статья "Значение знаний детей о сезонных явлениях для понимания основных связей и взаимозависимости и существующих между живой и неживой природой."
статья по окружающему миру (старшая группа)
для чего необходимо знакомить дошкольников с сезонными явлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_osen._sezonnye_izmeneniya.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (С 2 по 6. 10) 1 неделя
Тема «Осень. Сезонные изменения»
Цель: Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, вести наблюдения за погодой). На прогулке сбор и рассматривание осенней листвы. Разучивание стихотворений об осени.
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «Что нам осень принесла?» Осенний праздник. Дата проведения_
День недели | Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||
Режим | Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Понедельник | Утро | Беседа о признаках (приметах) осени. Формировать представление о сезоне и его признаках: пасмурно, дождливо, листья изменяют свой цвет, опадают; изменение в поведении птиц; о работах в саду и на огороде. Знакомство с искусством. Продолжать знакомить детей с муз. инструментами. Муз-дид.игра «Ступеньки» развивать интерес к музыке. | Дид.игра на развитие слухового внимания «Кто как говорит» (Азалия, Дима, Кирилл Х). | Игра-ситуация «Здравствуйте!». Цель: воспитание вежливости (Анд | ||
НОД | Ознакомление с природой. Тема занятия «Ветряные мельницы» Задачи: Познакомить дошкольников с таким явлением неживой природы, как ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер. Развивать слуховое и зрительное внимание. Кружок «Разноцветные пальчики» Тема «Веточка рябины» рисование пальчиками. Задачи: Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. | |||||
Прогулка I | Наблюдение за состоянием погоды. Ц. Формировать представление о сезоне и его признаках: пасмурно, дождливо, пт. П. игра «Пустое место» развитие двиг. навыков. | Индивидуальная работа по развитию основных движений (цель: упражнять в ходьбе). | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Покажем кукле Кате, как мы умеем одеваться на прогулку». | Обеспечение выносным материалом для п.и. | ||
После сна | Гимнастика после сна. К. № Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку». Развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. | Пальчиковые игры «Фонарики» развитие мелкой моторики | Беседа о бережном отношении ко всему, что находится в групповой комнате. Цель: Закрепление знаний о предметном окружении. .Побуждение детей к бережному отношению к игрушкам. | Обогащение уголка по ИЗО. Внести иллюстрации по теме «Осень». | ||
Вечер | Чтение стих-я «Осенний день». Беседа по прочитанному. Рассказать детям об осени как о времени года. Д.и. «Отгадай» Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. | Работа в книжном уголке. Рассмотреть иллюстрации по теме недели, побеседовать (Витя, Богдан) развивать желание посещать детский сад. | Игра «Кто позвал?» ЦЕЛЬ: упражнение слухового анализатора, воспитание внимания, памяти, дружеского отношения, желания играть вместе.. | Внесение книг со стихотворениями по теме «Осень» | ||
Прогулка II | Самостоятельная деятельность. Наблюдение за тем как изменилась погода к вечеру. Воспитывать наблюдательность. Подвижная игра «Мы веселые ребята» ЦЕЛЬ: знакомство с правилами игры, точным выполнением игровых правил. | Игры - упражнения на развитие ловкости. Попади в цель. Цель: развивать ловкость. | Формирование тр. навыков. Собирать игрушки после прогулки. Цель: вос-ть трудолюбие. | Выносной материал для организации труда на улице. Корзинка для игрушек. | ||
Работа с Родителями | Беседа с родителями по организационным вопросам. Информирование родителей о ходе образовательного процесса. |
День недели | Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||
Режим | Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Вторник | Утро | Беседа «Дары осени» Воспитывать благородные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай. Артикуляционная гимнастика «Цветы» развитие мелкой моторики. Игра малой подвижности «Колечко» повторить правила игры, слова. | Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». | Воспитание КГН. Закрепляем навыки поведения за столом, пользоваться салфеткой, не крошить на пол. | Внести иллюстрации осенней природы. |
НОД | Рисование «Идет дождь» (Комарова Стр.50) Формирование умения детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать. | ||||
Прогулка I | Наблюдение за птицами. Ц. Воспитывать внимательность, любовь ко всему окружающему. П\и «Воробьи вороны» учить соблюдать правила игры. | Упражнения на развитие координаций движений. Пройти дистанцию по линии Цель: развивать умение ходить прямо, строем. | Д.и. «Чей листок». Учить детей различать листья березы, клена, рябины по их характерным признакам. Напомнить о правилах безопасного поведения на природе.. | Выносной материал для закрепления безопасного поведения на природе. | |
После сна | Гимнастика после сна. К. №3 Конструирование из деталей деревянного конструктора. Цель: развивать конструктивные способности детей. | Обеспечение реализации индивидуального маршрута отстающего ребенка Пальчиковая игра «Семья» на развитие мелкой моторики. | ОБЖ в быту. Ситуативный разговор «Один дома» воспитывать навыки безопасного поведения в доме. | Плакаты, книги, иллюстрации по ОБЖ. Презентация | |
Вечер | Е. Адиенко «Осень пришла». Расширять представления детей о сезонных явлениях природы, учить понимать содержание литературных произведений. | Работа в спортивном уголке. Прыжки по кругу с помощью обруча . Цель: активизировать двиг.активность. | Воспитание правил хорошего тона. Обращение к сверстникам. | Внести иллюстрации по теме недели «Осень» | |
Прогулка II | Наблюдение «Деревья осенью». Познакомить детей в изменениями, происходящими с деревьями осенью, развивать познавательный интерес, учить любоваться красотой природы. Игры-аттракционы «Солнышко и дождик». Упражнять детей в беге, развивать координацию движений, учить соблюдать правила игры, выполнять действия по сигналу | Упражнения на формирование выносливости. Медленный бег по площадке. Цель: развивать выносливость. | Воспитание бережного отношения к вещам. Беседа «Наша одежда». | Оборудование для игр.. Солнышко и дождик. | |
Работа с Родителями | Привлечь родителей к совместному творчеству. Участие в конкурсе подделок «Осенние фантазии » |
День недели | Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы) | |||
Режим | Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Среда | Утро | Настольные игры на развитие психических процессов «Найди ошибку» развивать логическое мышление. Музыкально-ритмические упражнения «Пружинка» развивать чувство ритма. | Работа в природном уголке. Д.и. «Кто где живет». Уточнить представление детей о том, где живут разные животные, птицы, насекомые, актив-ть в речи детей названия их «домиков». Пал. игра «Птички» разв. моторику. | Поведение за столом». Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки у детей. | Внести календарь погоды. Рассмотреть с детьми. |
НОД | ФЭМП. Занятие № 5. (Помараева ) Задачи: Закреплять умение различать количество предметов, используя слова «один», «много», «мало». | ||||
Прогулка I | Наблюдение за солнцем. Разучивание потешки «Смотрит Солнышко в окошко…». Рассказать детям о значении солнца для жизни на Земле, расширять кругозор детей. П.И. «Карусель» Упражнять детей в умении становиться в круг, двигаться по кругу в быстром и медленном темпе | Ситуативный разговор «Мои выходные дни». Активизировать словарь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя | Ситуативный разговор «Нужно самому уметь одеваться». Закрепить последовательность одевания и раздевания. | Игры с песком. Рассмотреть чем отличается мокрый песок от сухого. Закрепить знания о свойствах песка. | |
После сна | Гимнастика после сна. К. №3 Предварительная работа по РЭМП. Выполнение поручений воспитателя (сложи ка-рандаши в коробку, посади игрушку на стульчик, возьми с полочки книгу и положи на стол). | М.п. Игра «Чудесный мешочек» сенсорное развитие и развитие мелкой моторики | Игровая ситуация «Накормим кукол» формирование навыков самообслуживания, воспитание аккуратности. | Обогащение центра математики игрушкой «Домик» | |
Вечер | С/р игра «Оденем куклу на прогулку» Развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, научить правильно называть элементы одежды. восп-ть заботливое отношение к окружающим. Театрализованная игра по сказке: «Колобок». Учить детей передавать содержание сказки при помощи кукол би-ба-бо, выразительно проговаривать текст. Развивать речь | Дидактическая игра «Сгруппируй предметы по цвету» .. Цель: закрепить цвета. | Коммуникативная игра «Дружная пара». ЦЕЛЬ: развитие умений и навыков действовать согласовано. | Обогащение сюжетно-ролевых игр материалами и атрибутами для игр «Семья собирается на прогулку» одежда для кукол | |
Прогулка II | Наблюдение за кошкой (рассмотреть окрас, поведение животного) развивать наблюдательность, интерес ко всему живому. | Дидактическая игра: «Что изменилось?» Цель: Развивать память, наблюдательность, внимание. | Воспитание культуры общения. Учимся правильному обращению друг с другом. | Выносной материал для самостоятельной и трудовой деятельности: пакеты для сбора листвы. | |
Работа с Родителями | Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей Поговорить о самочувствие детей. |
День недели | Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для сам. деят- ти детей (центры активности, все помещения группы) | ||||
Режим | Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Четверг | Утро | Ситуативный разговор «Наша одежда осенью». Учить детей понимать обобщающие слово «одежда», уточнить название и назначение предметов, обогащать словарный запас детей. Д.и. «Наша одежда» Приучать детей действовать в соответствии с правилами игры: правильно показывать предметы одежды (куртка, пальто, брюки, шарф), цвет, части (воротник, карман, рукава) | Д.и «Я – девочка, я - мальчик» с подгруппой, гендерное воспитание. игровое упражнение на развитие речи, памяти, мышления и восприятия «Слова» | Воспитание КГН + экспериментир-ние. Во время умывания обратить внимание детей на свойства воды (текучесть, прозрачность и т.д.). Развивать любознательность и логическое мышления у детей. | Обогащение мини-центра «Театр» костюмом тигра. | |
НОД | Аппликация «Листопад, листопад – листья по ветру летят» (И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа», стр. 40.) Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Учить раскладывать готовые формы. Познакомить с теплыми цветами спектра. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. | |||||
Прогулка I | Экскурсия по территории д/с понаблюдать за листьями на деревьях, сбор и рассматривание осенней листвы. Подвижная игра «Пронеси - не урони» Цель: развитие умения выполнять ходьбу не шаркая ногами. Вызывать интерес к подвижным играм | Упражнения на развитие чувства равновесия. Пройди по полоске . Цель: развивать чувство равновесия. Трудовые поручения. Помочь воспитателю убрать участок после прогулки | П.и. «Лисы и волки» формировать дружеское отношение друг к другу (Мальчики) | Инвентарь для трудовой деятельности. Корзина для листьев. | ||
После сна | Гимнастика после сна. К. №3 Азбука здоровья. Беседа «Одевайся по погоде» Прививать желание заботиться о своем здоровье, не переохлаждаться, не мочить ноги. | Индивидуальная работа: игровое упражнение «Разложи-ка по порядку» на развитие мышления, логики. | Воспитание аккуратности, самостоятельности. Формирование навыков самостоятельного одевания после сна. | Иллюстрации из книг по темам «Азбуки Здоровья» одежда по сезонам | ||
Вечер | Д/и по развитию речи: «Что изменилось?». Развивать память, речь, внимание. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья». Чтение стихотворений, С. Капутикян «Маша обедает», «Стираем». Способствовать возникновению у детей игр на данную тему, учить передавать в игре знаковые действия. | Д.и. «На чем играю» имитация движений . Цель: прививать интерес к музыке. | Ситуативный разговор о правилах поведения г д/с. Не бегать по группе, не драться, делиться с игрушками. | Внести атрибуты для с.р.и. «Семья» | ||
Прогулка II | Наблюдение за игровой деятельностью детей. Способствовать объединению детей в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Хороводная игра «Паучок-паучок» р.н. игра. Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с текстом песни, точно выполнять движения. | Физ. минутка «Ветер» с подгруппой. Цель: координация речи с движениями, развитие общей моторики. Выучить слова | Воспитание толерантного отношения к людям разной национальности. Рассказ воспитателя о национальностях нашей группы. | Оборудование для развития меткости. Не требуется | ||
Работа с родителями | Выставка детского творчества. Напомнить о правилах безопасного поведения на дорогах города. |
День недели | Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей | Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы) | |||
Режим | Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Пятница | Утро | Обобщающая беседа по теме «Осень». Закрепить представления детей об осени. Пальчиковая игра «Дружные ребята» развитие мелкой моторики. | Д.и. по экологии «Кто, где живет» . Цель: развивать познавательный интерес к животным нашего края. | Расширение знаний детей о способах приветствия. Игра-имитация «Приветствие» воспитание коммуникативных навыков общения. | Оформление выставки детских работ по теме «Осень |
НОД | Развитие речи Тема: Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» Задачи: Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения Л. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, ГОЛОДНО и страшно в неуютную осеннюю пору. | ||||
Прогулка I | Наблюдение за транспортом возле Д/с. Рассмотреть цвета, размеры. Развиваем наблюдательность. П.и. «Цветные автомобили». Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания об автобусах. | Наблюдение за транспортом, приезжающим в д/с. Рассказать о том, где можно парковаться машинам, а где нельзя. Объяснить почему. | Воспитание навыков безопасного поведения на улицах города. Беседа по теме «ПДД» | Выносной материал для закрепления правил поведения на улицах. | |
После сна | Гимнастика после сна. . Хоз-бытовой труд. Помочь воспитателю помыть игрушки. Восп. трудолюбие. Игры со строительным материалом. Развитие познавательных навыков. | Игра «Маша пьёт чай». Цель игры: расширить словарный запас и улучшить речевые навыки | Формирование трудовых навыков, навести порядок в игровой зоне. Воспитание культуры общения, игры парами. | Инвентарь для хоз-быт. труда Конструкторы | |
Вечер | Чтение художественной литературы Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек» Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. | Работа в спортивном уголке Игровое упражнение «Попрыгаем вместе» учить прыгать на скакалке. Цель: воспитывать интерес к спорту. | Разговор «Кто работает в д/с». Закреплять знания детей о содержании трудовых действий работников детского сада. | Иллюстрации профессий работников д/с | |
Прогулка II | Трудовая деятельность. Помочь воспитателю собрать листву с участка. Воспитывать желание поддерживать в чистоте территорию группы. Игры-забавы с вертушками. Содействовать созданию радостной атмосферы и хорошего настроения у детей, учить определять с помощью вертушек наличие ветра | Игровые упражнения на развитие основных движений Цель: отработать правильность выполнения движений. | Продуктивная деятельность из природного материала (овощи) «Животные». Развитие творческих способностей детей. | Спортивное оборудование. | |
Работа с родителями | Побеседовать с родителями о сменной одежде детей во время прогулок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой
Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...
Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой
Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...
Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях, сведения из народного календаря.
Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам...
Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...
Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы» П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: Выс
П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «В городе весна»...