Инновационный опыт по ранней профориентации детей дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа)
Педагогический проект "Все профессии нужны, все профессии важны" предназначена для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный опыт по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Знакомство ребенка с профессиями с самого раннего возраста чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о профессиях, родители не уделяют должного внимания проблеме ранней профориентации детей.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Все профессии нужны, все профессии важны»(знакомимся с профессиями)
Новизна проекта: Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с применением практического пособия «Знакомимся с профессиями» (автор- составитель Антонова М. В.-кандидат экономических наук, доцент, профессор).
Гипотеза: Целенаправленная и систематическая работа с детьми по ознакомлению их с трудом взрослых даст им систему представлений о профессиях. И наши воспитанники научаться уважать труд человека любой профессии, гордиться профессиями своих родителей, а вопрос «Кем быть? » не застанет их врасплох.
Цель проекта: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Исходя из этого, я поставила ряд задач:
Обучающие:
- обогащать представления детей о профессиях;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Развивающие:
- Развивать воображение и коммуникативные способности;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Принципы:
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в
течение отведенного времени на реализацию проекта.
Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Принцип интеграции. Содержание программного материала может
естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический
процесс.
Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным
познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения
абстрактными понятиями.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и семьи.
Работа по проекту осуществлялась в три этапа.
1 этап – подготовительный
1.Проведение анкетирования детей с целью выяснения знаний о профессиях.
2.Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.
3.Подбор дидактических игр.
4.Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5.Подбор информационного материала для родительского уголка.
6.Разработка конспектов НОД, развлечений.
2 этап – практический (основной):
Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности: НОД, образовательная деятельность в режиме дня, образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.
По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями уже полюбившийся Куйгорож. Он всегда находится в нашей группе, детям нравится с ним играть, рассматривать его костюм с элементами мордовской вышивки, но основное его предназначение «Путешествие в мир профессий».
Весьма интересна детям работа с практическим пособием «Знакомимся с профессиями», где проводником в мир профессий также является Куйгорож, дети творчески подходят к решению многих заданий в рабочей тетради (например, выбрать то, что нужно Куйгорожу, чтобы построить дом ). Важно в такие моменты попросить ребёнка объяснить причины своего выбора .
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий.
Большое внимание я уделяю игровым технологиям.
На практике дети с удовольствием участвуют в сюжетно-ролевых играх на тему «Профессии». В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: « Мы поварята», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Ателье» и др. . В ходе этих игр дети закрепили полученные знания.
Эффективной формой работы с детьми является использование информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ «Изучаем профессии», с познавательными заданиями и проблемными ситуациями "Что для кого?", "Угадай профессию", видеофильмы "О профессиях".
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых стали наблюдения и экскурсии . На начальном этапе прошло ознакомление дошкольников с профессиями детского сада: повара, музыкального руководителя, воспитателя медицинской сестры ,и других,на которых воспитанники узнали об особенностях их профессий,
А также совершили экскурсии на рабочие места людей разных профессий: в пожарную часть, аптеку, парикмахерскую, магазин. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.
После возвращения в группу с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось.
Ознакомление детей с трудом взрослых и формирование представлений о профессии использую мнемотехнику , дети рассказывают о конкретной професии по схеме: название профессии, место работы, специальная форма, инструменты для работы ).
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводила в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:
- оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи";
- оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями";
- беседы с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности"
-родительское собрание «Время подводить итоги»
Результативность проекта:
Итогом работы по проблеме ранней профориентации детей являются следующие результаты :
- у детей значительно вырос интерес к труду взрослых, повысился уровень знаний и представлений о разных профессиях;
- в группе создана развивающая предметно-пространственная среда: подобран дидактический материал по ознакомлению детей с профессиями, дидактические игры, картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда; а также атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- разработаны перспективное планирование, занятия;
- интерактивно-дидактические игры «Знакомимся профессиями», «Кому что нужно для работы?», «Кто чем занимается?».,
- - подобрана картотека видеофильмов , мультфильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- оформлены фотоальбом «Профессии моих родителей»
- ЛЭПБУК « Изучаем профессии» для детей 4-6 лет
- Итоговое мероприятие- НОД «Игра - путешествие «В мире профессий» ;
Исходя из этого, можно сделать вывод: Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
Перспектива работы: Изучить взаимосвязь и взаимопомощь людей разных профессий в рамках работы одного или нескольких предприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»
Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....
Инновационные формы работы с социальными партнерами по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников ...
Инновационный проект "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Создание определенной наглядной основы,окружающую обстановку на которой в дальнейшем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания...
Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.
Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30" "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...
Игровая образовательная ситуация как инновационный продукт модели по реализации программы по ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый этап знакомства дошкольника с профессиями, существующими в социуме, открывающее движение к выбору будущей профессии, заключающи...