Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
ДОП по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
СТРЕЖЕВОЙ
2016 г.
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей одарённых дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно - ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней дошкольного образования).
Данная Программа базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания:
- целенаправленности;
- индивидуальных и возрастных особенностей;
- культуросообразности;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- положительных черт ребенка;
- единства знания и поведения;
- диалогичности и сотрудничества;
- рефлексии.
Программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста призвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития МДОУ детский сад №7:
- Во-первых, способствовать развитию одарённости воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса
- Во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду.
- В-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.
Анализ работы детского сада показывает, что воспитание и развитие одарённых детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы одарённости дошкольников вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению одарённости.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены семья, воспитатели групп, узкие специалисты, дети.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.
Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.
Условия реализации программы подразумевают наличие:
– развивающей предметно-пространственной среды;
– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;
– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– принципа добровольности.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:
– собственного информационного стенда, рекламы;
– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;
– новых научных разработок по данной теме;
– разработок бесед и консультаций с родителями;
– папки – презентации данной программы;
– подробных разработок на каждое занятие;
– набор необходимых игр и игровых материалов.
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания одарённых детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого одарённого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Использование новейших разработок по теме «Математическое развитие дошкольников». Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
- Применение здоровье сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.
Цель: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредствам математических игр, задач и упражнений.
Задачи:
Воспитание у детей умения:
– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
– строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
– находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем;
– активно включаться в коллективную игру;
– помогать сверстнику в случае необходимости;
– свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
Основные направления и содержание деятельности
Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 5–7 лет.
- «Игры дидактические, развивающие, подвижные».
Включают в себя игры с математическим содержанием, воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
- Логические блоки Дьнеша.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
- «Палочки Кюизенера».
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
- «Художественно-творческая деятельность».
Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).
- «Опыты и исследовательская деятельность».
Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
- «Математические праздники и викторины».
К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.
Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.
Примерное построение занятия:
1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):
2. Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.
Цель – игровое освоение дополнительных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)
3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.
В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.
Правила поведения.
– Говорить негромко (не кричать);
– ходить спокойно (не бегать);
– помнить для чего мы собрались;
– смело показывать свои способности;
– заботиться друг о друге (не обижать);
– помогать друг другу (не смеяться);
– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Предметно-пространственная среда.
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения
– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по 3-4 свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.
Второй год обучения:
– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Учебно-тематический план работы по блокам.
Наименование блока | Количество занятий |
Первый год | |
Блок первый «Форма» | 7 |
Блок второй «Цвет» | 5 |
Блок третий «Величина» | 4 |
Блок четвертый «Закрепление свойств» | 3 |
Блок пятый «Отрицание одного свойства, цвет» | 3 |
Блок шестой «На отрицание одного свойства, форма» | 5 |
Блок седьмой «Толстый и тонкий» | 4 |
Блок восьмой «Итоговый». | 2 |
Итого: | 34 занятия |
Второй год обучения | |
Логические блоки Дьенеша | 23 |
Палочки Кюизенера | 11 |
Игры дидактические и развивающие | 6 |
Игры на силуэтное построение и перестроение | 4 |
Построение из счетных палочек | 2 |
Художественная деятельность (использование элементов аппликации, лепки, конструирования). | 4 |
Целое и часть | 2 |
Опыты и экспериментирование | 3 |
Условные мерки | 3 |
Итого: | 29 занятий |
Учебно-тематический план работы.
Список литературы
- Логика и математика для дошкольников.
- Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. Детство-Пресс. 2006 г
- Программа развития и воспитания детей в детском саду.
- В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
- Методические советы к программе «Детство».
- Детство-Пресс. 2007 г.
- Как работать с палочками Кюизенера.
- Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
- Комплект «Ступеньки к школе».
- М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г. «Учимся находить одинаковые фигуры»; «Азбука счета»; «Цвет»; «Учимся находить противоположности»; «Развиваем логическое мышление и память».
- Дошкольник 4–5 лет в детском саду.
- Детство-Пресс. 2007 г.
- Математика – это интересно.
- З.А.Михайлова. 2006 г.
- Книга по математике для детей и воспитателей «Пых».
- В.А. Козлова. «Школьная Пресса». 2002 г.
- Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
- В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
- Венгер Л.А.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- «Детство-Пресс». 2001 г.
- Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
- Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
- Смоленцева А.А. Математика до школы.
- «Акцидент». 1998 г.
- Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
- «Акцидент». 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации дополнительной платной услуги по развитию танцевально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста 3-7 лет "Карамельки"
Презентация кружка по развитию танцевально-ритмических способностей у детей...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"
Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"...
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей от 5 до 7 лет "ТИКО-мастера"
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности по развитию геометрического моделирования для детей...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)
Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...
Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей...