Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»
методическая разработка
Методическое пособие
для старших воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
«Педагогический мониторинг
как метод повышения
профессиональной компетентности
педагогов ДОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka.docx | 111.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
для старших воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
«Педагогический мониторинг
как метод повышения
профессиональной компетентности
педагогов ДОО»
Составил:
старший воспитатель МАДОУ № 45
Доброгорская Елена Витальевна
г. Нижнекамск, 2019г.
Содержание.
1.Введение. 2.Мониторинг как метод повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. 3.Этапа педагогического мониторинга. 4.Заключение. Литература. Приложение 1. Оценочный лист ключевых компетенций педагогов ДОО. Приложение 2. Карты анализа различных видов деятельности. Приложение 3. Карта мониторинга работы педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта. Приложение 4. Итоговая таблица (определение качества уровня профессиональной компетентности педагогов в ОД). Приложение 5. Примерная программа контроля. | 3 3-7 7-9 9 10 11-16 17-31 32-33 34 35-40 |
1. Введение.
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ ст. 10 - дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Его целевая направленность – гармоничное развитие ребенка. Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна. И очень важна профессиональная компетентность педагога.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", а также в связи с введением с 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога, утверждённого Правительством РФ, главной задачей дошкольных образовательных учреждений является обеспечение современного качества образования.
Повышение качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенций педагогических работников. В связи с этим, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования предполагает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности, поддержку субъектной позиции детей в различных видах деятельности. У педагога должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования. На сегодняшний день требуется умение педагога принять нестандартные решения, которые могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения, запросы и потребности общества и родителей, способность совместного взаимодействия в инновационном процессе, касающееся обновления содержания дошкольного образования. Таким образом, профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития личности каждого ребенка.
2. Мониторинг как метод повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Одним из основных факторов обеспечения качества образовательного процесса является эффективная деятельность как отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом. В настоящее время широкое развитие получил процесс совершенствования содержания организации обучения и воспитания, разработки и реализации в практике различных новшеств. Появилось объективное усложнение потребностей социальной среды ДОО в новом характере управления, рост требований к качеству управленческой деятельности, необходимость в способности не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и анализировать и своевременно корректировать ее. В современной педагогической науке такое отслеживание определяется понятием “мониторинг”.
Понятие “мониторинг” трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как сбор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации.
С целью эффективной оценки качества образовательных услуг широко используются такие способы как мониторинг и диагностика.
Мониторинг включает в себя диагностику как метод сбора информации. Такое сочетание и взаимосвязь позволяет получить разносторонние сведения о качестве образования в учреждении, а так же отразить динамику развития образовательного процесса.
Таким образом, создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — актуальная потребность современного образования.
В ДОО применяются различные оценки деятельности педагогов, образовательных учреждений. Опыт показывает, что многие руководители, старшие воспитатели дошкольных учреждений имеют смутное представление о педагогическом мониторинге, технологии его применения в практике. Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке определенных, конкретных критериев оценки деятельности педагогов, моделей педагогического мониторинга, основанных на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.
Оценка деятельности педагогов направлена на:
- регулярное получение объективной информации о качестве деятельности педагогических работников с точки зрения процесса и результата;
- анализ полученных результатов деятельности педагогических работников ОО;
- принятие эффективных управленческих решений администрацией ОО в области повышения качества образовательной деятельности.
Проанализировав и оценив ситуацию в данном вопросе, изучив опыт деятельности других ДОО, были определены критерии оценки деятельности педагогов.
Основным инструментом стало введение мониторинга деятельности педагогических работников с использованием карт мониторинга (приложения).
Актуальность использования мониторинга в ДОО заключается в:
- определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
- обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
- осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
- прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОО стандартам и требованиям дошкольного образования.
Задачи мониторинга:
- наблюдение за динамикой развития ДОО, своевременное выявление изменений и определение факторов, которые вызывают эти изменения;
- диагностирование компетентности педагогов и разработка на этой основе плана индивидуальной и дифференцированной работы;
- создание диагностического инструментария (карт), с помощью которых возможно максимально точно осуществить мониторинг;
- формирование мотивации у педагогических работников детского сада к повышению профессиональных компетенций;
- создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего необходимый уровень квалификации для работы в режиме развития и инноваций.
Решение задач будет осуществляться администрацией и педагогами детского сада.
Пути реализации задач.
1.Создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2. Использование педагогами в работе современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов.
3. Внедрение современных моделей и систем успешной социализации детей.
Предполагает: изучение современных моделей и систем социальной направленности в сфере образования, их внедрение. Разработка собственных моделей успешной социализации детей.
4. Формирование системы прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах и формирование ежегодного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров.
Предполагает: анализ кадрового обеспечения, создание планов-графиков по подготовке, переподготовке и повышения квалификации.
5. Использование персонифицированных моделей повышения квалификации работников образования, включая дистанционные формы обучения.
Предполагает: изучение, анализ и использование персонифицированных моделей повышения квалификации работников образования.
6. Использование различных форм работы с педагогами.
Предполагает: консультирование педагогов, психологическое сопровождение, использование наставничества, создание постоянно-действующих семинаров-практикумов и др.
7. Работа по обобщению передового педагогического опыта педагогов.
Предполагает: формирование банка данных по педагогическому опыту, публикации на сайтах, участие в конкурсах разного уровня, участие в сетевых сообществах.
Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (Майорова А.И., Сахарчук Л.Б., Сотова А.В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”).
Педагогический мониторинг как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОО является одним из приоритетных направлений деятельности старшего воспитателя. Цель мониторинга - выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Особенности мониторинга:
- мониторинг предполагает систему отслеживания деятельности педагогов на протяжении 1-5 лет;
- при проведении мониторинга основное внимание направлено на особенности течения самого педагогического процесса, т.к. получаемая информация более значима, чем результат;
- может осуществляться при необходимости сравнения фактического состояния какой-либо системы с намеченным результатом.
Принципы мониторинга
Принцип непрерывности - целостная, динамическая развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер.
Принцип научности - процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
Принцип целесообразности - мониторинг – средство глубокого изучения и инструмент педагогического управления качеством воспитательного процесса.
Принцип направленности - направленность педагогического мониторинга на особенности текущих процессов, что предполагает обнаружение и фиксацию непрогнозируемых, неожиданных результатов профессионального становления.
Принцип прогностичности - выделение позитивных тенденций процесса профессионального становления педагога, при которых положительные моменты будут доминантными ориентир для организации деятельности, он выполняет роль инструмента ближайшего и перспективного планирования, без которого предупреждение возможных отклонений в процессе профессионального становления усиление позитивных тенденций невозможно.
Условия проведения мониторинга
Внедрение мониторинга профессионального становления в ДОО требует:
- исключения из практики формализма в оценке профессиональных достижений (использовать их как элемент профессионального роста педагога, а не как результат этого процесса);
- требуется длительная работа с коллективом по преодолению непонимания и недоверия, а в ряде случаев и боязни педагогов участвовать в процессе мониторинга профессионального становления;
- необходимо изменить отношение самого педагога или специалиста к полученным результатам его деятельности, которые являются основанием для планирования работы по дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.
Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:
1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
3. Этапа педагогического мониторинга.
Мониторинг носит цикличный характер. Работа с педагогами обычно проходит в несколько этапов.
I этап. Аналитико-диагностический.
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Периодичность проведения диагностирования — два раза в год и при поступлении на должность вновь принятых педагогов.
Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Приоритетные направления деятельности методической службы могут быть выявлены в ходе анкетного исследования ключевых компетенций педагога (приложение 1) и мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов путем анализа воспитательно-образовательного процесса (приложение 2)
Технология формирования оценочного листа (приложение 1) основана на отражении совокупных коллективных представлений об актуальных и инновационных способах профессиональной деятельности педагогов ДОУ, определяемых самими педагогами в ходе работы с оценочными листами.
Использование оценочных листов дает возможность обеспечить индивидуализацию содержания образовательной программы повышения квалификации в ДОУ, при самообразовании, а также способствует развитию рефлексивных умений педагога.
При анализе проведения педагогом образовательной деятельности и режимных моментов педагогам предоставляется единая карта мониторинга качества профессиональной компетентности (приложение 2). Индивидуальную карту мониторинга педагог заполняет самостоятельно в графе «самооценка», а эксперт (заведующий, старший воспитатель либо педагог с высшей категорией) отмечает в графе «эксперт».
Результаты полученных данных заносятся в итоговую таблицу (определение качества уровня профессиональной компетентности педагогов).
После проведенного мониторинга составляется аналитическая справка, в которой отражается среднее значение самооценки педагога и оценки эксперта. Если наблюдается значительное расхождение в самооценке педагога и эксперта даются рекомендации индивидуального характера.
Данная система мониторинга поможет выявить сильные и слабые стороны профессиональной компетентности каждого педагога и внести соответствующие корректировки.
Кроме этого, 1-2 раза в год педагогу предлагаются для заполнения карты по обобщению и распространению собственного педагогического опыта, по работе педагога с родителями воспитанников, оснащению предметно-развивающей среды и участию педагога в инновационной деятельности (приложение 3). Данные карт дают возможность получить объективную оценку работе педагога и деятельности всего педагогического коллектива детского сада в целом.
Карты мониторинга эффективности организации образовательной деятельности направлены к осмыслению и решению педагогами своих профессиональных проблем, способствуют выявлению педагогов, способных работать в системе самоконтроля, обобщить собственный положительный педагогический опыт работы.
II этап. Оценочный
Цель: качественная и количественная оценка деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.
Ожидаемый результат: выработано единое мнение по спорным вопросам, составлена аналитическая справка по итогам мониторинга.
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Сравнение результатов самооценки педагогов и оценки администрации, установление причин их несоответствия | Май | Старший воспитатель, заведующий ДОО |
Анализ результатов карт позволяет сделать выводы об уровне профессиональной компетентности педагогического работника за определенный период времени и определить рекомендации. Результаты карт мониторинга всех педагогов заносятся в сводную таблицу (приложение 4), на основании которой анализируется результативность проделанной работы и определяется план дальнейшего совершенствования мастерства педагогов. По итогам результатов составляется аналитическая справка.
III этап. Коррекционный
Цель: психолого-педагогическая коррекция деятельности педагога в сторону саморазвития.
Ожидаемый результат: выстроена система методической работы по обновлению содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО и повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с имеющимися результатами, деятельность методической службы будет направлена:
- на корректировку воспитательно-образовательного процесса, его постоянное развитие и совершенствование в целях максимального использования обучающих, воспитательных и развивающих возможностей дошкольного образовательного учреждения;
- непрерывное повышение уровня профессионального мастерства членов педагогического коллектива.
Для эффективной организации методической работы старшим воспитателем ежегодно разрабатывается программа контроля, в процессе реализации которой к концу учебного года можно получить объективную оценку деятельности всего педагогического коллектива (приложение 5)
IV этап. Сравнительный аналитико-диагностический
Сравнительная диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Цель: определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Ожидаемый результат: определение динамики роста уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Повторная диагностика профессиональной компетентности педагогов по тем же параметрам | Май | Заведующий ДОО, старший воспитатель |
2 | Анкетирование педагогов на предмет эффективности методической работы | Май | Заведующий ДОО, старший воспитатель |
4.Заключение.
Организация мониторинга позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, обновить ее содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов; уровня сформированности у детей знаний, умений и навыков; уровня эмоционального благополучия воспитанников.
Таким образом, использование мониторинга в образовательной организации позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса, прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
Литература.
- Астафьева Н.С. Оценка деятельности воспитателя. Практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ.-М.: Восхождение, 2008.
- Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”.
- «Профессиональная компетентность педагога», издательство «Учитель» СД диск, мультимедийное сопровождение. 2015 г.
- Савченко В.И. «Новый подход к проверке календарного плана»; журнал Методист
- дошкольного образовательного учреждения, выпуск № 14 с.62.
- Савченко В.И "Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки", 2016г
- Скорлупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. – М.: OZON, 2013.
- Тарасова Н.Р. Показатели и индикаторы оценки деятельности педагогов по созданию психолого-педагогических условий развития детей, Казань, 2016 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.
Приложение 1
Оценочный лист ключевых компетенций педагогов ДОО.
Уважаемый педагог!
Оцените степень выраженности имеющихся у Вас представлений и способов профессиональной деятельности. Оценивание проводиться по трехбалльной шкале.
1.Теоретические представления.
3 балла – Вы выделяете педагогические факты и явления, рассматриваете их развитие, объясняете и раскрываете их смысл. Можете воспроизвести во внутреннем плане последовательность действий, т.е. описать, почему надо делать именно так.
2 балла – Вы распознаете педагогические явления, выделяете и описываете их важнейшие внешние наблюдаемые признаки, однако затрудняетесь в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений, описании последовательности действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать так именно так.
1 балл – Вы затрудняетесь в распознавании педагогических явлений, выделений и описании их важнейших внешне наблюдаемых признаков.
Таблица 1
№ п/п | Содержание | Балл |
1.1.1 | О педагогическом анализе | |
1.1.2 | О содержании дошкольного образования | |
1.1.3 | О формировании системы целей и задач дошкольного образования | |
1.1.4 | О содержании реализуемой программы дошкольного образования | |
1.1.5 | О принципах построения образовательного процесса в ДОУ | |
1.1.6 | О необходимым материально-техническом оснащении образовательного процесса | |
1.1.7 | О способах педагогического исследования | |
1.1.8 | О передовом педагогическом опыте, педагогических инновациях | |
1.2.1 | О социальном заказе, предъявляемом к дошкольной образовательной системе | |
1.2.2 | О психолого-педагогических и возрастных особенностях детей | |
1.2.3 | О содержании средств, форм и методов передачи содержания дошкольного образования | |
1.2.4 | О содержании учебных материалов, используемых в дошкольном образовании | |
1.2.5 | О принципах отбора и композиции учебного материала | |
1.2.6 | О требованиях к педагогическому исследованию | |
1.2.7 | О прогнозировании педагогических исследований | |
1.3.1 | О видах планирования образовательного процесса в ДОУ | |
1.3.2 | О проектировании методического и дидактического оснащения занятий | |
1.3.3 | Об этапах познавательной деятельности детей | |
1.3.4 | О методах педагогического исследования | |
1.3.5 | О проектировании содержания педагогического исследования | |
1.3.6 | О создании предметно-развивающей среды в ДОУ | |
1.3.7 | О проектировании самообразовательной деятельности | |
2.1.1 | О видах педагогической диагностики | |
2.1.2 | Об основных средствах, формах и методах педагогического оценивания детей | |
2.1.3 | О видах педагогической деятельности | |
2.1.4 | О функциях педагогической деятельности | |
2.1.5 | Об оценивании профессионально-педагогической деятельности | |
3.1.1 | Об информировании детей о предстоящей деятельности | |
3.1.2 | О логике изложения материала, об образности, интонационной выразительности речи | |
3.1.3 | Об организации совместной деятельности | |
3.2.1 | О развитии субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности | |
3.2.2 | О демонстрации выполнения дошкольниками разных видов деятельности | |
3.2.3 | О поддержании внимания детей | |
3.2.4 | О контроле и коррекции хода деятельности детей | |
3.2.5 | Об организации самообразования | |
3.3.1 | О формировании у детей ценностного отношения к миру | |
3.3.2 | Об ориентации детей в предстоящей деятельности | |
3.4.1 | Об инициировании активности детей | |
3.4.2 | О создании атмосферы заинтересованности в результате деятельности | |
3.4.3 | О формировании мотивов поведения детей | |
4.1.1 | О педагогическом воздействии | |
4.1.2 | О педагогической оценке, ее функциях | |
4.1.3 | О педагогическом общении с детьми | |
4.2.1 | О создании положительного психологического климата в группе | |
4.2.2 | О создании «ситуации успеха» | |
4.2.3 | О педагогическом конфликте | |
4.2.4 | Об этической защите детей | |
4.3.1 | О сигналах вербальной и невербальной коммуникации | |
4.3.2 | О проявлении переживаний, состояний детей | |
Всего баллов |
2.Способы профессиональной деятельности.
3 балла – Вы самостоятельно выдвигаете подтвержденные фактами, серьезными доводами перспективные цели деятельности, выбираете наиболее действенные средства и методы достижения цели в связи с оценкой условий деятельности, результат своей деятельности обоснованно прогнозируете и оцениваете собственные действия по его достижению.
2 балла – Вы применяете теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, т.е. определяете цели деятельности в конкретных условиях педагогической задачи, выбираете и обосновываете средства и способы достижения поставленной задачи, оцениваете полученный результат с точки зрения его соответствия поставленной педагогической задаче, однако затрудняетесь в оценке собственных действий.
1 балл – Вы не всегда осознанно применяете теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняетесь в определении педагогических целей в конкретных условиях, обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной педагогической цели и собственных действий по его достижению.
Таблица 2
№п/п | Балл | |
1.1.1 | Определение причин, мотивов, целей педагогических явлений и выявление их взаимосвязи | |
1.1.2 | Анализ учебно-образовательной информации с учетом педагогических целей | |
1.1.3 | Определении соответствия поставленных целей конкретным задачам развития детей | |
1.1.4 | Анализ содержания учебных материалов | |
1.1.5 | Анализ эффективности форм организации обучения и форм занятий | |
1.1.6 | Анализ материально-технической базы | |
1.1.7 | Анализ своей деятельности | |
1.1.8 | Анализ соответствия содержания деятельности воспитанников поставленным задачам | |
1.2.1 | Перевод целей и содержания образования в конкретные педагогические задачи | |
1.2.2 | Прогнозирование развития качеств личности, чувств, воли и поведения воспитанников | |
1.2.3 | Выбор содержания, форм, методов и средств образования, соответствующих поставленным задачам | |
1.2.4 | Прогнозирование эффективности собственных педагогических воздействий на развитие детей | |
1.2.5 | Прогнозирование трудностей и ошибок, которые могут возникать у детей в ходе деятельности | |
1.2.6 | Постановка исследовательских задач и выбора соответствующих им методов | |
1.2.7 | Моделирование, мысленный эксперимент | |
1.3.1 | Определение доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа образовательного процесса в ДОУ | |
1.3.2 | Планирование различных форм и видов самостоятельной деятельности детей | |
1.3.3 | Проектирование структуры учебного занятия | |
1.3.4 | Проектирование системы приемов стимулирования активности дошкольников | |
1.3.5 | Определение наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств обучения | |
1.3.6 | Проектирование вариантов и способов создания личностно развивающей среды | |
1.3.7 | Проектирование этапов самообразовательной деятельности | |
2.1.1 | Педагогическая диагностика детей в различных видах деятельности | |
2.1.2 | Педагогическое оценивание психических процессов, состояний детей | |
2.1.3 | Определение «зоны ближайшего развития» | |
2.1.4 | Определение характера и уровня усвоения детьми нового материала | |
2.1.5 | Фиксация результатов собственной деятельности результатов развития детей | |
3.1.1 | Постановка перед воспитанниками целей и задач деятельности | |
3.1.2 | Изложение учебного материала с учетом уровня подготовленности детей, их жизненного опыта | |
3.1.3 | Совместный с детьми выбор цели деятельности, средств, трудовых действий и оценка результатов деятельности | |
3.2.1 | Учет собственной позиции ребенка в разных видах деятельности | |
3.2.2 | Создание проблемных ситуаций для развития познавательной активности воспитанников | |
3.2.3 | Распределение внимания, поддержание его устойчивости | |
3.2.4 | Формулирование вопросов, требующих применения самостоятельных умозаключений | |
3.2.5 | Формулирование вопросов в доступной форме | |
3.3.1 | Формирование у детей морально-ценностных установок | |
3.3.2 | Ориентация в изменяющихся условиях и педагогических ситуациях | |
3.4.1 | Развитие у детей устойчивого интереса к разным видам деятельности | |
3.4.2 | Актуализация знаний и жизненного опыта детей | |
3.4.3 | Создание ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков | |
4.1.1 | Педагогическое воздействие | |
4.1.2 | Педагогическая оценка | |
4.1.3 | Реализация информативной, аффективной, регулятивной функций педагогического общения | |
4.2.1 | Создание положительного психологического климата в группе | |
4.2.2 | Создание «ситуации успеха» для каждого ребенка | |
4.2.3 | Разрешение педагогического конфликт | |
4.2.4 | Этическая защита детей | |
4.3.1 | Определение по внешним признакам степени вовлеченности детей в совместную деятельность | |
4.3.2 | Определение общего психологического настроя группы по поведению детей | |
Всего баллов |
Таблица 3
Характеристика уровней профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Уровень | Характеристика |
Недопустимый (0-10 баллов) | Специалист распознает педагогические явления, однако затрудняется в их характеристике, в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению |
Критический (11-20 баллов) | Специалист распознает педагогические явления, описывает их внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в описании действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению |
Допустимый (31-30 баллов) | Специалист распознает педагогические явления, выделяет и описывает их важнейшие, внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений, в описании последовательных действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной педагогической цели, в оценке собственных действий по достижению |
Достаточный (31-40 баллов) | Специалист выделяет педагогические факты и явления и раскрывает их смысл. Может во внутреннем плане произвести последовательность действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. описать, почему нужно делать именно так. Применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, т.е. определяет цели деятельности в конкретных условиях педагогической задачи, выбирает и обосновывает средства и способы достижения поставленной задачи, оценивает полученный результат с точки зрения его соответствия педагогической цели. Оценивает собственные действия по его достижению |
Оптимальный (свыше 41 балла) | Сформированные теоретические представления позволяют педагогу идентифицировать педагогические факты и явления, рассматривать их развитие, объяснять и раскрывать их смысл, воспроизводить во внутреннем плане последовательность действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. описывать, почему надо делать именно так; сформировать наиболее результативных способов профессиональной деятельности в условиях самостоятельно выдвигаемых целей и оценки педагогических ситуаций. |
Обработка оценочных листов предполагает подсчет поставленных баллов.
Для определения уровня профессиональной компетенции полученное количество баллов соотноситься с баллами таблицы 3.
Приложение 2
Карты анализа различных видов деятельности.
- Карта анализа организованной образовательной деятельности
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
Общая культура педагога: поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. | |||
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников (четкость, лаконичность, мотивированность вопросов к детям). | |||
Обоснованно выбирает программный материал для осуществления педагогической деятельности (планирование, использование методических пособий) | |||
Рациональность размещения демонстрационного материала и оборудования и его качество. Целесообразность использования. | |||
Умение сочетать работу с демонстрационным и раздаточным материалом. | |||
Целесообразность использования ИКТ (музыкальное сопровождение, мультимедиа и т.д.), дидактического материала. | |||
В процессе формирования новых знаний и умений опирается на имеющиеся у воспитанников знания и умения. | |||
Целесообразность интеграции образовательных областей. | |||
Реализация задач ЭКС. | |||
Вариативность организации детей на занятии. (Умение взаимодействовать с детьми на равных, делать то же, что и дети. Располагаться на месте, которое находится не во главе, а среди детей или рядом. Создавать обстановку непринужденности, воспитанники безбоязненно обращаются к педагогу за помощью). | |||
Соблюдение методики (применяемые методы и приемы соответствуют программным задачам, типу и виду занятия). | |||
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Подбор приемов, заданий с учетом индивидуальных возможностей детей, реализации индивидуальных образовательных траекторий развития (ИОТР). | |||
Использование современных технологий (здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных, приемов исследования и экспериментирования, проблемных ситуаций, технологии ТРИЗ, ИКТ и т.д.) | |||
Реализация принципа развивающего обучения (проблемные, поисковые вопросы, ситуации) | |||
Поддержка активности, самостоятельности детей, через создание условий для свободного выбора деятельности. Мотивация детей к постановке вопросов, рассуждениям, анализу, высказываниям, умозаключениям. | |||
Компетентность воспитателя в умении комплексно решать задачи воспитательного, образовательного, личностного и коррекционно-развивающего характера в ходе ООД. | |||
Разнообразие приемов в оценивании детей. Итог занятия. | |||
Перспектива информирования родителей о проведенном занятии. | |||
Итого баллов (%) |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
2. Карта анализа физического развития.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1. | Общая культура педагога: поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. | ||
2. | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников (четкость, лаконичность) | ||
3. | Обоснованно выбирает программный материал для осуществления педагогической деятельности (планирование, использование методических пособий) | ||
4. | Рациональность размещения атрибутов и оборудования, его качество. Целесообразность использования. | ||
5. | Целесообразность использования ИКТ, музыкальное сопровождение и т.д. | ||
6. | В процессе формирования новых знаний и умений опирается на имеющиеся у воспитанников знания и умения. | ||
7. | Целесообразность интеграции образовательных областей. | ||
8. | Реализация ЭКС. | ||
9. | Вариативность организации детей на занятии. | ||
10. | Соблюдение методики (применяемые методы и приемы соответствуют программным задачам, типу и виду занятия). | ||
11. | Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Подбор приемов, заданий с учетом индивидуальных возможностей детей, реализации индивидуальных образовательных траекторий развития (ИОТР). | ||
12. | Использование современных технологий (здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных, проблемных ситуаций, технологии ТРИЗ, ИКТ и т.д.) | ||
13. | Реализация принципа развивающего обучения (проблемные, поисковые ситуации) | ||
14. | Поддержка активности, самостоятельности детей. | ||
15. | Компетентность педагога в умении комплексно решать задачи воспитательного, образовательного, личностного и коррекционно-развивающего характера в ходе ООД. | ||
16. | Взаимодействие педагогов (воспитателя и инструктора по ФК) | ||
17. | Разнообразие приемов в оценивании детей. Итог занятия. | ||
18. | Перспектива информирования родителей о проведенном занятии. | ||
Итого баллов (%) |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
3.Карта анализа музыкального занятия.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1. | Общая культура педагога: поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. | ||
2. | Умение ставить цели и задачи в соответствии с целевыми ориентирами и индивидуальными особенностями воспитанников (четкость, лаконичность, мотивированность вопросов к детям). | ||
3. | Обоснованно выбирает программный материал для осуществления педагогической деятельности (планирование, использование методических пособий) | ||
4. | Рациональность размещения демонстрационного материала и оборудования и его качество. Целесообразность использования. | ||
5. | Целесообразность использования ИКТ, мультимедиа и т.д., дидактического материала. | ||
6. | В процессе формирования новых знаний и умений опирается на имеющиеся у воспитанников знания и умения. | ||
7. | Целесообразность интеграции образовательных областей. | ||
8. | Реализация задач ЭКС. | ||
9. | Вариативность организации детей на занятии. (Умение взаимодействовать с детьми на равных. Создавать обстановку непринужденности, воспитанники безбоязненно обращаются к педагогу за помощью). | ||
10. | Соблюдение методики (применяемые методы и приемы соответствуют программным задачам, типу и виду занятия). | ||
11. | Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Подбор приемов, заданий с учетом индивидуальных возможностей детей, реализации индивидуальных образовательных траекторий развития (ИОТР). | ||
12. | Использование современных технологий (здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных, приемов исследования и экспериментирования, проблемных ситуаций, технологии ТРИЗ, ИКТ и т.д.) | ||
13. | Реализация принципа развивающего обучения (проблемные, поисковые вопросы, ситуации) | ||
14. | Поддержка активности, самостоятельности детей, через создание условий для свободного выбора деятельности. Мотивация детей к постановке вопросов, рассуждениям, анализу, высказываниям, умозаключениям. | ||
15. | Умение педагога создавать условия для роста творческой активности воспитанников (побуждение детей подбирать движения по характеру музыки выбор атрибутов, привлечение сверстников и т.д.,) | ||
16. | Компетентность педагога в умении комплексно решать задачи воспитательного, образовательного, личностного и коррекционно-развивающего характера в ходе ООД. | ||
17. | Разнообразие приемов в оценивании детей. Итог занятия. | ||
18. | Перспектива информирования родителей о проведенном занятии. | ||
Итого баллов (%)
|
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
4. Карта анализа РППС
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
Самооценка | эксперт | ||
1. | Соответствие РППС требованиям ФГОС ДО: - безопасность; - доступность; - вариативность; - трансформируемость, многофункциональность | ||
2. | РППС соответствует возрасту и особенностям развития воспитанников. | ||
3. | Создает условия, позволяющие реализовать тематический проект. | ||
4. | Вовлекает детей и родителей как участников проекта в создание РППС. | ||
5. | Оснащает РППС современными дидактическими играми и пособиями в соответствии задачами образовательной деятельности. | ||
6. | Использует содержание РППС для реализации спланированных развивающих, образовательных и воспитательных задач. | ||
7. | Создает условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности. | ||
8. | Учитывает гендерный подход в организации РППС. | ||
9. | Целесообразность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) | ||
Итого баллов (%) |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
5.Карта анализа компетенций при работе с родителями.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
Выявляет потребности и поддерживает образовательные инициативы семей, вовлекает родителей в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов. Вовлекает родителей в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов. | |||
Владеет педагогическими компетенциями диагностической и консультативной направленности для оказания поддержки родителям в осуществлении своевременной коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. | |||
Использует индивидуально-дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. | |||
Оказывает психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников в повышении их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. | |||
Умеет подбирать эффективные темы и содержание информационных материалов для повышения педагогической компетентности родителей, ориентируясь на контингент родителей, их образовательные потребности. | |||
Информирует родителей о реализуемых в группе проектах (что нового узнал ребенок), в том числе ЭКС. | |||
Итого баллов (%) |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
6.Карта анализа организации питания.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
Общая культура педагога: поведение соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. | |||
Создание условий (санитарно-гигиенические условия, психологическая обстановка). | |||
Своевременность доставки пищи в группу | |||
Сервировка стола: Учитываются ли требования сервировки стола в зависимости от возраста детей | |||
Умение организовать деятельность дежурных (приемы руководства, предоставление самостоятельности) | |||
Организация гигиенических процедур в зависимости от возраста. | |||
Создание условий для позитивной мотивации (умение воспитателя вовлечь в процесс питания) | |||
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Дифференцированный подход к детям. | |||
Итого баллов (%) |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
7. Карта анализа режимных моментов (прогулка, утренняя гимнастика, игровая деятельность и т.д.)
