Отчет по самообразованию.
учебно-методический материал (старшая группа)
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2019g.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию.
Тема:
«Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Учитель-дефектолог Е.А.Скотникова
2019 год
«Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с детьми с задержкой психического развития»
Данную тему для повышения своей профессиональной деятельности я взяла не случайно, так как знаю что, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР, и эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Задержка психического развития (ЗПР)- это темповое запаздывание в развитии психических процессов и несформированность эмоционально-волевой сферы у детей. Основные симптомы ЗПР: неразвитая память, внимание, мышление, речь, моторика, самоконтроль.
Дети с диагнозом ЗПР оказываются совершенно не готовыми к школе.
Представления об окружающей среде очень малы, отсутствует интерес к учебной деятельности. Также от здоровых детей их отличает и то, что они не умеют обобщать, абстрагировать. Речевая активность таких детей крайне скудна, словарный запас беден. Трудности в обучение усугубляются еще и тем, что дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быструю утомляемость и легкую отвлекаемость. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с ЗПР, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
Коррекционная работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
В связи с этим в последние годы получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
2.Мною были поставлены задачи:
-Формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.
3. Определены этапы работы:
1 этап (практический) 2018 – 2019 учебный год
2 этап (практико-внедренческий) 2019 – 2020 учебный год
4. Предполагаемый результат:
1. Повышение показателей результатов коррекционной работы
2. Формирование комплекта дидактических материалов.
3. Формирование педагогических разработок НОД с использованием
здоровьесберегающих технологий.
4. Разработка проекта «Индивидуальная работа с родителями с
использованием здоровьесберегающих технологий».
5. Способ демонстрации результата проделанной работы:
Мастер-классы для родителей.
Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих
технологий.
Размещение разработок занятий с использованием
здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ.
Презентации
6.Форма отчета о проделанной работе:
Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
Выступление по обмену опытом работы на ГМО.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются современные конструкторы, игры.
В своей практической деятельности я уже применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Пальчиковые гимнастики.
4. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
5. Развитие общей моторики.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Су – джок терапия.
8. Банчемс
Также, мною планируется дальнейшее углубленное изучение новых здоровьесберегающих технологий для дальнейшего профессионального саморазвития и повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий.
В план работы по самообразованию входят следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Массаж и самомассаж.
Виды развивающего массажа, используемые в коррекционной практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры.
2. Релаксация.
3. Су-Джок терапия.
4. Кинезиология.
5. Биологическая обратная связь (БОС).
В рамках работы над данной темой мною проведена следующая работа:
- Не обошлась я без теоретической базы при изучении данного вопроса.
Помощниками в изучении этой темы стали следующая литература
-Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий.
- Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений
-В.В.Цвынтарный, «Играем пальчиками и развиваем речь»,
СанктПетербург, 1999.
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
- А также оказалась полезной информация с сайтов интернета:
« Детсад» сайт для детей и взрослых, «Маам» международный
образовательный портал, Дошколенок .ру, Социальная сеть дошкольников образования.
- Разработала новые методические и дидактические пособия направленные на коррекцию и предупреждение нарушений.
- Оформила картотеки:
«Артикуляционная гимнастика»
«Дыхательная гимнастика»
«Гимнастика для глаз»
«Психогимнастика»
«Пальчиковая гимнастика по темам»
«Су-Джок-терапия»
«Кинезиологические упражнения для дошкольников»
- Изготовила ряд пособий для развития мелкой моторики, выработки целенаправленной воздушной струи воздуха.
Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии с родителями.
- Родителей включала в совместную коррекционную работу:
-Разместила на стенде консультацию « Здоровьесберегающие
технологии в работе с детьми » (ноябрь 2018г).
-Провела тренинг «Артикуляционная гимнастика для детей»
- Проведен индивидуальный практикум для родителей по
использованию в работе с детьми «Банчемс», «Су-джок»
- Оформили совместно с семьей Кумачевых семейный проект по
здоровьесбережению ребенка «Ловкие пальчики» .
-Разработана памятка «Здоровьесберегающие технологии для
занятий дома»,
- Оформлен буклет «Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет
«Весна –Красна цветами»
- Проведено анкетирование родителей « Как развита мелкая моторика моего ребенка».
- Изучала психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовала эти данные в индивидуальной работе с детьми.
- Подготовила из опыта работы сообщение и презентацию на заседание педагогического совета детского сада «Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития»
- Участвовала в Международном конкурсе «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» (Диплом 1 степени)
Вывод:
Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы:
- эффект применения здоровьесберегающих технологий зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
- альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Работу в этом направлении я считаю актуальной, поэтому планирую продолжить ее дальше в подготовительной к школе группе.
Учитель-дефектолог: Е.А.Скотникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».
Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....