Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тукиш Татьяна Федоровна

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о процессе восприятия устной речи, о методиках коррекции нарушений  этого процесса чрезвычайно важно не только для учителей –логопедов, но и для всех специалистов, работающих с проблемными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_i_ponimanie_ustnoy_rechi.docx449.02 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия

и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности

Нозологическая группа: дети дошкольного возраста с ЗПР.

В процессе речевого общения происходит развитие языковой  способности в дошкольном возрасте, а это предполагает необходимость учитывать принципиальные отличия восприятия устной речи от письменной. Слово - это  минимально воспринимаемая единица и устной и письменной речи. Но нужно всегда помнить, пониманию устной речи помогает ее выразительность: повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п. Этот аспект восприятия устной речи необходимо не только помнить, но и обязательно учитывать учителями –логопедами.

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о процессе восприятия устной речи, о методиках коррекции нарушений  этого процесса чрезвычайно важно не только для учителей –логопедов, но и для всех специалистов, работающих с проблемными детьми.

Логопедическая работа по восприятию и пониманию устной речи у дошкольников с ЗПР огромна и непрерывно ведется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Она включает в себя ряд этапов, последовательно переходящих один в другой. Несомненно, что в одной статье все осветить невозможно, поэтому мне бы хотелось остановиться на одном этапе, а именно на этапе по развитию восприятия и понимания детьми с ЗПР текстов различной сложности.

Л.В.Лопатина рекомендует следующие направления логопедической работы по развитию восприятия и понимания текстов различной сложности.

1.Первичный синтез состоит в формировании умения расчленять замысел текста. На мой взгляд, данный этап самый сложный. На этом этапе у детей развивается  понимание текста. От того, насколько успешно будет проходить данный этап, зависит дальнейшее развитие восприятия и понимание устной речи. Дети с ЗПР – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Поэтому переходить к следующему этапу можно только в том случае, если педагог уверен, что ребенок успешно справляется со всеми заданиями первого этапа. Тексты должны быть небольшие по объему, повествовательные, близкие по теме, понятные по идее. Весь речевой материал подается в адаптированном виде. И что самое важное, в ходе логопедической работы широко используется иллюстративный материал к каждому тексту, что будет способствовать более точному пониманию содержания текста.

Начинаем работу с того, что предлагаем детям  прослушать небольшой по объему текст, затем нарисовать то, о чем говорится в тексте. У Л.В. Лопатиной есть прекрасная подборка текстов, можно в самом начале работы использовать авторские тексты. Затем подбирать тексты самостоятельно, в соответствие с уровнем  развития детей и обязательно адаптируя текстовый материал. Например,

Кот Васька.

У Гриши жил кот Васька. Шуба у него густая. Хвост пушистый. Глаза у Васьки хитрые. Днем Васька лежит и спит. Ночью ловит мышей. Васька ест мясо, пьёт молоко.

Башня

У Люси кубики. Ставит Люся кубик на кубик. Строит башню. Петя взял нижний кубик. Башня упала.

На следующем этапе работы логопед читает текст и предлагает детям определить содержание текста, ответив на вопрос «Как ты думаешь, о ком данный рассказ?»

Синичка

Была зима. Дети открыли форточку. В неё влетела синичка. Она отлетела от подоконника и полетела по комнате. Синичка влетела на кухню, перелетела через стол, залетела опять в комнату и вылетела в форточку.

Синичка

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю.

Воробей

Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке. Сделай им кормушку. Насыпь на кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.

Лиса

Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберется в курятник и утащит курицу себе и лисятам. Прибежит домой, а лисята ее уже поджидают. Кинет она им курицу, сядет рядом и смотрит, как они едят.

Далее начинается работа с иллюстративным материалом. На доске располагаем несколько картинок с различными сюжетами: заячья изба, заяц, открывающий дверь лисе, зайчата, сидящие под кустом, зайчата в березовой роще. Детям необходимо, прослушав текст, выбрать подходящую картинку, которая будет соответствовать содержанию текста. Тексты могут быть такими:

Заяц и лиса

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

Зайчата

Под кустом зайчата ждут зайчиху. Она покормит их молоком. Мать свою зайчата не знают. Для них все зайчихи — мамы. Зайчихи кормят своих и чужих зайчат.

Зайчата

Средь березовой рощи резвились маленькие зайчишки. Маленькие серые комочки носились среди белых красавиц-берез. Мама-Зайчиха смотрела на детей .Зайчишки достаточно быстро устали и присели к маме.  

На следующий этап работы готовим сюжетные и предметные картинки. Сюжетную картинку размещаем на доске и предлагаем детям выбрать из предметных картинок те, которые соответствуют сюжету. Например, фруктовый сад, в котором дети собирают яблоки. Предметные картинки к данному сюжету: мальчик, девочка, яблоки, корзинки, лестница, поляна, цветы и пр.

Лось в зимнем лесу. Предметные картинки с данному сюжету: лес, лось, солнце, снег, деревья, сугроб, птичка на ветке, зайцы.

Клоун выступает в цирке. Предметные картинки: клоун, мяч, шляпа, зонтик, кролик, заяц, колесо, зрители и т.д.

Медведь спит в берлоге. Предметные картинки: снег, месяц, елки, медведь, луна, солнце, берлога, заяц, лиса и т.д.

Далее вариант усложняется: на доске выставляются две картинки с разными сюжетами. Дети из предметных картинок выбирают  те, которые подходят к первому и второму сюжету и раскладывают справа и слева от себя.

Затем работа с сюжетными картинками продолжается: дети рассматривают картинку и определяют то, о чем можно рассказать по этой картинке.

На следующем этапе  проходит работа по озаглавливанию картинок и текстов как условие не только формирования восприятия и понимания устной речи, но и в дальнейшем успешного составления дошкольниками рассказов и пересказов.

 Такую работу лучше всего разбить на несколько этапов:

 1.Ребенок учится соотносить название рассказа и его содержание. Для этого педагог озвучивает название рассказа и после чтения просит ребенка определить подходит это название к рассказу или нет и почему?

2.Далее проводится д/игра «Выбери к названию рассказа картинку», в которой ребенок из имеющихся сюжетных картин выбирает ту, которая подходит к названию рассказа. Рассказ называется «Снеговик». На выбор предлагаются картинки:

D:\Users\Пользователь\Desktop\Елка.jpg    D:\Users\Пользователь\Desktop\Снеговик).jpg   D:\Users\Пользователь\Desktop\снеговики.jpg   D:\Users\Пользователь\Desktop\Снегурочка.jpg

Рассказ называется «Чебурашка». Предлагаются следующие картинки:

D:\Users\Пользователь\Desktop\iенот.jpg    D:\Users\Пользователь\Desktop\мишка.jpg   D:\Users\Пользователь\Desktop\чебуроашка.jpg   D:\Users\Пользователь\Desktop\зебра.jpg

Картинки можно создавать к лексическим темам и включать эту работу в рамках изучения темы.

3. В продолжение работы проводим д/игру «Выбери название к тексту». Логопед читает текст и предлагает три названия рассказа. Ребенок выбирает то, что отражает тему рассказа и обосновывает выбор.

4.Д/игра «Это название лучшее». После чтения текста, педагог предлагает детям на выбор три названия, выбрать нужно то, которое больше всего подходит к теме рассказа и обосновать свой выбор.

5.Далее можно включать в занятие д/ игры «Придумай название рассказа, выбрав слова из текста рассказа», «Придумай название рассказа самостоятельно», «Подбери к тексту разные названия».

6. Данный этап работы заканчивается тем, что педагог читает текст, затем второй раз воспроизводит начало, либо конец текста и предлагает  ребенку закончить или начать текст.

Несмотря на максимальную помощь со стороны педагога, у данной категории детей, встречаются затруднения в самостоятельном выполнении заданий, поэтому к каждому этапу нужно возвращаться ровно столько раз, сколько необходимо ребенку, пока он полностью не усвоит трудный материал. Возможна замена иллюстративного материала на более простой с возвратом к тому, что не было усвоено сразу.

Овладев данным этапом развития восприятия и понимание тестов, можно будет переходить к более сложным заданиям, направленным на  обучение детей осмысливать и анализировать элементы текста и реконструировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной коррекционно-развивающей среды.

Коррекционно - развивающая среда групповых помещений и кабинетов специалистов формируется с учётом возрастных особенностей, учётом речевых нарушений и строится на основе представленных программ. Созда...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Статья «Создание специальных условий для развития коммуникации и «запуска» речи для детей с РАС».

        Исследование ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что 1% детей в мире страдает аутизмом.          В настоящее в...

Альбом для развития понимания устной речи у дошкольников. Наглядно-дидактический материал

Понимание слов. Понтмание множественного и единственного числа существительных. Понимание предложений...