Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
материал


Предварительный просмотр:

Номинация конкурса:

«Практики работы с различными формами девиантного поведения детей».

Название практики:

«Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия»

практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

Ф.И.О. реализатора практики:

Лифарева Алёна Юрьевна

Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава):

МАДОУ «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края


5. Проблема, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика:

        

Проблемы детей в современной России формируются, в основном, благодаря стремительно развивающимся технологиям и мощному информационному, бесконтрольному (со стороны значимых взрослых) потоку, который нарушает тем самым естественные процессы развития молодого организма.

Психика ребенка неустойчива и лабильна, поэтому в последнее время все чаще родители, педагоги, а также специалисты отмечают рост эмоциональных и поведенческих проблем у детей дошкольного возраста, такие как: повышенная тревожность, страхи, гиперактивность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость (истерики, капризы, срывы и т.д.); зависимости разного характера (информационные, пищевые и т.д.); проблемы в межличностном общении (социальный «аутизм», постоянная конкуренция и соперничество, со сверстниками и т.д.); отсутствие живой игры.

В сентябре 2018 г. в рамках диагностики эмоциональной и волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 6» общеразвивающих и комбинированных групп было выявлено то, что у 47% дошкольников преобладает незрелость эмоционально - волевой сферы и поведения, проявляющихся в слабости волевых установок, в эмоциональной неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности. Данное исследование позволило определить группу детей для дальнейшей коррекционно - развивающей работы посредством использования инновационной практики «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия» (далее по тексту Практика), направленной на  развитие социальных компетенций и положительных качеств эмоционально - волевой сферы через игру, а так же компенсацию: агрессии, тревоги, возбуждаемости, злобности, упрямства и жестокости.

Цель данной Практики: создание условий  для естественного психологического развития ребенка.

Ключевые задачи:

  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения;
  • развивать волевую сферу – произвольность и психические процессы, саморегуляцию;
  • развивать личностную сферу – формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
  • развивать интеллектуальную сферу – развивать мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
  • формировать позитивную мотивацию к обучению;
  • профилактика личностных расстройств и девиаций у детей данного возраста.

Отдельные части Практики могут быть использованы в целях коррекции неадаптивного поведения детей.

6. Целевая группа детей (возраст, особенности поведения, социальный статус, нозологии, другие особенности):

Практика рассчитана на воспитанников одного ДОО в возрасте пяти-шести (старшая группа) и шести-семи лет (подготовительная к школе группа) или на группы детей разных ДОО, либо не посещающих ДОО детей.

7. Перечень образовательных результатов, которые могут быть достигнуты в результате реализации практики. Ссылка на материалы подтверждающие результаты, размещенные на сайте организации:

Практика формирует социальные компетенции, которые представлены в виде 45 социальных умений, общепризнанных в системах образования развитых стран мира, состоящих из пять блоков (см. Приложение №2). Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и навыки общения со сверстниками – являются базовыми для рассмотрения. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит на каждом занятии. Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса. Данный набор умений соответствует принятой доктрине о превосходстве и большей значимости эмоционального интеллекта над рациональным. Исследователи доказали, что удовлетворенность взрослого человека собственной жизнью больше связана с развитием именно эмоционального интеллекта. Поэтому внедрение Практик по развитию социальных компетенций в ДОО – это важнейшее звено в подготовке детей не только к школе, но и к жизни.

8. Основная идея/суть вашей практики (за счет чего достигаются заявленные результаты):

        Практика «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия - путешествия» - это курсовые систематические занятия с детьми, направленные на развитие свободной игры и эмоциональности ребенка. В ходе занятий дети получают возможность в игровой форме освоить основные социальные и эмоциональные компетенции, адекватные их возрасту. Практика состоит из диагностической (Приложение №1) и развивающей части (Приложение №3).

        

9. Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) через которые реализуется ваша практика:

Данная Практика развития социального и эмоционального интеллекта  строится на допущении того, что взрослые могут влиять на чувства, мысли и поведение детей с помощью:

1) обучающих техник ( моделирование, ролевое проигрывание, репетиция поведения и система поощрений);

2) проявлений симпатии, уважения и безусловного принятия;

3) объяснений и рассуждений, касающихся интересующих ребенка тем;

4) диалога, включающего задавание вопросов и высказывание собственных взвешенных оценок;

5) игр и психологических упражнений;

6) «чувствования вместе»: через опыт совместных переживаний.

