ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
проект (старшая группа)
С введением ФГОС дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. ФГОС - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, стандарт качества полноценой творческой жизни детей и взрослых. В отличие от других стандартов, ФГОС не является основой для оценки соответствия требованиям образовательной деятельности и подготовки обчающихся. Важным критерием деятельности дошкольной организации является созданная предметно - пространственная развивающая среда. К созданию ППРС Стандарт выдвигает определённые требования. Данный проект разработан с учётом требований Стандарта и принципов построения развивающей среды для полноценного развития и коррекции детей группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rpps.docx | 140.3 КБ |
proekt.pptx | 199.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий.
Вид проекта: внутренний, групповой
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Продолжительность проекта: долгосрочный
Этапы реализации проекта
I этап Организационно – подготовительный
Актуальность проекта:
На сегодняшний день всё дошкольное образование перешло на работу по ФГОС. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. К таким требованиям относятся и требования к развивающей предметно – пространственной среде. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях требуется преобразование и обновление образовательного потенциала пространства не только в самом учреждении, но в первую очередь в группах. Развивающая предметно – пространственная среда, опирающаяся на основные принципы и обеспечивающая максимальную реализацию дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития, сможет в полной мере решить задачи, обозначенные в Стандарте.
Цель проекта:
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей.
- Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС.
- При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы.
- Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе.
- Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе.
Планируемый результат
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст
окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию.
Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Особенности общей организации РППС
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Важнейшим условием реализации основной адаптированной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей среды.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного
образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Адекватно организованная развивающая предметно – пространственная среда:
- стимулирует у детей развитие уверенности в себе
- обеспечивает успешную социализацию
- обеспечивает полноценное и всестороннее развитие детей в соответствии с возрастом и их здоровьем, и коррекции недостатков их развития;
Принципы построения РППС
Предметно – пространственная развивающаяся среда в группе строится с учётом основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы и формирование познавательны интересов и действий в различных видах деятельности. А также организация РППС должна быть направлена на решение задач, обозначенных в ФГОС:
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
ФГОС определил требования к развивающей предметно – пространственной среде.
ППРС должна быть
- содержательно – насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной
- безопасной.
В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Для этого всё пространство группы условно делится на три зоны:
- Зона умеренной активности
- «Центр познания»,
- «Центр книги»,
- «Центр речи»,
- «Уголок уединения»,
- «Центр природы»,
- «Центр занимательной математики»,
- «Центр патриотического воспитания».
- Зона средней активности
- «Центр конструирования»
- «Центр экспериментирования»
- «Центр социально – эмоционального развития»
- «Центр творчества»
- Центр безопасности»
- Зона повышенной активности
- «Физкультурно – оздоровительный центр»
- «Центр музыки»
- «Центр театра»
- «Центр игры»
- «Центр дежурства»
II этап: Основной
ЗОНА УМЕРЕННОЙ АКТИВНОСТИ | |||
Название центра | Интегрируемые образовательные области | Содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) | Задачи |
«Центр познания» |
|
|
|
«Центр речи» |
|
|
|
«Центр занимательной математики» |
|
|
|
«Центр книги» |
|
|
|
«Уголок уединения» |
|
|
|
«Центр природы» |
|
|
|
«Центр патриотического воспитания» |
|
|
|
ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ | ||||
Название центра | Интегрируемые образовательные области | Содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) | Задачи | |
«Центр экспериментирования» |
|
|
| |
«Центр конструирования» |
|
|
| |
«Центр социально – эмоционального развития» |
|
|
| |
«Центр безопасности» |
|
|
| |
«Центр творчества» |
|
|
|
ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ | |||
Название центра | Интегрируемые образовательные области | Содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) | Задачи |
«Центр игры» |
|
|
|
«Центр театра» |
|
|
|
«Центр музыки» |
|
|
|
Центр дежурства |
|
|
|
Физкультурно – оздоровительный центр |
|
песен и стихов о спорте музыкальных гимнастик
|
|
III этап: Заключительный (выводы)
Таким образом: правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она будет изменяться и дополняться в соответствии с меняющимися интересами детей.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным). В РППС должны быть включены предметы для совместной деятельности ребёнка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об
окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны оказывать негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка:
- провоцировать ребёнка на агрессивные действия;
- вызывать у него проявление жестокости, насилия;
- вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам;
- провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Предметное содержание РППС должны иметь качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- полифункциональность - это возможность ребёнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
- применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого
качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
- развивающие свойства элементов РППС – это качество обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития;
- дидактическая ценность - это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребёнка;
- эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые
средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусств.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика – Синтез 2016 г.)
- Н.Н. Гладышева, Е.В. Мазанова, С.Н. Писаренко, С.Н. Новокрещёнова, Е.Л. Татаурова «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» старшая группа». (изд. «Учитель» Волгоград)
- О.А. Карабанова, Е.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для
педагогических работников дошкольных образовательных организаций и
родителей детей дошкольного возраста (М.: Федеральный институт развития образования, 2014.)
- Интернет – ресурсы: https://uchitelya.com/pedagogika/135409-proekt-organizaciya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий. Вид проекта: внутренний, групповой Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети. Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ Продолжительность проекта: долгосрочный
Организационно подготовительный этап: изучение методической литературы по данной теме; обследование и оценка имеющейся РППС; формирование проблемы; цели и задачи проекта. Основной этап - практическая реализация проекта: создание предметно - развивающей среды; отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы Заключительный этап: подведение итогов; презентация проекта для демонстрации педагогам ДОУ Этапы реализации проекта
I этап Организационно – подготовительный Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей. Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС. При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы. Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе. Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе. Задачи проекта:
Планируемый результат Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию. Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей .
Требования к развивающей предметно – пространственной среде РППС должна быть: содержательно – насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной
• социально-коммуникативное развитие • познавательное развитие • речевое развитие • художественно-эстетическое развитие • физическое развитие В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:
Всё пространство группы условно делится на три зоны: Зона умеренной активности «Центр познания», «Центр книги», «Центр речи», «Уголок уединения», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания ». Зона средней активности «Центр конструирования» «Центр экспериментирования» «Центр социально – эмоционального развития» «Центр творчества» Центр безопасности » Зона повышенной активности « Физкультурно – оздоровительный центр» «Центр музыки» «Центр театра» «Центр игры» «Центр дежурства »
II этап: Основной На этом этапе идёт наполнение развивающей предметно – пространственной среды пособиями, оборудованием, материалами, играми, игрушками, соответствующими возрасту детей, уровню их развития, гендерной принадлежности. Пособия , игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать детскую поисково-исследовательскую деятельность . Все элементы РППС должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
III этап: Заключительный (выводы) Правильно организованная РППС стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она будет изменяться и дополняться в соответствии с меняющимися интересами детей.
Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика – Синтез 2016 г.) 3. Н.Н. Гладышева, Е.В. Мазанова, С.Н. Писаренко, С.Н. Новокрещёнова , Е.Л. Татаурова «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» старшая группа». (изд. «Учитель» Волгоград) 4. О.А. Карабанова, Е.Ф. Алиева, О.Р. Радионова , П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста (М.: Федеральный институт развития образования, 2014.) 5. Интернет – ресурсы: https://uchitelya.com/pedagogika/135409-proekt-organizaciya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Проект организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудов...
ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" в подготовительной к школе группе ТНР
ПРОЕКТ"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" ...
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС»
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне ...