План по самообразованию на 2017-2021 года
материал
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации воспитателя МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 37 » НМР РТ на 2017 – 2021г.г.
Ф.И.О. Хайрутдинова Равиля Амирзяновна
Должность: воспитатель
Образование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», присуждена квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Повышение квалификации: Курсы повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс ДОО в условия реализации ФГОС », в ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», г. Нижнекамск, 72 часа, удостоверение № 160400009609, рег. № 2805-к, выдано 13 апреля 2017 г.
Квалификационная категория:первая
Стаж: 10 лет
Тема самообразования: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы и её обоснованность. Формирование экологической культуры у детей - тема актуальная. Ведь нам, взрослым необходимо показать детям чудеса нашей природы, на смену нам идёт новой поколение и наша главная задача - привить любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными и их средой обитания.
В настоящее время этому вопросу уделяется большое внимание, разработано много разных программ, авторами которых являются С. Н. Николаева, Н. А. Соломонова, Н. А. Рыжова и др.
Формирование экологической культуры С. Н. Николаева считает, что это есть - становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим её, отношения к себе, как к части природы, осознание своих умений созидательно воздействовать с природой.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Правильно организованное и систематически осуществляемое экологическое воспитание - оказывает интенсивное влияние на ум, чувства и волю ребёнка.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. В этот период развития ребёнка начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано.
Цель: повышение профессионального уровня знаний путем изучения литературы по теме, систематизировать работу по реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить методическую и познавательную литературу по данной теме
- Создать условия для приобщения детей и родителей к экологической культуре.
- Формирование знаний, умений, навыков, их уточнение и конкретизация;
- Развитие познавательных навыков процесса восприятия, памяти, мышления;
- Задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи);
- Формирование учебных умений: слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредотачивать на предмете, находить характерные признаки;
- Формирование познавательного интереса к природе.
- Формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к природе.
Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования позволит
повысить теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Блок «Дети»:
- Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать наблюдательность.
- Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
- Познакомить детей с правилами общения с животными.
- Учить детей видеть красоту родной природы, уметь любоваться ею. Учить распознавать деревья и кустарники, относиться к ним как к живым существам.
- Формировать представление детей о зимующих птицах, о том, как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание помогать птицам,
- Развивать умение сравнивать разных птиц.
- Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.
- Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Дать представление о превращении цветов в семена и плоды.
- Воспитывать любовь и заботу к животным. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Пробудить познавательный интерес к объекту живой природы.
- Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
- Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
- Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Расширять представления о птицах 15. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
- Рассказать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Блок «Родители»: привить родителям интерес к экологической деятельности.
Блок «Педагог»: повысить творческий и познавательный интерес к экологическому воспитанию при использовании в своей работе.
Механизм реализации:
- срок 5 лет
- блоки
Подготовительный этап
- создать условия для приобщения детей и родителей к экологической культуре
Теоретический этап
- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов
Аналитико-диагностический этап
- проведение диагностирования по проблеме
План работы
П№ | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения | |||
2017-2018 учебный год | |||||||
I | Изучение психолого-педагогической литературы | Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г.
Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.
Изучение опыта работы педагогов: Муниципальный конкурс «Чистая планета – здоровые дети» (ДОУ № 87) ГМО для участников международной программы «Эко-Школы/Зелёный флаг» «Проектная деятельность, как одна из форм поисковой деятельности в экологическом воспитании дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО» (ДОУ № 86); Муниципальный конкурс поделок из природного материала «Осенняя кладовая» (ДОУ № 34) Муниципальный конкурс «Зелёный огонек» (ДОУ № 43). РМО «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры» (ДОУ № 4 КП); Муниципальный семинар «Инновационные технологии в дошкольном образовании» (ДОУ № 75); Республиканский конкурс детских проектов «Я познаю мир» в рамках республиканского конкурса исследовательских проектов «Дебют в науке» (ДОУ № 90); Муниципальный конкурс «Книжка своими руками» (ДОУ № 16,88, КП); ГМО «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности» (ДОУ № 24); Муниципальный конкурс для воспитанников детских садов «Эко сказка» - «Экологик әкият» (ДОУ № 37); Муниципальный семинар: «Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с использованием LEGO –технологии, как средство реализации ФГОС ДО» (ДОУ № 25); КМО «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности» (ДОУ № 69, 61); Всероссийский семинар по международной программе «Эко-Школы/Зелёный Флаг» (ДОУ № 86) | В течение учебного года Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Октябрь Ноябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Февраль 2018 Февраль 2018 Март 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 | ||||
