"Жизненные навыки", долгосрочный проект "Добрый мир"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Коровина Ирина Владимировна

Статья из опыта работы МАДОУ№21 "Теремок" города Дубны Московской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennye_navyki_-statya_korovinoy_i.v.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  из опыта работы по теме:

«Жизненные навыки»

/заместитель заведующего по воспитательной и методической работе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №21 «Теремок» города Дубны Московской области,  Коровина Ирина Владимировна/

    Проблема приобщения дошкольников к социальному миру была и остается одной из важнейших в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношение к миру. В основе социального поведения ребенка лежит здоровая эмоциональность. Исторически о социальном поведении как критерии здорового развития личности заговорил А.Адлер в начале XX века. Поведение ребенка становится  социальным, когда его взгляд перестает фокусироваться на самом себе и обращается на что-то другое: игру, занятие, красоту мира, сверстников и т.д.

   Наше дошкольное образовательное  учреждение реализует основную образовательную программу, разработанную с учетом примерной общеобразовательной программы  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Важность   развития социального и эмоционального интеллекта в современных условиях подчёркнута в данной программе.

Отличительные особенности Программы:

  • направленность на развитие  личности ребенка;
  • направленность на патриотическое  воспитание (большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том,  что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим);
  •  поддержку традиционных ценностей, нравственное воспитание (уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру).

       Невозможно формировать социальное поведение детей посредством отдельных занятий,  должна быть система работы.

Система работы в ДОУ

по развитию  социального и эмоционального интеллекта у дошкольников:

Работа с детьми

организованная образовательная деятельность  (интегрированные занятия педагога-психолога, направленные на успешное развитие детей, опираясь на индивидуальные особенности,
реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития);

совместно-партнерская деятельность воспитателя с детьми: игры, экскурсии, досуги,  разнообразные виды театра, художественное творчество, патриотические,  экологические и социальные  акции «Я помню, я горжусь!»,   «Покормите птиц зимой!»,  «Мы – друзья леса!», «Планета в опасности», «Мы за мир на всей планете!» и другие;

 проектная деятельность «Добрый мир», «За здоровьем в лес»,  «Моя семья», «С радостью в детский сад!»,  «Мой любимый город Дубна»;

мультимедийные презентации и мультфильмы;

месячники безопасности;

дни здоровья (2 раза в год);

кружки «Песочная фантазия», «Скоро в школу», «Игровой английский».

Работа с родителями

анкетирование, консультации,  семинары, родительские собрания;

досуги и праздники;

дни открытых дверей (2 раза в год);

уголки для родителей в группах и стенд в вестибюле ДОУ  с информацией, наглядной агитацией по данной проблеме;

семейные клубы: «Клуб бабушек», «Будущий первоклассник», «Кроха»;

сайт  ДОУ-  http://dou21.uni-dubna.ru/.

Работа с педагогами

педагогические совещания, консультации, семинары, тренинги;

участие  в  профессиональных и творческих  конкурсах, проектах, культурно-досуговой деятельности.

В  ДОУ сложились  интересные традиции:

День здоровья.

 В нашем детском саду традиционно проводим Дни здоровья. Принимает участие в  этом празднике весь педагогический коллектив.  День здоровья проводим всегда на свежем воздухе в хорошую погоду.  Воспитатели в группе беседуют с детьми о здоровом образе жизни, затем дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста выходят на улицу и по «карте здоровья» начинают свой маршрут, на каждой станции  детей   ждут сказочные герои, игры согласно возрасту и хорошее настроение.   Эту форму проведения Дня здоровья используем  уже несколько лет, детям нравится путешествовать  по  маршруту здоровья, они получают заряд бодрости, навыки самосбережения, новые знания о здоровом образе жизни.

Прогулки – походы в лес.

  Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни посредством туризма – основная суть данного  мероприятия.  Данная форма физического воспитания дошкольников представляет   интеграцию образовательных областей  «Физическое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».  Прогулки - походы  в лес  дают великолепные возможности для закаливания детей, обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом! Мини-походы предполагают  активное участие и взаимодействие детей среднего и старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов.

Экскурсии.

   Педагогами ДОУ разработаны  короткие экскурсионно-туристические маршруты, не выходящие за пределы территории микрорайона города Дубны.  В течение года средние и старшие дошкольники посещают библиотеку,  Дворец культуры «Октябрь»,  Дворец спорта «Радуга», пожарную часть, выставочный зал, школу, храм Смоленской иконы Божьей матери, парк и мемориальный комплекс.

Дни открытых дверей.

   В ДОУ  проводим  Дни открытых дверей 2 раза в год -  осенью и весной. Для родителей составляем расписание посещения  непосредственной образовательной деятельности, режимных моментов, досугов, а также  приглашаем посетить  кружки по интересам.

Конкурсы для детей, родителей и педагогов.

   В ДОУ постоянно проводим смотры-конкурсы   для детей, их родителей и педагогов: «Это Родина моя, всех люблю на свете я!», «Безопасное колесо», «Юные интеллектуалы»,  «Папа, мама, я – туристическая семья»,  «Всей семьёй на старт», «Книга о моей семье» и другие.

Неделя дошкольника.

   Регулярно  проводим неделю дошкольника, организуя театральные представления,  игровые  и развлекательные программы, концерты,  досуги и праздники.

Досуги, праздники.                    

Мероприятие

Сроки проведения

День знаний

Концерт

День  воспитателя и дошкольного работника

1 неделя сентября

4 неделя сентября

Осенний праздник

2-3 неделя октября

День матери

4 неделя ноября

Новогодний праздник

 Рождество

3-4 неделя декабря

январь

Масленица

  февраль

Международный женский день

2 неделя марта

День Победы

2 неделя мая

Выпуск  в  школу «До свидания, детский сад!»

4 неделя мая

Праздник

«Здравствуй, лето!», День России, Мой родной город

Июнь, июль, август

Музыкальные досуги

Ежемесячно

План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий

Мероприятие

Сроки проведения

День здоровья

сентябрь

Прогулка-поход в осенний лес

октябрь

Весёлые старты

ноябрь

Зимние забавы

декабрь

Прогулка-поход в зимний лес

январь

День защитника Отечества

  февраль

Прогулка-поход во Дворец спорта «Радуга»

март

«Путешествие в подводное царство»

март

Космическое путешествие

апрель

День здоровья

май

  Интересен опыт работы ДОУ по  взаимодействию  с   социальными структурами города и организации проектной  деятельности  в старшем дошкольном  возрасте  «Добрый мир».

Взаимодействие с социальными структурами города.

Учреждение

Задачи, решаемые в совместной работе

Формы работы

Детская музыкальная школа, хоровая школа мальчиков и юношей «Дубна»

1.Приобщение детей к национальной культуре.

2.Знакомство с музыкальными инструментами.

3.Знакомство с произведениями народной культуры

1.Концерт с участием воспитанников и преподавателей музыкальной школы.

2.Экскурсия в музыкальную школу.

3.Посещение отчётных концертов музыкальной школы.

Дворец культуры «Октябрь»

1.Развитие представлений о различных жанрах искусства: песне, танце, театре и др.

2.Приобщение к искусству.

1.Посещение концертов, представлений и т.д.

2. Посещение воспитанниками кружков и студий разной направленности.

2.Выступления воспитанников на различных городских мероприятиях.

Городской выставочный зал  ДК «Октябрь»

1.Приобщение к миру искусства.

2.Знакомство с произведениями изобразительного искусства различных жанров и видов.

3.Знакомство детей со средствами выразительности, с возможностями различных материалов для художественного воплощения замысла.

1.Посещение тематических и персональных выставок художников.

2.Организация выставок детских работ.

Детская библиотека

1. Знакомство с библиотекой, работой библиотекаря.

2.Приобщение детей к мировой художественной литературе.

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Посещение тематических и персональных выставок детских авторов.

3.Участие в праздниках и викторинах, организованных работниками библиотеки.

Детская спортивная юношеская школа «Волна»,

Дворец спорта «Радуга»

1.Приобщение детей к физической культуре.

2.Укрепление здоровья воспитанников.

3.Пропаганда здорового образа жизни.

1.Экскурсии в музей спорта, бассейн.

2.Приглашение детских тренеров на групповые родительские собрания.

3.Посещение детьми спортивных кружков и секций

Школы  № 1,3,5,10

1. Интеграция деятельности детского сада и школы с целью лёгкого, естественного перехода ребёнка в школу.

1.Экскурсии с детьми в школу.

2. Посещение  школьных мини-музеев.

3.  Работа с родителями в рамках семейного клуба «Школа будущего первоклассника».

Муниципальное учреждение здравоохранения «Дубненская городская больница»

1.Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников.

1.Проведение иммунопрофилактики, в соответствии с Национальным календарём прививок, предоставляя при этом необходимый прививочный материал.

2.Проводение диспансеризации и необходимых осмотров детей.

3.Обеспечение контроль за развитием и состоянием здоровья детей.

4.Участие в работе ДОУ по воспитанию у детей и родителей стремления к здоровому образу жизни.

5. Организация и проведение профилактических и санитарных противоэпидемических мероприятий.

Пожарная часть

1.Знакомство с  пожарной частью, работой  пожарного.

2.  Формирование  у дошкольников навыков безопасного поведения.

1.Экскурсии в пожарную часть.

2.Организация и проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности.

ГИБДД

1. Знакомство с  работой  инспектора ГИБДД.

2.  Формирование  у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города.

1.Приглашение инспектора ГИБДД.

2. Организация и проведение мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Долгосрочный проект  в старшем дошкольном возрасте «Добрый мир».

Цель:

воспитание любви к родным и близким людям, окружающему миру.

Задачи:

Формирование позитивного отношения детей к другим людям, принятия и понимания их особенностей, осознание того, что все люди разные. Ориентирование детей на дружбу с теми, кто не похож на них самих.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Формирование адекватной самооценки у детей.

Снижение агрессии, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие произвольности познавательных процессов, моторики.

Развитие рефлексии.

Создание условий для творчества и самовыражения  дошкольников.

Сроки и этапы реализации проекта «Добрый мир»

Этапы реализации проекта

Сроки проекта

Основные мероприятия

Предварительный

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ

  • анкетирование родителей  «Социализация   дошкольника»;
  • методическое обеспечение проекта.

Основной

 НОЯБРЬ - МАЙ

  • апробация  перспективного  планирования   для детей старшего дошкольного возраста с учётом  интеграции образовательных областей;  
  • организация  и проведение  интегрированных  игр-занятий;
  • использование  разнообразных форм сотрудничества с семьёй.

Заключительный

МАЙ  

  • итоговое мероприятие «Цветик - семицветик».

ОСНОВНОЙ  ЭТАП  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Интегрированные  игры-занятия  предполагают  следующую структуру:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Коммуникативная игра.

3. Беседа, чтение художественной литературы, прослушивание песни  по теме.

4. Физкультминутка (музыкальная танец- игра).

5. Развитие мелкой моторики  «Наши добрые дела».

Перспективное  планирование составлено по следующим разделам:  «Я и моя семья», «Я и моя Родина», «Я и мои добрые дела», «Мои меньшие друзья».  

НОЯБРЬ

1 неделя   «Я и моя семья»: «Моя любимая семья».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Наша родина – Россия».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «О дружбе и друзьях».

4 неделя  «Мои меньшие друзья»: «Беспокойные сердца».

ДЕКАБРЬ

1 неделя   «Я и моя семья»: «Мама  – первое слово».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Мой родной город».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «Что такое хорошо и что такое плохо».

4 неделя  «Мои меньшие друзья»: «Зимующие птицы».

ЯНВАРЬ

1 неделя   «Я и моя семья»:  «Рождественская ёлка».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Волга –  великая русская река».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».  

4 неделя  «Мои меньшие друзья»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя   «Я и моя семья»: «Мой папа».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Люблю тебя,  мой край родной».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «Доброта побеждает всё».

4 неделя  «Мои меньшие друзья»: «Им нужна наша помощь!»

МАРТ

1 неделя   «Я и моя семья»: «Моя родная бабушка».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Богатыри земли русской».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «Дари добро».

4 неделя  «Мои меньшие друзья»:  «Сказки для добрых сердец» Натальи Абрамцевой.

АПРЕЛЬ

1 неделя   «Я и моя семья»: «Готовимся к пасхе».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Дадим шар земной детям».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «Дружбу уважай, друзей своих не обижай».

4 неделя  «Мои меньшие друзья»: «Сказки для добрых сердец» Натальи Абрамцевой.

МАЙ

1 неделя   «Я и моя семья»: «Мои братишки и сестрёнки».

2 неделя  «Я и моя Родина»: «Они сражались за родину».

3 неделя   «Я и мои добрые дела»: «В мире доброты».

4 неделя  «Мои меньшие друзья»: «Сказки для добрых сердец» Натальи Абрамцевой.

       В процессе реализации  проекта   большую роль играют коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста:

Игра  «Змея»

Цель: учить с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на него.

Описание: Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

- Я змея, змея, змея.

  Я ползу, ползу, ползу.

  Будь моим хвостом!

- Хорошо.

- Ну, тогда пролезай.

  После этих слов участник пролезает под ногами водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и вновь произносит свои слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в хвосте.

Игра  «Дракон кусает свой хвост»

Цель: учить детей согласовывать движения.

Описание: Дети стоят друг за другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребенок – голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего, остальные крепко держатся друг за друга. Если дракон не поймал хвост, то на роль головы назначается другой ребенок.

Игра  «Комплименты»

Цель: воспитывать гуманное отношение детей друг к другу.

Описание: Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Игра проводится по кругу.

Примечание: Для понимания смысла игры дать детям речевой образец. Например: Алина, ты сегодня очень красивая.

Игра   «Добрые волшебники»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику.

Описание: Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник – грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставал улыбаться и не мог быть добрым. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Как правило, многие дети охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных детей и просит других помочь им.

Примечание: Перед игрой повторить с детьми имена, используя ласкательные суффиксы.

Игра  «Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Описание: Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Примечание: Для примера, воспитатель показывает детям образец.

Игра «Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Материал: мяч.

Описание: Ребенку предлагают бросить мяч любому сверстнику, ласково позвав его по имени.

Игра «Волшебные очки»

Цель: формировать у детей умение видеть в друг друге только хорошее.

Описание: Воспитатель показывает детям очки и говорит: «Ребята, посмотрите, какие у меня очки. Эти очки мне подарил волшебник. Когда их одеваешь, то видишь в человеке только хорошее. Давайте сейчас каждый из вас попробует их надеть и сказать друг другу что-нибудь хорошее.

Игра «Кувшин доброты».

 Цель: воспитывать взаимопомощь, доброжелательные отношения в семье.

Описание: Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя.  Воспитатель брызгает по очереди на детей из    «кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали дома, пока играла музыка. Например: «Я  помог  маме  помыть посуду».

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОЕКТА:

Позитивное отношение к другим людям и окружающему миру.

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение взаимодействовать и сотрудничать. Оптимизация межличностных отношений в группе.

Расширение кругозора о малой и большой  Родине, православных праздниках.

   Воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями  возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в освоении ценностей традиционно отечественной культуры.   Мы  надеемся, что воспитанники нашего детского сада вырастут добрыми, общительными, жизнерадостными и культурными людьми.

  1. Шевченко Л.Л.  Духовно-нравственное образование в детском саду «Добрый мир», Московская область, 2011 г.
  2. Кривцова С.В., В.Ю. Чал-Борю, Белевич А.А. Развитие социальных компетенций у старших дошкольников в системе ДОУ, АСОУ-2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные навыки

Понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя  духовно – нравственную и социально – психологическую....

Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"

Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...

Жизненные навыки дошкольников

Разрабатываю технологии развития социальных компетенций дошкольников в ДОУ. Программа "Жизненные навыки дошкольников" даёт хороший результат позитивной социализации детей. Это подтверждается диагности...

Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки".

Музыка в детстве закладывает жизненные навыкиЛегко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Му...

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки

Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки"...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Проект «Жизненные навыки для дошкольника»

Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благопо...