Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога»
презентация

Горбенко Евгения Анатольевна

Тема: Круглый стол с элементами деловой игры  «Профессиональная компетентность педагога»

Цель:  Выявление уровня профкомпетентности педагогов ДОУ. Осуществление  работы над повышением личной профессиональной компетентности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Детский сад «Рябинка» Профессиональная компетентность педагога. Палана 2019

Слайд 2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Повестка педагогического совета Конвенция о правах ребенка Конституцию РФ ФЗ ОБ образовании в РФ № 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерством труда России от 18.10.2013 №544 н Устав ДОУ Положение о порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога . Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности . Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов . Провести деловую игру «Резюме» Ознакомить с результатами SWOT анализа - диагностики состояния, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие уровня профессионализма педагогического коллектива.

Слайд 3

Что такое компетенция? В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как: Способность делать что-либо хорошо или эффективно. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. Способность выполнять особые трудовые функции.

Слайд 4

Профессиональная компетентность 1 Педагогика, Сластенин В., Исаев И. Единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. 2 Приказ Минздрав и соцразвития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника» Профессиональная компетентность есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. 3 Профессиональный стандарт Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств 4 Из методических материалов к аттестации педагогов Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Слайд 5

Ступени профессионального роста педагога

Слайд 6

Компетенция ( от лат. competere – соответствовать, подходить) – Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.

Слайд 9

Система внутренней оценки уровня профессионализма педагогических кадров : Образовательный уровень, квалификация педагога Степень владения психолого-педагогическими техниками, технологиями организации образовательного процесса, управления деятельностью воспитанников ДОУ Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности ( интересы, мотивы, потребности, ценности ) Способность к саморазвитию и самореализации Общая культура – кругозор, эрудированность

Слайд 10

Образовательный уровень, квалификация педагога

Слайд 11

Образовательный уровень, квалификация педагога

Слайд 13

Развитие профессионализма педагогического коллектива

Слайд 17

Деловая игра «Резюме»

Слайд 18

Проект решения : 1. Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования, путём организации деятельности в рамках компетентностного подхода. 2. Администрации ДОУ при посещении занятий, оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания/ консультации, с целью повышения уровня компетентности. 3. Разработать программу развития уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.



Предварительный просмотр:

Проект педагогического совета №2

Тема/форма: «Профессиональная компетентность педагога», круглый стол с элементами деловой игры

Цель:  обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности.

Проводит: зам.зав. по в/о работе Е.А.Горбенко, старший воспитатель А.В.Елизарова.

Ход педсовета

Организационная часть. Игра на сплочение коллектива – проводит О.В.Аксёнова – педагог-психолог.

Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу. Ведущий знакомит всех с темой, целью и задачами педсовета, ожидаемым результатом.

2 сл. Повестка педагогического совета.

  1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
  2. Обеспечить обмен опытом  работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
  3. Разрешить проблемы организации самостоятельной  работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.
  4. Провести  деловую игру «Резюме»
  5. Ознакомить с результатами SWOT анализа  - диагностики состояния, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие уровня профессионализма педагогического коллектива.

Озвучиваются вопросы, на которые необходимо ответить в процессе обсуждения, педагогам:

- в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога?

- каково, на ваш взгляд, значение аттестации в  повышении профессиональной компетентности педагога?

-  каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?

- Будут ли дополнительные вопросы, темы для обсуждения в рамках сегодняшнего педсовета?

- Решение сегодняшнего педсовета предстоит разработать его участникам.

Основная часть.

Доклад к педсовету.

Е.А. Понятие о профессиональной компетентности педагога.

3 сл. Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно,  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Педагогическая профессия   является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. А что же такое компетенция?

В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:

  • Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
  • Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
  • Способность выполнять особые трудовые функции.

 Поскольку тема педсовета Профессиональный стандарт, давайте остановимся на профессиональной компетенции.

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.

Ведущий: Кто из педагогов может предложить определение данного понятия?

(Высказывания педагогов).

4 сл. Ведущий: Остановимся на некоторых из них. Рассмотрим более подробно.

1. Понятие профессиональной компетентности педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. (Педагогика, Сластенин В., Исаев)

2.  Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") В данном источнике профессиональная компетентность  есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное  решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

3. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

4. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (из методических материалов к аттестации педагогов)

Именно таким образом суть данного понятия представлена в Методике оценки уровня квалификации педагогических работников. Данный документ сопровождает аттестацию педагогов.

Ведущий: Уважаемые коллеги, о профессионализме  педагогов говорилось всегда. Если обратиться к учебнику по Педагогике Харламова, то можно прочитать, как он описывает ступени профессионального роста педагога.

5 сл. Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Под   педагогической умелостью       следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного  предмета, хорошее владение  психолого-педагогической теорией  и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые  профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности  позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и  воспитание.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога, без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание,  методику проведения отдельных этапов занятия либо другой  деятельности, умение  использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.

Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика  учебно-воспитательной деятельности воспитателя, педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения  психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Как   видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также  те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их  допускаемых недочетов, ошибок и  успехов детей.

Педагогическое творчество -   характеризуется внесением  в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем  профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов  в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. (источник Педагогика, И.Харламов)

Ведущий: Уважаемые коллеги, в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство воспитателя?

Высказывания педагогов.

6 сл. Т.е. Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.

Ведущий: Остановимся более подробно на тех компетенциях, которые должны быть сформированы у педагога.

7 сл. В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:  

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании воспитанников на осуществление воспитательной деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно. Перед вами цветок с шестью основными компетенциями, необходимо к каждой компетенции подобрать характеристики или содержание данной компетенции (перед педагогами распечатаны компоненты, которые необходимо соотнести с определенной компетенцией).

8 сл. 

Педагоги распределяют и дискутируют о правильности содержания компетенций.

9 сл. Ведущий: хорошо, мы с вами разобрались по поводу компетенций, давайте теперь ознакомимся с Системой  внутренней оценки уровня профессионализма  педагогических кадров нашего учреждения:

  • Образовательный уровень, квалификация педагога
  • Степень владения психолого-педагогическими техниками, технологиями организации образовательного процесса, управления деятельностью воспитанников ДОУ
  • Личностная  готовность педагога к профессиональной деятельности ( интересы, мотивы, потребности, ценности)
  • Способность к саморазвитию и самореализации
  • Общая  культура  – кругозор, эрудированность

10 сл. образовательный уровень, квалификация педагога:

11 сл. 

Сл.12 Результат квадрата. Старший воспитатель знакомит с результатами диагностики на оценку дефицита профессионального развития педагогов, демонстрируя результаты на презентации.  – приложение 1.

 Сл. 13, 14 Ведущий: также с педагогами был проведен небольшой опрос на профессиональные и личностные характеристики. Давайте познакомимся с результатами и проведем самоанализ.

Сл.15.  поскольку мы все являемся одним, целым организмом нашего сада, я попыталась собрать образ педагога нашего сада. При проведении тестирования вам всем была дана возможность оценить себя и свой образ. Анализируя и суммируя результаты педагогов, получился вот такой образ педагога детского сада.  Обсуждение результатов.

16 сл. Проведя анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ можно сделать выводы

  • Strengths (сильные стороны): образовательный процесс технически и методически оснащен, в штате имееютя все необходимые узкие специалисты, услуги ДОУ востребованы социумом, сохраняются традиции ДОУ.
  • Weaknesses (слабые стороны): малое количество педагогов с высшим образованием, 3 педагога из 33 имеют квалификационную категорию, консерватизм педагогов, отсутствие мотивации к саморазвитию.
  • Opportunities (возможности): сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогов, совершенствование системы управления ДОУ по обеспечению адекватной реакции на потребности общества, повышение конкурентоспособности и результативности ДОУ, через повышение качества образования и уровня профессионального мастерства педагогов, расширение возможности самореализации и самосовершенствования педагогов.
  • Threats (угрозы): отсутствие педагогов с высшим педагогическим или специальным образованием, эмоциональное выгорание педагогов, приток не квалифицированных, некомпетентных педагогов.

Анализируем, обсуждаем.

Подводя итоги, отмечу, что новый профессиональный стандарт — тот ориентир, к которому предстоит двигаться каждому педагогу. Двигаться с той целью, чтобы в первую очередь быть компетентным сотрудником ОУ, которому доверяют все участники образовательных отношений.

17 сл. Дальше проводится деловая игра «Резюме» - педагоги, сидя за круглым столом, должны написать краткое резюме.

Упражнение «Резюме»

Каждый участник должен придумать резюме вымышленному воспитателю.

  • ФИО
  • образование
  • профессиональные навыки
  • личностные характеристики

Резюме анонимное. Участники сдают и они перемешиваются. Вкладывается резюме с неприемлемыми качествами педагога

Упражнение «РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»

Всех участников делим на две команды. На спинке стула прикреплена фигура (квадрат и круг).

Сейчас каждой команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо выбрать из всех резюме то, в котором отражено качество претендента, наиболее ценное для вас.

Озвучьте, пожалуйста, свой выбор.

А теперь вам предстоит превратиться в родителей, которые выбирают воспитателя для своего любимого чада. И вам нужно выбрать резюме одного из кандидатов с точки зрения «к этому воспитателю – ни за что на свете!».

Пожалуйста, зачитайте резюме. Что насторожило вас в этом резюме?

 Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, как вы сегодня себя показали, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности:

  • умение находить подход к детям;
  • умение быстро принимать решения;
  • умение вести беседу, иметь организаторские способности, развитую речь, широкий кругозор, высокий уровень культуры.

Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег.

Профессионал своего дела постоянно занимается самообразованием, ищет новые пути и методы работы с детьми и при этом старается использовать лучший педагогический опыт.

И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного компетентного педагога. И сможем гордиться этим.

Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека.

18 сл. Проект решения:

1. Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования, путём организации деятельности в рамках компетентностного подхода.

2. Администрации ДОУ при посещении занятий, оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания/ консультации, с целью повышения уровня компетентности.

3. Разработать программу развития уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Профессиональная компетентность педагога ДОУ"

Обмен опытом педагогов по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетенцией...

«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...

Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития воспитателя ДОО". Муниципальный уровень 2018 г.

На базе МДОУ № 1 старший воспитатель детского сада № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна,  провела  педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального ра...

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»

Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...

Педагогический совет "Профессиональная компетентность педагога"

Раскрытие роли воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога; введение роли воспитателя в систему педагогических знаний, показ его значения в построении образовательного проц...

выступление на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Профессиональная компетентность педагога ДОУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Профессиональная компетентность педагога ДОУ"...