К природе с пониманием
материал
Содействовать воспитанию экологической культуры, убеждение в необходимости сохранения природы, воспитание чувства ответственности за окружающую природу и понимание неразрывной связи природы и человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
К природе с пониманием
Составители:
директор Сикорская Г.Б.
ст. воспитатель Стахиева Л.И.
2017г.
Паспорт проекта
Цель проекта | Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической компетенции всех субъектов эколого – образовательного пространства. |
Назначение проекта | Содействовать воспитанию экологической культуры, убеждение в необходимости сохранения природы, воспитание чувства ответственности за окружающую природу и понимание неразрывной связи природы и человека |
Нормативно – правовые документы, регулирующие реализацию проекта | - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29.12.2012г № 273-ФЗ); - Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» - План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1082-р - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями от 20.07.2015 № 28, от 27.08.2015 № 41); - Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013г №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. |
Сроки реализации проекта | 1 год апрель 2017г – апрель 2018г |
Источники финансирования проекта | Бюджетные, внебюджетные средства и иные средства от приносящей доход деятельности |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители, социальные партнеры |
Результаты реализации проекта | - Повышение компетенций педагогов в вопросе экологического воспитания, трансляция передового педагогического опыта работы на разном уровне; - Обновление и пополнение развивающей пространственно-предметной среды по экологическому воспитанию; - Активное участие родителей в мероприятиях экологической направленности - Высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг; - Переход на более высокий уровень сотрудничества с социальными партнерами и преемственность в работе по экологическому воспитанию |
Согласования по проекту | С директором ДОУ и социальными партнерами |
- Пояснительная записка
Ведение
Проект «К природе с пониманием» успешно вписывается не только в образовательное пространство учреждения, но и в государственную политику, что делает проект актуальным на текущее время.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
На протяжении 5 лет наш детский сад сотрудничает с Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ГБУ РК «Центр по ООПТ»).
За время сотрудничества было организовано и проведено много совместных мероприятий: посажена аллея первоклашек на территории детского сада, проведены социальные акции по сохранению природных ресурсов: бумаги – «Сохраним зеленый листочек», елок – «Ёлочка зеленая иголочка», «Поможем птицам выжить». Однако, по результатам анкетирования родителей, необходимо отметить невысокую заинтересованность родителей в участи подобных акций.
В 2013 году совместно с сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проведен семинар для педагогов: «Экологическое воспитание в ДОУ». На семинаре педагоги познакомились с учебно-методическим комплектом «Зеленый пакет», представили свои проекты по экологическому воспитанию детей. Проекты, представленные на семинаре, были отмечены грамотами и памятными призами. Детскому саду была презентована «Красная книга» Республики Коми. (гиперссылка)
Итоговым совместным мероприятием стало проведение на базе детского сада ежегодного городского конкурса «Мастерская Деда Мороза», организованного совместно с Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Школа искусств» г. Сыктывкара (МАУДО «Школа искусств»).
Основной целью конкурса является: «экологическое и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через привлечение внимания к вторичному использованию различных материалов».
Сегодня назрела необходимость создания системы методической работы по экологическому воспитанию в учреждении через использование системного подхода к решению поставленной цели.
Проведя анализ реализации поставленной цели, используя прием зеркало проблем, мы определились с задачами и результатами проекта
Постановка проблемы
Ситуация «минус»
Формирование экологической культуры у детей и взрослых
Ситуация «плюс»
Цель: Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической компетенции всех субъектов эколого – образовательного пространства.
Итак, на основании анализа, общими задачами проекта являются:
- Повышение компетенций педагогов в вопросе экологического воспитания
- Обновление и пополнение развивающей пространственно-предметной среды по экологическому воспитанию
- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях экологической направленности.
Образовательные задачи:
- расширение знаний воспитанников о родном крае и проблем сохранения окружающей среды;
- обогащение и систематизация экологических знаний населения
- развитие эмоционально-нравственного отношений к природе через красоту и её многообразие;
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства уважения и сопереживания, понимания красоты природы;
- воспитание нравственной личности, способной воспринимать мир во всем ее многообразии
Ожидаемый результат:
Для участников проекта:
- повышение уровня экологической культуры в вопросах изучения природы родного края
- устойчивый интерес к проблеме сохранения окружающей природы
- увеличение заинтересованных родителей в вопросах экологического просвещения
Для образовательной организации:
- создание модели экологического воспитания в учреждении
- целенаправленное накопление методического материала, наличие проектов формирования экологической культуры у детей раннего и дошкольного возраста
- разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Участники и социальные партнеры проекта:
- педагоги и специалисты учреждения
- специалисты Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
- педагоги Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Школа искусств» г. Сыктывкара
- воспитанники и ученики образовательных учреждений города
- родители (законные представители воспитанников)
Сроки реализации: долгосрочный, апрель 2017- апрель 2018г.
