К природе с пониманием
материал

Стахиева Лариса Ивановна

Содействовать воспитанию экологической культуры, убеждение в необходимости сохранения природы, воспитание чувства ответственности за окружающую природу и понимание неразрывной связи природы и человека  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologiya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

К природе с пониманием

Составители:

директор Сикорская Г.Б.

ст. воспитатель Стахиева Л.И.

2017г.

Паспорт проекта

Цель проекта

Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической компетенции всех субъектов эколого – образовательного пространства.

Назначение проекта

Содействовать воспитанию экологической культуры, убеждение в необходимости сохранения природы, воспитание чувства ответственности за окружающую природу и понимание неразрывной связи природы и человека  

Нормативно – правовые документы, регулирующие реализацию проекта

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29.12.2012г  № 273-ФЗ);

- Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии»

- План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1082-р

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г № 26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями от 20.07.2015 № 28, от 27.08.2015 № 41);

-  Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013г №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.

Сроки реализации проекта

1 год

апрель 2017г – апрель 2018г

Источники финансирования проекта

Бюджетные, внебюджетные средства и иные средства от приносящей доход деятельности

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители,

социальные партнеры

Результаты реализации проекта

- Повышение компетенций педагогов в вопросе экологического воспитания, трансляция передового педагогического опыта работы на разном уровне;

- Обновление и пополнение развивающей пространственно-предметной среды по экологическому воспитанию;

- Активное участие родителей  в мероприятиях экологической направленности

- Высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг;

- Переход на более высокий уровень сотрудничества с социальными партнерами и преемственность в работе по экологическому воспитанию

Согласования по проекту

С директором ДОУ и социальными партнерами

  1. Пояснительная записка

Ведение

Проект «К природе с пониманием» успешно вписывается не только в образовательное пространство учреждения, но и в государственную политику, что делает проект актуальным на текущее время.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

На протяжении 5 лет наш детский сад сотрудничает с Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ГБУ РК «Центр по ООПТ»).

За время сотрудничества было организовано и проведено много совместных мероприятий: посажена аллея первоклашек на территории детского сада, проведены социальные акции по сохранению природных ресурсов: бумаги – «Сохраним зеленый листочек», елок – «Ёлочка зеленая иголочка», «Поможем птицам выжить». Однако, по результатам анкетирования родителей, необходимо отметить невысокую заинтересованность родителей в участи подобных акций.

В 2013 году совместно с сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проведен семинар  для педагогов: «Экологическое воспитание в ДОУ». На семинаре педагоги познакомились с учебно-методическим комплектом «Зеленый пакет», представили свои проекты по экологическому воспитанию детей. Проекты, представленные на семинаре, были отмечены грамотами и памятными призами. Детскому саду была презентована «Красная книга» Республики Коми. (гиперссылка)

Итоговым совместным мероприятием стало проведение на базе детского сада ежегодного городского конкурса «Мастерская Деда Мороза», организованного совместно с Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Школа искусств» г. Сыктывкара (МАУДО «Школа искусств»).

 Основной целью конкурса является: «экологическое и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через привлечение внимания к вторичному использованию различных материалов».

Сегодня назрела необходимость создания системы методической работы по экологическому воспитанию в учреждении  через использование системного подхода к решению поставленной цели.

Проведя анализ реализации поставленной цели, используя прием зеркало проблем, мы определились с задачами и результатами проекта

Постановка проблемы

Ситуация «минус»

Формирование экологической культуры у детей и взрослых

Ситуация «плюс»

Цель: Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической компетенции всех субъектов эколого – образовательного пространства.

Итак, на основании анализа, общими задачами  проекта являются:

- Повышение компетенций педагогов в вопросе экологического воспитания

- Обновление и пополнение развивающей пространственно-предметной среды по экологическому воспитанию

- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях экологической направленности.

Образовательные задачи:

- расширение знаний воспитанников о родном крае и проблем сохранения окружающей среды;

- обогащение и систематизация экологических знаний населения

- развитие эмоционально-нравственного отношений к природе через красоту и её многообразие;

Воспитательные задачи:

- воспитание чувства уважения и сопереживания, понимания красоты природы;

- воспитание нравственной личности, способной воспринимать мир во всем ее многообразии

Ожидаемый результат:

Для участников проекта:

- повышение уровня экологической культуры в вопросах изучения природы родного края

- устойчивый интерес к проблеме сохранения окружающей природы

- увеличение заинтересованных родителей в вопросах экологического просвещения  

Для образовательной организации:

  • создание модели экологического воспитания в учреждении
  • целенаправленное накопление методического материала, наличие проектов формирования экологической культуры у детей раннего и дошкольного возраста
  • разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников

Участники и социальные партнеры проекта:

- педагоги и специалисты учреждения

- специалисты Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

- педагоги Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Школа искусств» г. Сыктывкара

- воспитанники  и ученики образовательных учреждений города

- родители (законные представители воспитанников)

Сроки реализации: долгосрочный, апрель 2017- апрель 2018г.

Назначение проекта: Содействовать воспитанию экологической культуры, убеждение в необходимости сохранения природы, воспитание чувства ответственности за окружающую природу и понимание неразрывной связи природы и человека.

Предполагаемые риски реализации проекта:

- слабая мотивация участников проекта;

- недостаточная информированность населения о проводимых мероприятиях;

- отсутствие финансирования.

Пути преодоления предполагаемых рисков:

- организация методического сопровождения;

- проведение культурно-массовых мероприятий;

- привлечение средств массовой информации и сети Интернет к освещению мероприятий;

- подготовка наглядного материала – памяток, буклетов;

- трансляция опыта работы на разном уровне;

- большая загруженность социальных пратнеров.

Практическая значимость: возможность использования результатов проекта педагогам образовательных учреждений, долгосрочные договоры по сотрудничеству с социальными партнерами по вопросам экологического воспитания

Предполагаемый продукт

-  разработанная система методической работы по экологическому воспитанию дошкольников

- цикл бесед (занятий) по формированию экологической культуры с учетом регионального компонента;

- банк презентаций экологической тематики

- проекты: педагогов, детско-родительские и родителей

- выставка продуктивной деятельности воспитанников и родителей.

В основе проекта находятся следующие принципы:

1. Принцип целостности экологического образования, предполагающий единство и взаимосвязь экологического образования и просвещения.

2. Принцип германизации, ориентированный на нравственные нормы в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к практической деятельности.

3. Принцип интеграции, реализуемый в сотрудничестве с учреждениями культуры и природопользования в сочетании с разными видами деятельности.

        4. Принцип комплексного подхода, предполагающий рассмотрение экологических проблем в тесном единстве с образовательными задачами.

        5. Принцип развивающего обучения, направленный на воспитание творческой личности, умеющей находить оригинальные подходы в постановке и разрешении проблем путем участия в проектной деятельности.

        6. Принцип рациональности экологического воспитания, связанный с воспитанием любви к малой родине, подразумевающий включение регионального компонента в тематику проекта.

         7. Принцип системности, обеспечивающий опосредованность и масштабный охват явлений природы в проектах.

  1. Реализация проекта

2.1. Этапы работы над проектом

I подготовительный этап – апрель – май 2017г.

II основной этап – июнь – декабрь 2017г.

III заключительный этап – январь – март 2017г.

I подготовительный этап – включает анализ и оценку современного  состояния экологического образования в практике преподавания, изучение методической литературы.

На данном этапе:

- разрабатывается программа проекта в целом;

- определяется состав участников творческой группы;

- изучается литература по теме проекта;

- составляется график акций и мероприятий по реализации проекта.

- подготовка наглядной информации (памятки, брошюры)

II основной этап – включает мероприятия по реализации проекта

п/п

мероприятие

сроки

исполнители

результат

1

Подготовка и реализация проектов создания эко-уголков на площадках групп

Апрель- август 2017

Воспитатели, родители

Эко–уголки на каждой групповой площадке

2

Подготовка проекта экологической тропы на территории учреждения

Июнь 2017г

воспитатели

проект

3

Подготовка детско-родительских проектов по экологической культуре

Сентябрь – декабрь 2017г.

Родители

проекты

4

Проведение акции «Сохраним зеленый листочек»:

- подготовка памяток

- сбор макулатуры

Май, октябрь 2017г

Воспитатели, родители

памятки

5

Участие в акций "Всероссийский день посадки леса":

- работа на территории детского сада и дачных участков воспитанников

14 мая

Родители, воспитатели

фотоотчет

6

Подготовка цикла бесед (занятий) на экологическую тематику для детей старших и подготовительных групп

Май- август 2017г

воспитатели

Конспекты бесед, занятий

7

Подготовка презентация по экологической тематике

Май-август 2017г

воспитатели

Банк презентаций

8

Участие в информационная кампания против поджогов сухой травы "Береги лес":

- конкурс рисунков;

- рисунок победителя вносится в информационную памятку;

- распространение информационых памяток

Сентябрь 2017г.

Воспитатели, специалисты МАУДО «Школа искусств»

Информаци. памятки

9

Проведение занятий (бесед) экологической направленности

Сентябрь 2017г – апрель 2018г.

Воспитатели, специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ»

фотоотчет

10

Турпоходы в Национальный парк Югыд ва

Сентябрь – октябрь 2017г.

Воспитатели, родители, специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ»

фотоотчет

11

Акция «Поможем птицам выжить»

Ноябрь 2017г.

Воспитатели, родители

фотоотчет

12

Городской конкурс по использованию вторсырья «Мастерская Деда Мороза»

Декабрь 2017г.

Воспитатели, родители,

специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ»,

МАУДО «Школа искусств»

Фотоотчет, выставка в МАУДО «Школа искусств»

13

Семинар для педагогов «экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО»

Январь 2018г.

Воспитатели,

специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ», специалисты ГБУ РК «Центр по ООПТ»

Утвержденные для трансляции проекты и методические разработки

14

Презентация результатов проекта на разных уровнях

Январь 2018г.

Воспитатели

III заключительный этап – анализ достижения целей и полученных результатов; определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

2.2. Условия реализации проекта.

Основными условиями реализации проекта являются:

-  наличие разработанной системы методической работы по экологическому воспитанию дошкольников

- наличие цикла бесед (занятий) по формированию экологической культуры с учетом регионального компонента;

- наличие банка презентаций экологической тематики

- наличие проектов: педагогов, детско-родительские и родителей

- выставка продуктивной деятельности воспитанников и родителей.

2.3. Содержание практической деятельности по реализации проекта

В рамках проекта разрабатывается тематика по различным сферам окружающей среды, тематика занятий определяется экологическими праздниками.

п/п

дата

праздник

Примерная тематика мероприятий

содержание

1

1 апреля

Международный день птиц

«Расскажите птицы»

Многообразие мира птиц

2

12 апреля

День космонавтики

«Мы со звездами дружны»

О космосе и его первооткрывателях

3

15 апреля

День экологических знаний

«Экологическая опасность»

О Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности»

4

22 апреля

Международный день Матери-Земли

«Земля – наш общий дом»

О земле, континентах и т.д.

5

5 мая

День Солнца

«Гори, гори ясно»

О солнце и использовании солнечной энергии

6

23 мая

Всемирный день черепахи

«Черепахи и их соседи в природе»

О животных жарких стран

7

5 июня

Всемирный день охраны окружающей среды

«Что вокруг нас растет, живет»

Сохранение природы

8

4 июля

Международный день дельфинов

«Морские животные»

О дельфинах и среде их обитания

9

2 августа

День оленя

«Животные Республики Коми»

О животных РК

10

27 сентября

Международный день туризма

«Походы в которые мы ходим»

О походах с родителями

11

4 октября

День защиты животных

«Дикие животные РК»

О диких животных РК

12

15 октября

Всемирный день мытья рук

«Здоровье на ладошке»

О правилах гигиены

13

12 ноября

Синичкин день

«Поможем птицам выжить»

Птицы РК

14

30 ноября

Международный день домашних животных

«Кто рядом с человеком живет?»

Домашние животные

15

11 декабря

Международный день гор

«Уральские горы»

О горах, растениях и животных гор

Список литературы

Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

Николаева С.М., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2004

Николаева С.Н. Народная экологического воспитания дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2010

Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе. В детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2013

Николаева С.Н. Система работы с детьми в младшей группе детского сада. Для занятий с детьми 2-3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной к школе  группе детского сада. Для занятий с детьми 6-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Николаева С.Н. Система работы с детьми во второй младшей группе детского сада. Для занятий с детьми 3-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Николаева С.Н. Система работы с детьми среднего возраста в группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Николаева С.Н. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста в  группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011

Николаева С.Н. Юный эколог, Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010

Панфиловой М.Э. Лесная школа. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов/ Сост. Л.П.Молодова.- Мн.: «Асар», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот проце...

Перспективный план работы для дошкольников по проблеме реалистического понимания природы

Данный  план  работы    адресован  воспитателям  ДОУ. Предназначен  в  качестве  дополнительного  материала   к  программе  "Развитие" ...

презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников

Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа &qu...

Консультация для родителей "Понимание "деньги" в понимании детей

Маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и инте...

Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о про...