Тематика занятий первого года для детей старшей группы ДОО состоит из трех путешествий в соответствии с временами года. Это «Осеннее» (12 тем), «Зимнее» (12 тем), «Весеннее» (12 тем) путешествие. В каждом путешествии, согласно годичному циклу праздников, появляются дополнительные темы. Темы второго года занятий (6-7 лет):

  • «Путешествие начинается…» (7 тем).
  • «Путешествие домовят» (9 тем).
  • «Путешествие муми-троллей» (8 тем).
  • «Путешествия сквозь созвездия» (12 тем).

Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и становится на основе полученного опыта детьми и освоенных социальных навыков. Занятия проводятся раз в неделю, длительность занятия 30 – 35 минут. Число детей в группе не более 15 человек.

10. Ресурсы необходимые для реализации практики:

Кадровое обеспечение: заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, воспитатели групп,  специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, дефектолог).

Требования к помещению для проведения занятий:

Общим для занятий являются требования, предъявляемые к их организации, прежде всего ко времени и месту.

Местом проведения занятий должна быть игровая комната или специально предназначенное для психологических занятий помещение. Посторонние не должны входить на занятия. Только по предварительной договоренности родители или воспитатели могут находиться в этой комнате, при условии, что они становятся членами группы, а не наблюдателями.

Занятия должны быть очень динамичными, мебель в комнате должна легко двигаться. Основная форма организации пространства – круг. Можно располагаться кругом на полу (на ковриках), на стульях, на подушках. Столы пригодятся для изготовления совместных поделок, рисунков, коллажей и т.д.

В группе обязательно должно быть место для того, кто сегодня не в настроении, рассержен, не готов выполнять правила. Особое место обычно располагают в поле зрения ведущего, но не в поле зрения детей группы. За кругом, лучше за шкафом, поставьте стул особого цвета. Назовите его стулом размышлений. Сидящий на стуле не участвует в занятии, вернее, может слушать, но лишен права голоса, пока ему не станет лучше настолько, чтобы он смог вернуться к ребятам в круг. Иногда вместо стула можно использовать матрасик с покрывалом, чтобы можно было спрятаться.

На стенах группы размещают фотографии детей, воспитателей, фрагменты детских работ. Их оставляют там до следующей темы. Затем экспозицию обновляют.

В отношении времени необходимо соблюдать принцип повторяемости. Чем младше дети, тем важнее для них жестко придерживаться ритма жизни, одного и того же неизменного расписания встреч.

11. Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики. Укажите название конкретных методик, авторов. Ссылка на материалы, размещенные на сайте организации:

В начале реализации двухгодичных занятий необходимо провести «входную» диагностику общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей по методике «ДжиН 5+» (см. Приложение №1). Заключительный этап диагностики проводится в конце второго года обучения. При необходимости в процессе обучения рекомендуется диагностика отдельных детей, находящихся в «зоне риска». Важно отметить, что приведенная диагностика – это не заданная планка, а всего лишь руководство для педагога, ориентир для лучшего понимания ребенка и выстраивания точной и эффективной Практики психолого-педагогических воздействий http://sad-6.3dn.ru/index/lifareva_pedagog_psiholog/0-412.

12. Динамика результатов за определенный период:

По результатам работы с ноября 2018 по январь 2020 года общее количество детей, нуждающихся в коррекции эмоциональной и волевой сферы снизилось на 32% (47% на начальном этапе, 15% на итоговом). Навыки успешной адаптации к образовательному учреждению на конец 2019 и начало 2020 г. повысились у 30%. Произошло снижение уровня проявлений агрессивности и тревожности с высокого уровня на средний также у 30% детей, тем самым показатели навыков: общения со сверстниками, альтернативной агрессии, преодоления стресса, обхождения с чувствами значительно улучшились. Более адекватно стали оценивать себя и свои поступки 24% детей.


Приложение №1

Опросник представляет собой список из 45 утверждений, каждое из которых описывает владение тем или иным навыком. Каждое утверждение является коротким описанием поведения ребенка. На основании этого утверждения можно оценить наличие или отсутствие у ребенка соответствующей социальной компетенции.

Для более качественной диагностики предполагается оценивание ребенка как минимум тремя экспертами (воспитатели, психолог, родители или педагоги). Каждый эксперт на отдельном бланке оценивает поведение ребенка по 45 параметрам, используя оценки от 1 до 5. Результаты оценки отражаются на диаграмме. Исходя из этого, мы получаем возможность корректировать работу взрослых с каждым конкретным ребенком.

При строительстве диаграмм вручную нужно учитывать то, что вопросы 5, 27, 32, 33,34,35, 36 и 39 являются обратными. Это значит, что при составлении диаграммы производится замена балла, поставленного экспертом в опроснике: 5 меняется на 1, 4 меняется на 2 и т.д.

Данный опросник также может быть эффективно использован в работе с родителями. Опыт показывает, что, читая вопросы опросника, родители начинают задумываться о своей ответственности за воспитание собственного ребенка и учатся видеть его совсем с другой стороны: как личность, а не стараясь подстроить его под общепринятое мнение.

Шкала оценки социальных навыков «ДЖиН 5+»

Фамилия и имя ребенка ___________________________________________________

Группа _________________________________________________________________

Возраст _____ лет ______мес. _______ Пол:  М   Ж

Фамилия и имя лица, заполняющего опросник ________________________________

Дата заполнения _________________________________________________________

Кем Вы приходитесь ребенку ______________________________________________

Основываясь на своих наблюдениях за этим ребенком, оцените его поведение по всем пунктам опросника. При оценивании Вы можете выбрать один из пяти баллов:

1 – ребенок не проявляет такого поведения;

2 – редко демонстрирует такое поведение;

3 – время от времени демонстрирует такое поведение;

4 – часто демонстрирует такое поведение;

5 – это обычное поведение для этого ребенка.

Навыки адаптации к образовательному учреждению

1

Слушая, внимательно смотрит на говорящего не перебивает

1 2 3 4 5

2

Когда испытывает, какие-либо затруднения, то не стесняется просить о помощи

1 2 3 4 5

3

Благодарит за помощь или поддержку

1 2 3 4 5

4

Получив инструкцию, правильно выполняет ее

1 2 3 4 5

5

Бросает начатое дело незаконченным (рисунок, задание, разговор)

1 2 3 4 5

6

Охотно вступает в обсуждение, высказывая свое мнение

1 2 3 4 5

7

Замечает, когда взрослому (родителю, воспитателю) нужна помощь, и предлагает ее

1 2 3 4 5

8

Если хочет что-то узнать – задает вопрос

1 2 3 4 5

9

Сообщает о своих потребностях взрослому в соответствии с нормами поведения

1 2 3 4 5

10

Сосредоточенно занимается своим делом, не отвлекаясь на шум и оклики

1 2 3 4 5

11

Вносит улучшения и исправления в свою работу после подсказки взрослого

1 2 3 4 5

Навыки общения со сверстниками

12

Проявляет активность и дружелюбие при знакомстве со сверстниками

1 2 3 4 5

13

Если хочет присоединиться к играющим детям, может включиться в игру без жалоб и конфликтов

1 2 3 4 5

14

Включаясь в новую игру, интересуется ее правилами и соблюдает из

1 2 3 4 5

15

В отношениях со сверстниками отличает ситуацию, где он имеет право требовать, от той, где может только просить об одолжении

1 2 3 4 5

16

Замечает, когда другому ребенку трудно, и предлагает помощь

1 2 3 4 5

17

Выражает симпатию тем или иным способом по отношению к сверстнику, который ему симпатичен

1 2 3 4 5

18

Когда слышит от другого хорошие слова в свой адрес, вежливо благодарит его

1 2 3 4 5

19

Берет на себя инициативу, дружелюбно предлагает сверстникам что-то вместе сделать, например поиграть

1 2 3 4 5

20

Делится с другими (например, игрушкой)

1 2 3 4 5

21

Когда понимает, что неправ, просит прощения

1 2 3 4 5

Навыки обхождения с чувствами

22

Знает, как называются чувства, и может адекватно мимикой и телом изобразить основные из них (злость, страх, радость, грусть, удивление…)

1 2 3 4 5

23

Проявляет свои чувства в соответствии с ситуацией

1 2 3 4 5

24

Распознает чувства другого человека (называет, оценивает), опираясь на выражение лица, интонации, жесты, позу

1 2 3 4 5

25

Знает, что ему нравится и что не нравится, и может сказать об этом (ребенку не обязательно нравится то, что ему должно нравиться, по мнению взрослого)

1 2 3 4 5

26

Выражает сочувствие другому человеку, когда тот находится в сложной ситуации

1 2 3 4 5

27

Когда злится, очень агрессивен (бьет других детей, кусается, обзывается и т.п.)

