Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в помещениях ДОУ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях ДОУ»
Выполнила: Пекменова Татьяна Викторовна
ст.воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №338
комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Казань 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Подготовительный этап………………………………………………………....5
Основной этап……………………………………………………………………6
Теоретическая часть…………………………………………………………...6
Практическая часть …………………………………………………………...8
Заключительный этап……………………………………………………………10
Анализ…………………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………13
Введение.
«Среда должна обеспечить возможность
ребенку развиваться в деятельности»
А.В.Запорожец
В современном мире развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, эргономистов (специалист, изучающий взаимодействие человека с окружающими элементами системы), дизайнеров, архитекторов. Ведь от условий, которые сегодня мы создаем для наших детей, зависит физическое, духовно – нравственное и психо – эмоциональное здоровье нашего общества, а также созидательное развитие современного поколения.
«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (пункт 3.6.3 ФГОС дошкольного образования)
«Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.13г.) определены требования к РППС, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность и безопасность. Все эти требования направлены на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, своей личности, своего здорового тела.
Моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать возрастные особенности, психологические основы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Анализ РППС групп нашего ДОУ показал несоответствие стандартам на 60%. Поэтому возникла необходимость системной работы в данном направлении.
Цель: Построение развивающей предметно - пространственной среды в групповых помещениях ДОО, которая способствует тесному взаимодействию с детьми, поддержки детской инициативы с последующим её формированием и полным доведением до соответствия с ФГОС ДО в ДОО в целом.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в группах, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2. Создать в группах условия для обеспечения психического, нравственного и физического здоровья воспитанников.
3. Активизировать взаимодействие детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
4. приобщить дошкольников к активной деятельности в создании РППС группы
5. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в умении максимально реализовывать образовательный потенциал пространства ДОО.
6. Обеспечить содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность РППС.
7. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательной, продуктивной).
Метод проекта:
Наблюдение. Анализ. Инструктивно-методические мероприятия. Проективные мероприятия. Презентации.
Участники проекта: участники педагогического процесса (сотрудники ДОО, родители), дети разных возрастных групп.
Тип проекта: Фронтальный. С привлечением родителей.
По срокам проведения: Долгосрочный на два года (2017,2018г.г.)
Вид проекта: Практико-ориентированный
Подготовительный этап:
Осуществляя подготовительный этап реализации проекта целесообразно было провести мониторинг. Затем необходимо было сравнить результаты мониторинга с требованиями ФГОС ДО к РППС, выявить недостатки, проблемные точки несоответствия требованиям ФГОС ДО к образовательной среде. Выявление причин недостатков даст возможность принять управленческое решение в части поиска средств и ресурсов.
Для проведения Мониторинга РППС групп нами используются диагностические карты, в которых выделены шесть основных параметров, заявленных в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность предметно-пространственной среды, а также учитывались пять образовательных областей, согласно ФГОС ДО. Процедура анализа и оценки РППС проводится нами ежегодно 2 раза в год. Результаты мониторинга в ДОО заслушиваются на педагогическом совете и общем собрании родителей с последующим принятие решения.
Параллельно проходило изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
- Педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
- В группах организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
- Родители, дети, воспитатели активно участвуют в создании комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.
Основная часть.
1. Теоретическая часть.
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.
2. Практическая часть.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его нравственного, психологического и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы ДОО.
Наше МБДОУ «Детский сад №338» Ново-Савиновского района г.Казани в своей работе использует основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Согласно Программе среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Для организации РППС в группах нами учитывались требования Стандарта
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию ФГОС ДО;
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.
Для создания РППС в группах мы использовали модель центрирования. В каждой группе создано 5 центров в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО: социально – коммуникативного развития, речевого развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития и физического развития.
Каждый центр включает в себя несколько уголков. В центр социально-коммуникативного развития детей включены: зона сюжетно-ролевых игр, уголки: безопасности, труда, патриотического воспитания. Центр речевого развития включает в себя библиотеку, уголок «Речевичок», уголок «Грамотейка» (по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте). В состав познавательного центра входят уголок по ознакомлению детей с окружающим миром, уголок экспериментирования, уголок истории и культуры родного края, уголок сенсорики и занимательной математики. Центр художественно-эстетического развития включает творческую мастерскую, уголок ремесел, музыкальный и театральный уголки. И, наконец, центр физического развития ребенка, в который входят: уголок физкультуры, уголок по ознакомлению детей с различными видами спорта, уголок «Моё здоровье». Каждый центр насыщается материалом с учетом этно-культурной ситуации развития детей. Насыщение каждого уголка строится с учетом разнообразной деятельности детей: игровой, двигательной, поисково-исследовательской, продуктивной и коммуникативной.
Насыщая каждый уголок атрибутами для организации сюжетных игр, дидактическими играми и пособиями, игрушками для манипулирования, материалами для познавательной и поисковой деятельности, материалами для продуктивной деятельности, мы обеспечиваем реализацию принципа вариативности.
Для реализации принципов полифункциональности и трансформируемости применяются платформы на колесах, кубы из легких материалов, ширмы.
Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Насыщенность уголков определяет проектная деятельность. Поэтому перенасыщенность практически исключается. В уголках присутствует материал предыдущего проекта, текущего проекта и ранее пройденного проекта (по необходимости, которую определяет воспитатель.
Безопасность РППС приведена в соответствии с СанПиН.
Заключительный этап.
На заключительном этапе будет проведен смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в группах . Обобщение опыта работы педагогов будет представлена в презентация «Построение РППС в группах ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Результаты работы будут представлены на сайтах, в средствах массовой информации.
Анализ:
В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Центрирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных центрах. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности детей. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Следующим этапом работы станет создание и решение проекта по созданию РППС ДО в пространстве всего ДОУ.
Список литературы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
2. Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. ФГОС ДО
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26
5. Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И.
Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / Под редакцией Коротковой Н.А. – М.,2010
6. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. — Центр педагогического образования, 2008-96с.
7. Аверин С.А.,Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование РППС современной ДОО. – М., 2014
8. Смирнова Е.О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. Методическое пособие. М., 2016
9. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 5.
10. Доронова Т. Н. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 1
11. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М. : ТЦ Сфера, 2011. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
12. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011
13. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.
14. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО»- М.,2014
Приложение 1.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. | Заведующий ДОО, старший воспитатель | Январь,2017 |
Создание рабочей группы | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги | Январь,2017 |
Изучение особенностей планировки групповых помещений | Заведующий ДОО, старший воспитатель | Январь,2017 |
Наблюдение и анализ условий пребывания детей разных возрастных категорий в групповых помещениях. Выявление зависимости деятельности детей от планировки группы. | Старший воспитатель, педагоги | Февраль,2017 |
Анализ соответствия условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги | Февраль,2017 |
Заседание рабочей группы: определение цели и задач проекта. | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги | Февраль,2017 |
Теоретический этап
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
Изучение методической литературы и интернет - ресурсов по реализации новых подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО | Старший воспитатель, педагоги | Март,2017 |
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. | Старший воспитатель, рабочая группа | Март,2017 |
Проведение семинара «Моделирование РППС современной дошкольной организации» | Старший воспитатель | Март,2017 |
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. | Ст. воспитатель, педагоги | Март,2017 |
Отбор лучших разработок для внедрения в практику | Старший воспитатель, рабочая группа | Апрель,2017 |
Практический этап.
Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки реализации |
Центрирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды педагоги | Старший воспитатель, рабочая группа, педагоги групп | Апрель-май,2017 |
Практическая работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач проектной деятельности, обеспечивающих полноценное развитие детей. | Старший воспитатель, воспитатели | Июнь-август 2017 |
Оформление визитной карточки в каждой группе | Воспитатели групп | Сентябрь,2017 |
Приведение развивающей среды в групповых комнатах в соответствие с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО | Старшая медсестра, старший воспитатель воспитатели | Сентябрь 2017 |
Насыщение среды полифункциональными атрибутами, ширмами | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги | Октябрь2017-Февраль2018 |
Проведение смотров-конкурсов отдельных центров | Заведующий ДОО, старший воспитатель | в течение 2017 года |
Оформление коридоров групп, спальной и умывальной комнат развивающими настенными играми. | Воспитатели групп | Декабрь2017-февраль 2018 |
Эстетическое оформление групповых помещений | Воспитатели групп | Март-апрель 2018 |
Заключительный этап
Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки реализации |
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в группе | Заведующий ДОО, старший воспитатель, старшая медсестра | май 2018 |
Обобщение опыта работы педагогов в презентации «Построение ППРС в группах в соответствии с ФГОС ДО» | Старший воспитатель | сентябрь, октябрь 2018 |
Представление полученных результатов на сайтах, в средствах массовой информации. | Старший воспитатель, педагоги | ноябрь-декабрь, 2018 |
Приложение 2.
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА
«Оценка качества организации РППС в группе»
Группа:
Воспитатели:
Требования к РППС | Показатели | Оценка |
Наличие пространств (центров), обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) | Наличие в группе не менее 7 пространств (игрового, познавательного развития, освоения родного языка, художественного творчества, конструирования, уединения, физического развития) в соответствии с ООП ДОУ. (3 БАЛЛА) | |
Наличие в группе 5-6 пространств, частично обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Неполное соответствие ППС образовательной программе. (2 БАЛЛА) | ||
Отсутствие или минимальное центрирование (3-4 центра), слабо обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Неполное соответствие ППС Образовательной программе. (1 БАЛЛ) | ||
Наличие пространств (центров), обеспечивающих двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
| Наличие пространства двигательной активности, развития крупной моторики с соответствующим спортивным и игровым оборудованием, спортивными сооружениями. (3 БАЛЛА) | |
Наличие пространства двигательной активности, развития крупной моторики минимальным набором спортивного и игрового оборудования. (2 БАЛЛА) | ||
Отсутствие пространства двигательной активности, развития крупной моторики с соответствующим спортивным и игровым оборудованием, спортивными сооружениями. (1 БАЛЛ) | ||
Наличие пространства для развития мелкой моторики. (3 БАЛЛА) | ||
Минимальный набор материалов на развитие мелкой моторики. (2 БАЛЛА) | ||
Отсутствие материалов на развитие мелкой моторики. (1 БАЛЛ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование развивающей предметно-пространственнойсреды в старшем дошкольном возрасте
Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"
Презентация к педагогическому совету "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"...
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в средней группе ДОУ
В статье рассказывается об организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС....
Презентация проекта «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ»
Презентация опыта работы в рамках методического объединения по теме: «Реализация контрольно-диагностической функции методической службы в условиях внедрения ФГТ» для старших воспитателей ДОУ Кировско...
Педагогический совет "Моделирование развивающей предметно - пространственной среды ДОО"
Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения.Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определить пути совер...