Проект «Жизненные навыки для дошкольника»
материал

Аверьянова Руфина Шамилевна
Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.04.19_proekt_5-7_let.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Жизненные навыки для дошкольника»

Актуальность педагогического проекта

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Но говоря о социализации личности необходимо понимать, что ставя цель развивать знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в обществе, необходимо опираться на развитие личностной сферы психического процесса – эмоции, и как свойство человека, эмоциональность.

Для педагогов общеизвестно, что значительную роль в формировании у детей 5 лет социальной и эмоциональной компетенции играет группа сверстников. Происходит это в совместной игровой деятельности. Однако в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с тем, что у некоторых детей посещающих детские сады, способность к совместной игре слабо развита. Таких детей можно подразделить на две группы. Первая группа это которые не знают, как присоединиться к группе играющих детей, как играть по правилам, как благодарить, спрашивать разрешения взять игрушку, делиться. Дети бесцеремонно вмешиваются в игру, разрушают ее, где такие дети, там крик, слезы и т.д. Сверстники таких детей отвергают, они свою очередь становятся агрессивными.

Другая группа детей (как бы противоположность первой) неохотно вступают в контакт, стесняются, в играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. В группе такие дети становятся «невидимыми». Положение таких детей среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, одиночество.

У обеих групп, как правило, уровень эмоциональности (свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику эмоций и чувств) имеет не высокий уровень, а индекс тревожности превышает норму. С каждым годом число таких детей, к сожалению, растет, а значит, остается актуальным вопрос, – как воспитывать таких детей, как помочь им выйти из замкнутого круга,  и как результат сохранить их психическое здоровье?

Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.

Цель и задачи проекта

Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников.

Задачи для педагога-психолога:

  1. Проведение диагностического исследования воспитанников с целью выявления индекса тревожности (Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей).
  2. По результатам диагностики организация встречи с родителями детей с высоким индексом тревожности с целью открытости, тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями.
  3. Проведение оценки воспитанников с высоким индексом тревожности общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетенции дошкольников (психодиагностическая программа «ДЖиН 5+») воспитателями, родителями и педагогом-психологом.
  4. Разработка тематического планирование занятий –путешествий.
  5. Создание образовательной среды для проведениязанятий – путешествий.
  6. Проведение циклов занятий-путешествий.
  7. Подведение итогов проекта.

Задачи для детей:

  1. Развитие социальных и эмоциональных навыков и умений дошкольников.
  2. Развитие самости, направленная на реализацию концепта «Я - хороший» и получение в связи с этим удовлетворения.
  3. Профилактика личностных расстройств у детей данного возраста.

Участники проекта:

- дети группы № 16  с высоким индексом тревожности (по результатам диагностического исследования; Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей) от 10 до 12 человек;

- воспитатели группы;

- родители воспитанников, давшие согласие на психологическое сопровождение ребенка, включающее в себя:

  • психологическую диагностику;
  • участие ребенка в развивающих занятиях;
  • консультирование родителей.

Механизмы реализации проекта:

  • организация и проведение коррекционно-развивающих занятий-путешествий (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, чтение  художественной литературы);
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.

Ресурсное обеспечение проекта.

  • Материально-техническое: компьютер, принтер, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.
  • Кадровое: педагог-психолог, воспитатели.
  • Информационное: методическая и художественная литература, интернет ресурсы.
  • Нормативно-правовое:
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155,
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014,
  • Основная общеобразовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка»

Учебно-методическое:

  • конспекты занятий-путешествий;
  • консультативный материал для родителей и педагогов.

План реализации проекта

Срок реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2019г.

  • Организационный этап: сентябрь 2017г.

Содержание деятельности

Ответственный

Подбор и изучение литературы по теме проекта.

Подбор диагностической методики.

Педагог-психолог

Разработка плана занятий-путешествий по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольника.

Педагог-психолог

Организация предметно-развивающей среды,

материально-технического обеспечения.

Педагог-психолог

Первичная диагностика по выявлению индекса тревожности  детей старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог

Встреча с родителями с целью знакомства с целями и задачами проекта; получение согласие на психологическое исследование и проведение занятий-путешествий.

Педагог-психолог, воспитатели

Организация и проведение оценки воспитанников с высоким индексом тревожности общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетенции дошкольников (психодиагностическая программа «ДЖиН 5+») воспитателями, родителями.

Педагог-психолог, воспитатели

Практический этап: октябрь 2017г. – апрель 2019 г.

Содержание деятельности

Ответственный

Проведение занятий - путешествий

Педагог-психолог

Заключительный этап: май 2019г.

Содержание деятельности

Ответственный

Вторичная диагностика по выявлению индекса тревожности  детей старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог

Организация и проведение итоговой оценки воспитанников с высоким индексом тревожности общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетенции дошкольников (психодиагностическая программа «ДЖиН 5+») воспитателями, родителями.

Педагог-психолог, воспитатели

Сравнительный анализ, оценка и оформление результатов.

Педагог-психолог

Встреча с родителями с целью предоставления результатов реализации проекта.

Педагог-психолог, воспитатели

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Ожидаемые результаты:

Родители:

а) увидят образцы конструктивного отношения к конфликтам и проблемам со стороны профессиональных и доброжелательных взрослых: психолога и воспитателей;

б) им предложат перенять некоторые хорошо зарекомендовавшие способы коммуникации с их ребенком;

в) покажут непредвзятый взгляд на их собственного ребенка, часто более адекватный, чем родительский;

г) у родителей появится больше доверия к ДОУ, чувство, что их ребенок в хороших руках.

Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется, прежде всего, в рамках специальных мероприятий: курсов для родителей (законных представителей)  по основам детской  психологии и педагогики.

Очень важным моментом в реализации плана мероприятий проекта  является взаимодействие с участниками воспитательно-образовательного процесса: воспитателями группы (консультации, обсуждения, обмен опытом);

Дети:

 а) станут «видимыми», почувствуют, что их лучше понимают;

б) в группах будет меньше насилия, неуважения между детьми;

в) детям подарят год или два замечательных интересных занятий, каждое из которых эмоционально включает ребенка и чему-то ненавязчиво учит;

г) в результате внедрения проекта постепенно изменятся правила детской группы, так что всем в ней будет спокойнее и радостнее жить;

д) дети получат ценнейший дар – навыки уважительного отношения к себе и другим людям, т. е. то, что пригодится им в течение всей жизни.

Оценка качества реализации проекта

На первом этапе осуществления проекта  было проведено обследование по выявлению индекса тревожности детей всей группы.

  1. Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест  исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени).

Первый год обучения

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Навыки, формирующиеся на данном занятии

Знакомство

  • умение слушать;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение принять последствия собственного выбора;
  • умение знакомиться.

Знакомство с нашим  деревом

  • умение обращаться за помощью;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредотачиваться на своем занятии.

Появляемся в лесу…

  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредотачиваться на своем занятии.

Дерево в лесу

  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения;
  • умение воспроизводить основные чувства.

Чудесные превращения

  • умение проявлять инициативу;
  • умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение невербально выражать чувства;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения;
  • умение бережно относиться к партнеру;
  • умение почувствовать ощущения другого и подстроиться под них.

Игра в лесу

  • умение расслаблять тело после напряжения;
  • умение работать в группе;
  • умение учитывать потребности и желания других детей в группе;
  • умение заботиться о воплощении своих желаний;
  • умение проявлять инициативу;
  • умение выражать благодарность.

Лесные жители

  • умение описать свое состояние словами;
  • умение справляться со страхами;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения.

Зайцы и волки

  • умение описать свое состояние словами;
  • умение справляться со страхами;
  • умение обращаться с собственным с гневом;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения.

Лиса и гуси

  • умение справляться со страхами;
  • умение воспроизводить основные чувства;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения.

Расшалились!

  • умение заявлять о своих потребностях;
  • умение воспроизводить основные чувства;
  • умение обращаться с собственным гневом;
  • умение сочувствовать;
  • умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение распознавать чувства другого

Запасы на зиму

  • умение осознавать, что нравится делать, а что не нравится;
  • умение выражать недовольство

Сохраняем урожай

  • умение осознавать, что нравится делать, а что не нравится;
  • умение заботиться о собственных интересах

Прячемся от мороза

  • умение проявлять инициативу;
  • умение заботиться о собственных интересах;
  •  умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения

Домики для гномиков

  • умение дожидаться своей очереди;
  • умение осознавать, что нравится делать, а что не нравится.
  • умение работать в группе

Рисунок дома

  • умение выражать симпатию;
  • умение принимать комплименты;
  • умение осознавать, что нравится делать, а что не нравится

Строим дом

  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение работать в группе;
  • умение учитывать потребности и желания других детей в группе.
  • умение заботиться о воплощении своих желаний;
  • умение спрашивать разрешения.

Печем пироги

  • умение проявлять инициативу;
  • умение заботиться о собственных интересах;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения;
  • умение осознавать, что нравится, а что не нравится

Зимняя прогулка

  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения;
  • умение обращаться за помощью.

Прокладываем дорогу

  • умение ставить и достигать цели;
  • умение проявлять инициативу;
  • умение работать в группе;
  • умение обращаться за помощью.

Загадываем желания        

  • умение формулировать собственное желание;
  • умение осознавать, что нравится, а что не нравится.
  • умение отличать фантазию от реальности;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения

Рисуем Заколдованный лес

  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение ощутить удовольствие от собственного тела, от движения;
  • умение сочувствовать;
  • умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности.

Пробираемся через Заколдованный Лес

  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение справляться со страхами.

Перебираемся через Овраг

  • умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение работать в группе;
  • умение следовать полученной инструкции

Попадаем в Замок Желаний

  • умение просить об одолжении;
  • умение делиться;
  • умение обходиться с собственными желаниями;
  • умение работать в группе;
  • умение обращаться за помощью.

Весна пришла

  • умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение работать в группе;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение учитывать потребности и желания других детей в группе

Весенний лес

  • умение работать в группе;
  • умение учитывать потребности и желания других детей в группе;
  • умение заботиться о воплощении своих желаний

Необитаемый Остров

  • умение предлагать помощь сверстнику;
  • умение спрашивать разрешения;
  • умение отстаивать свои интересы мирным путём;
  • умение играть по правилам игры;
  • умение проявлять инициативу.

Добываем еду

  • умение предлагать помощь сверстнику;
  • умение спрашивать разрешения;
  • умение отстаивать свои интересы мирным путём;
  • умение играть по правилам игры;
  • умение проявлять инициативу.

Опасности Острова

  • умение играть по правилам игры;
  • умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение справляться со страхами.

Угадай, кто я

  • умение воспроизводить основные эмоции;
  • умение выдерживать ситуацию напряжения;
  • умение находится в ситуации ожидания.

Строим корабль

  • умение предлагать помощь сверстнику;
  • умение спрашивать разрешения;
  • умение отстаивать свои интересы мирным путём;
  • умение проявлять инициативу;
  • умение выражать благодарность;
  • умение обращаться за помощью.

Подводный мир

  • умение выражать симпатию;
  • умение принимать комплименты;
  • умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умение справляться со смущением.

Путешествуем по миру

  • умение проявлять толерантность;
  • умение дожидаться своей очереди;
  • умение следовать полученной инструкции.

Делаем себе подарки

  • умение знакомиться;
  • умение отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умение обращаться за помощью.

Завершающее

  • умение вступать в обсуждение;
  • умение переживать печаль;
  • умение выражать симпатию;
  • умение принимать комплименты;
  • умение обращаться за помощью

Второй год обучения

№ занятия

Тема

Навыки, формирующиеся на данном занятии

1.

Путешествие начинается...

Здравствуй!

  • умение слушать;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение знакомиться;
  • умение благодарить;
  • умение следовать правилам

2.

Мое место в группе

  • умение обращаться за помощью;
  • следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредоточиваться на своем занятии

3.

Моя комната

  • умение играть по правилам;
  • умение заявлять о своих потребностях;
  • умение спрашивать разрешения;
  • умение вступать в обсуждение;
  • умение сосредоточиваться на своем занятии

4.

Место для уединения

  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение реагировать на гнев другого человека
  • умение обращаться с собственным гневом

5.

Жизнь в лесу

  • умение обращаться за помощью;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредоточиваться на своем занятии;
  • умение спрашивать разрешения

6.

Домики в лесу

  • умение спрашивать разрешения;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение выражать благодарность;
  • умение заявлять о своих потребностях;
  • умение выражать симпатию

7.

Волшебная дверца в сказочный мир

  • умение доводить дело до конца;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение сосредоточиваться на своем занятии

8.

Путешествие домовят.

Маленькие домовята.

  • умение играть по правилам игры;
  • умение дожидаться своей очереди

9.

Избушка Бабы-ягы

  • умение справляться со страхом;
  • умение осознавать свои предпочтенья;
  • умение справляться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активностью

10.

Убежали от бабы-яги

  • умение справляться со страхом;
  • умение выражать гнев;
  • умение реагировать на гнев другого человека

11.

Боюсь Бабу-ягу

  • умение справляться со своим страхом;
  • умение распознавать чувства

12.

Пряничный домик

  • умение осознавать свои предпочтения;
  • умение говорить «нет»;
  • умение адекватно реагировать на отказ;
  • умение играть по правилам игры

13.

Сундучок со сказками

  • умение сопереживать другим;
  • умение осознавать свои предпочтения

14

Делаем свои сундучки ценностей

  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение сосредоточиваться на своем занятии;
  • умение исправлять недостатки в работе

15.

Новый год и Рождество

  • умение проявлять толерантность;
  • умение проявлять инициативу4
  • умение делиться

16.

Новогодний мир

  • умение выражать благодарность;
  • умение выражать симпатию;
  • умение принимать комплементы;
  • умение обращаться за помощью

17.

Исследуем темноту

  • умение справляться со страхами;
  • умение прислушиваться  к своим ощущениям: что я вижу, что я слышу, осязаю

18.

Страшные тени

  • умение сосредотачиваться на своем занятии;
  • умение справляться со страхами

19.

Выходим из домика в зиму

  • умение предлагать помощь сверстнику;
  • умение распознать чувства другого;
  • умение справляться со страхами

20.

Подледный лов рыб

  • умение играть по правилам игры;
  • умение проигрывать;
  • умение сочувствовать проигравшей команде

21.

Простудились..

  • умение осознавать свои предпочтения4
  • умение сочувствовать;
  • умение распознать чувства другого

22.

Переправа через реку

  • умение проявлять инициативу;
  • умение сочувствовать;
  • умение предлагать помощь сверстнику

23.

Вековечные горы

  • умение обращаться за помощью;
  • умение выражать благодарность;
  • умение справляться со страхом;
  • умение проявлять инициативу

24.

В гостях у Астронома

  • умение слушать;
  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение дожидаться своей очереди

25.

Овен. Битва с драконом

  • умение осознавать свои предпочтения;
  • умение справляться со страхом;
  • умение справляться с собственным гневом;
  • умение создавать пространство для совместной игры;
  • умение действовать сообща в группе

26.

Телец. Лабиринт

  • умение справляться со страхами;
  • умение создавать пространство для совместной игры;
  • умение действовать сообща в группе

27.

Близнецы. Братья и сестра

  • умение осознавать свои предпочтения;
  • умение проявлять эмпатию;
  • умение вступать в обсуждение

28.

Рок. Шторм и корабли

  • умение создавать пространство для игры;
  • умение справляться со страхами;
  • умение сочувствовать;
  • умение справляться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности

29.

Лев. Я – король!

  • умение справляться со страхами;
  • умение играть по правилам;
  • умение вступать в обсуждение;
  • умение заявлять о своих потребностях

30.

Дева. Деметра и Персефона

  • умение  следовать полученной инструкции;
  • умение доводить работу до конца;
  • умение вступать в обсуждение;
  • умение предлагать помощь сверстнику;
  • умение просить о помощи;
  • умение выражать благодарность;
  • умение переживать печаль;
  • умение выражать свой гнев;
  • умение сочувствовать

31.

Весы. Справедливость

  • умение следовать инструкции;
  • умение вступать в обсуждение;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение выражать благодарность;
  • умение извиняться;
  • умение обходиться с чужой собственностью;
  • умение исправлять недостатки в работе;
  • умение доводить работу до конца

32.

Скорпион. В паучьей пещере

  • умение вступать в обсуждение;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение благодарить;
  • умение обращаться со своим гневом;
  • умение справляться со страхами

33.

Стрелец. Защищаем границы

  • умение следовать полученной инструкции;
  • умение просить о помощи;
  • умение дожидаться своей очереди;
  • умение благодарить

34.

Козерог или Единорог

  • умение вступать в обсуждение;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение проявлять инициативу;
  • умение осознавать свои предпочтения;
  • умение выражать благодарность;
  • умение принять  последствия своего выбора;
  • умение обращаться с собственным гневом

35.

Водолей. Круглый стол короля Артура

  • умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы;
  • умение отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умение играть по правилам игры;
  • умение проявлять толерантность;
  • умение говорить «нет»

36.

Рыбы. Прощание

  • умение выражать благодарность:
  • умение быть толерантным;
  • умение переживать расстояние

Программно-методическое обеспечение

1) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы;

2) Программа под ред. С.В.Кривцовой «Жизненные навыки»;

3) «Развивающие  игры для дошкольников»  Житко И.В., Петрикевич А.А., Ярмолинская М.М.;

4) Методическое пособие «Дыхательная гимнастика» Гуляева О., Чеботарев А.;

5) «Этюды по детскому психоанализу» Варданян А.;

6) «Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам» Алябьева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные навыки

Понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя  духовно – нравственную и социально – психологическую....

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре

Опыт работы по формированию жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников  на занятиях  по физической культуре...

Жизненные навыки дошкольников

Разрабатываю технологии развития социальных компетенций дошкольников в ДОУ. Программа "Жизненные навыки дошкольников" даёт хороший результат позитивной социализации детей. Это подтверждается диагности...

"Жизненные навыки", долгосрочный проект "Добрый мир"

Статья из опыта работы МАДОУ№21 "Теремок" города Дубны Московской области...

Стендовый доклад: РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно ...

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...