Проект «Жизненные навыки для дошкольника»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.04.19_proekt_5-7_let.docx | 51.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Жизненные навыки для дошкольника»
Актуальность педагогического проекта
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Но говоря о социализации личности необходимо понимать, что ставя цель развивать знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в обществе, необходимо опираться на развитие личностной сферы психического процесса – эмоции, и как свойство человека, эмоциональность.
Для педагогов общеизвестно, что значительную роль в формировании у детей 5 лет социальной и эмоциональной компетенции играет группа сверстников. Происходит это в совместной игровой деятельности. Однако в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с тем, что у некоторых детей посещающих детские сады, способность к совместной игре слабо развита. Таких детей можно подразделить на две группы. Первая группа это которые не знают, как присоединиться к группе играющих детей, как играть по правилам, как благодарить, спрашивать разрешения взять игрушку, делиться. Дети бесцеремонно вмешиваются в игру, разрушают ее, где такие дети, там крик, слезы и т.д. Сверстники таких детей отвергают, они свою очередь становятся агрессивными.
Другая группа детей (как бы противоположность первой) неохотно вступают в контакт, стесняются, в играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. В группе такие дети становятся «невидимыми». Положение таких детей среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, одиночество.
У обеих групп, как правило, уровень эмоциональности (свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику эмоций и чувств) имеет не высокий уровень, а индекс тревожности превышает норму. С каждым годом число таких детей, к сожалению, растет, а значит, остается актуальным вопрос, – как воспитывать таких детей, как помочь им выйти из замкнутого круга, и как результат сохранить их психическое здоровье?
Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников.
Задачи для педагога-психолога:
- Проведение диагностического исследования воспитанников с целью выявления индекса тревожности (Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей).
- По результатам диагностики организация встречи с родителями детей с высоким индексом тревожности с целью открытости, тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями.
- Проведение оценки воспитанников с высоким индексом тревожности общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетенции дошкольников (психодиагностическая программа «ДЖиН 5+») воспитателями, родителями и педагогом-психологом.
- Разработка тематического планирование занятий –путешествий.
- Создание образовательной среды для проведениязанятий – путешествий.
- Проведение циклов занятий-путешествий.
- Подведение итогов проекта.
Задачи для детей:
- Развитие социальных и эмоциональных навыков и умений дошкольников.
- Развитие самости, направленная на реализацию концепта «Я - хороший» и получение в связи с этим удовлетворения.
- Профилактика личностных расстройств у детей данного возраста.
Участники проекта:
- дети группы № 16 с высоким индексом тревожности (по результатам диагностического исследования; Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей) от 10 до 12 человек;
- воспитатели группы;
- родители воспитанников, давшие согласие на психологическое сопровождение ребенка, включающее в себя:
- психологическую диагностику;
- участие ребенка в развивающих занятиях;
- консультирование родителей.
Механизмы реализации проекта:
- организация и проведение коррекционно-развивающих занятий-путешествий (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, чтение художественной литературы);
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Материально-техническое: компьютер, принтер, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.
- Кадровое: педагог-психолог, воспитатели.
- Информационное: методическая и художественная литература, интернет ресурсы.
- Нормативно-правовое:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155,
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014,
- Основная общеобразовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка»
Учебно-методическое:
- конспекты занятий-путешествий;
- консультативный материал для родителей и педагогов.
План реализации проекта
Срок реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2019г.
- Организационный этап: сентябрь 2017г.
Содержание деятельности | Ответственный |
Подбор и изучение литературы по теме проекта. Подбор диагностической методики. | Педагог-психолог |
Разработка плана занятий-путешествий по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольника. | Педагог-психолог |
Организация предметно-развивающей среды, материально-технического обеспечения. | Педагог-психолог |
Первичная диагностика по выявлению индекса тревожности детей старшего дошкольного возраста. | Педагог-психолог |
Встреча с родителями с целью знакомства с целями и задачами проекта; получение согласие на психологическое исследование и проведение занятий-путешествий. | Педагог-психолог, воспитатели |
Организация и проведение оценки воспитанников с высоким индексом тревожности общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетенции дошкольников (психодиагностическая программа «ДЖиН 5+») воспитателями, родителями. | Педагог-психолог, воспитатели |
Практический этап: октябрь 2017г. – апрель 2019 г.
Содержание деятельности | Ответственный |
Проведение занятий - путешествий | Педагог-психолог |
Заключительный этап: май 2019г.
Содержание деятельности | Ответственный |
Вторичная диагностика по выявлению индекса тревожности детей старшего дошкольного возраста. | Педагог-психолог |
Организация и проведение итоговой оценки воспитанников с высоким индексом тревожности общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетенции дошкольников (психодиагностическая программа «ДЖиН 5+») воспитателями, родителями. | Педагог-психолог, воспитатели |
Сравнительный анализ, оценка и оформление результатов. | Педагог-психолог |
Встреча с родителями с целью предоставления результатов реализации проекта. | Педагог-психолог, воспитатели |
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Ожидаемые результаты:
Родители:
а) увидят образцы конструктивного отношения к конфликтам и проблемам со стороны профессиональных и доброжелательных взрослых: психолога и воспитателей;
б) им предложат перенять некоторые хорошо зарекомендовавшие способы коммуникации с их ребенком;
в) покажут непредвзятый взгляд на их собственного ребенка, часто более адекватный, чем родительский;
г) у родителей появится больше доверия к ДОУ, чувство, что их ребенок в хороших руках.
Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется, прежде всего, в рамках специальных мероприятий: курсов для родителей (законных представителей) по основам детской психологии и педагогики.
Очень важным моментом в реализации плана мероприятий проекта является взаимодействие с участниками воспитательно-образовательного процесса: воспитателями группы (консультации, обсуждения, обмен опытом);
Дети:
а) станут «видимыми», почувствуют, что их лучше понимают;
б) в группах будет меньше насилия, неуважения между детьми;
в) детям подарят год или два замечательных интересных занятий, каждое из которых эмоционально включает ребенка и чему-то ненавязчиво учит;
г) в результате внедрения проекта постепенно изменятся правила детской группы, так что всем в ней будет спокойнее и радостнее жить;
д) дети получат ценнейший дар – навыки уважительного отношения к себе и другим людям, т. е. то, что пригодится им в течение всей жизни.
Оценка качества реализации проекта
На первом этапе осуществления проекта было проведено обследование по выявлению индекса тревожности детей всей группы.
- Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени).
Первый год обучения
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Навыки, формирующиеся на данном занятии |
Знакомство |
| |
Знакомство с нашим деревом |
| |
Появляемся в лесу… |
| |
Дерево в лесу |
| |
Чудесные превращения |
| |
Игра в лесу |
| |
Лесные жители |
| |
Зайцы и волки |
| |
Лиса и гуси |
| |
Расшалились! |
| |
Запасы на зиму |
| |
Сохраняем урожай |
| |
Прячемся от мороза |
| |
Домики для гномиков |
| |
Рисунок дома |
| |
Строим дом |
| |
Печем пироги |
| |
Зимняя прогулка |
| |
Прокладываем дорогу |
| |
Загадываем желания |
| |
Рисуем Заколдованный лес |
| |
Пробираемся через Заколдованный Лес |
| |
Перебираемся через Овраг |
| |
Попадаем в Замок Желаний |
| |
Весна пришла |
| |
Весенний лес |
| |
Необитаемый Остров |
| |
Добываем еду |
| |
Опасности Острова |
| |
Угадай, кто я |
| |
Строим корабль |
| |
Подводный мир |
| |
Путешествуем по миру |
| |
Делаем себе подарки |
| |
Завершающее |
|
Второй год обучения
№ занятия | Тема | Навыки, формирующиеся на данном занятии |
1. | Путешествие начинается... Здравствуй! |
|
2. | Мое место в группе |
|
3. | Моя комната |
|
4. | Место для уединения |
|
5. | Жизнь в лесу |
|
6. | Домики в лесу |
|
7. | Волшебная дверца в сказочный мир |
|
8. | Путешествие домовят. Маленькие домовята. |
|
9. | Избушка Бабы-ягы |
|
10. | Убежали от бабы-яги |
|
11. | Боюсь Бабу-ягу |
|
12. | Пряничный домик |
|
13. | Сундучок со сказками |
|
14 | Делаем свои сундучки ценностей |
|
15. | Новый год и Рождество |
|
16. | Новогодний мир |
|
17. | Исследуем темноту |
|
18. | Страшные тени |
|
19. | Выходим из домика в зиму |
|
20. | Подледный лов рыб |
|
21. | Простудились.. |
|
22. | Переправа через реку |
|
23. | Вековечные горы |
|
24. | В гостях у Астронома |
|
25. | Овен. Битва с драконом |
|
26. | Телец. Лабиринт |
|
27. | Близнецы. Братья и сестра |
|
28. | Рок. Шторм и корабли |
|
29. | Лев. Я – король! |
|
30. | Дева. Деметра и Персефона |
|
31. | Весы. Справедливость |
|
32. | Скорпион. В паучьей пещере |
|
33. | Стрелец. Защищаем границы |
|
34. | Козерог или Единорог |
|
35. | Водолей. Круглый стол короля Артура |
|
36. | Рыбы. Прощание |
|
Программно-методическое обеспечение
1) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы;
2) Программа под ред. С.В.Кривцовой «Жизненные навыки»;
3) «Развивающие игры для дошкольников» Житко И.В., Петрикевич А.А., Ярмолинская М.М.;
4) Методическое пособие «Дыхательная гимнастика» Гуляева О., Чеботарев А.;
5) «Этюды по детскому психоанализу» Варданян А.;
6) «Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам» Алябьева Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные навыки
Понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя духовно – нравственную и социально – психологическую....
Формирование жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре
Опыт работы по формированию жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре...
Жизненные навыки дошкольников
Разрабатываю технологии развития социальных компетенций дошкольников в ДОУ. Программа "Жизненные навыки дошкольников" даёт хороший результат позитивной социализации детей. Это подтверждается диагности...
"Жизненные навыки", долгосрочный проект "Добрый мир"
Статья из опыта работы МАДОУ№21 "Теремок" города Дубны Московской области...
Стендовый доклад: РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно ...
Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...
Подгрупповая работа по жизненным навыкам дошкольника
2015-2016гг...