Жизненные навыки дошкольников
презентация на тему
Разрабатываю технологии развития социальных компетенций дошкольников в ДОУ. Программа "Жизненные навыки дошкольников" даёт хороший результат позитивной социализации детей. Это подтверждается диагностикой "ДЖиН 5+". Подробности представлены в презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki_doshkolnikov.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждая тема включает 12 логически последовательно выстроенных занятий. Каждое занятие является продолжением предыдущего и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. Учитывая, что программа проводится с целью развития социального и эмоционального интеллекта, а также подготовки к школе воспитанников ДОУ, то проводится только «входная» диагностика – мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей. Аналогичный заключительный «срез» проводится в конце обучения. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Программа «Жизненные навыки дошкольников» состоит из диагностической и развивающей частей. Диагностическая часть представлена компьютерной психодиагностической программой «ДЖиН 5+». Она представляет собой экспертную оценку каждого ребёнка не менее, чем тремя независимыми экспертами-взрослыми.
В диагностической методике оценки уровня развития социальных компетенций «ДЖиН 5+» для дошкольников существует 45 социальных умений , которые разбиты на пять блоков. Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и навыки общения со сверстниками являются базовыми для рассмотрения. Уровень развития данных навыков ведущий детских психологических групп должен отслеживать на примере незапланированных ситуаций , которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попроситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втягивают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют. И т. д. Здесь от ведущего требуется чуткость и тактичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведения ребенка, исходя из интересов детей. Ребенок так ведет себя не потому что он «плохой», а потому что он не умеет пока по-другому. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
Для успешной реализации данной программы подготовка и профессионализм тренера – главнейшее условие. Реализует программу педагог-психолог ДОУ, т. к. он выполняют особую роль: он работает не только с детьми, но и с педагогическими кадрами и родителями. Программа «Жизненные навыки» включает в себя и систематические занятия с детьми , которые раз в неделю ведет специалист, и проходящий параллельно процесс обучения социальным и эмоциональным компетенциям воспитателей и особая методика привлечения к работе родителей. Развитие соответствующих возрасту эмоциональных и социальных компетенций в игре и совместной деятельности со сверстниками при помощи программы «Жизненные навыки для дошкольников» становиться приоритетным для ДОУ. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
Внедрение программы Это комплексный подход, в который включены все: и администрация, и воспитатели, и специалисты, и обслуживающий персонал. Подготовительный период (2-3 месяца) Работа с воспитателями. Работа по «продвижению» проекта. Работа с родителями и формирование детских групп. Наблюдение за детьми. Методическая работа по подготовке отчетных документов, кейсов, протоколов наблюдений. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
Внедрение программы Основной период (9 месяцев) 1. Взрослая сопровождающая группа 2. Работа с родителями 3. Занятия в детской группе 4. Наблюдение и интервизии 5. Методическая работа по подготовке отчетных документов, информационного стенда, протоколов наблюдений. С октября параллельно начинаются занятия «Волшебные путешествия» с детьми и параллельно идёт работа с воспитателями и родителями. В процессе ведения занятий по Программе, который длится девять месяцев, в конце учебного года психолог подводит итоги работы, выполняя мониторинг уровня развития социальных компетенций по программе «ДЖиН 5+». Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
Требования к месту проведения занятий . Местом проведения занятий должна быть игровая комната или специально предназначенное для психологических занятий помещение. Посторонние не должны входить на занятия. Только по предварительной договоренности родители или воспитатели могут находится в этой комнате, при условии, что они становятся членами группы, а не наблюдателями. Занятия должны быть очень динамичными, мебель в комнате должна легко двигаться. Основная форма организации пространства – круг. Можно располагаться кругом на полу (на ковриках), на стульях, на подушках. Столы пригодятся для изготовления совместных поделок, рисунков, коллажей и хранения специальных психологических инструментов (мешочка гнева, куколки-собеседницы). Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
Требования к месту проведения занятий . В кабинете обязательно должно найтись место для того, кто сегодня не в настроении, рассержен, не готов выполнять правила. Особое место обычно располагают в поле зрения ведущего, но не в поле зрения группы. За кругом, лучше – за шкафом, поставьте стул особого цвета – или сшить чехол по размерам обычного детского стульчика. Назовите его стулом размышлений и не укоряйте тех, кто захочет посидеть на нем. Сидящий на стуле не участвует в занятии, вернее, может слушать, но лишен права голоса, пока ему не станет лучше настолько, чтобы он смог вернуться к ребятам в круг. Важно в отношении времени соблюдать принцип повторяемости. Чем младше дети, тем важнее для них жестко придерживаться ритма жизни, одного и того же неизменного расписания встреч . Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ Стены кабинета постепенно украшаются фотографиями детей, фотографиями воспитателей, фрагментами детских работ. Они не должны исчезать со стен после проведения занятия, пусть висят хотя бы до следующей темы.
Основа психологической безопасности. Включённые в занятия ритуалы-повторения , способствуют ощущению безопасности в группе, позволяют участникам и ведущему быть в рамках психологических и временных границ занятий. Это помогает тревожным детям справиться со сложным состоянием вхождения в группу, обнаружения себя в ней, а детям, например, с проявлением гиперактивности, научиться попадать в контекст занятия и оставаться там достаточное количество времени. К этим ритуалам относятся: Приветствие / Прощание Разминка Постоянство места занятия Оформление пространства кабинета Повторяющиеся сезонные песенки «Игрушка-проводник», которая выступает в роли переходного объекта. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
Итог программы При общей правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга: Дети развивают важнейшее социальное чувство принадлежности к группе. Учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия. Учатся открыто говорить о том, что они считают важным. Самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы, они развивают ответственность за качество занятия, за свои вклады в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга. Решаются проблемы дисциплины и внимания. Результат программы Поведение ребенка становится социальным , когда его взгляд перестает фокусироваться на себе самом, обращается на другое – на сверстника в сопереживании, на дело - в сосредоточенности на игре или занятии; на красоту мира в растворении в музыке, танце, движении, созерцании природы. Материалы представлены педагогом-психологом АОУ д/с № 23 «Антошка» – Крыловой Е. В. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные навыки
Понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя духовно – нравственную и социально – психологическую....
Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"
Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...
Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки".
Музыка в детстве закладывает жизненные навыкиЛегко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Му...
Музыка в детстве закладывает жизненные навыки
Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки"...
Проект «Жизненные навыки для дошкольника»
Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благопо...
Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...
Подгрупповая работа по жизненным навыкам дошкольника
2015-2016гг...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Елена Васильевна, Ваша работа
Елена Васильевна, Ваша работа по программе "Жизненные навыки дошкольников" очень многогранна и требует тщательной подготовки, эмоциональной включенности и профессионализма! Спасибо за великолепную презентацию и возможность увидеть опыт работы по Программе "Жизненные навыки дошкольников"!