Проект организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
материал
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы».
Организация РППС позволяет создавать целостную системообразующую развивающую среду в группах с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, детей, что способствует реализации методических, технических и информационных целей воспитательно-образовательного процесса и решения задач дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект развивающей среды в ДОУ | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
Проект организации развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО
Составитель:
старший воспитатель
Стахиева Л.И.
Сыктывкар, 2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель проекта | Создание целостной системообразующей развивающей среды в группах ДОУ |
Назначение проекта | Улучшение качества образовательного процесса в группах ДОУ |
Нормативно – правовые документы, регулирующие реализацию проекта | - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской - Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; - Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»); - Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; - Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». |
Методические рекомендации | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. |
Сроки реализации проекта | Март 2017г — май 2018г |
Источники финансирования проекта | Бюджетные и внебюджетные средства, гранды |
частники проекта | Педагоги ДОУ, родители |
Результаты реализации проекта |
|
Согласования по проекту | С учредителем |
Введение
Актуальность проекта
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы».
Организация РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в группах с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, детей. Что способствует реализации методических, технических и информационных целей воспитательно-образовательного процесса и решения задач дошкольной образовательной организации.
Наряду с вышеизложенным существует большая проблема финансирования данного направления деятельности учреждения и приведение РППС в соответствие с ФГОС ДО. Основными источниками финансирования являются внебюджетные средства и доля использования данных средств на организацию РППС в группах ДОО очень незначительна, что не позволяет на 100% реализовать ФГОС ДО. В связи с этим важно в работе по оснащению РППС в группах активизировать родительскую общественность, привлечь сторонние организации, организовать участие коллектива в грандовых мероприятиях.
Проект предназначен
Для приведения в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной образовательной организации.
Цель проекта
Создание целостной системообразующей развивающей среды в группах дошкольной образовательной организации (ДОО).
Задачи проекта
- аудит текущей (существующей) РППС групп;
- анализ потребностей, разработка и согласование перечня элементов РППС;
- пополнение РППС групп и уличных площадок;
- повышение квалификации педагогов;
- привлечение родителей, сторонние организации к участию в оснащению РППС групп ДОО;
- организовать участие коллектива в градовых мероприятиях (подготовка материалов, участие).
Этапы проекта
I этап — подготовительный (проектирование)
- детальное обследование РППС групп
оценка по показателям:
показатель | критерий | оценка |
Педагогические требования | Соответствие ООП ДО | Соответствие - «1 балл» Не соответствие - «0 баллов» |
Эргономические требования | Соответствие возрастным особенностям детей | Соответствие - «1 балл» Не соответствие - «0 баллов» |
Требования безопасности | Соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования, такими как санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности | Соответствие - «1 балл» Не соответствие - «0 баллов» |
требования к кадровому обеспечению | Своевременное прохождение педагогами групп курсов повышения квалификации | Более 50% - «1 балл» Менее 50% - 0 баллов |
II этап — практический
- создание творческой группы по разработке РППС в группах ДОО;
- разработка РППС в группах ДОО:
* ООП ДО;
* характеристики детского коллектива;
* характеристики социума;
* особенностей инфраструктуры ДОУ (расположение, площадь, расположение и природные особенности участков)
- качественный и количественный анализ рисков и оценка сроков, оценка потребности в ресурсах для обновления РППС в группах.
III этап — практический (этап внедрения)
- обновление РППС в группах ДОО:
* проводятся необходимые закупки;
* привлечение родителей к оснащению РППС в группах ДОО;
IV этап — аналитический (итоговый)
- анализ реализации проекта.
- постановка задачи на 2018-2019 у/г по оснащению РППС в группах ДОО.
План мероприятий по реализации проекта
Направления мероприятий | I этап — подготовительный (проектирование) | II этап — практический | III этап — практический ( этап внедрения) | IV этап — аналитический (итоговый) |
сроки | Апрель – май 2017г. | Май –декабрь 2017г. | Июнь- май 2018г | Май 2018г. |
1. детальное обследование РППС | + Без финансового обеспечения | - | - | - |
2. создание творческой группы по разработке РППС в группах | + Без финансового обеспечения | - | - | - |
3. разработка РППС | + Без финансового обеспечения | - | - | - |
4. качественный и количественный анализ рисков и оценка сроков, оценка потребности в ресурсах для обновления РППС | + Без финансового обеспечения | - | - | - |
5. обновление РППС | - | - | + Финансирование: - из бюджетных средств – - из внебюджетных средств | - |
6. обучение педагогического коллектива | - | - | Финансирование: - из бюджетных средств | - |
7. мониторинг обновления РППС | - | - | - | + Без финансового обеспечения |
8. анализ реализации проекта. | - | - | - | + Без финансового обеспечения |
Ожидаемые результаты
Для оценки эффективности Проекта используются целевые показатели и индикаторы, демонстрирующие возможное изменение в результате реализации программных мероприятий.
Задачи | Показатели | Индикаторы | Май 2017 % | Май 2018г % |
1. аудит текущей (существующей) РППС | Анализ компонентов функционального модуля «игровая» | Оценка количества компонентов на модуль по группам (12 групп) | 100 | 100 |
2. анализ потребностей, разработка и проекта пополнения РППС | Проект РППС | Доля проектов на ДОУ | 50 | 100 |
3. Пополнение РППС | Обновление и пополнение РППС | Доля пополнения и обновления РППС на ДОУ | 100 | 100 |
4. повышение квалификации педагогов | 1. Увеличение количества педагогов, имеющих первую квалификационную категорию 2. Увеличение числа педагогов, прошедших обучение 3. Разработка проектов РППС 4. Реализация проектов по пополнению РППС | 1. Доля педагогов групп имеющих первую квалификационную категорию 2. Доля педагогов прошедших обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку) 3. Доля педагогов, участвующих в проектах по разработке РППС
Доля педагогов, реализовавших проекты в полном объеме | 50 80 80 50 | 50 90 90 80 |
5. привлечение родителей, сторонние организации к участию в оснащению РППС | 1. Увеличение числа родителей (законных представителей), проявляющих высокую активность в разработке проектов РППС 2. Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в ДОУ 3. Количество воспитанников, охваченных платными образовательными услугами | Доля родителей Уровень удовлетворенности родителей Доля воспитанников, охваченных платными образовательными услугами | 10 90 50 | 20 90 60 |
3. Повысить качество образовательных услуг посредством внедрения современных педагогических технологий в образовательную деятельность ДОУ (информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, проектных технологий) | 1. Количество педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии в образовательной деятельности (здоровьесберегающие, проектные, информационно-коммуникативные) 2. Количество воспитанников ДОУ (проявляющих творческие способности), охваченные целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам 3. Количество воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ | Доля педагогических работников, эффективно использующих технологии в образовательной деятельности от общей численности педагогических работников ДОУ: - проектная - здоровьесберегающие - информационно-коммуникативные Доля воспитанников (проявляющих творческие способности), охваченных целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам Доля воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ
| 60 100 20 10 5 | 90 100 50 20 10 |
6. Модернизировать материально-техническую базу ДОО | 1. Увеличение количества компьютерной и оргтехники 2. Модернизация развивающей среды ДОУ | Доля оргтехники, используемой в образовательном процессе 2. Количество обновления малых архитектурных форм на площадках ДОУ 3. Обеспеченность учебно- методическими пособиями для реализации ООП | 40 40 100 | 60 80 100 |
5.2. Предполагаемые результаты реализации Программы развития
1. Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования.
2. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных здоровьесберегающих технологий.
3. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника (поддержка талантливых детей).
4. Создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников.
5. Развитие педагогического потенциала.
6. Совершенствование структуры управления ДОО.
7. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности ДОУ, совершенствование используемых методов обучения и воспитания, которые будут способствовать развитию у дошкольников базовых ключевых компетентностей.
8. Создание условий для медико-психологического сопровождения детей будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формированию у них потребности в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению.
9. Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания дошкольников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательного процесса, способствующего максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и воспитанников, сохранению и укреплению их здоровья.
10. Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации управленческой, педагогической и учебно-воспитательной деятельности.
11. Укрепление материально-технической базы ДОУ будет способствовать эффективной реализации данной программы.
Самооценка проекта
Проект возможен к реализации в условиях функционирования ДОУ в любых условиях.
Новизна проект заключается во внедрении перечня оборудования РППС в соответствии с ФГОС ДО, методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Для ДОУ данный проект значим, так как необходимо обновить содержание образования с учетом ФГОС ДО и улучшить качество образовательного процесса. А сделать это без совершенствования методической работы в ДОУ невозможно.
Риски проекта
- отсутствие финансирования проекта с бюджетных средств;
- низкий уровень мотивированности родителей на участие в оснащении РППС;
- низкий уровень мотивационной готовности педагогов использовать ресурсы РППС.
Результаты детального обследования развивающей предметно-пространственной среды групп на 01.06.2017г.
- оценка по показателям:
показатель | критерий | оценка |
Педагогические требования | Соответствие ООП ДО | 1 балл |
Эргономические требования | Соответствие возрастным особенностям детей | 1 балл |
Требования безопасности | Соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования, такими как санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности | 1 балл |
требования к кадровому обеспечению | Своевременное прохождение педагогами курсов повышения квалификации | 1 балл |
Оценка показателей на 01.06.2017г.
Задачи | Показатели | Индикаторы | прогноз | Факт май 2017г |
1. аудит текущей (существующей) РППС | Анализ компонентов функционального модуля «игровая» | Оценка количества компонентов на модуль по группам (12 групп) | 100 | 100 (приложение 1) |
2. анализ потребностей, разработка и проекта пополнения РППС | Проект РППС | Доля проектов на ДОУ | 100 | 100 (проекты по пополнению РППС на групповых площадках (потребность приложение 2) |
3. Пополнение РППС | Обновление и пополнение РППС | Доля пополнения и обновления РППС на ДОУ | 100 | Приложение 3 |
4. повышение квалификации педагогов | 1. Увеличение количества педагогов, имеющих первую квалификационную категорию 2. Увеличение числа педагогов, прошедших обучение по внедрению ФГОС ДО 3. Разработка проектов РППС 4. Реализация проектов по пополнению РППС | 1. Доля педагогов групп имеющих первую квалификационную категорию 2. Доля педагогов прошедших обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку) 3. Доля педагогов, участвующих в проектах по разработке РППС
Доля педагогов, реализовавших проекты в полном объеме | 50 80 80 50 | 62 100 100 (разработано проектов по пополнению РППС на групповых площадках) 92% (11 площадок) |
5. привлечение родителей, сторонние организации к участию в оснащению РППС | 1. Увеличение числа родителей (законных представителей), проявляющих высокую активность в разработке проектов РППС 2. Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в ДОУ 3. Количество воспитанников, охваченных платными образовательными услугами | Доля родителей Уровень удовлетворенности родителей Доля воспитанников, охваченных платными образовательными услугами | 10 90 50 | 15 97 83 |
3. Повысить качество образовательных услуг посредством внедрения современных педагогических технологий в образовательную деятельность ДОУ (информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, проектных технологий) | 1. Количество педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии в образовательной деятельности (здоровьесберегающие, проектные, информационно-коммуникативные) 2. Количество воспитанников ДОУ (проявляющих творческие способности), охваченные целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам 3. Количество воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ | Доля педагогических работников, эффективно использующих технологии в образовательной деятельности от общей численности педагогических работников ДОУ: - проектная - здоровьесберегающие - информационно-коммуникативные Доля воспитанников (проявляющих творческие способности), охваченных целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам Доля воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ
| 60 100 20 10 5 | 100 100 40 56 5 |
6. Модернизировать материально-техническую базу ДОО | 1. Увеличение количества компьютерной и оргтехники 2. Модернизация развивающей среды ДОУ | 1. Доля оргтехники, используемой в образовательном процессе 2. Количество обновления малых архитектурных форм на площадках ДОУ 3. Обеспеченность учебно- методическими пособиями для реализации ООП | 40 40 100 | 59 80 100 |
План на 2017/2018 у/г
- разработка проектов по пополнению РППС в группах и на площадке до 01.10.2017г.
- пополнение РППС (привлечение родителей и сторонние организации, нетрадиционные материалы) до 01.11 2017г
- пополнение РППС на площадках до 01.06.2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
С введением ФГОС дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. ФГОС - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, стандарт качества полноценой ...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" в подготовительной к школе группе ТНР
ПРОЕКТ"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" ...
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС»
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне ...