Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Колобова Альбина Юрьевна

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

        

ДОП по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

СТРЕЖЕВОЙ

2016 г.

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей одарённых дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно - ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней дошкольного образования).

Данная Программа базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания:

  • целенаправленности;
  • индивидуальных и возрастных особенностей;
  • культуросообразности;
  • единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
  • уважительного отношения к личности;
  • положительных черт ребенка;
  • единства знания и поведения;
  • диалогичности и сотрудничества;
  • рефлексии.

Программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста призвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития МДОУ детский сад №7:

  • Во-первых, способствовать развитию одарённости воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса
  •  Во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду.
  •  В-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание и развитие одарённых детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы одарённости дошкольников вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению одарённости.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть  включены семья, воспитатели групп, узкие специалисты, дети.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.

Условия реализации программы подразумевают наличие:

развивающей предметно-пространственной среды;

– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;

– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;

– литературы по детской педагогике и психологии;

– новейших научных разработок в данной области;

– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;

– возрастного принципа формирования группы;

– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы;

– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;

– новых научных разработок по данной теме;

– разработок бесед и консультаций с родителями;

– папки – презентации данной программы;

– подробных разработок на каждое занятие;

– набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания одарённых детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого одарённого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме «Математическое развитие дошкольников». Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Цель: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Задачи:

Воспитание у детей умения:

– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;

– строить простые высказывания о сущности выполненного действия;

– находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем;

– активно включаться в коллективную игру;

– помогать сверстнику в случае необходимости;

– свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 5–7 лет.

  1. «Игры дидактические, развивающие, подвижные».

Включают в себя игры с математическим содержанием, воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.

  1. Логические блоки Дьнеша.

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.

  1. «Палочки Кюизенера».

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

  1. «Художественно-творческая деятельность».

Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).

  1. «Опыты и исследовательская деятельность».

Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.

  1. «Математические праздники и викторины».

К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение дополнительных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.

– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.

– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.

– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.

– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

Правила поведения.

– Говорить негромко (не кричать);

– ходить спокойно (не бегать);

– помнить для чего мы собрались;

– смело показывать свои способности;

– заботиться друг о друге (не обижать);

– помогать друг другу (не смеяться);

– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Предметно-пространственная среда.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Ожидаемые результаты:

Первый год обучения

– измеряют величины различными условными мерками;

– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;

– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;

– умеют словесно описывать фигуру;

– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;

– классифицируют предметы по 3-4 свойствам;

– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;

– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения:

– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;

– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;

– выделяют пространственные и временные отношения;

– владеют делением целого на части, определяют зависимости;

– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;

– определяют объем жидких и сыпучих материалов;

– владеют приемами построения и перестроения из палочек;

– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;

– измеряют длину различными мерками;

– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;

– владеют приемами кодирования и декодирования информации;

– знают графические изображения всех цифр;

– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;

– составляют и решают математические задачи со счетом;

– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Учебно-тематический план работы по блокам.

Наименование блока

Количество занятий

Первый год

Блок первый «Форма»

7

Блок второй «Цвет»

5

Блок третий «Величина»

4

Блок четвертый «Закрепление свойств»

3

Блок пятый «Отрицание одного свойства, цвет»

3

Блок шестой «На отрицание одного свойства, форма»

5

Блок седьмой «Толстый и тонкий»

4

Блок восьмой «Итоговый».

2

Итого:

34 занятия

Второй год обучения

Логические блоки Дьенеша

23

Палочки Кюизенера

11

Игры дидактические и развивающие

6

Игры на силуэтное построение и перестроение

4

Построение из счетных палочек

2

Художественная деятельность (использование элементов аппликации, лепки, конструирования).

4

Целое и часть

2

Опыты и экспериментирование

3

Условные мерки

3

Итого:

29 занятий

Учебно-тематический план работы.

Приложение

Список литературы

  1. Логика и математика для дошкольников.
  2. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. Детство-Пресс. 2006 г
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
  4. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
  5. Методические советы к программе «Детство».
  6. Детство-Пресс. 2007 г.
  7. Как работать с палочками Кюизенера.
  8. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
  9. Комплект «Ступеньки к школе».
  10. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г. «Учимся находить одинаковые фигуры»; «Азбука счета»; «Цвет»; «Учимся находить противоположности»; «Развиваем логическое мышление и память».
  11. Дошкольник 4–5 лет в детском саду.
  12. Детство-Пресс. 2007 г.
  13. Математика – это интересно.
  14. З.А.Михайлова. 2006 г.
  15. Книга по математике для детей и воспитателей «Пых».
  16. В.А. Козлова. «Школьная Пресса». 2002 г.
  17. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  18. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
  19. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
  20. Венгер Л.А.
  21. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  22. «Детство-Пресс». 2001 г.
  23. Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
  24. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
  25. Смоленцева А.А. Математика до школы.
  26. «Акцидент». 1998 г.
  27. Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
  28. «Акцидент». 1997 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"

Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"...

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей от 5 до 7 лет "ТИКО-мастера"

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности по развитию геометрического моделирования для детей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8  лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей...