«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
консультация
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.
Под психологической безопасностью понимается защищенность
- от угроз,
- психологического насилия,
- унижения и оскорбления,
- от заброшенности,
- пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Психологическая безопасность это:
- система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
- система организации межличностных отношений в санатории.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.
- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей, проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение детей в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в санатории:
Вы их знаете, но я еще раз на них остановлюсь:
- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его педагогическое мастерство); как владеет педагогическим мастерством и что может предложить детям.
- психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера). Желание помочь детям.
Развивающая среда создает у детей положительную установку и позитивное представление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы.
В группах детского сада могут быть организованы специальные уголки и зоны, которые способствуют сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.
Угол приветствия.
1. Это стенд «Здравствуй, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Придя после выходных дней в дс., ребенок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе.
2. Стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок пиктограмм отмечают свое настроение.
Уголок достижений.
Что туда может входить:
1. «Цветок достижений» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок, в конце недели ребенок поощряется);
2. «Звезда недели» (в середине большой звезды — фото ребенка, на концах — информация о нем, которой он гордится);
3. «Копилка добрых дел, «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.
Уголок гнева.
Для чего нужен? Дать детям возможность в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева.
1. Здесь может быть «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться.
2. «Коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «Выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав газету);
- «Подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковер дружбы».
Уголок поздравлений.
Этот уголок формирует позитивное настроение, сплочение детского коллектива.
Это может быть специальное место, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей. После дня рождения плакат дарят имениннику.
Зона воды и песка.
Вы знаете, что из всех игровых материалов вода и песок являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Потому, что не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных и замкнутых детей.
Песок можно заменить фасолью, погружая руки в емкость ребенок может искать спрятанные игрушки, или по заданию находить заданную.
Зона уединения (но мы, не забываем, что ребенок должен находиться в поле зрения взрослого) - позволяет ребенку отдохнуть, расслабиться. Может быть оснащена подушками, ширмой. Здесь можно оборудовать «сухой дождик» (ленточный). Он развивает тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно побыть одному, спрятаться.
Уголок сенсорного развития.
В этом центре могут находиться звучащие игрушки, клубочки, шнуровки и т.д., которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния.
Вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия ребенка и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в процессе воспитания и обучения
Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности....
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...
Потенциальные и реальные угрозы для психологической безопасности и субъективной комфортности образовательной среды
Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. Проблема психологическо...
"Создание психологически комфортной образовательной среды средствами игровых технологий"
Занятие "Путешествие по русским народным сказкам"....
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО
Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО...
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...