Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста «Говоруши»
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Позднякова Вероника Владимировна

Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста «Говоруши»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_govorushi.docx138.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49 «Настенька» города Смоленска

ПРИНЯТО                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                         Заведующий _____А.А. Дегтяренко

протокол от 01.09.2021 №1

Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста  

«Говоруши»

Разработчик: Позднякова В.В. – учитель-логопед

                                               Реализатор: Позднякова В.В. – учитель - логопед  

                                                        

Оглавление

1. Пояснительная записка

2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей

3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития

Воспитанников

4.Количество занятий

5.Список детей

6.Календарно-тематическое планирование

7.Информационно- методическое обеспечение программы

8.Мониторинг

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребѐнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даѐт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения

возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребѐнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

  1. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

  1. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

  1. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику.

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи

2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей

Контингент

Характеристики возрастных особенностей

Возрастна

Количество

Из них

воспитанников

речевого развития детей

я группа

детей

мальчиков

девочек

Средняя группа

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

4 года

12

7

5

-

предложно-падежные формы имен

существительных единственного и множественного

числа;

- изменение имен прилагательных по падежам,

числам и родам;

- правильное употребление глагольных форм,

наречий;

-  употребляются предлоги в самых разнообразных

значениях;

- появляются предложения с однородными

обстоятельствами.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:

- увеличивается количество местоимений, наречий,

предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи

сложносочиненные и сложноподчиненные

предложения;

- осваивают классификацию предметов(

слова-

обобщения);

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:

- у большинства детей звуки уже введены в речь, и

наблюдается только некоторое смешение звуков Л и

Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове

находятся оба парных звука (лаборатория,

шерстяной).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

  • узнавание звука в слове;
  • подбор слов с заданным звуком;

  • различают слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА:

- улавливают в речи взрослых различные интонаци-

онные средства выразительности и подражают им,

пересказывая сказку;

  • произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа;

  • умеют говорить шепотом.

3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников

Группа

Цели и задачи программы

К концу года ребенок знает, умеет

1.

Средняя группа

Цель: развитие и совершенствование моторики

1.Четко, правильно артикулируя, произносить следующие

органов артикуляции и создание оптимальных

звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.

условий для успешной коррекции

2. Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из

звукопроизношения у дошкольников с нарушением

вышеуказанных звуков.

речи.

3. Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со

Задачи:

звуками: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.

  1. Формировать произвольные, координированные        4. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо,

движения органов артикуляции.

умеренно, громко, шепотом.

  1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата          5.   Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие

3.

Подготовить речевой аппарат для правильного

четверостишья.

формирования артикуляционных укладов для

6. Находить на картинках такие предметы, в названии

основных фонетических групп звуков (шипящих,

которых есть любой из вышеуказанных звуков, и произнести

свистящих, сонорных звуков) .

слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.

4.

Развивать движения кистей и пальцев рук.

7. Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые

5.

Способствовать развитию правильного

логоппедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по

физиологического и речевого дыхания;

звучанию и по смыслу.

На занятии используются различные методы и приѐмы:

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребѐнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

  1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
  2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
  3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
  4. Музыка – используются музыкальные произведения Железновых для логоритмических упражнений, песни  для упражнений, игр.

  1. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

  1. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

  1. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование, как небольшой элемент занятия)

Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

  1. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (биоэнергопластику, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ѐжиками и т. д, песочная терапия и др.)

  1. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
  2. Физминутка
  3. Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой) .

4.Количество занятий

Срок реализации программы 7 месяцев.

Название

Количество занятий

Продолжительно

в неделю

за 7 месяцев

сть занятий

Непослушный язычок

1

30

15 минут

5.Список детей на учебный год

Фамилия, имя ребенка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Всего: 12 детей.

                                         6.Календарно-тематическое планирование

Учебный план по овладению артикуляционными упражнениями.

