Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО
статья
Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной
Образовательной среды ДОО
Сегодня современная система российского образования переживает колоссальные изменения, которые напрямую связаны с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно во ФГОС ДО, разработанных на основе Конституции РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка заложены основные принципы гуманистической педагогики:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип гуманизации образования.
- Принцип личностной ориентации.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого.
- Принцип свободного эффективного развития.
- Принцип деятельностного подхода.
Забота о психологической безопасности и здоровье дошкольников становится обязательным целевым ориентиром в работе образовательного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования. Это означает, что современное дошкольное учреждение должно
всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего процессы развития личности. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. В современных психолого–педагогических исследованиях «безопасной и психологически комфортной является образовательная среда, свободная от проявлений психологического насилия во взаимодействии её субъектов, способствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающая референтную значимость и обеспечивающая психическое здоровье всех включенных в нее участников». Показателем безопасной и психологически комфортной образовательной среды является наличие условий для развития активности, инициативность, самостоятельности, упорство в достижении цели участников образовательного процесса.
Обосновывая значимость психологической безопасности образовательной среды в обеспечении качества образовательного процесса в дошкольном
учреждении, важно обратить внимание на то, что субъективное ощущение психологического комфорта и безопасности, необходимые для сохранения
«психического здоровья и целостности личности», важно не только для воспитанника, но и для педагога.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования и от его готовности к переменам, мобильности, ответственность и самостоятельность в принятии решений зависит успешность всего процесса реформирования. Наиболее важным условием для создания безопасной и психологически комфортной образовательной среды является доброжелательные взаимоотношения, включающие в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива
В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по созданию благоприятного климата в коллективе, его сплочению, в основе, которой лежит уважение к личности каждого члена коллектива, признание его достоинств и особенностей, создание условий для роста творческой активности и профессионального совершенствования, поиска рациональных способов профессионального самоутверждения, самоопределения. Достижение высоких образовательных результатов педагогов ДОУ поощряется администрацией установлением стимулирующих надбавок, премированием, награждением грамотами, благодарностями и учитывается во время аттестации.
Учитывая принцип гуманистической педагогики, заложенной в основу ФГОС ДО, педагогу сегодня необходимо уметь не только передавать, воспроизводить знания и умения, но и обеспечивать психологическую безопасность образовательной среды.
Понимая всю меру ответственности, возлагаемую на педагогических работников детского сада, администрация детского сада уделяет особое внимание гуманизации педагогического процесса, предполагающего создание в образовательном учреждении такой атмосферы, которая расковывает детей и педагогов, и в которой они чувствуют себя "как дома".
В дошкольном учреждении большое внимание уделяется правильному подбору, расстановке и повышению квалификации педагогических кадров, формированию профессиональной культуры педагогов. В детском саду работает 30 педагогов. Кадровый состав педагогического коллектива укомплектован на 100%. Ежегодно растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, как за счет повышения уровня профессионального образования, так и за счет притока молодых специалистов, получивших образование впервые. Сегодня в ДОУ работают 16 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, что составляет 53% от общего числа педагогов. Высокий уровень образования педагогов дошкольного учреждения позволяет им наиболее полно реализовать свои возможности и соответствует требованиям, предъявляемым к современному педагогу.
Возросло число педагогов в возрасте до 30 лет, оно составило 10 % от общей численности педагогического состава.
Успех работы по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, поэтому методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие педагога, на его успешную самореализацию.
Аттестация является одним из главных механизмов повышения уровня профессиональной квалификации педагогов, большинство из которых стремится к повышению своей квалификации. В дошкольном учреждении с высшей квалификационной категорией - 19 педагогов (63%), с первой – 8 человек (27%).
Повышение уровня профессионализма педагогов осуществляется за счет прохождения курсов повышения квалификации, трансляции своего педагогического опыта работы, как в районе, так и в городе, участия в методических объединениях района.
Таким образом, педагоги нашего дошкольного учреждения эффективно осваивают новые программы и технологии в том числе - личностно – ориентированной направленности и активно включены в современные процессы модернизации образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем дошкольном учреждении работает стабильный коллектив, который имеет хорошую динамику и перспективы в своем дальнейшем профессиональном развитии в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.
Литература
- Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М., 1989.
- Борытко, Н. М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
- Дудников, В. В. Менеджмент сферы образования. Т. 1 / В. В. Дудников. — М., 1995.
- Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект / П. И. Карташов. — М., 1984.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 1992.
Предварительный просмотр:
Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной
Образовательной среды ДОО
Сегодня современная система российского образования переживает колоссальные изменения, которые напрямую связаны с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно во ФГОС ДО, разработанных на основе Конституции РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка заложены основные принципы гуманистической педагогики:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип гуманизации образования.
- Принцип личностной ориентации.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого.
- Принцип свободного эффективного развития.
- Принцип деятельностного подхода.
Забота о психологической безопасности и здоровье дошкольников становится обязательным целевым ориентиром в работе образовательного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования. Это означает, что современное дошкольное учреждение должно
всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего процессы развития личности. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. В современных психолого–педагогических исследованиях «безопасной и психологически комфортной является образовательная среда, свободная от проявлений психологического насилия во взаимодействии её субъектов, способствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающая референтную значимость и обеспечивающая психическое здоровье всех включенных в нее участников». Показателем безопасной и психологически комфортной образовательной среды является наличие условий для развития активности, инициативность, самостоятельности, упорство в достижении цели участников образовательного процесса.
Обосновывая значимость психологической безопасности образовательной среды в обеспечении качества образовательного процесса в дошкольном
учреждении, важно обратить внимание на то, что субъективное ощущение психологического комфорта и безопасности, необходимые для сохранения
«психического здоровья и целостности личности», важно не только для воспитанника, но и для педагога.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования и от его готовности к переменам, мобильности, ответственность и самостоятельность в принятии решений зависит успешность всего процесса реформирования. Наиболее важным условием для создания безопасной и психологически комфортной образовательной среды является доброжелательные взаимоотношения, включающие в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива
В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по созданию благоприятного климата в коллективе, его сплочению, в основе, которой лежит уважение к личности каждого члена коллектива, признание его достоинств и особенностей, создание условий для роста творческой активности и профессионального совершенствования, поиска рациональных способов профессионального самоутверждения, самоопределения. Достижение высоких образовательных результатов педагогов ДОУ поощряется администрацией установлением стимулирующих надбавок, премированием, награждением грамотами, благодарностями и учитывается во время аттестации.
Учитывая принцип гуманистической педагогики, заложенной в основу ФГОС ДО, педагогу сегодня необходимо уметь не только передавать, воспроизводить знания и умения, но и обеспечивать психологическую безопасность образовательной среды.
Понимая всю меру ответственности, возлагаемую на педагогических работников детского сада, администрация детского сада уделяет особое внимание гуманизации педагогического процесса, предполагающего создание в образовательном учреждении такой атмосферы, которая расковывает детей и педагогов, и в которой они чувствуют себя "как дома".
В дошкольном учреждении большое внимание уделяется правильному подбору, расстановке и повышению квалификации педагогических кадров, формированию профессиональной культуры педагогов. В детском саду работает 30 педагогов. Кадровый состав педагогического коллектива укомплектован на 100%. Ежегодно растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, как за счет повышения уровня профессионального образования, так и за счет притока молодых специалистов, получивших образование впервые. Сегодня в ДОУ работают 16 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, что составляет 53% от общего числа педагогов. Высокий уровень образования педагогов дошкольного учреждения позволяет им наиболее полно реализовать свои возможности и соответствует требованиям, предъявляемым к современному педагогу.
Возросло число педагогов в возрасте до 30 лет, оно составило 10 % от общей численности педагогического состава.
Успех работы по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, поэтому методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие педагога, на его успешную самореализацию.
Аттестация является одним из главных механизмов повышения уровня профессиональной квалификации педагогов, большинство из которых стремится к повышению своей квалификации. В дошкольном учреждении с высшей квалификационной категорией - 19 педагогов (63%), с первой – 8 человек (27%).
Повышение уровня профессионализма педагогов осуществляется за счет прохождения курсов повышения квалификации, трансляции своего педагогического опыта работы, как в районе, так и в городе, участия в методических объединениях района.
Таким образом, педагоги нашего дошкольного учреждения эффективно осваивают новые программы и технологии в том числе - личностно – ориентированной направленности и активно включены в современные процессы модернизации образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем дошкольном учреждении работает стабильный коллектив, который имеет хорошую динамику и перспективы в своем дальнейшем профессиональном развитии в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.
Литература
- Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М., 1989.
- Борытко, Н. М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
- Дудников, В. В. Менеджмент сферы образования. Т. 1 / В. В. Дудников. — М., 1995.
- Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект / П. И. Карташов. — М., 1984.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса....
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...
Консультация для педагогов раннего возраста Тема: "Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в ДОУ".
Психологическая безопасность — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лич...