Пед.совет «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Пестова Алена Александровна

Пед.совет «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Разработчик:

Пестова Алена Александровна,

старший воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №16»

г. Дзержинск, 2024 г.

Педсовет на тему: «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов по вопросу использования современных педагогических технологий формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении;

  2. Познакомить с современными технологиями эффективной социализации детей, разработанными Н.П. Гришаевой.

План:

  1. Отчет о выполнении решения предыдущего педагогического совета.
  2. Сообщение на тему «Задачи социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО;
  3. Сообщение результатов тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»;
  4. Сообщение на тему «Виды детской деятельности и эффективные методы работы для достижения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
  5. Сообщение на тему: «Современные технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой: «Ситуация месяца», «Социальная акция», «Дети волонтеры».
  6. Практическое задание «Разработка ситуации месяца на тему «Мой детский сад».

Ход:

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас педсовет на тему: «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».

Слайд 2. Чтобы психологически настроится на нашу работу, проведем с вами упражнение «Ассоциация».

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог –это цвет, то какой?

Если педагог –это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог –это настроение, то какое?

Если педагог –это вид спорта, то какой?

Если педагог –это цветок, то это...

Если педагог –игра, то какая?

Если педагог –это планета?

Слайд 3. Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошкольников. 

Чрезвычайная занятость родителей, повсеместная компьютеризация, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. 

Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, — одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.

Давайте обратим внимание на задачи социально-коммуникативного развития, которые ставит перед нами ФГОС ДО (2.6). (на слайде).

Слайд 5. Новой задачей детского сада становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и

его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать

все многообразие социальных отношений и социальных ролей, учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы.

Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

        Давайте вспомним какие требования к результатам освоения образовательной программы ДОО на этапе завершения программы предъявляет нам ФОП ДО (на слайде).

Слайд 4. Данные задачи решаются путем 4 направлений:

- в сфере социальных отношений;

- в области формирования гражданственности и патриотизма;

- в сфере трудового воспитания

- в области формирования основ безопасного поведения.

Образовательная деятельность организуется осуществляется в

- В процессе организации различных видов деятельности;

- В ходе режимных процессов и самостоятельной деятельности детей;

- В процессе взаимодействия с семьями воспитанников

Слайд 5.  Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности, однако ведущей у дошкольников является игровая деятельность.  

Гиперссылка на слайд 6. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Например, сюжетно-ролевая игра «дочки-матери». Дети учатся брать на себя разные социальные роли.  

Игра «Хороший-плохой поступок» В первую очередь, ребята взявшись за руки передали друг другу хорошее настроение. А потом поиграли в игру хороший и плохой поступок, поднимая соответствующий кружок.

Игра «Ласковые имена», которая помогает детям быстрее привыкнуть к новой обстановке и познакомиться друг с другом. В процессе игры дети учатся называть друг друга ласковыми именами, что способствует созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Гиперссылка на слайд 7. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Константин Дмитриевич Ушинский придавал важное значение трудовому воспитанию, он говорил, что «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».

Гиперссылка на слайд 8. Чтение и обсуждение художественной литературы позволяет педагогу помочь увидеть детям, как в жизненных ситуациях реализуются основы нравственных поступков, основы безопасного поведения

Слайд 9.   Для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы образования педагог может использовать следующие методы:

‒        организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);

‒        осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);

‒        мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).

Слайд 10. Гришаева Наталия Петровна разработала эффективные технологии социализации:

- ситуация месяца

- социальная Акция

- дети-волонтеры

Рассмотрим их подробнее.

Слайд 11. Ситуация месяца

Ситуация месяца – это технология позволяет заложить  базовые модели социальных ролей (я - член коллектива, я – горожанин (житель села), я - житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я - россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.

Содержание «Ситуации месяца» не выходит за рамки образовательной программы, однако, новации являются в том, что весь материал дается детям в игровой форме. При выборе содержания «Ситуации месяца» приоритет отдается той, что в большей степени отвечает проблемам детей, интересу и готовности воспитателя и понимания значимости родителями.

Воспитателю отводиться роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей.

Структура технологии:

Определение уровня знаний детей по теме месяца.

Начало работы по «Ситуации месяца» обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации.

Активизации прошлого опыта

Педагог использует на занятиях наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д.), активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы с родителями, драматизации, изодеятельность.

Создание проблемно-педагогических ситуаций

Далее необходимо создать проблемные педагогические ситуации и разработать коллективные проекты. В этот период  проводят социальные акции, тему месяца используют в работе все специалисты дошкольной организации.

Заключительный праздник

На заключительном этапе — самоопределение детей в процессе «Клубного часа» и  заключительный праздник по «Ситуации месяца».

Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

Что же дает детям такое длительное проживание?

Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала является

беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.

Практическое задание «Разработка ситуации месяца на тему «Мой детский сад»

Слайд 12. Социальная Акция

«Социальная акция» — есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Сегодня отдельно мы останавливаться на ней не будем. Более подробно рассмотрим эту тему на других встречах.

Социальная Акция организуется в 4 этапа:

Подготовительный этап:

- Мотивация (Какие ценности мы прививаем детям?)

  • На кого направлена помощь и поддержка?
  • Какие задачи решает проект? Воспитательные, образовательные, развивающие
  • Кто участники? Дети / родители / сообщество (другие учреждения)

Разработка плана действия

  • Разработать план проведения Акции
  • Определить даты и оповестить всех участников Акции
  • Подготовить информационные материалы

Проведение Акции

  • Провести подготовительные мероприятия с детьми
  • Провести мероприятия самой Акции

Рефлексия

  • Провести итоговую беседу с детьми
  • Организация мини-выставок
  • Дерево добрых дел

Награждение лучших

Отдельна презентация - Рассказ воспитателя о внедрении данной технологии «Ежедневный рефлексивный круг»

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее, а в подготовительной к школе — 10—20 мин. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» (далее — ЕРК), можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется по драться?» и т. д.

Советы воспитателю: не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше; если выбранная вами тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой; в младших группах начинать круг с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от её лица; перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят речёвку, а затем садятся в круг, лучше на свои отдельные коврики, это оптимальный вариант. Эти же коврики могут быть использованы в процессе свободной игры детей (в свободной игре дети стелят свои коврики и ставят на них игрушки, по правилам «никто не может трогать игрушки на чужом коврике»). Обсуждать проблемы необходимо в альтернативной, общей форме, не перехода на личности детей. Например: «Давайте обсудим, кого можно назвать добрым человеком, а кого злым?» Если же дети начинают переходить на личности «А у нас Ваня злой», необходимо сказать: «Мы сейчас не о Ване, а о зле и добре». Каждый ребёнок на ЕРК должен чувствовать свою защищённость.

Слайд 14. Технолгия «Дети-волонтеры»

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие: развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей; создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время прогулки, когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада.

Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей.

Подведем итоги:

Область СКР пронизывает весь образовательный процесс, вовлечены все его участники. Особая роль – это совместная деятельность, самостоятельная. Организуя ее в формате культурных практик, мы делаем огромный вклад в формирование позитивной социализации и формирование личности дошкольников.

На прощание я хочу рассказать вам притчу «Притча о мудром учителе».

Однажды учитель сделал вид, будто узнал ответ на вопрос у своего ученика.

- Зачем ты спросил его? Разве ты сам не мог ответить? – упрекнули учителя люди.

- Пока я знаю ответ лучше, чем мой ученик. Но, спросив его совета, я дал ему почувствовать вкус того, как человек делится своим знанием. Это поощрит его учиться лучше, чем что-либо другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей дошкольного возраста

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) - одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выст...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии поняти...

Советы родителям для развития социально - коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Данная статья подскажет родителям, как помочь ребенку социализироваться, наладить общение со взрослыми и сверстниками....