Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в помещениях ДОУ
методическая разработка

Принципы создания РППС в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pekmenova_t.v.razv_._sreda_dou.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях ДОУ»

Выполнила: Пекменова Татьяна Викторовна

ст.воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №338

комбинированного вида»  

Ново-Савиновского района г.Казани

Казань 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Подготовительный этап………………………………………………………....5

Основной этап……………………………………………………………………6

Теоретическая часть…………………………………………………………...6

Практическая часть …………………………………………………………...8

Заключительный этап……………………………………………………………10

Анализ…………………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………13

Введение.

«Среда должна обеспечить возможность

ребенку развиваться в деятельности»

А.В.Запорожец

В современном мире развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, эргономистов (специалист, изучающий взаимодействие человека с окружающими элементами системы), дизайнеров, архитекторов. Ведь от условий, которые сегодня мы создаем для наших детей, зависит физическое, духовно – нравственное и психо – эмоциональное здоровье нашего общества, а также созидательное развитие современного поколения.

«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (пункт 3.6.3 ФГОС дошкольного образования)

«Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.13г.) определены требования к РППС, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность и безопасность. Все эти требования направлены на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, своей личности, своего здорового тела.

Моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать возрастные особенности, психологические основы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Анализ РППС групп нашего ДОУ показал несоответствие стандартам на 60%. Поэтому возникла необходимость  системной работы в данном направлении.

Цель: Построение развивающей предметно - пространственной среды в групповых помещениях ДОО, которая способствует тесному взаимодействию с детьми, поддержки детской инициативы с последующим её формированием и полным доведением до соответствия с ФГОС ДО в ДОО в целом.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в группах, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

2. Создать в группах условия для обеспечения психического, нравственного и физического здоровья воспитанников.

3. Активизировать взаимодействие детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

4. приобщить дошкольников к активной деятельности в создании РППС группы

5. Повысить профессиональную компетентность  воспитателей в умении максимально реализовывать образовательный потенциал  пространства ДОО.

6. Обеспечить содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность РППС.

7. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательной, продуктивной).

Метод проекта:

Наблюдение. Анализ. Инструктивно-методические мероприятия. Проективные мероприятия. Презентации.

Участники проекта: участники педагогического процесса (сотрудники ДОО, родители), дети разных возрастных групп.

Тип  проекта: Фронтальный.  С привлечением родителей.

По срокам проведения: Долгосрочный на два года (2017,2018г.г.)

Вид проекта: Практико-ориентированный

Подготовительный этап:  

Осуществляя подготовительный этап реализации проекта целесообразно было провести мониторинг. Затем необходимо было сравнить результаты мониторинга с требованиями  ФГОС ДО к РППС, выявить недостатки, проблемные точки несоответствия требованиям ФГОС ДО к образовательной среде. Выявление причин недостатков даст возможность принять управленческое решение в части поиска средств и ресурсов.

Для проведения Мониторинга РППС групп нами используются диагностические карты, в которых выделены шесть основных параметров, заявленных в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность предметно-пространственной среды, а также учитывались пять образовательных областей, согласно ФГОС ДО.  Процедура анализа и оценки РППС проводится нами ежегодно 2 раза в год. Результаты мониторинга в ДОО заслушиваются на педагогическом совете и общем собрании родителей с последующим принятие решения.

Параллельно проходило изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

  1. Педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
  2. В группах организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
  3. Родители, дети, воспитатели активно участвуют в создании комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

Основная часть.

1. Теоретическая часть.

При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед      детьми      множество      возможностей,      обеспечивать      все      составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

-  трансформируемости:         данный        принцип        тесно         связан        с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного     обилия     и     без     недостатка)     целостную,     многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию         основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать  у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.

2. Практическая часть.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его нравственного, психологического и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы ДОО.

Наше МБДОУ «Детский сад №338» Ново-Савиновского района г.Казани в своей  работе использует  основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Согласно Программе среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Для организации РППС в группах нами учитывались требования Стандарта

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию ФГОС ДО;
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  • Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

Для создания РППС в группах мы использовали модель центрирования. В каждой группе создано 5 центров в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО: социально – коммуникативного развития, речевого развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития и физического развития.

Каждый центр включает в себя несколько уголков. В центр социально-коммуникативного развития детей включены: зона сюжетно-ролевых игр, уголки: безопасности, труда, патриотического воспитания. Центр речевого развития включает в себя библиотеку, уголок «Речевичок», уголок «Грамотейка» (по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте). В состав познавательного центра входят уголок по ознакомлению детей с окружающим миром, уголок экспериментирования, уголок истории и культуры  родного края, уголок сенсорики и занимательной математики. Центр  художественно-эстетического развития включает творческую мастерскую, уголок ремесел, музыкальный и театральный уголки. И, наконец, центр физического развития ребенка, в который входят: уголок физкультуры, уголок по ознакомлению детей с различными видами спорта, уголок «Моё здоровье». Каждый центр насыщается материалом с учетом этно-культурной  ситуации развития детей. Насыщение каждого уголка строится с учетом разнообразной деятельности детей: игровой, двигательной, поисково-исследовательской, продуктивной и коммуникативной.

Насыщая каждый уголок атрибутами для организации сюжетных игр, дидактическими играми и пособиями, игрушками для манипулирования, материалами для познавательной и поисковой деятельности, материалами для продуктивной деятельности, мы обеспечиваем реализацию принципа вариативности.

Для реализации принципов  полифункциональности и трансформируемости применяются платформы на колесах, кубы из легких материалов, ширмы.

Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Насыщенность уголков определяет проектная деятельность. Поэтому перенасыщенность практически исключается. В уголках присутствует материал предыдущего проекта, текущего проекта и ранее пройденного проекта (по необходимости, которую определяет воспитатель.

