План по самообразованию за 2017-2021 г
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Балкыш»
в Нижнекамском муниципальном районе»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Борисовой Альбины Халилзяновны на 2017-2022 год
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Нижнекамск
Приложение 1
Личные данные
1.1 | Фамилия | Борисова |
1.2 | Имя | Альбина |
1.3 | Отчество | Халилзяновна |
1.4 | Должность | воспитатель |
1.5 | Стаж (педагогический) | 14 лет |
1.6 | Образование | высшее педагогическое, Елабужский государственный педагогический институт, 1998г, специальность - филология, квалификация – учитель русского языка и литературы и мировой художественной культуры; средне профессиональное, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнекамский педагогический колледж», 2011г, квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста». |
1.7 | Курсы повышения квалификации (тема, год) | «Современные образовательные технологии при реализации основной образовательной программы дошкольного образования» , 72 часа, «Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)».Удостоверение о повышении квалификацииКИУ 000000019404Регистрационный номер ПК – 2109 – 2021,выдано 17 сентября 2021г. |
1.8 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая квалификационная категория, присвоена в декабре 2016 года. |
1.9 | Награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) за 5лет Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Благодарственное письмо ГКУ «СПДП» «Балкыш» в Нижнекамском муниципальном районе, 2019 г.; Почётная грамота Управления социальной защиты МТЗ иСЗ РТ в Нижнекамском муниципальном районе, 2021г. |
Приложение 2
Актуальность темы:
« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении экологической культуры детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в приюте;
- экологическое просвещение.
План методической работы
воспитателя по экологическому воспитанию на 2017-2022 год
Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию:
- периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах
- изучение нормативно-правовых документов
- посещение семинаров, конференций
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях
- изучение методической литературы
- создание эколого-развивающей среды (уголки природы)
- составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников
- разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию
- составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии
- выпуск экологической газеты на тему «Давайте беречь планету нашу»
- проведение фотовыставки «Я – часть природы»
- оформление стендов и выставок тематической литературы.
- участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, российских экологических конкурсах
Приложение 3
Перспективный план работы
Срок | Форма работы | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | самообразование | |
Сентябрь – ноябрь 2017 | Беседа на тему «Что нас окружает? » Дидактические игра «Угадай по вкусу» Экскурсия «Что нам осень подарила» | Показ открытого ООД по обмену опытом для воспитателей «Зеленая аптека» | Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». | Планирование работы по самообразованию. определение содержания работы по самообразованию; |
Декабрь-февраль 2018 | Настольные игры «Лото - Что, где растет?» Акция «Покормите птиц зимой» Чтение стихов 3.Е.Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы». | Консультация. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | -Составление перспективного плана работы с детьми; |
Март-май 2018 | Наблюдения за появлением проталин, первоцветов. Стих-е С. Вангели "Подснежники" Экспериментирование «Огород на подоконнике Посадочные работы: Лук, горох, бобы (наблюдение за луком) Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" | Консультация « Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников» | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы |
Июнь-август 2018 | Эко-час «Зеленая аптека» Практикум «Труд детей на цветочной клумбе» Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала | Акция «Приведи в порядок свою планету» | Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. | Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» |
Сентябрь – ноябрь 2018 | Беседа с детьми о дарах осени – овощи, фрукты. Рисование «Осеннее дерево» Знакомство с Красной книгой РФ и Татарстана | Изготовление экологической газеты на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | - знакомство с практическим опытом; |
Декабрь-февраль 2019 | Беседа на тему: «Безопасное поведение на водоемах зимой» Рисование «Зимний пейзаж» Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел? ». | Показ открытого ООД по обмену опытом для воспитателей « Веселые эксперименты» | Помощь родителей в изготовлении кормушек | Изготовление картотеки прогулок |
Март-май 2019 | Беседа на тему: «Весна-красна» Лепка «Наши четвероногие друзья – собака» Дидактическая игра «Цветочный магазин» | Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории приюта). | Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду работы. | Изучение научно – методической литературы: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс» 2006г. |
Июнь-август 2019 | Беседа на тему: «Садовые и полевые цветы» Дидактические игра Экскурсия в парк « Юные экологи»
| Совместный сбор гербария. | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Цветы луговые», «Цветы садовые». |
Сентябрь – ноябрь 2019 | Беседа на тему: «Удивительный лес» Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» | Стенгазета « Мы природу бережем!» | Сбор фотографий для стенгазеты. | Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Насекомые» |
Декабрь-февраль 2020 | Чтение художественной литературы: Г.Серебрецкий «Берегите птиц» П/и «Ловлю птиц на лету», «Птицы в клетке» Викторина «Наши друзья-пернатые» | Папка-передвижка «Интересные факты из жизни птиц» | Акция «Наши меньшие друзья!» - кормление птиц . | Оформление книжной выставки «Детям о птицах» |
Март-май 2020 | Исследовательская деятельность «Нужен ли растениям свет» Коллективная аппликация «Цветочная поляна» Подвижные игры «Любимый цветок», «Найди свое место» | Консультация на тему: «О чем говорят растения?» | Консультация для родителей «Зелёный мир на окне» | Подборка открыток «Цветы». Создание фотоальбома для группы. |
Июнь-август 2020 | Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Коллективная аппликация «Грибной мир» Викторина «Что мы знаем о лесе» | Экологический КВН «Знатоки природы» | Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» | подготовка атрибутов к КВН |
Сентябрь – ноябрь 2020 | Беседа детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. Раскрашивание раскрасок «Цветы». Чтение стихов 3.Е.Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы». | Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» | Совместно с родителями создать картотеку познавательных сведений о комнатных цветах. | Составление картотеки « Комнатные растения» |
Декабрь-февраль 2021 | Подготовка почвы для посева семян, изготовление стаканчиков для рассады. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); Практикум «Что прячется в семенах?» Посадка семян томата и перца» | Проект « Огород на подоконнике» | Помощь в приобретении посадочного материала. | Изучение научно – методической литературы: Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду, 2013 |
Март-май 2021 | Настольные игры «Найди пару», «Бабочка выбирает нужный цветок» Прослушивание аудиозаписи «Времена года «Подснежники» П.И. Чайковский Рисование «Одуванчик» | Акция « Цветик -семицветик» - высадка рассады на территории приюта | Конкурс поделок «Цветы из бросового материала» | Проведение фотовыставки «Я – часть природы». |
Июнь-август 2021 | Показ презентации «История использования лекарственных растений» Рассматривание открыток лекарственных растений. Сбор лекарственных трав. | Выпуск стенгазеты «Зеленая аптека» | Привлечение родителей к сбору лекарственных трав. | Подготовка материалов по итогам работы по сборам и изучению лекарственных растений. |
Сентябрь- ноябрь 2021 | Изготовление поделок из природного и бросового материала . Лепка « Дары осени» Аппликация из осенних листьев. | Выставка « Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Привлечение родителей к сбору природного материала | Подготовка и организация выставки. |
Декабрь- февраль 2022 | Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?» Изготовление кормушек из бросового материала. Дидактическая игра « Когда это бывает?» | Публикация методического материала на страницах электронного СМИ образовательного характера | Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая». | Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам |
Март-май 2022 | Экскурсия на поляну. «Здравствуй травушка – муравушка, и золотой одуванчик» Дидактическая игра «С чем нельзя в лес ходить?» Дидактическая игра « С какой ветки детки» | Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду». | Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка» | Составлении картотеки дидактических игр по экологии |
Июнь-август 2022 | Беседа « Грибы» Дидактическая игра « Съедобное-несъедобное» Аппликация «Корзинка с грибами» | Выпуск экологической газеты на тему «Давайте, словно чудо беречь планету нашу». | Помощь родителей в сборе материала по теме «Грибы» | Изготовления альбома «Грибы» |
Приложение 4
Форма отчета проделанной работы
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
2017-2018 | Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Показ открытого ООД по обмену опытом для воспитателей «Зеленая аптека» на базе СПДП «Балкыш», города Нижнекамска. 2.Публикация экспериментальной деятельности насайте«НСпортал». |
2018-2019 | Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, ознакомление с окружающим, на базе ГКУ СПДП « Балкыш», города Нижнекамска. |
2019-2020 | Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Публикация методического материала на страницах электронного СМИ образовательного характера. Показ педагогической деятельности на методическом объединении воспитателей. Участие в научно-практических конференциях, семинарах. |
2020-2021 | Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Консультации для родителей на тему: «Зелёный мир на окне» Обобщение опыта работы на районном, городском, республиканском уровне; Проведение родительского собрания «Дошкольники и экология» |
2021-2022 | Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Принимать участие в работе педсоветов. Принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. |
Отчёт о проделанной работы
Учебный год | Тема самообразования | Срок отчета |
2017-2018 | «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» | Сентябрь - май |
2018 - 2019 | «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» | Сентябрь - май |
Целью моей работы по самообразованию в 2018 – 2019 году было: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении экологической культуры детей.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
Задачи:
- - пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- - изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- - создание экологически-развивающей среды в приюте;
- - экологическое просвещение.
На основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Экологические занятия с детьми 3-4 г. Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Внедрение в практику 2017-2018 год |
-Разработала перспективное планирование -Разработка конспектов мероприятий с детьми. -Показ открытого ООД по обмену опытом для воспитателей «Зеленая аптека» -Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». -Экскурсия «Что нам осень подарила» -Акция «Покормите птиц зимой» -Посадочные работы:Лук, горох, бобы (наблюдение за луком) -Консультация« Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников» -Акция «Приведи в порядок свою планету» -Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
Внедрение в практику 2018-2019 год |
-Изготовление экологической газеты на тему: «Прикоснись к природе сердцем». -Рисование «Осеннее дерево» -Знакомство с Красной книгой РФ и Татарстана -Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» -Рисование «Зимний пейзаж» -Д/и«Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел ». -Показ открытого ООД по обмену опытом для воспитателей « Веселые эксперименты» -Изготовление картотеки прогулок -Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории приюта). -Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. -Дидактические игра "Собери букет" -Экскурсия в парк « Юные экологи» -Совместный сбор гербария. -Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Цветы луговые», «Цветы садовые». |
Учебный год | Тема самообразования | Внедрение в практику 2019-2020 год, Сентябрь-май |
2019-2020 год | «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» | -Беседа на тему: «Удивительный лес» -Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ». -Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» -Стенгазета « Мы природу бережем!» -Папка-передвижка «Интересные факты из жизни птиц» -Акция «Наши меньшие друзья!» - кормление птиц -Оформление книжной выставки «Детям о птицах» -Чтение художественной литературы: Г.Серебрецкий «Берегите птиц» Викторина «Наши друзья-пернатые» -П/и «Ловлю птиц на лету», «Птицы в клетке» -Исследовательская деятельность «Нужен ли растениям свет» -Коллективная аппликация «Цветочная поляна» -Подвижные игры «Любимый цветок», «Найди свое место» -Консультация на тему: «О чем говорят растения?» -Консультация для родителей «Зелёный мир на окне» |
Учебный год | Тема самообразования | Внедрение в практику 2020-2021 год, Сентябрь-май |
2020-2021 год | «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» | -Беседа: Беседа детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. -Чтение художественной литературы: Чтение стихов 3.Е.Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы». -Стенгазета : «Зеленая аптека» -Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» -Проведение фотовыставки «Я – часть природы». - Акция « Цветик -семицветик» - высадка рассады на территории приюта -Подбор материала для оформления картотеки: « Комнатные растения» -Исследовательская деятельность: проект « Огород на подоконнике» -Практикум: Подготовка почвы для посева семян, изготовление стаканчиков для рассады. «Что прячется в семенах?» Посадка семян томата и перца» Сбор лекарственных трав. Настольные игры «Найди пару», «Бабочка выбирает нужный цветок» Прослушивание аудиозаписи «Времена года «Подснежники» П.И. Чайковский Показ презентации «История использования лекарственных растений» Конкурс поделок «Цветы из бросового материала» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию 2017 -2021 гг
Индивидуальный план работы по самообразованию 2017 -2021 гг...
Перспективный план работы по самообразованию на 2017 - 2021 гг
План работы повышения квалификации по теме самообразования "Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление в народным декоративно-прикладным искусством"...
Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2021 г.г.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического пр...
План самообразования 2017-2021 гг.
План самообразования 2017-2021 гг....
Перспективный план самообразования на 2017-2021 гг.
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации»...
План по самообразованию на 2017-2021 года
План по самообразованию на 2017-2021 года...
План самообразования на 2017 -2021 учебный год
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через фольклорное творчество»...