Назначение проекта: Содействовать воспитанию экологической культуры, убеждение в необходимости сохранения природы, воспитание чувства ответственности за окружающую природу и понимание неразрывной связи природы и человека.
Предполагаемые риски реализации проекта:
- слабая мотивация участников проекта;
- недостаточная информированность населения о проводимых мероприятиях;
- отсутствие финансирования.
Пути преодоления предполагаемых рисков:
- организация методического сопровождения;
- проведение культурно-массовых мероприятий;
- привлечение средств массовой информации и сети Интернет к освещению мероприятий;
- подготовка наглядного материала – памяток, буклетов;
- трансляция опыта работы на разном уровне;
- большая загруженность социальных пратнеров.
Практическая значимость: возможность использования результатов проекта педагогам образовательных учреждений, долгосрочные договоры по сотрудничеству с социальными партнерами по вопросам экологического воспитания
Предполагаемый продукт
- разработанная система методической работы по экологическому воспитанию дошкольников
- цикл бесед (занятий) по формированию экологической культуры с учетом регионального компонента;
- банк презентаций экологической тематики
- проекты: педагогов, детско-родительские и родителей
- выставка продуктивной деятельности воспитанников и родителей.
В основе проекта находятся следующие принципы:
1. Принцип целостности экологического образования, предполагающий единство и взаимосвязь экологического образования и просвещения.
2. Принцип германизации, ориентированный на нравственные нормы в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к практической деятельности.
3. Принцип интеграции, реализуемый в сотрудничестве с учреждениями культуры и природопользования в сочетании с разными видами деятельности.
4. Принцип комплексного подхода, предполагающий рассмотрение экологических проблем в тесном единстве с образовательными задачами.
5. Принцип развивающего обучения, направленный на воспитание творческой личности, умеющей находить оригинальные подходы в постановке и разрешении проблем путем участия в проектной деятельности.
6. Принцип рациональности экологического воспитания, связанный с воспитанием любви к малой родине, подразумевающий включение регионального компонента в тематику проекта.
7. Принцип системности, обеспечивающий опосредованность и масштабный охват явлений природы в проектах.
- Реализация проекта
2.1. Этапы работы над проектом
I подготовительный этап – апрель – май 2017г.
II основной этап – июнь – декабрь 2017г.
III заключительный этап – январь – март 2017г.
I подготовительный этап – включает анализ и оценку современного состояния экологического образования в практике преподавания, изучение методической литературы.
На данном этапе:
- разрабатывается программа проекта в целом;
- определяется состав участников творческой группы;
- изучается литература по теме проекта;
- составляется график акций и мероприятий по реализации проекта.
- подготовка наглядной информации (памятки, брошюры)
II основной этап – включает мероприятия по реализации проекта
п/п | мероприятие | сроки | исполнители | результат |
1 | Подготовка и реализация проектов создания эко-уголков на площадках групп | Апрель- август 2017 | Воспитатели, родители | Эко–уголки на каждой групповой площадке |
2 | Подготовка проекта экологической тропы на территории учреждения | Июнь 2017г | воспитатели | проект |
3 | Подготовка детско-родительских проектов по экологической культуре | Сентябрь – декабрь 2017г. | Родители | проекты |
4 | Проведение акции «Сохраним зеленый листочек»: - подготовка памяток - сбор макулатуры | Май, октябрь 2017г | Воспитатели, родители | памятки |
5 | Участие в акций "Всероссийский день посадки леса": - работа на территории детского сада и дачных участков воспитанников | 14 мая | Родители, воспитатели | фотоотчет |
6 | Подготовка цикла бесед (занятий) на экологическую тематику для детей старших и подготовительных групп | Май- август 2017г | воспитатели | Конспекты бесед, занятий |
7 | Подготовка презентация по экологической тематике | Май-август 2017г | воспитатели | Банк презентаций |
8 | Участие в информационная кампания против поджогов сухой травы "Береги лес": - конкурс рисунков; - рисунок победителя вносится в информационную памятку; - распространение информационых памяток | Сентябрь 2017г. | Воспитатели, специалисты МАУДО «Школа искусств» | Информаци. памятки |
9 | Проведение занятий (бесед) экологической направленности | Сентябрь 2017г – апрель 2018г. | Воспитатели, специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ» | фотоотчет |
10 | Турпоходы в Национальный парк Югыд ва | Сентябрь – октябрь 2017г. | Воспитатели, родители, специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ» | фотоотчет |
11 | Акция «Поможем птицам выжить» | Ноябрь 2017г. | Воспитатели, родители | фотоотчет |
12 | Городской конкурс по использованию вторсырья «Мастерская Деда Мороза» | Декабрь 2017г. | Воспитатели, родители, специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ», МАУДО «Школа искусств» | Фотоотчет, выставка в МАУДО «Школа искусств» |
13 | Семинар для педагогов «экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО» | Январь 2018г. | Воспитатели, специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ», специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ» | Утвержденные для трансляции проекты и методические разработки |
14 | Презентация результатов проекта на разных уровнях | Январь 2018г. | Воспитатели |
III заключительный этап – анализ достижения целей и полученных результатов; определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
2.2. Условия реализации проекта.
Основными условиями реализации проекта являются:
- наличие разработанной системы методической работы по экологическому воспитанию дошкольников
- наличие цикла бесед (занятий) по формированию экологической культуры с учетом регионального компонента;
- наличие банка презентаций экологической тематики
- наличие проектов: педагогов, детско-родительские и родителей
- выставка продуктивной деятельности воспитанников и родителей.
2.3. Содержание практической деятельности по реализации проекта
В рамках проекта разрабатывается тематика по различным сферам окружающей среды, тематика занятий определяется экологическими праздниками.
п/п | дата | праздник | Примерная тематика мероприятий | содержание |
1 | 1 апреля | Международный день птиц | «Расскажите птицы» | Многообразие мира птиц |
2 | 12 апреля | День космонавтики | «Мы со звездами дружны» | О космосе и его первооткрывателях |
3 | 15 апреля | День экологических знаний | «Экологическая опасность» | О Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» |
4 | 22 апреля | «Земля – наш общий дом» | О земле, континентах и т.д. | |
5 | 5 мая | День Солнца | «Гори, гори ясно» | О солнце и использовании солнечной энергии |
6 | 23 мая | Всемирный день черепахи | «Черепахи и их соседи в природе» | О животных жарких стран |
7 | 5 июня | Всемирный день охраны окружающей среды | «Что вокруг нас растет, живет» | Сохранение природы |
8 | 4 июля | Международный день дельфинов | «Морские животные» | О дельфинах и среде их обитания |
9 | 2 августа | День оленя | «Животные Республики Коми» | О животных РК |
10 | 27 сентября | Международный день туризма | «Походы в которые мы ходим» | О походах с родителями |
11 | 4 октября | День защиты животных | «Дикие животные РК» | О диких животных РК |
12 | 15 октября | Всемирный день мытья рук | «Здоровье на ладошке» | О правилах гигиены |
13 | 12 ноября | Синичкин день | «Поможем птицам выжить» | Птицы РК |
14 | 30 ноября | Международный день домашних животных | «Кто рядом с человеком живет?» | Домашние животные |
15 | 11 декабря | Международный день гор | «Уральские горы» | О горах, растениях и животных гор |
Список литературы
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
Николаева С.М., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2004
Николаева С.Н. Народная экологического воспитания дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2010
Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе. В детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2013
Николаева С.Н. Система работы с детьми в младшей группе детского сада. Для занятий с детьми 2-3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной к школе группе детского сада. Для занятий с детьми 6-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Николаева С.Н. Система работы с детьми во второй младшей группе детского сада. Для занятий с детьми 3-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Николаева С.Н. Система работы с детьми среднего возраста в группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Николаева С.Н. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
Николаева С.Н. Юный эколог, Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010
Панфиловой М.Э. Лесная школа. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов/ Сост. Л.П.Молодова.- Мн.: «Асар», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот проце...
Перспективный план работы для дошкольников по проблеме реалистического понимания природы
Данный план работы адресован воспитателям ДОУ. Предназначен в качестве дополнительного материала к программе "Развитие" ...
презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников
Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа &qu...
Формирование правильного материалистического понимания окружающей действительности в процессе труда в природе
Из опыта работы....
статья "Значение знаний детей о сезонных явлениях для понимания основных связей и взаимозависимости и существующих между живой и неживой природой."
для чего необходимо знакомить дошкольников с сезонными явлениями...
Консультация для родителей "Понимание "деньги" в понимании детей
Маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и инте...
Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности
Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, знание современных представлений о про...