Безопасность РППС приведена в соответствии с СанПиН.

Заключительный этап.

На заключительном этапе будет проведен смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в группах . Обобщение опыта работы педагогов будет представлена в презентация «Построение РППС в группах ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Результаты  работы будут представлены  на сайтах, в средствах массовой информации.

Анализ:

В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Центрирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных центрах. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности детей. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Следующим этапом работы станет создание и решение проекта по созданию РППС ДО в пространстве всего ДОУ.

Список литературы.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.

2. Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. ФГОС ДО

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26

5. Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И.
Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / Под редакцией Коротковой Н.А. – М.,2010

6. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. — Центр педагогического образования, 2008-96с.

7. Аверин С.А.,Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование РППС современной ДОО. – М., 2014

8. Смирнова Е.О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. Методическое пособие. М., 2016

9. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 5.

10. Доронова Т. Н. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 1

11. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М. : ТЦ Сфера, 2011. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

12. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011

13. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.

14. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО»- М.,2014  

Приложение 1.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Январь,2017

Создание рабочей группы

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги

Январь,2017

Изучение особенностей планировки групповых помещений

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Январь,2017

Наблюдение и анализ условий  пребывания детей разных возрастных категорий в групповых помещениях. Выявление зависимости деятельности детей от планировки группы.

Старший воспитатель, педагоги

Февраль,2017

Анализ соответствия условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги

Февраль,2017

Заседание рабочей группы: определение цели и задач проекта.

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги

Февраль,2017

Теоретический этап

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Изучение методической литературы и интернет - ресурсов по реализации новых подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО

Старший воспитатель, педагоги

Март,2017

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Старший воспитатель, рабочая группа

Март,2017

Проведение семинара «Моделирование РППС современной дошкольной организации»

Старший воспитатель

Март,2017

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Ст. воспитатель, педагоги

Март,2017

Отбор лучших разработок для внедрения в практику

Старший воспитатель, рабочая группа

Апрель,2017

Практический этап.

Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки реализации

Центрирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей среды педагоги

Старший воспитатель, рабочая группа,

педагоги групп

Апрель-май,2017

Практическая работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения

задач проектной деятельности, обеспечивающих полноценное развитие детей.

Старший воспитатель,

воспитатели

Июнь-август

2017

Оформление визитной карточки в каждой группе

Воспитатели групп

Сентябрь,2017

Приведение развивающей среды в групповых комнатах в соответствие с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО

Старшая медсестра,

старший воспитатель воспитатели

Сентябрь 2017

Насыщение среды полифункциональными атрибутами, ширмами

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги

Октябрь2017-Февраль2018

Проведение смотров-конкурсов отдельных центров

Заведующий ДОО, старший воспитатель

в течение 2017 года

Оформление коридоров групп, спальной и умывальной комнат развивающими настенными играми.

Воспитатели групп

Декабрь2017-февраль 2018

Эстетическое оформление групповых помещений

Воспитатели групп

Март-апрель

2018

Заключительный этап

Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки реализации

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в группе

Заведующий ДОО, старший воспитатель, старшая медсестра

май

2018

Обобщение опыта работы педагогов в презентации «Построение ППРС в группах в соответствии с ФГОС ДО»

Старший воспитатель

сентябрь,

октябрь

2018

Представление полученных результатов на сайтах, в средствах массовой информации.

Старший воспитатель,

педагоги

ноябрь-декабрь,

2018

Приложение 2.

САМОАНАЛИЗ  ПЕДАГОГА

«Оценка качества организации РППС  в группе»

Группа:

Воспитатели:

Требования

к РППС

Показатели

Оценка

Наличие пространств

(центров), обеспечивающих

игровую,

познавательную,

исследовательскую и

творческую активность

всех воспитанников,

экспериментирование с  доступными детям

материалами (в том

числе с песком и водой)

Наличие в группе не менее 7 пространств (игрового, познавательного развития, освоения родного языка, художественного творчества, конструирования, уединения, физического развития) в соответствии с ООП ДОУ. (3 БАЛЛА)

Наличие в группе 5-6  пространств, частично обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Неполное соответствие ППС образовательной программе.                               (2 БАЛЛА)

Отсутствие или минимальное центрирование (3-4 центра), слабо обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Неполное соответствие ППС Образовательной программе.                  

(1 БАЛЛ)

Наличие пространств

(центров), обеспечивающих

двигательную

активность, в том числе

развитие крупной и

мелкой моторики,

участие в подвижных

играх и соревнованиях

 

Наличие пространства двигательной активности, развития крупной моторики с соответствующим спортивным и игровым оборудованием, спортивными сооружениями.               (3 БАЛЛА)

Наличие пространства двигательной активности, развития крупной моторики минимальным набором спортивного и игрового оборудования. (2 БАЛЛА)

Отсутствие пространства двигательной активности, развития крупной моторики с соответствующим спортивным и игровым оборудованием, спортивными сооружениями.                  (1 БАЛЛ)

Наличие пространства для развития мелкой моторики.                                             (3 БАЛЛА)

Минимальный набор материалов на развитие мелкой моторики.                                 (2 БАЛЛА)

Отсутствие материалов на развитие мелкой моторики.                                               (1 БАЛЛ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"

Презентация  к педагогическому совету "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в средней группе ДОУ

В статье рассказывается об организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС....

Презентация проекта «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ»

Презентация опыта работы в рамках методического объединения по теме: «Реализация контрольно-диагностической функции методической службы в условиях внедрения ФГТ» для старших воспитателей ДОУ Кировско...

Педагогический совет "Моделирование развивающей предметно - пространственной среды ДОО"

Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения.Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определить пути совер...