Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
Цель: создание условий для перехода на профессиональный стандарт педагога, определение наиболее значимых профессиональных компетенций для педагогического коллектива, как инструмента повышения
качества образования, реализации стратегии образования и развития мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов об основных документах по обновлению дошкольного образования – ФГОС ДО и Профессиональном стандарте «Педагог»;
- Сформировать у педагогов интерес к новому документу – профессиональному стандарту педагога, развитие мотивации к повышению профессиональных компетенций;
-Сформировать компетенции в вопросе педагогического стандарта педагога;
-Стимулировать развитие инициативы, творчества, развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения, умения анализировать свою деятельность;
-Воспитать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
Повестка педсовета :
1. Вступительное слово -10 мин.
2. Участие в деловой игре –«Знатоки Профстандарта»
3. Показ педагогам видеоролика с НОД, участвующих в смотре-конкурсе педагогического мастерства по использованию ИКТ в образовательной деятельности с последующим обсуждением.
4. Ознакомление педагогов с аналитической справкой по результатам тематического контроля.
5. Принятие решения педсовета - 15 мин. Продолжительность педсовета - 75 минут.
Ход педагогического совета:
1. Организационная часть.
Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу.
К педсовету готовится слайдовая презентация, индивидуальный пакет с материалом для каждого педагога.
Вступительное слово: Сегодня я хочу начать наш педсовет с некоторых размышлений. Сначала немного подумаем, кто такой педагог? Ведь воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека.
«Педагог – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где ему взять силы ддя каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, педагогу.
Будни захлестывают его – планы, различные мероприятия с родителями и детьми, ежедневное общение с родителями, ожидание комиссии, а сколько личных проблем… А ему надо все это оставить у порога в группу и войти к детям с возвышенно настроенной душой…» Симон Соловейчик
А теперь я продолжу наш сегодняшний педсовет с размышлений, представленных руководителем коллектива разработчиков профессионального стандарта педагога - заслуженного учителя РФ, академика РАО, директора Центра образования №109 (г. Москва) Ямбургом Евгением Александровичем. «… на прямо поставленный вопрос «Что принесет педагогам новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Как показало широкое обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители ОО дают три разных ответа. По сути дела, каждый из них предполагает свой сценарий развития событий, связанных с введением в действие стандарта педагогической деятельности.
Сценарий первый – скептический:: Введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать.
Сценарий второй - пессиместический. Станет гораздо хуже, чем было.
Сценарий третий - сдержанно оптимистический. Новый стандарт профессиональной деятельности вернёт нас к сути педагогической деятельности. Овладение новыми профессиональными компетенциями поможет
педагогу адекватно ответить на новые вызовы.
- Какого сценария придерживайтесь Вы, уважаемые педагоги? ( педагоги высказывают свою точку зрения)
Также были опрошены и другие Данный опрос свидетельствует о неверии значительной педагоги из других д/с. части профессионального сообщества, включая и практиков, теоретиков, в возможность выхода отечественного образования из углубляющегося кризиса.
Изменилось время, изменились дети, вместе с тем реальные потребности системы требуют от педагогов, обладать новыми профессиональными качествами и компетенциями - это основные причины принятия и введения стандарта педагога. И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога
Профстандарт педагога призван заменить Единый квалификационный справочник должностей. Он охватит все уровни общего образования, существующие в РФ: дошкольное, начальное, основное, среднее.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию всех педагогических работников к труду и качеству образования.
Предполагается, что применяться профстандарт будет :
- при приеме на работу в ОУ на должность «педагог»;
- при проведении аттестации педагогических работников.
- Итак, уважаемые педагоги, хотим мы этого или нет, перемены неотвратимы. Они уже наступили. И все таки более конструктивней и профессиональней представляется позиция тех коллег, кто готов идти навстречу переменам, осознавая при этом, каким тернистым будет путь.
2. Сейчас я предлагаю вам, уважаеиые педагоги, принять участие в Деловой игре, попробовать свои силы в решении профессиональных задач.
Итак, попробуем ответить на несколько вопросов. Вас ждет ЗАДАНИЕ №1 - Блиц-опрос «Знатоки профстандарта». Каждый из вас сейчас получит опросник, я предлагаю сначала самостоятельно ответить на данные вопросы в течении 2 минут. По истечению времени мы сверим ваши ответы, посмотрев на слайд презентации.
1) Новый профессиональный стандарт разрабатывался последние годы по поручению :
А) президента. (верный ответ)
Б) министра образования;
В) министра труда и социальной защиты)
2)Когда вышел Приказ «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,начального ,общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»?
А)18 октября 2015г.)
Б) Ответ: 18 октября 2013 года 544н
В)18 октября 2017 года
3) Профессиональный стандарт педагога вступит в силу
А) с 01 января 2019г.
Б) Ответ: с 01 сентября 2019 года.
В) уже действует.
4) Новый документ «Профессиональный стандарт» утвержден приказом
А) Министерства науки и образования
Б) Ответ:Министерства труда и социальной защиты РФ 18 октября 2013 года № 544н.
В)Приказом президента
5) Уважаемые педагоги, попытайтесь сформулировать свое понимание, что такое «профессиональный стандарт педагога»?
Ответ: Профессиональный стандарт - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
6) Что входит в Структура профстандарта педагога?
А)обучение
Б)планирование
В) воспитание
Д) исследовательская деятельность
Е) развитие
7) Стандарт включает 6 основных компетенций педагога, назовите их, исключая 2 лишних
Ответ:
1. правовая компетенция,
2. информационная компетенция,
3. результативная компетентность,
4. методические компетентность
5. коммуникативная компетенция,
6. социальная компетенция,
7. организационные компетенция
8. рефлексивноаналитическая компетенция,
ЗАДАНИЕ №2. «Уточнялка»
ФГОС и Профессиональный стандарт это один и тот же документ или разные документы?
( Правильный ответ: Итак, мы понимаем, что профессиональный стандарт педагога - это не одно и то же с ФГОС.)
• Сейчас мы попробуем определить в чем разница?
• Я предлагаю вам сравнить цели применения ФГОС и Профстандарта педагога. (Ст. воспитатель предлагает педагогам листок с заданием для индивидуального выполнения)Посмотрите внимательно на свои листочки. Цели перемешаны. Попробуйте определить цели ФГОС и цели профстандарта, соотнесите их, раставив правильно стрелочки.
• Цель применения профстандарта педагога :
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
• Цель применения ФГОС :
1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования;
2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
3. Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
• Продолжаем погружение в 2 основных документа. У вас на столе лежат листочки. Вы должны прочитать выдержки из ФГОС и выдержки из Профстандарта и попробовать определить разницу требований ФГОС и Профстандарта
• Ответ : ФГОС - предъявляет три группы требований
- к структуре Программы и ее объему;
- к условиям реализации Программы;
-к результатам образования
- Задание для педагогов №3 –«ТРЕБОВАНИЯ»
1)Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода. Обеспечивая развитие детей во всех 5 образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (далее парциональные программы0, методики, формы организации образовательной работы. Объем образовательной части Программы рекомендуется не менеее 60% от ее общего объема ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. ЭТО ТРЕБОВАНИЯ (к структуре Программы и ее объему)
2)При реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. ЭТО ТРЕБОВАНИЯ … (к условиям реализации Программы)
3) Данная группа требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. ЭТО… (к результатам освоения Программы.)
( Правильный ответ:
Профстандарт педагога - требования к профессионализму и личности воспитателя. (предлагаются выдержки из Профстандарта)Мы с Вами чуть- чуть попозже еще раз остановимся на этих качествах
• Ув.педагоги, как предполагается в стандарте оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к воспитателю, учителю? Посредством т. н. внутреннего и внешнего аудита. Что это такое на Ваш взгляд?
Оба вида включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, сбор данных для оценивания осуществляется путём опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных. Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований. В стандарте подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами дети и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре. Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни. Мы опасаемся, что и сами требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям, превратят стандарт в инструмент формализации деятельности педагога. По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции. На наш взгляд, предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога. В стандарте содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил». Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации
Задание №4. «Функции»
Мы с вами уточнили, что в состав Профстандарта входят определенные функции: Обучение, Воспитание ; Развивающая функция.
- Подскажите пожалуйста, что именно относится к обучению, что к воспитанию, а что к развитию.
Я буду зачитывать некоторые умения и знания педагога, а Вы должны подумать и поднять карточку с буквой О- функция обучение, функция В-воспитание, Р- развивающая функция. Например
1 (Обучение)Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
2) (Развивающая) Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
3 (Обучение) Планирование и проведение учебных занятий
4) (Воспитание) Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
5 (Обучение) Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
5. Мы на последнем семинаре сделали бусы ручной работы, собрали в виде бусинок качества педагога – личные и профессиональные. У нас произошла в тот раз небольшая путаница в этих качествах. Еще раз попробуем разобраться в личных и профессиональных качествах педагога.
Я буду перечислять качества, которые необходимы современному педагогу – Личные и профессиональные, но только вперемешку. Как только Вы услышите профессиональное качество педагога, так Вы хлопните в ладоши ХЛОПППППП.
Старший воспитатель зачитывает: умение слушать, аккуратность, воспитанность, владение искусством стихосложения. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, гуманность и понимание детей, развитое чувство юмора, артистические умения, владение методиками воспитания и обучения, умение организовать детские виды деятельности, проведение занятий и досуговых мероприятий, пунктуальность. Ответственность, умение устанавливать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (родителями, детьми, другими педагогами, щедрость, выдержка и самообладание, обладать ясной и убедительной речью.
Мы с вами назвали качества, необходимые воспитателю 21 века. А что же думают дети 21 века о воспитателях, а хотите узнать, что думают именно наши дети о своих воспитателях, какие мы в их глазах?
• Предлагаю вашему внимания видеоролик с интервью детей «Рассуждения детей старшей и подготовительной группы о воспитателях» - показ видеоролика.
• Вот мы и создали вместе образ идеального педагога.
• Итак, я подвожу итог. Воспитатель 21 века это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
- Давайте вместе определим параметры продвижения к образу идеального педагога.
• Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога-дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:
• мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям;
• понимание современных приоритетов дошкольного образования;
• стремление к личностному и профессиональному развитию;
• активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;
• самореализация педагогов в профессиональной деятельности;
• Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.
- А теперь мы определим направление продвижения к идеалу.
Давайте попробуем перечислить мероприятия, способствующие продвижению педагога к идеалу. (Высказывания педагогов)
Итак. мы с вами провели самоанализ профессионального уровня и поняли, что надо совершенствоваться и развиваться дальше перечислили основные направления развития профессионализма и поняли, что очень важно педагогу заниматься самообразованием.
- Но самое главное для чего нам это надо?
(итак 3 важных аргумента, для чего надо заниматься самообразованием?:
1) Чтобы быть интересным детям,
2) Отвечать требованиям родителей,
3) Чувствовать себя уверенным в профессиональной среде среди коллег.
• Давайте попробуем ответить на некоторые важные вопросы.
-Каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?
--Где можно получить информацию по теме самообразования? (в метод. кабинете можно взять необходимую книгу, изучить периодическую печать, участвовать в метод. объединениях, тренингах, семинарах и вебинарах, конскльтироваться с другими педагогами). Подумайте и ответьте для себя на вопрос, как часто вы обращаетесь к выше перечисленным источникам.
Сейчас мы с Вами попробуем назвать и распределить содержание работы, которое вы отражаете в плане по самообразованию. А делать мы будем так. На 2 мольбертах прикреплены 4 карточки (схематическеое изображение детей, родителей, колег, Я-педагог.
Мы будем сейчас подбирать и прикреплять мероприятия для всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, но есть и работа, которая направленна конкретно на повышение Вашего профессионального мастерства
Дети:
провести педагогическую диагностику детей; проанализировать результаты диагностики; провести цикл бесед, ООД с детьми; оформить выставку детских работ; организовать совместное мероприятие для детей и родителей;
Родители:
провести консультацию с родителями; провести анкетирование родителей; проанализировать результаты анкетирования ; - выступить на родительском собрании; Привлечь родителей к изготовлению дидактический материал, игровое оборудование; оформить выставку литературы и наглядного материала для родителей; - разработать рекомендации для родителей; организовать совместное мероприятие для детей и родителей; - провести открытый показ ООД для родителей (итоговое занятие, выступить с отчетом на родительском собрании,
Педагоги :
оформить папку-передвижку для педагогов; провести открытый показ ООД для педагогов; посетить ООД с детьми других педагогов ДОО (взаимопосещение; разработать рекомендации для педагогов; оформить выставку литературы и наглядного материала для педагогов; провести мастер-класс для педагогов; - выступить с отчетом на итоговом педсовете.
Я сама, Я-педагог. составить перспективный план работы по самообразованию;- спрогнозировать результаты самообразования;изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования; -подобрать и изучить методическую литературу; - изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования; разработать конспекты ООД; - принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе; -оформить уголок в группе по теме самообразования; подготовить материалы для проведения мастер-класса; провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию, обобщить результаты самообразования, написать самоотчет, - подготовить презентацию, видео- или фотоотчет, подготовить материалы для публикации на своей странице и сайте ДОО, подготовить материалы для публикации в профессиональном журнале.
- Заключительное слово :
Ст. воспитатекль подводит итог игры. В заключении мне хочется подарить вам небольшие памятки – Чек листы по самообразованию, который поможет вам в вашей работе правильно распределить работу на учебный год.
3. Затем ст. воспитатель предлагает педагогам показ видеоролика с НОД, участвующих в смотре-конкурсе педагогического мастерства по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Ст. воспитатель в заключении задала и предложила педагогам вопрос и предложила его к обсуждению педагогам.
Как введение профессионального стандарта будет способствовать повышению качества образования?
Ответ:
• Во-первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
• Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
• В третьих, профессиональный стандарт педагога повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
.
Вывод: Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС ДО и Законом об образовании.
«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить минуя голову учителя» К. Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
Мотивация педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Разработка модели руководства мотивацией профессионального развития педагогов дошкольной организации....
педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:· Уточнить теоретические понятия ...
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....