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1. | Общая культура педагога: поведение соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. | ||
2. | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников | ||
3. | Обоснованно выбирает программный материал для осуществления педагогической деятельности | ||
4. | Применяемые воспитателем методы соответствуют поставленным целям и задачам (использование современных методов, создание условий) | ||
5. | Умение использовать имеющийся дидактический и методический материалы для различных категорий воспитанников (ОВЗ, уровень развития, индивидуальные особенности) | ||
6. | Умение вовлечь воспитанников в процесс деятельности | ||
7. | Умение чутко реагировать на инициативу детей в общении (активизация творчества, любознательности, самостоятельности) | ||
8. | Умение создавать ситуации успеха для воспитанников (умение вызвать интерес к деятельности, демонстрация успеха другим, создать доброжелательную атмосферу) | ||
9. | Умение уделять внимание детям с особыми потребностями (ОВЗ) | ||
10. | Способствует формированию навыков самооценки у воспитанников | ||
11. | Высказывания воспитателя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи | ||
12. | Умение целесообразно и своевременно вносить коррективы в процесс деятельности (разрешает проблемные ситуации оптимальным способом) | ||
13. | Умение устанавливать субъект-субъектные отношения (выстраивать отношения сотрудничества, партнерства) | ||
Итого баллов (%) |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
8. Карта анализа организации работы
по обучению детей татарскому языку.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Уровень обеспеченности детей УМК, дидактическим материалом | ||
2 | Отражение в плане задач по тат.языку и ЭКС | ||
3 | использование воспитанниками словарного запаса по программе в свободном общении со сверстниками | ||
4 | Использование татарского, русского языков на утренниках, развлечениях | ||
5 | Уровень владения татарским языком воспитателей группы | ||
6 | Информационный материал для родителей по обучению детей татарскому языку | ||
7 | Содержание национального уголка | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
9. Карта анализа организации двигательной активности детей.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики | ||
2 | Наличие в группе методической литературы по ФИЗО | ||
3 | Участие воспитателя на занятиях по ФИЗО | ||
4 | Планирование и проведение подвижных игр на прогулке | ||
5 | Подготовка и проведение гимнастики после сна | ||
6 | Организация и проведение закаливающих процедур | ||
7 | Создание условий(пополнение физкультурного уголка в группе) | ||
8 | Дыхательная гимнастика(владение методикой, регулярность проведения, приемы обучения детей) | ||
9 | Работа с родителями | ||
10 | Поддержка детской инициативы, самостоятельности | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
10. Карта анализа организации прогулки
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Планирование прогулки | ||
2 | Сбор детей на прогулку | ||
3 | Выход детей на прогулку | ||
4 | Учет сезона и погодных условий | ||
5 | Сменяемость компонентов прогулки | ||
6 | Организация наблюдения | ||
7 | Решение задач социально-эмоционального воспитания | ||
8 | Подбор подвижных игр | ||
9 | Условия для самостоятельной деятельности | ||
10 | Индивидуальная работа | ||
11 | Использование пособий, игрушек, инвентаря | ||
12 | Возвращение с прогулки | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
- Карта анализа утренней гимнастики.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Соблюдение гигиенических требований | ||
2 | Физическая нагрузка в водной части | ||
3 | Корригирующая гимнастика | ||
4 | Подбор упражнений | ||
5 | Дозировка упражнений | ||
6 | Качество показа упражнений | ||
7 | Качество выполнений упражнений | ||
8 | Контроль качества выполнения упражнений | ||
9 | Четкость и кратность команд и инструкций | ||
10 | Учет индивидуальных особенностей(подг.группа) | ||
11 | Длительность утренней гимнастики | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
- Карта анализа организации сюжетно-ролевой игры.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Оснащение игры материалом | ||
2 | Дети принимают на себя игровую роль, распределяют роли | ||
3 | Дети изменяют ролевое поведение в зависимости от роли партнера | ||
4 | Дети свободно вступают в ролевое взаимодействие | ||
5 | Дети выполняют этические нормы поведения | ||
6 | Игру доводят до конца | ||
7 | Участие воспитателя в игре | ||
8 | Переводит внимание детей от действия с игрушками на взаимодействие с партнером | ||
9 | Педагог считается с детским замыслом | ||
10 | Обсуждение плана игры | ||
11 | Оказание помощи детям в реализации знаний, подборе игрового материала | ||
12 | Итоги и длительность игры | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
- Карта анализа организации детского экспериментирования.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | В группе оснащен уголок экспериментальной деятельности | ||
2 | Планирование и организация деятельности по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире | ||
3 | Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами | ||
4 | Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и возрасту детей | ||
5 | Ведется фиксация результатов детского эксперимента | ||
6 | Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности | ||
7 | Наличие картотеки опытов и экспериментов | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
- Карта анализа организации хозяйственно-бытового труда.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Объединение детей в труде | ||
2 | Наличие трудовых умений и навыков(умение пользоваться инструментами, сноровка, рациональность действий) | ||
3 | Умение сотрудничать(планировать работу, договариваться, действовать сообща) | ||
4 | Проявлять самостоятельность | ||
5 | Проявлять нравственные качества | ||
6 | Умение оценивать свой труд, свою долю участия в нем относительно общего результата | ||
7 | Эффективность организации коллективного труда воспитателя | ||
8 | Планирование трудовых поручений, дежурств | ||
9 | Эффективность дежурств и свободного труда в уголке природы | ||
10 | Эффективность коллективного руда на участке | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
- Карта анализа организации дежурства по столовой.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы: 1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Руководство организацией дежурства. Роль младшего воспитателя | ||
2 | Условия организации дежурства(уголок, спец.одежда, расположение посуды) | ||
3 | Умение детей: сервировать стол, наводить порядок после еды | ||
4 | Навыки взаимодействия детей во время дежурства(умение сотрудничать, проявлять самостоятельность, нравственные качества) | ||
| Итого: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
- Итоговая таблица.
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Дата: _______________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Индикаторы1 балл-низкий; 2 балла-средний; 3 балла – хороший; 4 балла -высокий. | |
самооценка | эксперт | ||
1 | Карта анализа организованной образовательной деятельности. | ||
2 | Карта анализа физического развития. | ||
3 | Карта анализа музыкального занятия. | ||
4 | Карта анализа РППС. | ||
5 | Карта анализа компетенций при работе с родителями. | ||
6 | Карта анализа организации питания. | ||
7 | Карта организации работы по обучению детей татарскому языку | ||
8 | Карта анализа режимных моментов (прогулка, утренняя гимнастика, игровая деятельность и т.д.) | ||
9 | Карта организации двигательной активности детей | ||
10 | Карта организации прогулки | ||
11 | Карта анализа утренней гимнастики | ||
12 | Карта анализа организации сюжетно-ролевой игры | ||
13 | Карта анализа организации детского экспериментирования | ||
14 | Карта анализа организации хозяйственно-бытового труда | ||
15 | Карта анализа организации дежурства по столовой | ||
| итог: | ||
| в % |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________
Ознакомлена: ______________
Эксперт: ___________________
Приложение 3
Карта мониторинга работы педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Ф.И.О. педагога ______________________________________________ с сентября ____ года по май _______года
Месяц | Участие в конкурсах | Подготовка воспитанников к конкурсам | Участие в работе МО | Участие в работе семинаров, конференций | Публикации, авторские разработки |
Оснащение предметно-развивающей среды, соответствующей ФГОС ДО.
Образовательная область | Количество изготовленных атрибутов | Количество изготовленных дидактических игр | Количество изготовленных дидактических пособий |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Познавательное развитие | |||
Речевое развитие | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Физическое развитие |
Карта мониторинга работы педагога с родителями воспитанников.
Группа № _____ Ф.И.О. педагога ____________________________________ с сентября _____ года по май ______года
№ п\п | Название мероприятия (родительское собрание, проект, акция, выставка творчества, стенгазета, развлечения, семинары-практикумы, мастер-классы и др.) | Месяц | Количество родителей | Подтверждающий документ (протокол, отзывы, фотоотчет, анкеты, информация на страничке группы сайта ДОУ) |
Приложение 4
Итоговая таблица
(определение качества уровня профессиональной компетентности педагогов в ОД)
Дата:_____________________ | |||||||||||||||
№ п/п | ФИО педагога | Сентябрь-декабрь | Январь-май | Диапазон изменения | |||||||||||
самооценка | эксперт | самооценка | эксперт | самооценка | эксперт | ||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
19 | |||||||||||||||
20 | |||||||||||||||
21 | |||||||||||||||
22 | |||||||||||||||
23 | |||||||||||||||
24 | |||||||||||||||
25 |
Приложение 5
Примерная программа контроля
1.Фронтальный контроль
№ п\п | Тема проверки | Цель проверки | Дата | Мероприятия | Подведение итогов | Где рассматривается |
1 | Педагогическая диагностика (мониторинг) | Определить уровень усвоения образовательной программы детьми. | Октябрь, апрель |
| Аналитическая справка | Педсовет |
2 | Диагностика определения стартовых возможностей будущих первоклассников | Определить развитие психических процессов и познавательной сферы детей подг.гр. | Октябрь, апрель | Проведение диагностики с спец. бланках | Аналитическая справка | Педсовет |
2.Тематический контроль
№ п\п | Тема проверки | Цель проверки | Дата | Мероприятия | Подведение итогов | Где рассматривается |
1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО | Соответствие предметно-развивающей среды в группах ФГОС ДО. Стимулирование воспитателей в инновационной организации предметно-развивающей среды | Август | 1.Соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию программы. 2. Анализ трансформируемости пространства 3.Анализ наличия в группах различных игровых зон 4.Наблюдение за свободным доступом детей к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности | Аналитическая справка | Педагогический совет |
2 | Эффективность использования инновационных методов и приемов в ОД. | Анализ используемых методов и приемов педагогом в достижении целей ОД. Результаты усвоения материала дошкольниками на ОД | Ноябрь | 1.Анализ профессиональных умений воспитателей (наблюдение и анализ ООД). 2.Оценка форм взаимодействия с детьми | Аналитическая справка | Педагогический совет |
3 | Эффективность работы педагогов по развитию связной речи детей. Диалоговая речь на татарском языке с учетом УМК. | Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ обучению дошкольников татарскому языку; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по обучению татарскому языку | Март | 1.Оценка развивающей предметно-пространственной среды в кабинете татарского языка и в группах. 2.Оценка профессиональных умений воспитателя. 3.Анализ планирования. 4.Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме. 5.Развитие разговорной татарской речи в диалогам по темам УМК. | Аналитическая справка | Педагогический совет |
3.Диагностический контроль
№ п\п | Мероприятие | Подведение итогов | Сроки | Ответственные |
1 | Адаптация детей I младших групп: наблюдения в период адаптации, оценка адаптации | Листы адаптации, аналитическая справка | Август-сентябрь | |
2 | Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста | Карта нервно-психического развития | 1 раз в полугодие | |
3 | Физическое развитие | Карты наблюдений | ежеквартально | |
4 | Развитие детей в соответствии с требованиями программы: оценка индивидуального развития воспитанников в рамках педагогической диагностики (мониторинга) | Карты наблюдений детского развития, планы индивидуальной работы | Октябрь, апрель | |
5 | Педагогическое обследование по определению уровня усвоения дошкольниками татарского языка | Анализ результатов, оформление выводов, аналитическая справка, план индивидуальной работы. | Октябрь, апрель | |
6 | Уровень готовности к школе | Аналитическая правка | Октябрь, май | Педагог-психолог |
7 | Комплексная диагностика по определению уровня речевого развития детей от 3 до 7 лет | Протоколы обследования, аналитическая справка | 1 раз в год | Учитель-логопед ЦДиК |
4. Оперативный контроль
4.1.Работа с детьми раннего возраста
№ п/п | Направление | Сроки | Ответственные |
1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды: соответствие требованиям ФГОС ДО | Август, апрель-май | |
2 | Прием детей: беседы с родителями, положительно-эмоциональный настрой воспитателя, эмоциональный настрой детей. | Июнь-сентябрь | |
3 | Подготовка, проведение и эффективность прогулки на свежем воздухе | Ежемес. | |
4 | Прием пищи, сервировка стола, соблюдение гигиенических требований, выполнение режима питания, подготовка детей к приему пищи, руководство воспитателя формированием навыков самостоятельной еды. | Ежемес. | |
5 | Сон: укладывание, подъем, закаливающие процедуры | Ежемес. | |
6 | Образовательная работа с детьми. Организация и проведение ООД, активные формы детей на занятии, выполнение задач воспитания и обучения, уровень мастерства воспитателя, подготовка к ООД, наличие необходимого материала | Ежемес. | |
7 | Двигательная активность в течение дня | Ежемес. | |
8 | Разнообразие игровой деятельности | Ежемес. | |
9 | Организация и проведение прогулки: порядок одевания и раздевания детей, навыки, наличие выносного материала по сезону, занятость детей на прогулке, двигательный режим, разнообразие видов деятельности, длительность прогулки в зависимости от сезона | Ежемес. |
4.2. Работа с детьми дошкольного возраста
№ п/п | Направление | Сроки | Ответственные |
1 | Соблюдение инструкций по безопасности, организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО | Август, апрель-май | |
2 | Выполнение режима дня, соблюдение техники безопасности в организации деятельности детей. | Ежемес. | |
3 | Подготовка, проведение и эффективность утренней зарядки на свежем воздухе | Ежемес. | |
4 | Календарное планирование воспитательно- образовательной работы | 1 раз в нед., узкие 1 раз в 2 нед. | |
5 | Образовательная работа с детьми. | Ежемес. | |
6 | Организация дополнительных образовательных услуг | Ежемес. | |
7 | Организация питания | Ежемес. | |
8 | Безопасность при проведении новогодних утренников | декабрь | |
9 | Организация и проведение досуговой деятельности | Ежекварт. | |
10 | Оснащение языковой среды в группах. Развитие разговорной татарской речи. | Октябрь-ноябрь, март | |
11 | Организация закаливающих мероприятий | 1 раз в кварт. | |
12 | Подготовка игровых участков к прогулке | Ежемес. |
5. Персональный контроль
№ п/п | Направление | Сроки | Ответственные |
1 | Собеседования с педагогами по темам самообразования | Сентябрь 2017г. | |
2 | Работа с аттестующимися педагогами | Сентябрь-декабрь | |
3 | Организация работы с молодыми педагогами | В теч.года | |
4 | Проведение ОД на неделе творческих отчетов педагогов. | Ежекварт. |
6. Взаимоконтроль
№ п/п | Направление | Сроки | Ответственные |
1 | Взаимопосещения с последующим анализом ОД и режимных моментов педагогами. |
7. Сравнительный контроль
№ п/п | Направление | Сроки | Ответственные |
1 | Психологическая готовность к школе детей подг. гр. № | Апрель | |
2 | Усвоение татарского языка в старших группах № | Март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы районного методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ельниковского муниципального района на 2013-2014 учебный год.
Предлагаю план работы РМО воспитателей дошкольного образования....
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, как способ управления воспитательно-образовательным процессом.
Презентация к защите выпускной квалификационной работы...
Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....
Музыкальная сказка в дошкольном образовательном учреждении: этапы создания, методы и приемы разучивания.
Музыкальная сказка в ДОУ. Этапы создания, методы и приёмы разучивания....
Демократизация управления в дошкольном образовательном учреждении как инновационный метод
В данной статье проанализирована основная роль демократизации в процессе управления дошкольным образовательным учреждением. Автор выделяет направления инновационной деятельности в управленческой...
Статья для старших воспитателей (методистов) "Проектирование - как одно из направлений методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
Из опыта работы. Реализация методических проектов в дошкольном образовательном учреждении....
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...