Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
проект по теме

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razv.predm_.-prostr.sreda_.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дарование»

Долгосрочный проект

«Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ,

в соответствии с ФГОС»

с.Ташла

2013-2014

Тип проекта: практико – ориентированный

По количеству участников:  групповой

По времени проведения:  долгосрочный

По характеру контактов (степени охвата):  в рамках образовательного учреждения.

Источники информации: требования ФГОС к созданию развивающей предметно – пространственной среды, интернет – ресурсы.

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп  МАДОУ ДС «Дарование»


Проблема:

        Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.  В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

      Согласно пункту 3.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы, а также территории, прилегающей к Организации.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон группового помещения, проведённый мною совместно с творческой группой показал неравномерное распределение  центров активности детей. Были  составлены списки, имеющихся материалов и оборудования для выявления дефицитарных областей и пополнения их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, неоформленную двигательную активность, в некоторых группах отсутствуют физкультурные уголки. В группах мало игрушек. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игры: дидактические, настольные, сюжетно - ролевые, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы либо отсутствовали, либо их было небольшое количество. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование, материалы для конструктивной деятельности в достаточном количестве имелись только в младших группах. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были. Растения уголка природы не в полной мере соответствовали возрасту.

      В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации образовательных областей.

Цель  проекта для воспитанников

Цель работы над проектом для педагогов

-Свободная деятельность детей в развивающих центрах.

-Сюжетообразуемость среды.

-Самостоятельное осуществление поиска объектов исследования.

Создание комфортных, благоприятных, безопасных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Приведение развивающей предметно пространственной среды в соответствие с ФГОС и организация образовательного пространства в группе.

Задачи проекта

Задачи работы над проектом  для воспитанников

Задачи  работы над проектом для педагогов

Включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Использование своих способностей.

Проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Создание  оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.

Оснащение образовательного пространства средствами обучения и воспитания, расходным игровым материалом.

Наполнение среды развивающим содержанием.

Развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков.

Развитие игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности всех воспитанников.

Обеспечение эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможности самовыражения.

Ожидаемый результат

Ожидаемый воспитанником  результат проектной деятельности

Ожидаемый педагогом результат проектной деятельности

 Создание развивающей предметно – пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС.

Получение положительного опыта работы над проектом.

Желание участвовать в подобных проектах.

Повышение профессиональной компетенции в области ФГОС.

Повышение  эффективности педагогической деятельности.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Содержание деятельности воспитанников

Содержание деятельности педагога

 Коллективное обсуждение проблемы.

Постановка цели проекта.

Продумывание хода деятельности.

Анкетирование педагогов

Проведение семинаров по теме.

Мотивация на достижение качественного результата.

Организация «круглого стола»  по данной проблеме.

Консультирование при постановке цели.

Планирование.

Оказание помощи в определении  продукта проектной деятельности.

Теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане.

Контрольный

Содержание деятельности воспитанников

Содержание деятельности педагога

Совместное обсуждение результатов проектной деятельности

Анализ успехов и ошибок, поиск путей устранения ошибок.

Консультирование

Практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.

Обучающая информация

Информатика

Обучение созданию слайдовой презентации

Литература

ФГОС дошкольного образования.

СанПин  2.4.1.3049-13

Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад» и др.

Дополнительная информация

Психология

Учёт возрастных и ндивидуальных особенностей детей.

Компетентные педагогические воздействия на ребёнка.

Дизайн

Эстетика оформления  зон активности детей

Социология

Метод беседы.

Мастер – классы.

Обмен опытом

Безопасность

Организация деятельности ребёнка в  соответствии  с требованиями по  обеспечению надёжности и безопасности.

Ресурсы, необходимые для осуществления проекта

Материальные

№ п.п.

Наименование

Количество

Стоимость

1.

Конструктор

6 шт

3000 руб

2.

Куклы

6 шт

4000 руб

3.

Игровые модули

3 шт

10000 руб

4.

Мягкие модули

2 шт

10000 руб

5.

Этажерки

6 шт

3000 руб

6.

Масляные краски

4 шт

280 руб

7.

Корзины для мячей

6 шт

3000 руб

8.

Детская мебель

10 шт

50 000 руб

9.

Наборы для детского экспериментирования

5 шт

2000 руб

10.

Детская мягкая мебель

4 шт

16 000 руб

11.

Ткань

10 м

500 руб

12.

Палочки для рыхления

10 шт

200 руб

13.

Вёдра

10 шт

300 руб

14.

Лейки

10 шт

250 руб

15.

Наборы инструментов для мальчиков

6 шт

600 руб

16.

Наборы для экспериментирования

6 шт

1800 руб

17.

Машинки

10 шт

2000 руб

18.

Информационные стенды

10 шт

30000 руб

19.

Мозайка разных размеров и формы

10 шт

1300 руб

13

Аптечка

6 шт

1200 руб

Итого

129.430 руб

Обновление материально – технической базы планируется за счёт привлечения внебюджетных средств, спонсорской помощи.

Человеческие

Количество взрослых, участвующих в проекте:  15 педагогов

Количество воспитанников, участвующих в проекте: 60 детей  (старшей и подготовительной группы).

Риски

Болезнь  воспитателей, не желание участвовать в проекте, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

Приложения

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных иг рах и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. В связи с этим планировка группы должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств В качестве звукового дизайна используются записи звуков природы, классических произведений, которые выполняют функцию психотерапии, успокаивают детей, настраивают на нужный лад. Этот дизайн используется как активный фон в играх, театрализованной деятельности и т.д.

Принцип трансформируемости.

В проекте развивающей предметно – пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет  детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

Эстетическая организация среды

Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению развивающей предметно-пространственной среды, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.

Учет половозрастных различий детей

Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Интеграция образовательных областей.

Развивающая предметно- пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

При создании предметно-развивающей среды педагоги должны предусматривать разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Приступая к оформлению групповых помещений,  упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики.

Итак, в каждой группе детского сада  учитывается:

- возрастные особенности детей,

- социально-психологические особенности детей,

- интересы, потребности детей данной группы.

Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:

1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;

2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.

При этом учитываются психофизиологические факторы: зрительные, слуховые, тактильные ощущения, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами развивающей предметно – пространственной среды.

Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.

Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия  должны быть эстетичными. Предполагается наличие  аудиотехники с комплектом дисков с музыкальными произведениями в каждой группе.

Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов развивающей предметно – пространственной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

Эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.

Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми,  поэтому необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении.  Для этой цели разработан  план методической работы с кадрами,  по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию среды в ДОУ. При этом используются методы, стимулирующие активность самих педагогов.

Организационные условия

-  среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

-  оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

-  все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

-  предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

-  размещение материалов должно быть функциональным;

-  предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

-  среда должна быть полифункциональной;

-   среда должна иметь подвижные границы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

"Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО: рекомендации для педагогов

Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. Доступность среды предполагает:2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, гд...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) презентация

презентация по теме "Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС)" презентация...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации...