«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
консультация

Кудрявцева Надежда Геннадьевна

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях  ФГОС ДО»

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

Под психологической безопасностью понимается защищенность

- от угроз,

- психологического насилия,

- унижения и оскорбления,

- от заброшенности,

- пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

Психологическая безопасность это:

  •  система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
  •  система организации межличностных отношений в санатории.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

  • установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
  • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.
  • организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей, проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение детей в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в санатории:

Вы их знаете, но я еще раз на них остановлюсь:

  • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его педагогическое мастерство); как владеет педагогическим мастерством и что может предложить детям.
  • психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
  • психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера). Желание помочь детям.

Развивающая среда создает у детей положительную установку и позитивное представление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы.

В группах детского сада могут быть организованы специальные уголки и зоны, которые способствуют сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.

Угол приветствия.

1. Это стенд «Здравствуй, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Придя после выходных дней в дс., ребенок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе.

2. Стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок пиктограмм отмечают свое настроение.

          Уголок достижений.

Что туда может входить:

1. «Цветок достижений» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок, в конце недели ребенок поощряется);

2. «Звезда недели» (в середине большой звезды — фото ребенка, на концах — информация о нем, которой он гордится);

3. «Копилка добрых дел, «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.

         Уголок гнева.

Для чего нужен? Дать детям возможность в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева.

1. Здесь может быть «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться.

2.  «Коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «Выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав газету);

  1. «Подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковер дружбы».

Уголок поздравлений.

Этот уголок формирует позитивное настроение, сплочение детского коллектива.

Это может быть специальное место, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей. После дня рождения плакат дарят имениннику.

Зона воды и песка.

Вы знаете, что из всех игровых материалов вода и песок являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Потому, что не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных и замкнутых детей.

Песок можно заменить фасолью, погружая руки в емкость ребенок может искать спрятанные игрушки, или по заданию находить заданную.

Зона уединения (но мы, не забываем, что ребенок должен находиться в поле зрения взрослого) - позволяет ребенку отдохнуть, расслабиться. Может быть оснащена подушками, ширмой. Здесь можно оборудовать «сухой дождик» (ленточный). Он развивает тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно побыть одному, спрятаться.  

Уголок сенсорного развития.

В этом центре могут находиться звучащие игрушки, клубочки, шнуровки и т.д., которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния.

Вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в процессе воспитания и обучения

Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности....

Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...

Потенциальные и реальные угрозы для психологической безопасности и субъективной комфортности образовательной среды

   Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.     Проблема психологическо...

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО

Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО...

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...