Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
методическая разработка (старшая группа)
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_bumagi.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Югорка»
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Подготовили:
Л.В. Бикчантаева
И.Н. Чередова.
г. Мегион, 2017
Пояснительная записка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольника. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.
В группе «Б» компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи от 5 до 6 лет ведется кружок «Волшебный мир бумаги». Работа в кружке - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для МАДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце тематического плана.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
Обучающие:
· формировать умения следовать устным инструкциям;
· обучать различным приемам работы с бумагой;
· знакомить детей с основными понятиями;
· обогащать словарь ребенка специальными терминами;
· создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
· развивать мелкую моторику рук и глазомер;
· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
· развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
· развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
· формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
· учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
· беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;
· показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
· научаться различным приемам работы с бумагой;
· научаться следовать устным инструкциям;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
· познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка «Волшебный мир бумаги»:
· составление альбома лучших работ;
· проведение выставок детских работ.
Сроки организации образовательной программы - рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительность 25 мин. Общее количество учебных занятий в год – 31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Содержание программы:
Блок 1 – «Игры с бумагой»
Блок 2 – «Волшебные полоски»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Торцевание»
Блок 5 – «Мятая Бумага»
Блок 6 – «Объемная аппликация»
Блок 7 – «Игрушки в интерьере»
Блок 8 – «Плоскостной картонаж»
Блок 9 – «Оригами»
Тематический план работы кружка «Волшебная бумага» для детей от 5 до 6 лет
Месяц | Тема | Содержание занятия | Компонент ДОУ | Материал | Сопутствующие формы работы | |
Сентябрь | Блок 1 «Игры с бумагой» | |||||
Скрутите | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. Познакомить детей с различными видами бумаги. | Бумажная пластика. Способствовать развитию навыков конструирования. | Листы бумаги, карандаши, кораблик | Ознакомление с окружающим. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». | ||
Сверните | Научить скручивать из бумаги кулечек, делать нос. Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание. | Бумажная пластика. Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | ||
Сложите | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | Разучивание песни «Я играю на гармошке…» | ||
Скатайте | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки». | ||
Октябрь | Блок 2 «Волшебные полоски» | Цветы из полосок. Гирлянда из цветов. | Научить детей склеивать цветок из полосок цветной бумаги, составлять гирлянду. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски бумаги разного цвета. | Развитие навыков декоративного конструирования. |
Осенний лес | Научить детей склеивать из полосок бумаги крону дерева. Изготовить коллективную работу на листе бумаги «Осенний лес». | Бумажная пластика. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира. | Трубочки, склеенные из бумаги для стволов белого и коричневого цвета. Полоски бумаги для кроны желтого, оранжевого и бордового цвета. | Ознакомление с окружающим. Экскурсия на природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе. | ||
Тыква, яблоко | Научить детей склеивать полоски крест-накрест; склеивать шар. Изготовить тыкву. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Желтая или оранжевая бумага, красная бумага, зеленая гофрированная, клей, ножницы | Развитие навыков декоративного конструирования. Дидактическая игра «Угадай по описанию». | ||
Кот и мыши | Научить способам создания и преобразования предметов. Изготовить композицию «Кот и мыши» | Бумажная пластика. Воспитание бережного отношения к предметам как результатам своего труда. Воспитание любви к животным. | Цветная бумага, салфетки, вата, клей, ножницы. | Развитие навыков декоративного конструирования. Разучивание потешки «Мыши водят хоровод». | ||
Ноябрь | Блок 3 «Рваная бумага» | Удивительный кот | Создать из оторванных цветных кусочков кота. | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – кот. | Разучивание потешки «Кисонька – мурысонька». |
Ягодка | Создать из оторванных цветных кусочков аппликацию ягод. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки, картинки с изображением ягод. | Ознакомление с окружающим. Рассматривание картин с изображением лесных и садовых ягод. | ||
Золотая рыбка | Создать рыбку из оторванных цветных кусочков. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки, иллюстрации по сказке «Золотая рыбка». | Игра «Рыбаки и рыбки». | ||
Букет для мамы | Показать детям, как создать букет цветов из оторванных цветных кусочков. | Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. | Развитие художественно – эстетического вкуса. | ||
Синичка | Создать из оторванных цветных кусочков птицу. | Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. | Ознакомление с окружающим. Наблюдение за птицами на прогулке. | ||
Декабрь | Блок 4 «Торцевание» | Ежик | Создать объемную аппликацию ежика, используя способ изготовления торцевание. | Закрепить навык метода торцевание, развивать воображение, мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски «Еж». | Дыхательная гимнастика «Ёжик». Экологическое воспитание. «Угощение для ёжика». |
Снеговик | Создать объемную аппликацию снеговика, используя способ изготовления торцевание. | Способствовать развитию у детей воображения, умения, развивать мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски «Снеговик». | Развитие художественно – эстетического вкуса. | ||
Снегурочка, Дед Мороз | Создать объемную аппликацию Деда Мороза и Снегурочки, используя способ изготовления торцевание. | Способствовать развитию у детей воображения, умения, развивать мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски «Снегурочка, дед Мороз». | Чтение русской народной сказки «Снегурочка» | ||
«В лесу родилась елочка» | Создать объемную аппликацию зимнего пейзажа, используя способ изготовления торцевание. | Способствовать развитию у детей воображения, умения, развивать мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. | Разучивание песенки о елочке. | ||
Январь | Блок 5 «Мятая Бумага» | Черепашки | Изготовление большой черепахи. | Показать новый способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. | Листы и кусочки цветной бумаги, клей, кисточка. | Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик». |
Рыбки | Создать рыбку из мятой бумаги. | Закрепить навыки работы с мятой бумагой, развивать эмоциональную отзывчивость. | Цветная бумага, клей, кисточка, игрушки – рыбки и удочка, коробка – имитация аквариума. | Игра «Рыбаки и рыбки». | ||
Бабочка | Изготовление бабочки из мятой бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. | Рассматривание картинок с изображением бабочек, рисование их в свободное от занятий время. | ||
Букет | Показать детям, как создать букет цветов из цветной мятой бумаги. | Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. | Цветная бумага, клей, кисточки, ваза, цветы. | Развитие художественно – эстетического вкуса. | ||
Февраль | Блок 6 «Объемная аппликация» | Астры | Изготовление цветка астры. Закрепить способ многослойности. | Учить детей складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие. | 4-6 кругов цветной бумаги розового или фиолетового цвета радиусом 3,5 см для цветка, квадрат желтого цвета со стороной 1,5 см для тычинок, полоска зеленого цвета 12*0,5 см – стебель, прямоугольник 8,5*5,5 см – ваза. | Художественное воспитание. Напомнить детям понятие «натюрморт». Дидактическая игра «Создай из предметов красивый натюрморт». |
Матрешка | Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению украшений к празднику. Знакомить с традициями русского народа. | ¼ круга розового цвета радиусом 5,5 см – платочек, малиновый прямоугольник 9,5*16 см – платье, конфетти –горошки, желтый полукруг радиусом 1,7 см – прическа, белый круг R=1,7 см, конфетти для глаз, щёк и рта. | Театрализованная деятельность. | ||
Звезда | Научить детей делать из бумаги звездочку. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Круги цветной бумаги желтого, оранжевого и красного цвета радиусом 5 см, 4 см, 3 см. | Чтение рассказа С. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». | ||
Алые паруса | Научить детей с помощью аппликации создавать корабль с объемными парусами. | Познакомить детей с различными видами морских кораблей. Способствовать развитию навыков конструирования. | Коричневый прямоугольник 21*5 см – корпус корабля, 3 полоски коричневого цвета 0,5*14 см, 0,5*10 см, 0,5*5 см; красные квадраты со сторонами 5,5 см, 4,5 см, 3,5 см – паруса. | Рассматривание картинок и беседа на тему «Морской транспорт». | ||
Март | Блок 7 «Игрушки в интерьере» | Райские птички | Сделать игрушку птички. Закрепить прием изготовления игрушки на палочке. | Закрепить навыки работы с выкройками. Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Выкройка птички, цветная бумага желтого или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, рыболовная леска диаметром 1мм, скотч, пластилин. | Развлечение «Десять птичек – уже стайка». |
Лягушонок «Квак» | Показать новый вид объемной аппликации и способ ее изготовления. | Учить создавать динамические игрушки из бумаги, развивать, мелкую мускулатуру рук. | Выкройки туловища, лапок, плотная цветная бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Зайка «Прыг» | Закрепить понятие динамической игрушки и навыки ее создания. | Закрепление умения делать динамическую игрушку. | Выкройки туловища, лапок, плотная цветная бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк. | Заучивание стихотворения Г. Бойко «Зайчик». | ||
Золотая рыбка | Познакомить с понятием «интерьер». Показать прием изготовления игрушки на палочке. | Познакомить с новым способом объемной аппликации. Учить детей пользовать выкройками при создании аппликации по образцу. | Выкройка рыбки, цветная бумага желтого или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, скотч. | Беседа о речных рыбах, слушание Стихотворения Н.Н.Матвеевой «Рыба, рыба…» | ||
Апрель | Блок 8 «Плоскостной картонаж» | Домик для птички | Научить технологии изготовления домика, развить сюжетный замысел. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Плотный картон, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, бархатная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Гоночная машина | Сделать машинку. Закрепить прием изготовления игрушки из картонных рулончиков. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Картонные рулончики, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Рамка для фотографии | Сделать рамку из картона, развить сюжетный замысел. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Картон, пуговицы, стразы, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Военная техника из спичечных коробков | Научить технологии изготовления машин из спичечных коробков, развить сюжетный замысел. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Коробки, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Май | Блок 9 «Оригами» | Тюльпан | Сделать цветок. Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Квадратный лист бумаги для цветка, и бумага для стебелька с листиком. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Яхта | Сделать яхту. Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Лягушка | Сделать лягушка. Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Ветряная мельница | Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Июнь | «Оригами» | Мышь | Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Конфетница | Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Пятиконечная звезда | Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Зайчик | Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Июль | «Оригами» | «Собачья семейка» | Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.) | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
«Муха» | Складывание поделки «Муха». | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
«Корона» | Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
«Жар птица» | Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Август | «Оригами» | «Медузка» | Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Композиция «Морское дно» | Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Панно «Цветочный луг» | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Коллективная работа «Улица нашего города» | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага, фломастеры. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Список литературы
1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
2. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России. - СПб: «Паритет», 2005.
3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб: «Детство – пресс»; 2005.
4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб: «Детство – пресс»; 2008.
5. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка. - Москва: «Карапуз»; 1999.
6. Грушина Л.В. Что имеем, то храним. Мастерилка. - Москва: «Карапуз»; 1999.
7. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт. // Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.
8. Корнева Г.М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл» -2002.
9. Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки) / Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.
10. Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки). // К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников. СТАРШАЯ ГРУППА .2022-2023г.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников«Волшебный мир бумаги»...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)
Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...