2018-2019 учебный год | |||||||
II | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | 1. Разработать рабочую программу по экологической деятельности «Юный эколог» 2. Составление перспективного плана работы по образовательной области «» 3. Изготовление лэпбуков по различным разделам «Времена года», «Цветы», «Птицы», «Вокруг света» | В течение учебного года | Рецензия | |||
2019-2020 учебный год | |||||||
Октябрь | |||||||
III | Практический: работа с детьми | 1. Мониторинг по экологическому воспитанию, в частности выявить уровень знаний детей по экологии 2. Рассматривание иллюстраций, материалов по экологии 3. ОД «Способы распространения семян в природе»; 4. Изготовление гербария. . | 1-2 неделя октября 1 неделя 2,3 неделя 4 неделя | ||||
Ноябрь | |||||||
1. Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». 2.Анкета «Ребёнок и природа». Прослушивание аудиозаписей. 3. Экологическая игра «Поле чудес» Выставка поделок из овощей | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | ||||||
Декабрь | |||||||
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки». 2.Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки» 3.Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» 4. Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные». Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» Проект «Домашние питомцы» | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | ||||||
Январь | |||||||
1.Наблюдение за птицами на кормушке. 2.Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. 3.Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые». | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | ||||||
Февраль | |||||||
Рассказывание по картине «Грачи прилетели» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» Инсценировка сказки «Про петушка» Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.» Аппликация «Поющий соловей» Конструирование из бумаги «Грачи прилетели ,»Птицы» | 1 неделя 1 неделя 2,3 неделя 3 неделя 4 неделя | ||||||
Март | |||||||
Изготовление кормушек. Викторина «Наши друзья-пернатые». Изготовление альбома «Птицы» | 1,2 неделя 3 неделя 4 неделя | ||||||
Апрель | |||||||
1. Д/и «Продолжи рисунок» 2. ОД «Сказочные птицы» 3. Д/и «Найди пару» 4. Д/и «Собери целое» | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | ||||||
Май | |||||||
Дидактическая игра «Живая и неживая природа» Рисование «Комнатный цветок» Загадывание загадок Экологический КВН «В мире природы» Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».
| 1 неделя 2 неделя 3 неделя 3,4 неделя | ||||||
Работа с родителями | Доклад «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» | Сентябрь | |||||
Беседа с родителями «О значении дымковской игрушки в жизни детей» | Октябрь | ||||||
Выставка детских работ | Ноябрь | ||||||
Консультация для родителей «Народные игры в семье» | Декабрь | ||||||
Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» | Январь | ||||||
Рекомендации родителям. Закрепление дома освоенных элементов «дымки» | Февраль | ||||||
Выставка детского творчества Рекомендации родителям | Март Апрель Май | ||||||
Работа с педагогами | 1. Посещение ОД по проблеме 2. Участие в семинарах – практикумах | В течение учебного года | |||||
Диагности- ческий блок | Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года | Октябрь Апрель | |||||
Аналитический блок | Обоснованность уровня освоения программы | Октябрь Апрель | |||||
2019-2020 учебный год | |||||||
IY | Обобщение, распространение опыта Работа с педагогами | Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ Просмотр компьютерной презентации «Формирование знаний, умений и навыков по ознакомлению с окружающим в старшем дошкольном возрасте» Работа на персональном сайте www.nsportal.ru Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный) Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах | В течение учебного года | ||||
Работа с родителями | 1.Беседа с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». 2.Фотоколлаж. Семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче). 3. Экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня» 4. Фотостенд в группе «Природа нашего города». 5. Консультация на тему: «Мусор-проблема №1» 6. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» 7. Буклет для родителей: на тему: «Куда деть мусор?» 8. Информационная страничка для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» 9. Памятка для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» 10. Консультация для родителей «Играя, познаем природу» 11. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!» 12. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?» 13. Беседа с родителями на тему «Животные в городе». 14. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. 15.Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. 16.Участие родителей в субботниках. 17.Сбор пластиковых отходов. 18.Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности. | В течение учебного года | |||||
2020-2021 учебный год | |||||||
Y | Подведение итогов самообразования | Подготовка к прохождению аттестации. 1.Изучение нормативных документов по аттестации 2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию. 3.Подготовка к проведению и видеосъемке открытого мероприятия для педагогической аттестации. 4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников 5. Работа на сайте nsportal.ru. 6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. 7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио. 8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию на 2017 - 2021 гг
План работы повышения квалификации по теме самообразования "Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление в народным декоративно-прикладным искусством"...
Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2021 г.г.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического пр...
Перспективный план самообразования на 2017-2021 гг.
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации»...
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный мате...
План по самообразованию за 2017-2021 г
Плвн по самообразованию с 2017-2021...
План самообразования на 2017 -2021 учебный год
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через фольклорное творчество»...