Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников. СТАРШАЯ ГРУППА .2022-2023г.
материал (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников
«Волшебный мир бумаги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «АНЦИРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим МБДОУ
« Анцирский детский сад»
_____________О.В.Долингер
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников
«Волшебный мир бумаги»
Подготовил воспитатель:
Бородина Е.С.
2022-2023г.
Пояснительная записка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольника. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.
Работа в кружке - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для МБДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце тематического плана.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными понятиями;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение. Воспитательные:
- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
- научаться различным приемам работы с бумагой;
- научаться следовать устным инструкциям;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка «Волшебный мир бумаги»:
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок детских работ.
Сроки организации образовательной программы - рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительность 25 мин. Общее количество учебных занятий в год – 31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
- «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
- «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
- «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
- «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Содержание программы: Блок 1 – «Игры с бумагой»
Блок 2 – «Волшебные полоски»
Блок 3 – «Рваная бумага» Блок 4 – «Торцевание» Блок 5 – «Мятая Бумага»
Блок 6 – «Объемная аппликация» Блок 7 – «Игрушки в интерьере» Блок 8 – «Плоскостной картонаж» Блок 9 – «Оригами»
Тематический план работы кружка «Волшебная бумага» для детей от 5 до 6 лет
Месяц | Тема | Содержание занятия | Компонент ДОУ | Материал | Сопутствующие формы работы | |||
Сентябрь | Блок 1 «Игры с бумагой» | |||||||
Скрутите | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. Познакомить детей с различными видами бумаги. | Бумажная пластика. Способствовать развитию навыков конструирования. | Листы карандаши, кораблик | бумаги, | Ознакомление окружающим. ролевая игра путешествие». | с Сюжетно- «Морское | ||
Сверните | Научить скручивать из бумаги кулечек, делать нос. Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание. | Бумажная пластика. Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | ||||
Сложите | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | Разучивание песни «Я играю на гармошке…» | ||||
Скатайте | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки». | ||||
Октябрь | Блок 2 «Волшебные полоски» | Цветы из полосок. Гирлянда из цветов. | Научить детей склеивать цветок из полосок цветной бумаги, составлять гирлянду. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски бумаги разного цвета. | Развитие декоративного конструирования. | навыков | |
Осенний лес | Научить детей склеивать из полосок бумаги крону дерева. Изготовить коллективную работу на листе бумаги «Осенний лес». | Бумажная пластика. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира. | Трубочки, склеенные из бумаги для стволов белого и коричневого цвета. Полоски бумаги для кроны желтого, | Ознакомление с окружающим. Экскурсия на природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе. |
оранжевого бордового цвета. | и | |||||||||
Тыква, яблоко | Научить детей склеивать полоски крест-накрест; склеивать шар. Изготовить тыкву. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | Желтая или оранжевая бумага, красная бумага, зеленая гофрированная, клей, ножницы | Развитие навыков декоративного конструирования. Дидактическая игра «Угадай по описанию». | ||||||
Кот и мыши | Научить способам создания и преобразования предметов. Изготовить композицию «Кот и мыши» | Бумажная пластика. Воспитание бережного отношения к предметам как результатам своего труда. Воспитание любви к животным. | Цветная бумага, салфетки, вата, клей, ножницы. | Развитие навыков декоративного конструирования. Разучивание потешки «Мыши водят хоровод». | ||||||
Ноябрь | Блок 3 «Рваная бумага» | Удивительный кот | Создать из оторванных цветных кусочков кота. | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – кот. | Разучивание потешки «Кисонька – мурысонька». | ||||
Ягодка | Создать из оторванных цветных кусочков аппликацию ягод. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки, картинки с изображением ягод. | Ознакомление окружающим. Рассматривание изображением садовых ягод. | картин лесных | с с и | ||||
Золотая рыбка | Создать оторванных кусочков. | рыбку из цветных | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки, иллюстрации по сказке «Золотая рыбка». | Игра «Рыбаки и рыбки». |
Букет для мамы | Показать детям, как создать букет цветов из оторванных цветных кусочков. | Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. | Развитие художественно – эстетического вкуса. | ||||||
Синичка | Создать из оторванных цветных кусочков птицу. | Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. | Ознакомление с окружающим. Наблюдение за птицами на прогулке. | ||||||
Декабрь | Блок 4 «Торцевание» | Ежик | Создать объемную аппликацию ежика, используя способ изготовления торцевание. | Закрепить навык метода торцевание, развивать воображение, мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски «Еж». | Дыхательная гимнастика «Ёжик». Экологическое воспитание. «Угощение для ёжика». | ||||
Снеговик | Создать объемную аппликацию снеговика, используя способ изготовления торцевание. | Способствовать развитию у детей воображения, умения, развивать мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски «Снеговик». | Развитие художественно – эстетического вкуса. | ||||||
Снегурочка, Дед Мороз | Создать объемную аппликацию Деда Мороза и Снегурочки, используя способ изготовления торцевание. | Способствовать развитию у детей воображения, умения, развивать мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски «Снегурочка, дед Мороз». | Чтение русской народной сказки «Снегурочка» | ||||||
«В лесу родилась елочка» | Создать объемную аппликацию зимнего пейзажа, используя способ изготовления торцевание. | Способствовать развитию у детей воображения, умения, развивать мелкую моторику рук. | Цветная бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. | Разучивание елочке. | песенки | о | ||||
Январь | Блок 5 «Мятая | Черепашки | Изготовление большой черепахи. | Показать новый способ аппликации: | Листы цветной | и | кусочки бумаги, | Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик». |
Бумага» | мятая бумага. Развивать воображение. | клей, кисточка. | ||||
Рыбки | Создать рыбку из мятой бумаги. | Закрепить навыки работы с мятой бумагой, развивать эмоциональную отзывчивость. | Цветная бумага, клей, кисточка, игрушки – рыбки и удочка, коробка – имитация аквариума. | Игра «Рыбаки и рыбки». | ||
Бабочка | Изготовление бабочки из мятой бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. | Рассматривание картинок с изображением бабочек, рисование их в свободное от занятий время. | ||
Букет | Показать детям, как создать букет цветов из цветной мятой бумаги. | Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. | Цветная бумага, клей, кисточки, ваза, цветы. | Развитие художественно – эстетического вкуса. | ||
Февраль | Блок 6 «Объемная аппликация» | Астры | Изготовление цветка астры. Закрепить способ многослойности. | Учить детей складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие. | 4-6 кругов цветной бумаги розового или фиолетового цвета радиусом 3,5 см для цветка, квадрат желтого цвета со стороной 1,5 см для тычинок, полоска зеленого цвета 12*0,5 см – стебель, прямоугольник 8,5*5,5 см – ваза. | Художественное воспитание. Напомнить детям понятие «натюрморт». Дидактическая игра «Создай из предметов красивый натюрморт». |
Матрешка | Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению | ¼ круга розового цвета радиусом 5,5 см – платочек, малиновый прямоугольник | Театрализованная деятельность. |
украшений к празднику. Знакомить с традициями русского народа. | 9,5*16 см – платье, конфетти –горошки, желтый полукруг радиусом 1,7 см – прическа, белый круг R=1,7 см, конфетти для глаз, щёк и рта. | |||||
Звезда | Научить детей делать из бумаги звездочку. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Круги цветной бумаги желтого, оранжевого и красного цвета радиусом 5 см, 4 см, 3 см. | Чтение рассказа С. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». | ||
Алые паруса | Научить детей с помощью аппликации создавать корабль с объемными парусами. | Познакомить детей с различными видами морских кораблей. Способствовать развитию навыков конструирования. | Коричневый прямоугольник 21*5 см – корпус корабля, 3 полоски коричневого цвета 0,5*14 см, 0,5*10 см, 0,5*5 см; красные квадраты со сторонами 5,5 см, 4,5 см, 3,5 см – паруса. | Рассматривание картинок и беседа на тему «Морской транспорт». | ||
Март | Блок 7 «Игрушки в интерьере» | Райские птички | Сделать игрушку птички. Закрепить прием изготовления игрушки на палочке. | Закрепить навыки работы с выкройками. Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Выкройка птички, цветная бумага желтого или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, рыболовная леска диаметром 1мм, скотч, пластилин. | Развлечение «Десять птичек – уже стайка». |
Лягушонок «Квак» | Показать новый вид объемной аппликации и способ ее изготовления. | Учить создавать динамические игрушки из бумаги, развивать, мелкую мускулатуру рук. | Выкройки туловища, лапок, плотная цветная бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Зайка «Прыг» | Закрепить понятие динамической игрушки и навыки ее создания. | Закрепление умения делать динамическую игрушку. | Выкройки туловища, лапок, плотная цветная бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк. | Заучивание стихотворения Г. Бойко «Зайчик». | ||
Золотая рыбка | Познакомить с понятием «интерьер». Показать прием изготовления игрушки на палочке. | Познакомить с новым способом объемной аппликации. Учить детей пользовать выкройками при создании аппликации по образцу. | Выкройка рыбки, цветная бумага желтого или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, скотч. | Беседа о речных рыбах, слушание Стихотворения Н.Н.Матвеевой «Рыба, рыба…» | ||
Апрель | Блок 8 «Плоскостной картонаж» | Домик для птички | Научить технологии изготовления домика, развить сюжетный замысел. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Плотный картон, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, бархатная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Гоночная машина | Сделать машинку. Закрепить прием изготовления игрушки из картонных рулончиков. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Картонные рулончики, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Рамка для | Сделать рамку из | Развивать | Картон, пуговицы, | Развитие навыков |
фотографии | картона, развить сюжетный замысел. | воображение, эстетическое восприятие. | стразы, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка. | конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Военная техника из спичечных коробков | Научить технологии изготовления машин из спичечных коробков, развить сюжетный замысел. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Коробки, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Май | Блок 9 «Оригами» | Тюльпан | Сделать цветок. Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Квадратный лист бумаги для цветка, и бумага для стебелька с листиком. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Яхта | Сделать яхту. Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Лягушка | Сделать лягушка. Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. | ||
Ветряная мельница | Закрепить прием изготовления в технике оригами. | Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Цветная бумага. | Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Список литературы
- Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России. - СПб: «Паритет», 2005.
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб: «Детство – пресс»; 2005.
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб: «Детство – пресс»; 2008.
- Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка. - Москва: «Карапуз»; 1999.
- Грушина Л.В. Что имеем, то храним. Мастерилка. - Москва: «Карапуз»; 1999.
- Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт. // Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.
- Корнева Г.М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл» -2002.
- Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки) / Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.
- Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки). // К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...
Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...