Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
проект по теме
Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razv.predm_.-prostr.sreda_.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дарование»
Долгосрочный проект
«Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ,
в соответствии с ФГОС»
с.Ташла
2013-2014
Тип проекта: практико – ориентированный
По количеству участников: групповой
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.
Источники информации: требования ФГОС к созданию развивающей предметно – пространственной среды, интернет – ресурсы.
Участники проекта: воспитатели дошкольных групп МАДОУ ДС «Дарование»
Проблема:
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно пункту 3.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы, а также территории, прилегающей к Организации.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон группового помещения, проведённый мною совместно с творческой группой показал неравномерное распределение центров активности детей. Были составлены списки, имеющихся материалов и оборудования для выявления дефицитарных областей и пополнения их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, неоформленную двигательную активность, в некоторых группах отсутствуют физкультурные уголки. В группах мало игрушек. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игры: дидактические, настольные, сюжетно - ролевые, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы либо отсутствовали, либо их было небольшое количество. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование, материалы для конструктивной деятельности в достаточном количестве имелись только в младших группах. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были. Растения уголка природы не в полной мере соответствовали возрасту.
В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации образовательных областей.
Цель проекта для воспитанников | Цель работы над проектом для педагогов |
-Свободная деятельность детей в развивающих центрах. -Сюжетообразуемость среды. -Самостоятельное осуществление поиска объектов исследования. | Создание комфортных, благоприятных, безопасных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности. Приведение развивающей предметно пространственной среды в соответствие с ФГОС и организация образовательного пространства в группе. |
Задачи проекта
Задачи работы над проектом для воспитанников | Задачи работы над проектом для педагогов |
Включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Использование своих способностей. Проявление самостоятельности, инициативности, творчества. | Создание оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Оснащение образовательного пространства средствами обучения и воспитания, расходным игровым материалом. Наполнение среды развивающим содержанием. Развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков. Развитие игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности всех воспитанников. Обеспечение эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможности самовыражения. |
Ожидаемый результат
Ожидаемый воспитанником результат проектной деятельности | Ожидаемый педагогом результат проектной деятельности |
Создание развивающей предметно – пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС. | Получение положительного опыта работы над проектом. Желание участвовать в подобных проектах. Повышение профессиональной компетенции в области ФГОС. Повышение эффективности педагогической деятельности. |
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Содержание деятельности воспитанников | Содержание деятельности педагога |
Коллективное обсуждение проблемы. Постановка цели проекта. Продумывание хода деятельности. | Анкетирование педагогов Проведение семинаров по теме. Мотивация на достижение качественного результата. Организация «круглого стола» по данной проблеме. Консультирование при постановке цели. Планирование. Оказание помощи в определении продукта проектной деятельности. Теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане. |
Контрольный
Содержание деятельности воспитанников | Содержание деятельности педагога |
Совместное обсуждение результатов проектной деятельности Анализ успехов и ошибок, поиск путей устранения ошибок. | Консультирование Практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели. |
Обучающая информация
Информатика | Обучение созданию слайдовой презентации |
Литература | ФГОС дошкольного образования. СанПин 2.4.1.3049-13 Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад» и др. |
Дополнительная информация
Психология | Учёт возрастных и ндивидуальных особенностей детей. Компетентные педагогические воздействия на ребёнка. |
Дизайн | Эстетика оформления зон активности детей |
Социология | Метод беседы. Мастер – классы. Обмен опытом |
Безопасность | Организация деятельности ребёнка в соответствии с требованиями по обеспечению надёжности и безопасности. |
Ресурсы, необходимые для осуществления проекта
Материальные
№ п.п. | Наименование | Количество | Стоимость |
1. | Конструктор | 6 шт | 3000 руб |
2. | Куклы | 6 шт | 4000 руб |
3. | Игровые модули | 3 шт | 10000 руб |
4. | Мягкие модули | 2 шт | 10000 руб |
5. | Этажерки | 6 шт | 3000 руб |
6. | Масляные краски | 4 шт | 280 руб |
7. | Корзины для мячей | 6 шт | 3000 руб |
8. | Детская мебель | 10 шт | 50 000 руб |
9. | Наборы для детского экспериментирования | 5 шт | 2000 руб |
10. | Детская мягкая мебель | 4 шт | 16 000 руб |
11. | Ткань | 10 м | 500 руб |
12. | Палочки для рыхления | 10 шт | 200 руб |
13. | Вёдра | 10 шт | 300 руб |
14. | Лейки | 10 шт | 250 руб |
15. | Наборы инструментов для мальчиков | 6 шт | 600 руб |
16. | Наборы для экспериментирования | 6 шт | 1800 руб |
17. | Машинки | 10 шт | 2000 руб |
18. | Информационные стенды | 10 шт | 30000 руб |
19. | Мозайка разных размеров и формы | 10 шт | 1300 руб |
13 | Аптечка | 6 шт | 1200 руб |
Итого | 129.430 руб |
Обновление материально – технической базы планируется за счёт привлечения внебюджетных средств, спонсорской помощи.
Человеческие
Количество взрослых, участвующих в проекте: 15 педагогов
Количество воспитанников, участвующих в проекте: 60 детей (старшей и подготовительной группы).
Риски
Болезнь воспитателей, не желание участвовать в проекте, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.
Приложения
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных иг рах и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. В связи с этим планировка группы должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств В качестве звукового дизайна используются записи звуков природы, классических произведений, которые выполняют функцию психотерапии, успокаивают детей, настраивают на нужный лад. Этот дизайн используется как активный фон в играх, театрализованной деятельности и т.д.
Принцип трансформируемости.
В проекте развивающей предметно – пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.
Эстетическая организация среды
Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению развивающей предметно-пространственной среды, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Учет половозрастных различий детей
Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Интеграция образовательных областей.
Развивающая предметно- пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
При создании предметно-развивающей среды педагоги должны предусматривать разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Приступая к оформлению групповых помещений, упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в каждой группе детского сада учитывается:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы: зрительные, слуховые, тактильные ощущения, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами развивающей предметно – пространственной среды.
Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.
Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия должны быть эстетичными. Предполагается наличие аудиотехники с комплектом дисков с музыкальными произведениями в каждой группе.
Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов развивающей предметно – пространственной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, поэтому необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении. Для этой цели разработан план методической работы с кадрами, по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию среды в ДОУ. При этом используются методы, стимулирующие активность самих педагогов.
Организационные условия
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным;
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- среда должна быть полифункциональной;
- среда должна иметь подвижные границы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...
"Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО: рекомендации для педагогов
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. Доступность среды предполагает:2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, гд...
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) презентация
презентация по теме "Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС)" презентация...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации...