Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"
консультация на тему
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_psihol._bezopasnost.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Педагоги дошкольных образовательных организаций не только решают образовательные и воспитательные задачи. Их деятельность также направлена на достижение целей здоровьесбережения детей. Это организация питания и режима, мероприятия по формированию активной жизненной позиции и приобщении к здоровому образу жизни с применением различных методик и технологий. Однако родители и педагоги часто забывают о психологической безопасности ребенка.
Психологическая безопасность дошкольника (слайд 2) имеет важное значение для его полноценного развития, сохранения и поддержки психического здоровья, предупреждения психологических травм.
Существует три основных этапа во время пребывания ребенка в д/с, влияющих на его психологическое здоровье, и упущение которых, ведет к развитию негативных проблем у ребенка:
1. Адаптационный период
2. Эмоционально-личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира малыша, его психического состояния его возможные перспективы)
3. Подготовка к школе и профилактика поведения.
Чтобы ребенок развивался в соответствии с возрастом и возможностями, необходимо создавать психологическую образовательную среду, в которой он чувствовал бы себя уверенно, безопасно, психологически комфортно.
Основу понятия «психологическая безопасность» структурно разделяют на два компонента, которые непосредственно влияют на нее:
- систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
- систему организации межличностных отношений в ДОО.
Организация режима жизнедеятельности воспитанников предполагает:
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
В организацию межличностных отношений в ДОО входит:
- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);
-психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
Рассмотрим содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
1.Диагностический этап.
На данном этапе нами анализируется:
- отношение детей к детскому саду, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
- психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно- ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
- степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых; психологический климат педагогического коллектива.
2.Организационно-практический этап.
В группах ДОО часто проводятся занятия, способствующие обеспечению психологической безопасности образовательной среды:
- игровые занятия для младших дошкольных групп. Цель: обеспечить психологическое благополучие и успешную социализацию детей в процессе игрового взаимодействия. Задачи: вызвать у ребенка внимание к совместной деятельности с ровесниками – партнерское взаимодействие; облегчить процесс освоения вновь прибывших детей; создать благоприятные условия для общей деятельности со сверстниками; создать необходимый климат в группе; научить слушать взрослого оппонента и действовать согласно его рекомендациям; научить быть эмоционально отзывчивыми, подобно взрослым; создать эмоционально-доверительный контакт между ребенком и взрослым; снизить психофизическую и эмоциональную напряженность; развивать сенсомоторные навыки; развивать речевой аппарат и познавательную активность.
- программа психолого-педагогических занятий по развитию у дошкольников интеллектуального, волевого и эмоционального начала. Программа психолого-педагогических занятий по интеллектуальному, эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Цветик-семицветик». Авторы: Н.Ю. Куражева, Н.В. Бараева, Н.В. Тузаева, И.А. Козлова. Цель: создание предпосылок для естественного психологического развития ребенка в психологически безопасной образовательной среде. Задачи: развить эмоциональную сферу, ввести дошкольника в мир человеческих чувств; развить коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения; развить волевую сферу - умение контролировать собственные психические действия, что необходимо для удачного обучения в школе; развить личностную самооценку: объективное мнение о себе и убежденность в себе; развить интеллектуальную сферу: умение размышлять, сформировать наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление; создать положительную мотивацию к обучению; развить познавательные психические процессы: восприятие, память, интерес, фантазию.
Профессиональный уровень педагогов повышается на мастер-классах, консультациях, семинарах-практикумах, релаксациях, направленных на оптимизацию рационального режима дня, формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.
Работая с родителями, можно привлечь их к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализаций их в повседневной жизни. Данная просветительская работа проводится обычно в форме лекций, консультаций, практикумах, на информационных стендах, папках-передвижках. Родители также могут привлекаться к созданию психологических и рабочих уголков в группах.
Предметно-развивающая образовательная среда ДОО способствует формированию у дошкольников положительных воспоминаний о детском образовательном учреждении, содействует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы, формирует в детях независимость и умение принимать самостоятельные решения.
Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. В создании развивающей среды учитываются особенности каждой группы: возраст, интересы, склонности, способности, уровень развития и т.д.
В группах ДОУ организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.
1. Уголок приветствия.
Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива. В уголке расположен стенд «Здравствуй, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе; стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок - пиктограмм отмечают свое настроение.
2. Уголок достижений.
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
Структура уголка:
«Цветок успеха» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
«Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребенка, на концах - информация о нем, которой он гордится);
«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.
3. Уголок гнева.
Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.
Структура уголка:
«коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
«коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
«подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковер дружбы».
4. Уголок поздравлений.
Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.).
5. Зона воды и песка.
Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.
Зона оснащена мелкими пластиковыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры: «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
6. Зона уединения.
Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.
В зоне уединения расположены кресла, покрывала, пуфы, ширмы, мягкие модули. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
7. В младших группах располагается уголок сенсорного развития
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.
В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.
Система работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды, выстроенная с учетом критериев реализации ФГОС ДО, дает позитивные итоги:
- соответствие предметно-развивающей среды потребностям психологической сохранности;
- направленность деятельности преподавателей на личностное взаимодействие с детьми;
- сокращение количества причин, плохо влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих дискомфорт за счет рационального планирования образовательной деятельности дошкольников в режиме дня;
- включение в просветительный процесс важных и увлекательных видов деятельности;
- проведения образовательной деятельности с детьми в интересной и эмоциональной форме;
- создание способов снятия психоэмоционального напряжения;
- создание предпосылок для многостороннего развития творческого потенциала и личных возможностей учеников;
- уменьшение численности дошкольников с эмоциональными нарушениями; успешная социализация детей младшего возраста в условиях ДОО;
- сокращение численности детей, психологически не готовых к поступлению в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОО - развивающая предметно-пространственная среда (РППС).Проблема экологического образования - одна и...
Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...
Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021
На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...
Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...