статья "Значение знаний детей о сезонных явлениях для понимания основных связей и взаимозависимости и существующих между живой и неживой природой."
статья по окружающему миру (старшая группа)

для чего необходимо знакомить дошкольников с сезонными явлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_osen._sezonnye_izmeneniya.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (С 2 по 6. 10) 1 неделя

Тема «Осень. Сезонные изменения»

Цель:  Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, вести наблюдения за погодой). На прогулке сбор и рассматривание осенней листвы. Разучивание стихотворений об осени.

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «Что нам осень принесла?» Осенний праздник. Дата проведения_

День

недели

Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной деятельности

детей (центры активности, все

помещения группы)

Режим

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Понедельник

Утро

Беседа о признаках (приметах) осени. Формировать представление о сезоне и его признаках: пасмурно, дождливо, листья изменяют свой цвет, опадают; изменение в поведении птиц; о работах в саду и на огороде. Знакомство с искусством. Продолжать знакомить детей с муз. инструментами.  Муз-дид.игра «Ступеньки»  развивать интерес к музыке.

Дид.игра на развитие слухового внимания «Кто как говорит» (Азалия, Дима, Кирилл Х).

Игра-ситуация «Здравствуйте!». Цель: воспитание вежливости (Анд

НОД

 Ознакомление с природой. Тема занятия «Ветряные мельницы» Задачи: Познакомить дошкольников с таким явлением неживой природы, как ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Кружок «Разноцветные пальчики» Тема «Веточка рябины» рисование пальчиками. Задачи: Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Прогулка I

Наблюдение за состоянием погоды. Ц. Формировать представление о сезоне и его признаках: пасмурно, дождливо, пт.               П. игра «Пустое место» развитие двиг. навыков.  

Индивидуальная работа по развитию основных движений (цель: упражнять в ходьбе).

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Покажем кукле Кате, как мы умеем одеваться на прогулку».

Обеспечение выносным материалом для п.и.

После сна

Гимнастика после сна. К. №  

Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку». Развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Пальчиковые игры «Фонарики» развитие мелкой моторики

Беседа о бережном отношении ко всему, что находится в групповой комнате. Цель: Закрепление  знаний о предметном окружении.

.Побуждение детей к  бережному отношению к  игрушкам.

Обогащение уголка по ИЗО.

Внести иллюстрации по теме «Осень».

Вечер

Чтение стих-я «Осенний день». Беседа по прочитанному. Рассказать детям об осени как о времени года. Д.и. «Отгадай» Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Работа в книжном уголке. Рассмотреть иллюстрации по теме недели, побеседовать  (Витя, Богдан) развивать желание посещать детский сад.

Игра «Кто позвал?»

ЦЕЛЬ: упражнение слухового анализатора, воспитание внимания, памяти, дружеского отношения, желания играть вместе..

Внесение книг со

стихотворениями

по теме «Осень»

Прогулка II

Самостоятельная деятельность. Наблюдение за тем как изменилась погода к вечеру. Воспитывать наблюдательность. Подвижная игра «Мы веселые ребята»  ЦЕЛЬ: знакомство с правилами игры, точным  выполнением игровых правил.

Игры - упражнения на развитие ловкости. Попади в цель. Цель: развивать ловкость.

Формирование тр. навыков. Собирать игрушки после прогулки. Цель: вос-ть трудолюбие.

Выносной материал для

организации труда на улице.

Корзинка для игрушек.

Работа с

Родителями

Беседа с родителями по организационным вопросам.  Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

День

недели

Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной деятельности

детей (центры активности, все

помещения группы)

Режим

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Вторник

Утро

Беседа «Дары осени» Воспитывать благородные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай. Артикуляционная гимнастика «Цветы» развитие мелкой моторики. Игра малой подвижности «Колечко» повторить правила игры, слова. 

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...»  Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила».

Воспитание КГН. Закрепляем навыки поведения за столом, пользоваться салфеткой, не крошить на пол.

Внести иллюстрации осенней природы.

НОД

Рисование «Идет дождь» (Комарова Стр.50) Формирование умения детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Прогулка I

Наблюдение за птицами. Ц.  Воспитывать внимательность, любовь ко всему окружающему.                           П\и «Воробьи вороны» учить соблюдать правила игры.

Упражнения на развитие  координаций движений. Пройти дистанцию по линии  Цель: развивать умение ходить прямо, строем.

Д.и. «Чей листок». Учить детей различать листья березы, клена, рябины по их характерным признакам. Напомнить о правилах безопасного поведения на природе..

Выносной материал для

закрепления безопасного

поведения на природе.

После сна

Гимнастика после сна. К. №3

 Конструирование из деталей деревянного конструктора. Цель: развивать конструктивные способности детей.

Обеспечение реализации индивидуального маршрута  отстающего ребенка

Пальчиковая игра «Семья» на развитие мелкой моторики.

ОБЖ в быту. Ситуативный разговор «Один дома» воспитывать навыки безопасного поведения в доме.

Плакаты, книги, иллюстрации  

по ОБЖ. Презентация

Вечер

Е. Адиенко «Осень пришла». Расширять представления детей о сезонных явлениях природы, учить понимать содержание литературных произведений.

Работа в спортивном уголке.  Прыжки по кругу с помощью обруча . Цель: активизировать двиг.активность.

Воспитание правил хорошего тона. Обращение к сверстникам.

Внести иллюстрации по теме недели «Осень»

Прогулка II

Наблюдение «Деревья осенью». Познакомить детей в изменениями, происходящими с деревьями осенью, развивать познавательный интерес, учить любоваться красотой природы. Игры-аттракционы «Солнышко и дождик». Упражнять детей в беге, развивать координацию движений, учить соблюдать правила игры, выполнять действия по сигналу

Упражнения на формирование выносливости. Медленный бег по площадке.  Цель: развивать выносливость.

Воспитание бережного отношения к вещам. Беседа «Наша одежда».

Оборудование для игр..

Солнышко и дождик.

Работа с

Родителями

Привлечь родителей к совместному творчеству. Участие в конкурсе подделок «Осенние фантазии »

День

недели

Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самост. деят-ти  детей (центры активности, все помещения группы)

Режим

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Среда

Утро

Настольные игры на развитие психических процессов «Найди ошибку» развивать логическое мышление. Музыкально-ритмические упражнения «Пружинка»  развивать чувство ритма.

Работа в природном уголке. Д.и. «Кто где живет». Уточнить представление детей о том, где живут разные животные, птицы, насекомые, актив-ть в речи детей названия их «домиков». Пал. игра «Птички»  разв. моторику.

Поведение за столом». Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки у детей.

Внести календарь погоды. Рассмотреть с детьми.

НОД

ФЭМП. Занятие  № 5.  (Помараева )  Задачи: Закреплять умение различать количество предметов, используя слова «один», «много», «мало».

Прогулка I

Наблюдение за солнцем. Разучивание потешки «Смотрит Солнышко в окошко…». Рассказать детям о значении солнца для жизни на Земле, расширять кругозор детей.  П.И. «Карусель» Упражнять детей в умении становиться в круг, двигаться по кругу в быстром и медленном темпе

Ситуативный разговор  «Мои выходные дни». Активизировать словарь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя

Ситуативный разговор «Нужно самому уметь одеваться».

Закрепить последовательность одевания и раздевания.

Игры с песком. Рассмотреть чем отличается мокрый песок от сухого. Закрепить знания о свойствах песка.

После сна

Гимнастика после сна. К. №3

Предварительная работа по РЭМП. Выполнение поручений воспитателя (сложи ка-рандаши в коробку, посади игрушку на стульчик, возьми с полочки книгу и положи на стол).

М.п. Игра «Чудесный мешочек» сенсорное развитие и развитие мелкой моторики

Игровая ситуация «Накормим кукол» формирование навыков самообслуживания, воспитание аккуратности.

Обогащение центра математики игрушкой «Домик»

Вечер

С/р игра «Оденем куклу на прогулку» Развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, научить правильно называть элементы одежды. восп-ть заботливое отношение к окружающим.

Театрализованная  игра по сказке: «Колобок». Учить детей передавать содержание сказки при помощи кукол би-ба-бо, выразительно проговаривать текст. Развивать речь

Дидактическая игра «Сгруппируй предметы по цвету» .. Цель: закрепить цвета.

Коммуникативная игра «Дружная пара». ЦЕЛЬ: развитие умений и навыков   действовать  согласовано.

Обогащение  сюжетно-ролевых  игр  материалами и атрибутами для игр «Семья собирается на прогулку» одежда для кукол

Прогулка II

Наблюдение за кошкой (рассмотреть окрас, поведение животного)  развивать наблюдательность, интерес ко всему живому.  

Дидактическая игра: «Что изменилось?» Цель: Развивать память, наблюдательность, внимание.

Воспитание культуры общения.  Учимся правильному обращению друг с другом.

Выносной материал для самостоятельной и трудовой деятельности: пакеты для сбора листвы.

Работа с

Родителями

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей Поговорить о самочувствие детей.         

День

недели

Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для сам. деят- ти

детей (центры активности, все помещения группы)

Режим

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Четверг

Утро

Ситуативный разговор «Наша одежда осенью». Учить детей понимать обобщающие слово «одежда», уточнить название и назначение предметов, обогащать словарный запас детей.     Д.и. «Наша  одежда» Приучать детей действовать в соответствии с правилами игры: правильно показывать предметы одежды (куртка, пальто, брюки, шарф), цвет, части (воротник, карман, рукава)                                                                      

Д.и «Я – девочка, я - мальчик» с подгруппой, гендерное воспитание. игровое упражнение на развитие речи, памяти, мышления и восприятия «Слова»

Воспитание КГН + экспериментир-ние. Во время умывания обратить внимание детей на свойства воды (текучесть, прозрачность и т.д.). Развивать любознательность и логическое мышления у детей.

Обогащение  мини-центра «Театр» костюмом тигра.

НОД

Аппликация «Листопад, листопад – листья по ветру летят» (И.А.Лыкова «Изобразительная  деятельность в детском саду. Младшая группа», стр. 40.) Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Учить раскладывать готовые формы. Познакомить с теплыми цветами спектра. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Прогулка I

Экскурсия по территории д/с понаблюдать за листьями на деревьях, сбор и рассматривание осенней листвы.

 Подвижная игра «Пронеси - не урони» Цель: развитие умения выполнять ходьбу не шаркая ногами. Вызывать интерес к подвижным играм

Упражнения на развитие чувства равновесия. Пройди по полоске . Цель: развивать чувство равновесия.  Трудовые поручения. Помочь воспитателю убрать участок после прогулки  

П.и. «Лисы и волки» формировать дружеское отношение друг к другу (Мальчики)

Инвентарь для трудовой

деятельности. Корзина для листьев.

После сна

Гимнастика после сна. К. №3

Азбука здоровья.  Беседа «Одевайся по погоде»  Прививать желание заботиться о своем здоровье, не переохлаждаться, не мочить ноги.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Разложи-ка по порядку» на развитие мышления, логики.

Воспитание аккуратности, самостоятельности. Формирование навыков самостоятельного одевания после сна.

Иллюстрации из книг по  

темам «Азбуки Здоровья» одежда по сезонам

Вечер

Д/и по развитию речи: «Что изменилось?». Развивать память, речь, внимание. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья». Чтение стихотворений, С. Капутикян «Маша обедает», «Стираем». Способствовать возникновению у детей игр на данную тему, учить передавать в игре знаковые действия.

Д.и. «На чем играю» имитация движений . Цель: прививать интерес к музыке.

Ситуативный разговор о правилах поведения г д/с. Не бегать по группе, не драться, делиться с игрушками.

Внести атрибуты для с.р.и. «Семья»

Прогулка II

Наблюдение за игровой деятельностью детей. Способствовать объединению детей в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.                                     Хороводная игра «Паучок-паучок» р.н. игра. Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с текстом песни, точно выполнять движения.

Физ. минутка «Ветер»  с подгруппой. Цель: координация речи с движениями, развитие общей моторики. Выучить слова

Воспитание толерантного отношения к людям разной национальности.  Рассказ воспитателя о национальностях нашей группы.

Оборудование для

развития меткости. Не требуется

Работа с

родителями

Выставка детского творчества.

Напомнить о правилах безопасного поведения на дорогах города.

День

недели

Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей

Организация развив. среды

для самост. деят-ти детей  (центры активности, все

помещения группы)

Режим

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Пятница

Утро

Обобщающая беседа по теме  «Осень». Закрепить представления детей об осени.  Пальчиковая игра «Дружные ребята» развитие мелкой моторики.

Д.и. по экологии «Кто, где живет»  . Цель: развивать познавательный интерес к животным нашего края.

Расширение знаний детей о способах приветствия. Игра-имитация «Приветствие» воспитание коммуникативных навыков общения.

Оформление выставки детских работ по теме

«Осень

НОД

Развитие речи Тема: Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» Задачи: Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения Л. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, ГОЛОДНО и страшно в неуютную осеннюю пору.

Прогулка I

Наблюдение за транспортом возле Д/с. Рассмотреть цвета, размеры. Развиваем наблюдательность.  П.и.  «Цветные автомобили». Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания об автобусах.

Наблюдение за транспортом, приезжающим в д/с.  Рассказать о том, где можно парковаться машинам, а где нельзя. Объяснить почему.

Воспитание навыков безопасного поведения на улицах города. Беседа по теме «ПДД»

Выносной материал для

закрепления правил

поведения на улицах.

После сна

Гимнастика после сна. .

Хоз-бытовой труд. Помочь воспитателю помыть игрушки. Восп. трудолюбие.  Игры со строительным материалом. Развитие познавательных навыков.

Игра «Маша пьёт чай». Цель игры: расширить словарный запас и улучшить речевые навыки

Формирование трудовых навыков, навести порядок в игровой зоне. Воспитание культуры общения, игры парами.

Инвентарь для хоз-быт. труда

Конструкторы

Вечер

Чтение художественной литературы

Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек» Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Работа в спортивном уголке

 Игровое упражнение «Попрыгаем вместе» учить прыгать на скакалке. Цель: воспитывать интерес к спорту.  

Разговор  «Кто работает в д/с». Закреплять знания детей о содержании трудовых действий работников детского сада.

Иллюстрации профессий работников д/с

Прогулка II

Трудовая деятельность. Помочь воспитателю собрать листву с участка. Воспитывать желание поддерживать в чистоте территорию группы.

 Игры-забавы с вертушками. Содействовать созданию радостной атмосферы и хорошего настроения у детей, учить определять с помощью вертушек наличие ветра

Игровые упражнения на развитие основных движений  Цель: отработать правильность выполнения движений.  

Продуктивная деятельность из природного материала (овощи) «Животные». Развитие творческих способностей детей.

Спортивное оборудование.

Работа с

родителями

Побеседовать с родителями о сменной одежде детей во время прогулок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой

Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...

Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой

Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...

Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы» П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: Выс

П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «В городе весна»...