Названия упражнений

Кол -во занятий

Октябрь

1,2- я неделя «Птенчики»

2

3 – я неделя «Улыбочка», «Хоботок»,

1

чередование «Улыбочка-Хоботок»

4– я неделя «Блинчик», чередование

1

«Улыбочка-Хоботок»

Ноябрь

1–янеделя

«Блинчик»,чередование

1

«Улыбочка-Хоботок»

2-я неделя «Иголочка», «Блинчик»

1

3-я  неделя  «Наказать  непослушный  язычок»,

1

чередование «Иголочка - Блинчик»

4-я неделя «Чашечка» «Наказать непослушный

1

язычок»

5 – я неделя Футбол» ,«Змейка»

1

Декабрь

1–я неделя  «Качели», «Чашечка»

1

2–я неделя  «Качели», «Часики»

1

3-я неделя «Качели», «Чашечка»

1

4-я неделя «Качели», «Часики»

1

5 – я неделя «Заборчик»,  «Болтушка»

1

Январь

2-я неделя «Змейка», «Вкусное варенье»

1

3-я неделя «Вкусное варенье», «Заборчик»

1

4 – я неделя«Лошадка» «Приклей конфетку»

1

Февраль

1-я неделя «Заборчик»,  «Болтушка»

1

2-я неделя «Индюк», «Пароход гудит»

1

3-я неделя «Пароход гудит» «Лошадка»

1

4-я неделя «Лошадка» «Приклей конфетку»

1

Март

1-я неделя «Приклей конфетку», «Грибок»

1

2-я неделя «Грибок», «Гармошка»

1

3-я неделя «Гармошка», «Маляр»

1

4-я неделя «Маляр», «Дятел»

1

Апрель

1-я неделя  «Дятел» ,«Киска сердится»

1

2-я неделя «Часики», «Почистить зубы»

1

3-я неделя », «Почистить зубы» ,«Футбол»

1

4-я неделя  «Футбол» ,«Змейка»

1

Всего: 30 занятий

1.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1 квартал (октябрь, ноябрь)

(9 занятий)

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

  1. Обучать правильной  и четкой артикуляции звуков: А, У, О, Ы, Э.

  1. Развивать связную речь, ее выразительность.

  1. Обогащать словарь.
  1. Развивать произвольную память.

  1. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата во время выполнения логоритмических упражнений.

Месяц

Тема занятия

Оборудование

занятия

недели

1-я

1.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Настольные игры.

неделя

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

Предметные и сюжетные картинки

октября

Артикуляционное упражнение «Птенчики»

к различным лексическим темам.

Игры: «Один-много», «Скажи ласково»,

.

Музыкальные инструменты:

Чистоговорки

дудочка, бубен, барабан.

Игрушки: мяч, куклы, кубики и др.

Нищева Н.В. Цикл игр для

2-я неделя октября

Развития речи дошкольников

2.

Закрепление  органов артикуляционного аппарата.

«Играйка»(выпуски 1-11).

Знакомство с понятием «звук».

Игра «Парочки», выпуски 1-6.

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

Сюжетные и предметные картинки

Артикуляционное упражнение «Птенчики»

Логопедические игры:

«Мой, моя, мои», «Сосчитай до 5 слова»,

«Свистелочка», «Шипелочка»,

Чистоговорки

«Жужжалочка».

Музыкальные произведения

Железновых.

3-я

3.

Звук «А».

неделя

Развитие

длительного

плавного

выдоха.

октября

Преодоление твердой атаки гласных.

ягодами»..

.

Пальчиковая

гимнастика:

«За

Артикуляционная

гимнастика:

«Улыбочка»,

«Хоботок», чередование «Улыбочка-Хоботок».

Игры:

«Один-много»,

«Скажи

ласково»,

«Сосчитай до 5 слова», «Чего не стало?».

Чистоговорки

4

Закрепление звука «А».

4-я неделя октября

Пальчиковая гимнастика: «За ягодами».

Артикуляционноя

гимнастика:

«Улыбочка»,

«Хоботок», чередование «Улыбочка-Хоботок»

Игра «Поймай звук «А».

«Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни»

Чистоговорки.

5-я

5

Звук «У».

неделя

Обучение   правильной   и   четкой  артикуляции.

октября

Развитие глубокого вдоха.

Пальчиковая гимнастика: «Фрукты».

.

Артикуляционная гимнастика: «Блинчик»,

чередование «Улыбочка-Хоботок»

Игры: «Один-много», «Большой - маленький».

Чистоговорки.

Закрепление звука «У».

Пальчиковая гимнастика: «Фрукты».

Артикуляционная

гимнастика:

«Блинчик»,

чередование «Улыбочка-Хоботок»

Игра «Найди первый звук в слове»

«Это мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до 5 слова» .

Чистоговорки.

1-я

6

Звуки «А» - «У».

неделя

Пение   гласных.   Развитие   глубокого   вдоха

ноября

Артикуляционная

гимнастика:

«Иголочка»,

«Блинчик»

Логоритмическое упражнение: «Урожай».

Игры:

«Один-много»,

«Скажи

ласково»,

«Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький»,

Чистоговорки.

Закрепление звуков «А» - «У».

Артикуляционная

гимнастика:

«Иголочка»,

«Блинчик»

Игры: «Большой – маленький»

Логоритмическое упражнение: «Урожай».

Чистоговорки.

2-я

7

Звук «О».

неделя

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

ноября

Артикуляционная

гимнастика:

«Наказать

непослушный  язычок»,  чередование  «Иголочка  -

Блинчик».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково»

Чистоговорки.

Закрепление звука «О».

Лгоритмика  под музыку Железновых.

Артикуляционная гимнастика:«Наказать

непослушный язычок», чередование «Иголочка -

Блинчик».

«Сосчитай до 5 слова»

Чистоговорки

3-я

8

Звуки «А»-«О»-«У».

неделя

Развитие

длительного

плавного

выдоха.

ноября

Пальчиковая гимнастика: «Птицы».

«Качели»,

Артикуляционная

гимнастика:

«Часики».

Игры:   «Один-много»,

«Четвертый

лишний»,

«Сосчитай до 5 слова»

Чистоговорки

.

Закрепление вуков «А»-«О»-«У».

(песенки по картинкам)

Пальчиковая гимнастика: «Птицы».

Артикуляционная гимнастика:«Качели»,

«Часики».

«Сосчитай до 5 слова», «Поймай звук»

Чистоговорки.

4-я

9

Звук «Ы».

неделя

Обучение правильной и четкой артикуляции.

ноября

Развитие физиологического дыхания.

Артикуляционна ягимнастика: «Часики»,

«Почистить зубы».

Координация речи с движением(картотека).

Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой

- маленький».

Чистоговорки.

Закрепление звука «Ы».

Массаж с пружинками Су Джок.

Чистоговорки.

Распознавание звука «Ы» в словах.

Игра« Поймай звук».

«Это – мой, моя, мое, мои», «Доскажи словечко»

5-я

10

Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы».

неделя

Развитие

длительного,

плавного

выдоха.

ноября

Пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки».

Артикуляционная гимнастика:«Футбол» ,«Змейка»

Игры: «Сосчитай до 5 слова»,

Выучить наизусть считалку.

Чистоговорки.

  1. квартал (декабрь, январь, февраль)

(14 занятий)

Цели и задачи:

  1. Совершенствовать интонационную сторону речи

  1. Обучать правильной  и четкой артикуляции звуков: И, М, Б, П, Д, Т.

  1. Развивать связную речь, ее выразительность.

  1. Работать над увеличением запаса слов, который содержит все части речи.

  1. Развивать произвольную память.

  1. Развивать фонематический слух.

1-я неделя

11

Звук  «Э».  Обучение  правильной  и  четкой

Настольные игры.

декабря

артикуляции.   Развитие   физиологического

Предметные и

дыхания. Артикуляционная гимнастика:

сюжетные картинки

«Качели», «Чашечка»

к различным

Координация речи с движением(картотека).

лексическим темам.

Игры: «Один-много», «Скажи ласково».

Музыкальные

Работа над темпом и ритмом речи

инструменты:

Чистоговорка.

дудочка, бубен,

барабан.

Игрушки: мяч, куклы,

кубики и др.

2-я неделя

12

Звуки

«А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э».

Развитие

декабря

речевого  дыхания.  Пропевание  гласных  с

Нищева Н.В.

повышением и понижением тона.

Цикл игр для развития

Самомассаж рук( картотека).

речи

Игры: «Один-много», «Скажи ласково»,

дошкольников

Артикуляционная гимнастика:

«Играйка»(выпуски 1-

«Качели», «Часики»

11).

«Выучи наизусть».

Игра «Парочки»,

Закрепление звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э».

выпуски 1-6.

Пропевание гласных с повышением и

Сюжетные и

понижением тона.

предметные картинки

Самомассаж рук( картотека).

по развитию речи

Артикуляционная гимнастика:

Музыкальные

«Качели», «Часики»

произведения

«Сосчитай до 5 слова»,

«Скажи: какой, какая,…,?»

Железновых.

Логопедические игры:

«Свистелочка»,

«Шипелочка»,

«Жужжалочка».

3-я неделя

13

Звук  «И».  Обучение  правильной  и  четкой

декабря

артикуляции.

Развитие речевого дыхания.

Преодоление твердой атаки гласных.

Пальчиковая гимнастика :«Снежок».

Артикуляционная гимнастика:

«Часики», «Почистить зубы».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково»

Чистоговорки

Закрепление звука «И»

Пальчиковая

гимнастика:

«Снежок».

Артикуляционная гимнастика:

«Часики», «Почистить зубы»

«Сосчитай до 5 слова»,

«Повтори и запомни».

Чистоговорки

4-я неделя

14

Звук  «М».  Обучение  правильной  и  четкой

декабря

артикуляции.  Развитие  речевого  дыхания.

Развитие силы голоса.

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье», «Заборчик»

Игры: «Один-много», «Скажи ласково»

Закрепление звук «М».

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье», «Заборчик»

«Повтори и запомни», «Скажи, какой,

какая,…», «Кто как кричит?»,

5-я неделя

15

Звуки «И» - «М». Развитие речевого дыхания.

декабря

Преодоление твердой атаки гласных

Пальчиковая гимнастика с шишкой.

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик», «Болтушка»

Игры:«Повтори  и  запомни»,  «Сосчитай  до

пяти слова.

Чистоговорка

2-я неделя

16

Звук «Б».

января

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика:«Индюк»,

«Пароход гудит».

Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

Игры: «Один-много», «Чего не стало?»

Работа над темпом и ритмом речи.

Чистоговорки.

Закрепление звука «Б».

Логоритмическое упражнение: «Цветок».

Артикуляционная гимнастика:

«Индюк», «Пароход гудит».

Игры: «Повтори и запомни», «Сосчитай до

пяти слова», « Выучи наизусть».

Чистоговорки

3-я неделя

17

Звук «П».

января

Работа над темпом и ритмом речи.

Логоритмическое  упражнение:  «Домашние

птицы».

Артикуляционная гимнастика:

«Пароход гудит» «Лошадка».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорки..

Закрепление звука «П».

Артикуляционная гимнастика:

«Пароход гудит» «Лошадка

«Сосчитай до 5 слова», «Назови папу и маму

птенцов».

Логоритмическое  упражнение:  «Домашние

птицы».

Чистоговорки.

4-я неделя

18

Звуки «Б»-«П». Работа над четкостью дикции.

января

Развитие речевого дыхания.

Игры: «Один-много», «Скажи ласково»

Артикуляционная гимнастика:

«Лошадка» «Приклей конфетку»

Развитие мелкой моторики

Чистоговорка

Закрепление звуков «Б»-«П».

Логоритмическое упражнение: «Теленок»

Артикуляционная гимнастика:

«Лошадка» «Приклей конфетку»

«Сосчитай до 5 слова», «У кого кто?»,

Выучить загадку.

Чистоговорка

  1. квартал (март, апрель)

(8 занятий)

Цели и задачи:

  1. Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстами загадок.

  1. Обучать правильной  и четкой артикуляции звуков: Г, К, В, Ф.

  1. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок, стихотворений.

  1. Обогащать словарь, развивать произвольную память.

  1. Развивать связную речь, ее выразительность.
  2. Развивать фонематический слух.

1-я неделя

Звук  «Д».  Обучение  правильной  и  четкой

февраля

19

артикуляции.   Развитие   речевого   дыхания.

Развитие тембровой окраски и высоты тона.

Игры:

«Один-много»,

«Скажи

ласково»,

«Сосчитай до 5 слова»

Артикуляционная гимнастика:

«Приклей конфетку», «Грибок»

Пальчиковая гимнастика с крупой

.

Чистоговорка

Закрепление звука «Д»

Артикуляционная гимнастика:

«Приклей конфетку», «Грибок»

«Большой - маленький», «Кто как

передвигается?», «Кто как кричит?», «Скажи, кого

не стало?», «Выучи наизусть стихотворение

«Медведь», пальчиковая гимнастика: «Сидит

белка на тележке».

Пальчиковая гимнастика с крупой

Чистоговорка

2-я неделя

Звук  «Т».  Обучение  правильной  и  четкой

февраля

20

артикуляции.   Работа   над   интонационной

окрашенностью   речи.   Развитие   речевого

дыхания. Игры: «Один-много», «Скажи ласково»,

«Сосчитай до 5 слова»

Артикуляционная гимнастика:

«Грибок», «Гармошка»

Массаж с пружинками Су Джок.

Чистоговорка

Закрепление звука «Т»

Артикуляционная гимнастика:

«Грибок», «Гармошка»

«Мой,

моя,  мое,…»,  «Какие  бывают

дома?»,

«Скажи,  какой,  какая,  какое?»,  пальчиковая

гимнастика: «Домик».

Массаж с пружинками Су Джок.

Чистоговорка

3-я неделя

Звук «Г».

февраля

21

Работа над вопросительной

и восклицательной интонацией.

Пальчиковая  гимнастика:  «Много  мебели  в

квартире».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково».

Артикуляционная гимнастика:

«Гармошка», «Маляр»

«Выучить наизусть стишок про звук «Г».

Логоритмика (картотека).

Чистоговорки

Закрепление звука «Г»

Пальчиковая  гимнастика:  «Много  мебели  в

квартире».

Артикуляционная гимнастика:

«Гармошка», «Маляр»

«Сосчитай до 5 слова»

«Повторить наизусть стишок про звук «Г».

Логоритмика (картотека).

Чистоговорки

4-я неделя

Звук «К».

февраля

22

Работа над речевым дыханием.

Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Дятел».

Игры: «Один-много», «Сосчитай до 5 слова».

Массаж пружинками Су-джок.

Работа над темпом и ритмом речи.

Чистоговорки

Закрепление звука «К»

Массаж пружинками Су-джок.

Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Дятел»

Игры: «Скажи, чего нет», «Скажи, какая?».

Чистоговорки

1-я неделя

Звук «В».

марта

23

Работа над четкостью дикции.

Пальчиковая  гимнастика  «Какая  у  нас  семья

большая».

Воспитание ясной шепотной речи.

Игры: «Скажи ласково», «Это мой, моя, мои»

Артикуляционная  гимнастика:«Дятел»  ,«Киска

сердится».

Чистоговорки

Закрепление звука «В»

Пальчиковая  гимнастика  «Какая  у  нас  семья

большая».

Воспитание ясной шепотной речи.

Артикуляционная  гимнастика:«Дятел»  ,«Киска

сердится»

Игры:«Повтори и запомни», «Четвертый лишний»

Чистоговорки

2-я неделя

Звук «Ф».

марта

Воспитание правильного речевого дыхания

24

Пальчиковая гимнастика с прищепками.

Артикуляционная гимнастика: «Часики»,

«Почистить зубы».

Работа  над  интонационной  выразительностью

речи.

Логоритмическое

упражнение

«Филин»

(наизусть) .

Игры: «Один-много», «Сосчитай до 5слова»

Закрепление звука «Ф»

Пальчиковая гимнастика с прищепками.

Артикуляционная гимнастика:

«Часики», «Почистить зубы» .

Работа  над  интонационной  выразительностью

речи.

Логоритмическое упражнение «Филин»

(наизусть)

Игра «О чем говорили?»

Чистоговорки

3-я неделя

25

Звуки «З - Зь».

марта

Работа над речевым дыханием.

Пальчиковая гимнастика «Почтальон».

Артикуляционная гимнастика: «Почистить зубы»,

«Футбол».

Игры: «Один – много», «Повтори и запомни»,

«Кто какую работу выполняет?»

Логоритмическое упражнение: «Золотое

донышко».

Чистоговорки.

Закрепление звуков «З - Зь».

Пальчиковая гимнастика «Почтальон».

Артикуляционная гимнастика:

«Почистить зубы» ,«Футбол».

Логоритмическое упражнение: «Золотое

донышко».

Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Найди

первый звук».

Чистоговорки

4-я неделя

Звуки «С»-«Сь».

марта

26

Работа над четкостью дикции.

Работа над плавностью и напевностью речи.

Игры: « Доскажи словечко», «Семейка слов».

Артикуляционная гимнастика

«Футбол» ,«Змейка»

Пальчиковая гимнастика

Чистоговорки

Звуки «С-З»

1-я неделя

Звук «Ц».

апреля

27

Пальчиковая гимнастика (картотека).

Работа над четкостью дикции.

Воспитание ясной шепотной речи.

Игры:  «Какие бывают иголки?», «Сосчитай до 5

слова».

Артикуляционная гимнастика:

«У Солнышка в гостях»

Чистоговорка

Закрепление звука «Ц».

Артикуляционная гимнастика:

«У Солнышка в гостях»

«Веселая рифма», «Почему и потому».

Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку»

Чистоговорка

2-я неделя

Звук «Ш».

апреля

28

Артикуляционная гимнастика:

«Петух и краски»

Пальчиковая гимнастика(крупа)

Игры: «Прислушайся», « «Подскажи словечко»

Чистоговорки

Закрепление звука «Ш».

Артикуляционная гимнастика:

«Петух и краски»

Пальчиковая гимнастика(крупа)

«Кто где живёт?» «Назови их ласково»,

Логоритмическое упражнение: « Ласточка»

Чистоговорка

3-я неделя

Звук «Ж».

апреля

29

Работа над четкостью дикции.

Пальчиковая гимнастика: «Есть игрушки у меня».

Артикуляционная гимнастика:

«Истории про Веселый Язычок».

Игры:« «Чего не стало?» ,«Кто кем был?»

Подвижная игра: «Паровоз».

Чистоговорки.

Закрепление звука «Ж».

Пальчиковая гимнастика: «Есть игрушки у меня».

Артикуляционная гимнастика:

«Истории про Веселый Язычок»

Игры: « «Лови да бросай – цвета называй».

Подвижная игра: «Паровоз».

Чистоговорка

4-я неделя

Звуки «Ч»-«Щ».

апреля

30

Работа над темпом и ритмом речи.

Работа над речевым дыханием.

Самомассаж пальцев рук.

Артикуляционная гимнастика:

«Истории про Веселый Язычок»

Игры: « «Что бывает круглым?», «Скажи

ласково». Чистоговорка

Закрепление звуков «Ч»-«Щ».

Самомассаж пальцев рук.

Артикуляционная гимнастика:

«Истории про Веселый Язычок»

Игры: «Сосчитай до пяти слова», «Угадай, кто

позвал?».

май

Чистоговорка

Диагностика

Информационно – методическое обеспечение программы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. “Просвещение”, 1987г.
  2. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”.
  3. О.С. Ушакова. “Занятия по развитию речи в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1993г.
  4. В.В. Глебова. “Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада”. Москва. “Просвещение”., 1989г.
  5. С.А. Миронова. “Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
  6. П.Г. Саморукова. “Методика ознакомления детей с природой в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1992г.
  7. А.К. Бондаренко. “Дидактические игры в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
  8. В.А. Дрязгунова. ““Дидактические игры в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1981г.
  9. О.М. Дьяченко. “Чего на свете не бывает”. Москва. “Просвещение”, 1992г.
  10. А.А. Катаева. “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей”. Москва. “Просвещение”, 1991г.

Основные требования к уровню подготовки детей

  • концу года дети пятого года жизни  должны уметь:

  1. Четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.

  1. Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных звуков.

  1. Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.

  1. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.

  1. Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.

  1. Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть любой из вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.

  1. Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста «Творчество во всем!»

Пояснительная запискаВ современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поиск новых вари...

Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"

Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВДОХНОВЕНИЕ»

Задача развития творческого потенциала в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. Это обусловлено, прежде всего, социально – экономической жизнью общества – потребностью в людя...

Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направлены на развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей сре...