Модель программы взаимодействия ДОО с родителями через реализацию регионального компонента "Загадки Азовского побережья..."
методическая разработка
В основе нашей модели лежит идея помочь, направить, поддержать, а главное дополнить воспитательную и образовательную деятельность родителей.
Раскрывая сущность основной цели данной разработки, авторы попытались создать условия для успешной социализации детей посредством эффективного взаимодействия с воспитателями и родителями по следующим направлениям:
- воспитание любви к своей малой родине (привлечения внимания к интересным местам нашей станицы, а также к некоторым объектам флоры и фауны);
- организация активного семейного отдыха, учитывая зоны ближайшего и актуального развития своего ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №36
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Модель программы
взаимодействия ДОУ с родителями
через реализацию регионального компонента
(старший дошкольный возраст)
«Загадки Азовского побережья…»
Авторы:
Шевченко Ольга Анатольевна, старший воспитатель,
Баталова Эльвира Зиноровна, воспитатель, Шемякина Оксана Анатольевна, воспитатель.
Тамань, 2016 г.
Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения. Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через реализацию регионального компонента основной образовательной программы МБДОУ ДС КВ №36.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Содействовать поддержанию интереса к родной станице, ее достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, особенностям флоры и фауны.
- Развивать умения включаться в коллективную деятельность (как со сверстниками, так и со взрослыми – воспитатели, родители): обсуждать ее ход, договариваться о совместных продуктивных действиях (о выборе материала, средствах и технике выполнения), а также представлять совместные результаты деятельности.
Контингент участников: дошкольники (6-7 лет), родители, воспитатели ДОУ/
Актуальность и новизна программы.
В рамках введения ФГОС дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является: «принцип сотрудничества Организации с семьей». Это по-новому определило направление работы нашего учреждения в аспекте взаимодействия с семьями воспитанников: от традиционной «назидательной» помощи родителям («делайте, именно так…) к вовлечению родителей в образовательный процесс в качестве полноправных участников.
В основе нашей модели лежит идея помочь, направить, поддержать, а главное дополнить воспитательную и образовательную деятельность родителей.
Раскрывая сущность основной цели данной разработки, авторы попытались создать условия для успешной социализации детей посредством эффективного взаимодействия с воспитателями и родителями по следующим направлениям:
- воспитание любви к своей малой родине (привлечения внимания к интересным местам нашей станицы, а также к некоторым объектам флоры и фауны);
- организация активного семейного отдыха, учитывая зоны ближайшего и актуального развития своего ребенка.
Этапы реализации программы.
I. Организационный этап.
1. Заседание круглого стола «Земля таманская – наш общий дом…» (участники: родители, воспитатели).
Цель: введение родителей в предстоящую деятельность (знакомство с примерным планом мероприятий в рамках данного проекта), а также обобщение и уточнение уровня знаний о станице, ее истории, достопримечательностях и т.д.
Конечный продукт: каждая семья готовит мини-сочинение «Любимые места Тамани…» (иллюстрациями к тексту могут быть рисунки ребенка или фото) (см. приложение 1).
2. Анализ результатов заседания круглого стола (воспитатели группы): выбор форм и средств и методов дальнейшего взаимодействия.
II. Основной (практический) этап.
3. Интерактивная экскурсия в Таманский археологический музей.
В музыкальном зале организуется видеоэкскурсия по музею. (Учитывая исключительную занятость родителей, специалист музея проводит экскурсию для детей и их родителей в дошкольном учреждении с использованием мультимедийной установки.)
Цель: привлечь внимание родителей и детей к исторической ценности нашего полуострова, активизировать познавательную активность.
4. «Ярмарка маршрутов».
Родители совместно с детьми разрабатывают маршрут-схему от места проживания до любого объекта станицы (детского сада, музея, парка и т.д.). В группе воспитатель с детьми организуют так называемую ярмарку: каждый ребенок представляет результат работы своей семьи (фото 1)
Цель: продолжать формировать навыки работы с картами-схемами (составлять совместно с взрослыми, а «читать» карту-схему - самостоятельно); развивать умение анализировать схему расположения предметов в пространстве. Вызвать у детей и их родителей желание совершать пешие прогулки по улицам станицы.
5. Составление группового фотоальбома «Давайте удивляться!».
Дети приносят фотографии интересных и красивых объектов флоры и фауны Тамани (для более детального ознакомления с принесенными фото воспитатель организует в группе игровую ситуацию «Голос за кадром…»: ребята (по желанию) комментируют изображенное на фото от лица, например, подсолнуха, паука, краба (см. фото 2) и т.д….
Цель: вызвать интерес к удивительным объектам флоры, фауны Тамани, учить составлять описательный, сюжетный рассказ, используя прием олицетворения, развивать при этом умение раскрепощаться.
6. Участие родителей в создании картотеки занимательных задач, ребусов и загадок «Посмотри, подумай и реши».
Дети, уходя домой вытаскивают из чудесного мешочка картинку (или фото) с изображением, непосредственно имеющим отношение к побережью Таманского полуострова (например: дельфина, теплохода, птицы баклан, и т.д….). Родители получат задание, придумать любую задачу, загадку или ребус, связанную по смыслу с изображением на картинке (приложение 2).
Цель: развивать умение составлять арифметические задачи, придумывать загадки; способствовать укреплению детско-родительских отношений в результате выполнения совместной деятельности.
7. Создание условий для свободного выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности, а также содержания предложенной ими деятельности.
Для этого воспитатель знакомит дошкольников со схемой сквера им. М.Ю. Лермонтова (схема 1.) Схема и набор значков-флажков находятся в группе в свободном доступе для детей. Взрослый поясняет, что дети могут обозначить любое место на схеме (самое любимое, самое интересное, непонятное, неизведанное). В результате подсчета флажков воспитатель продумывает содержание экскурсии с учетом мнения детей.
8. Организация непосредственно-образовательной деятельности-экскурсии в сквер имени М.Ю. Лермонтова с участием родителей «Знакомыми тропинками нескучно мы идем…» (приложение 3).
Цель: учить применять знания о своей малой родине в нестандартных ситуациях, формировать мыслительные процессы (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); совершенствовать воображение и развитие творческих способностей, конструктивные навыки.
9. Квест-игра для совместного участия детей и родителей (проводится в выходной день без участия педагогов).
Семьи получают от воспитателя карточку с заданиями (приложение 1.1), которые выполняются в строгой последовательности, находясь в сквере на набережной. Результатом правильного выполнения всех заданий будет являться фото определенного объекта.
III. Заключительный этап.
10. Видео-кафе «О Тамани с любовью…». В музыкальном зале организуется кафе (для каждой семьи отдельный столик с угощениями, на стене экран и мультимедийное оборудование).
Каждая семья представляет презентацию на тему: «О Тамани с любовью…» (в любом формате участники готовят отчет об интересных уголках станицы, где они провели незабываемые минуты отдыха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Системно-структурная модель взаимодействия ДОУ и родителей по реализации задач ОО «Художественно-эстетическое развитие»"
Консультационный материал для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
Взаимодействие с родителями через реализацию программы "Социокультурные истоки"
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических ...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»
Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
В своей работе мы хотим вас познакомить с традициями празднования разных народов проживающих на территории нашей Республики Адыгея старинного летнего праздника, связанного с водой: «Вардавар&raq...
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно – эстетического образования в ДОУ».
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи....
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».
Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в до...