обеспечению адекватной реакции на потребности общества, повышение конкурентоспособности и результативности ДОУ, через повышение качества образования и уровня профессионального мастерства педагогов, расширение возможности самореализации и самосовершенствования педагогов.
- Threats (угрозы): отсутствие педагогов с высшим педагогическим или специальным образованием, эмоциональное выгорание педагогов, приток не квалифицированных, некомпетентных педагогов.
Анализируем, обсуждаем.
Подводя итоги, отмечу, что новый профессиональный стандарт — тот ориентир, к которому предстоит двигаться каждому педагогу. Двигаться с той целью, чтобы в первую очередь быть компетентным сотрудником ОУ, которому доверяют все участники образовательных отношений.
17 сл. Дальше проводится деловая игра «Резюме» - педагоги, сидя за круглым столом, должны написать краткое резюме.
Упражнение «Резюме»
Каждый участник должен придумать резюме вымышленному воспитателю.
- ФИО
- образование
- профессиональные навыки
- личностные характеристики
Резюме анонимное. Участники сдают и они перемешиваются. Вкладывается резюме с неприемлемыми качествами педагога
Упражнение «РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»
Всех участников делим на две команды. На спинке стула прикреплена фигура (квадрат и круг).
Сейчас каждой команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо выбрать из всех резюме то, в котором отражено качество претендента, наиболее ценное для вас.
Озвучьте, пожалуйста, свой выбор.
А теперь вам предстоит превратиться в родителей, которые выбирают воспитателя для своего любимого чада. И вам нужно выбрать резюме одного из кандидатов с точки зрения «к этому воспитателю – ни за что на свете!».
Пожалуйста, зачитайте резюме. Что насторожило вас в этом резюме?
Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, как вы сегодня себя показали, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности:
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- умение вести беседу, иметь организаторские способности, развитую речь, широкий кругозор, высокий уровень культуры.
Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег.
Профессионал своего дела постоянно занимается самообразованием, ищет новые пути и методы работы с детьми и при этом старается использовать лучший педагогический опыт.
И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного компетентного педагога. И сможем гордиться этим.
Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека.
18 сл. Проект решения:
1. Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования, путём организации деятельности в рамках компетентностного подхода.
2. Администрации ДОУ при посещении занятий, оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания/ консультации, с целью повышения уровня компетентности.
3. Разработать программу развития уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Профессиональная компетентность воспитателя"
Педсовет для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/23/picture-1033387-1524495393.jpg)
Педагогический совет "Профессиональная компетентность педагога ДОУ"
Обмен опытом педагогов по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетенцией...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1188620-1574236233.jpg)
«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-1424665-1664703346.jpg)
Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/28/picture-1390907-1646036822.jpg)
Педагогический совет "Профессиональная компетентность педагога"
Раскрытие роли воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога; введение роли воспитателя в систему педагогических знаний, показ его значения в построении образовательного проц...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/24/picture-1528026-1719203973.jpg)
выступление на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Профессиональная компетентность педагога ДОУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Профессиональная компетентность педагога ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/08/picture-1511220-1707377823.jpg)
Пед.совет «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Пед.совет «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»...