Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»
консультация (старшая группа)
Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляется, устойчивый интерес к природе родного края, её состоянию, стремление беречь, оберегать и сделать ее ещё краше.
Свое выступление хочу закончить словами великого писателя Михаила Пришвина «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_ekologicheskoe_vospitanie_cherez_reg.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 "Березка" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Консультация
для педагогов
«Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»
Подготовила:
Шакирова Альбина Наиловна
воспитатель высшей категории.
Г.Октябрьский
2021год
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе стараюсь уделять большое внимание экологическому воспитанию детей. Целью которой является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Дошкольный возраст как раз является периодом становления основ будущей личности. На этом этапе закладывается позитивное отношение к природе, окружающему миру. А начинается оно с изучения своей «малой» Родины, знание экологических особенностей родного края и организация, в зависимости от возможностей дошкольного учреждения, внутренней и внешней природных зон и посильному труду в них. Только это приведет к действительному познанию своего города, республики, наполнит не только память и ум, но и обогатит душу, сердце.
Знакомство дошкольников с объектами природы начинается с участка детского сада, где растут голубые ели (наша гордость), крупные деревья (береза, тополь, карагач, клён, липа, дуб) и кустарники (черемуха, ирга, туя, рябина). Есть фруктовый сад: цветущий весной, созревающий летом, осыпающийся осенью и укутанный снегом зимой, а так же различные виды цветочных композиций, небольшие клумбы. Отведено место для огорода, который является общим объектом для всех детей. Видя ежедневно ухоженные растения, воспитанники не только получают положительные эмоции, но учатся понимать и оберегать красоту, создавать ее своими руками.
Не остаются без внимания и наши пернатые друзья – птицы. Ежегодно участвуем в городском акции «Кормушка». Для воспитания заботливого отношения к птицам, дети вместе с родителями сделали кормушки. Непосредственно, наблюдая особенности жизни птиц в зимнее время, дети понимают необходимость зимней подкормки и о том, что человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и циклы наблюдений за растениями и животными на участке, ведение календаря наблюдений, занятия, целевые прогулки, экскурсии, использование игровых обучающих ситуаций и т.д..
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играют литературные произведения, картины, беседы. Тут я стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, используя красочные альбомы, иллюстрации, открытки, слайды, которые доступно и достоверно знакомят с явлениями природы, характерными особенностями и образом жизни животных, насекомых, птиц. Произведения искусства учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Часто можно наблюдать, как дети рвут цветы, собирают насекомых. Обращаю внимание детей на результаты их деятельности. Они наглядно видят ответ на этот вопрос и начинают бережнее относиться к природе, перестают бездумно ломать ветки, рвать цветы, ловить насекомых. Знакомя детей с природой необходимо раскрыть все богатство растительного и животного мира, показать прямую зависимость человека от природы. Подвести детей к пониманию того, что природа может существовать без человека, а человек без нее – нет. Люди пользуются дарами природы, не всегда заботясь о последствиях своих действий. Загрязнение воздуха, водоемов, земли, поставило под угрозу не только здоровье, но и жизнь людей.
Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою родину, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков. Там, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Наша республика – один из наиболее богатых природными достопримечательностями регион Урала. Здесь много красивых гор, скал, больших пещер, чистых рек. Башкирия – лидер по количеству природных парков на Урале.Есть три государственных заповедника (Башкирский, Южно-Уральский , Шульган-Таш), один национальный парк («Башкирия»), четыре природных парка (Аслы-Куль, Кандры-Куль, Мурадымовское ущелье, Иремель ), а также ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».
Для знакомства детей с уникальными природными памятниками и об охраняемых животных и растениях нашей местности, мы используем книги («Красная книга Башкортостана», «Растения Башкортостана»), альбомы («Птицы из красной книги Башкортостан», «Животные Башкортостана»), видео материалы и презентации и т.д., Знакомство с ними проводим как в свободное время, так и на специально организованных занятиях, где дети узнают не только о назначении Красной книги, но и усваивают нехитрые правила:
- не рвать лесные и полевые цветы;
- ходить по тропинкам даже в лесу ;
- подкармливать птиц, не разорять гнезд;
- не оставлять после себя мусор.
В своей работе с детьми я ещё использую такую форму работы как проект(о воде, о рябине, готовим проект о березе). Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Для систематизации полученных знаний совместно с воспитанниками создаем лэпбуки (о воде, о рябине, о родном крае «Мой край родной я горжусь тобой», «Берегите природу»). Все это помогает им вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети становятся более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у них развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта, умению устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью оформляем соответствующие стенды, проводим консультации, собрания. Вместе с детьми на протяжении учебного года родители принимают участие в экологических праздниках, конкурсах и акциях, которые проводятся в детском саду (“Дары осени”, “Огород на окне”, “Кормушка ”). Также привлекаем к участию в экологических проектах (“Наше дерево - рябинка ”, «Вода – это жизнь », « Береза белая») проводимых в дошкольном учреждении, к оформлению тематических выставок из бросового материала,(Поделки из плодов рябины, бересты) рисунков и плакатов: “Мой город Октябрьский”, “День Земли”, “Природа Башкортостана ”. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению педагогов, родителей и детей.
Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что, создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляется, устойчивый интерес к природе родного края, её состоянию, стремление беречь, оберегать и сделать ее ещё краше.
Свое выступление хочу закончить словами великого писателя Михаила Пришвина «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
выступление на педсовете...
презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ"
к высплению на педсовете...
Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента
Актуальность темы.Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сф...
Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".
Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен на систематизацию знаний педагогов по экологическому вос...
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
В своей работе мы хотим вас познакомить с традициями празднования разных народов проживающих на территории нашей Республики Адыгея старинного летнего праздника, связанного с водой: «Вардавар&raq...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».
Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в до...