1 2 3 4 5

28

Сталкиваясь с гневом и раздражением других людей, может выбрать оптимальный вариант поведения (убежать, обратиться за помощью взрослого, сказать что-то в свою защиту и т.д.)

1 2 3 4 5

29

В случае опасности действует конструктивно ( в зависимости от ситуации  может спрятаться, приостановить действие, продолжить его или сказать о своем страхе)

1 2 3 4 5

30

В ситуации утраты чего-то ценного (друга, вещи…) грустит, не капризничая, а печалясь

1 2 3 4 5

Навыки альтернативной агрессии

31

Отстаивает свои интересы мирным путем

1 2 3 4 5

32

Если чем-то недоволен, ведет себя деструктивно (например, обижается, накапливает недовольство, плачет, кричит, дерется), а не говорит об этом прямо

1 2 3 4 5

33

В ситуации, когда надо спросить разрешения, не делает этого

1 2 3 4 5

34

Реагирует болезненно (например, обижается или ведет себя агрессивно), если не принимают в общую деятельность группы

1 2 3 4 5

35

В ситуации, когда его дразнят, проявляет не конструктивное поведение (например, обижается, кричит, дерется, замыкается в себе)

1 2 3 4 5

36

Недружелюбен по отношению к сверстнику, «не такому, как все» (неаккуратному, несимпатичному, с физическими недостатками и т.д.)

1 2 3 4 5

37

Когда сталкивается с последствиями своего поведения, признает, что это результат его действий

1 2 3 4 5

38

В ситуации обвинения в свой адрес умеет защитить себя, если он не виноват

1 2 3 4 5

Навыки преодоления стресса

39

Из-за проигрыша в игре сильно расстраивается (например, плачет, злится или падает духом)

1 2 3 4 5

40

Когда хочет взять чужую вещь, спрашивает разрешения у ее хозяина

1 2 3 4 5

41

Когда слышит неприемлемое предложение, умеет твердо сказать «нет»

1 2 3 4 5

42

На отказ в просьбе (например, взять чью-то вещь) не обижается

1 2 3 4 5

43

Когда его не замечают и не хотят принимать в общую деятельность, умеет отвлечься от обидной ситуации (сам себя занять)

1 2 3 4 5

44

Попав в неловкую ситуацию, справляется со своим смущении

1 2 3 4 5

45

Может справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности (танцы, физические упражнения…)

1 2 3 4 5


Приложение №2

Перечь базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста

Навыки адаптации к образовательному учреждению

1. Умение слушать

Содержание навыка: умение смотреть на собеседника, не перебивать его, поощрять его ре речь кивками и поддакиваниями, пытаться понять суть сообщаемого. Если ребенок внимательно слушает говорящего, ему легче воспринимать и запоминать информацию, проще задавать интересные вопросы и поддерживать диалог с собеседником.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

  • ребенок слушает объяснения воспитателя на занятии;
  • ребенок слушает рассказ сверстника об интересном событии.

Когда навык не сформирован:

        Ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ. Перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит.

Шаги, составляющие данный навык:

  • ребенок смотрит на человека, который говорит;
  • не разговаривает, слушает молча;
  • пытается понять, что было сказано;
  • говорит «да» или кивает головой;
  • мажет задавать вопрос по теме (что лучше понять).

2. Умение обращаться за помощью

        Содержание навыка: готовность признать: «Сам не могу справиться, нужна помощь другого человека; ребенок демонстрирует доверие окружающим, готовность принять не только их помощь, но и отказ или отсрочку в оказании помощи.

        Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

  • ребенок испытывает сложности с выполнением задания и просит помощи воспитателя;
  • дома ребенок обращается за помощью ко взрослому по поводу возникших проблем.

Во многих ситуациях дети должны уметь обращаться за помощью ко взрослым, взрослые часто помогают им решить проблему, предоставляя нужную информацию.

Когда навык не сформирован:

Ребенок либо не обращается за помощью, остается один на один с непосильной задачей и переживает свою беспомощность (плачет, замыкается, гневается), либо требует немедленной помощи и не готов ждать, негативно реагирует на предложение попробовать справиться самому. Ребенок не просит помощи, а начинает привлекать к себе внимание плохим поведением.

Шаги, составляющие данный навык:

  • оценивает ситуацию: могу ли справиться сам?
  • подходит к человеку, от которого может получить помощь, обращается к нему по имени (или имени-отчеству);
  • если на него обратили внимание, говорит: «Помогите мне, пожалуйста»;
  • дожидается ответа. Если ему согласились помочь, то объясняет свою проблему. Если отказали, ищет другого взрослого или сверстника и повторяет просьбу;
  • говорит «спасибо» и т.д.

3. Умение выражать благодарность.

4. Умение следовать полученной инструкции.

5. Умение доводить работу до конца.

6. Умение вступать в обсуждение.

7. Умение предлагать помощь взрослому.

8. Умение задавать вопросы.

9. Умение заявлять о своих потребностях.

10. Умение сосредотачиваться на своем занятии.

11. Умение исправить недостатки в работе.

Навыки общения со сверстниками

12. Умение знакомиться.

13. Умение присоединиться к играющим детям.

14. Умение играть по правилам игры.

15. Умение просить об одолжении.

16. Умение предлагать помощь сверстнику.

17. Умение выражать симпатию.

18. Умение принимать комплименты.

19. Умение проявлять инициативу.

20. Умение делиться.

21. Умение извиняться.

Навыки обхождения с чувствами

22. Умение воспроизводить основные чувства.

23. Умение выражать чувства.

24. Умение распознавать чувства другого.

25. Умение осознавать свои предпочтения.

26. Умение сочувствовать.

27. Умение обращаться с собственным гневом.

28. Умение реагировать на гнев другого человека.

29. Умение справляться со страхами.

30. Умение переживать печаль.

Навыки альтернативной агрессии

31. Умение отстаивать свои интересы мирным путем.

32. Умение выражать недовольство.

33. Умение спрашивать разрешения.

34. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы.

35. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.

36. Умение проявлять толерантность.

37. Умение принять последствия собственного выбора.

38. Умение адекватно реагировать на незаслуженные обвинения.

Навыки преодоления стресса

39. Умение проигрывать.

40. Умение обходиться с чужой собственностью.

41. Умение говорить «нет».

42. Умение адекватно реагировать на отказ.

43. Умение справляться с ситуацией игнорирования.

44. Умение справляться со смущением.

45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.

Приложение №3

Конспект занятия №13. Прячемся от мороза (5-6 лет)

Задачи:

- дать детям опыт заботы о собственной безопасности;

- дать возможность почувствовать удовольствие от движений собственного тела;

- научить расслаблять тело после напряжения;

- обучить умению заботиться о собственных интересах;

- создать условия для формирования у детей следующих социальных компетенций (умений):

  • проявлять инициативу;
  • обращаться за помощью.

Материалы: картинки разных животных, прячущихся зимой от холода; соленое тесто (муку – в расчете один стакан на двух детей – смешивают с мелкой солью в равных пропорциях и добавляют холодной воды столько, чтобы получилось тесто, как для пельменей).

Учитывая, что формирование внутреннего мира личности  ребенка на некоторых этапах его развития сопровождается вспышками желания строить домики для себя, мы ввели в «Зимнее путешествие» тему построения домиков как одну из основных. Тем более, что сама тема зимы связана с поиском укрытий животными. Разминка «Кто как прячется от холода» - попеременное физическое напряжение и расслабление. Но одновременно это совместное переживание поиска зимнего укрытия: в роли ежиков, медвежат, белочек… Такое тесное взаимодействие детей друг с другом удовлетворяет потребности в телесном контакте, а так же усиливает эмоциональное проживание нахождения безопасного места.

Упражнение «Норка» позволяет самостоятельно создать безопасное место для маленького игрушечного животного. Это проявление заботы о ком-то, кто меньше тебя. Но одновременно это и создание укрытия для чего-то очень ценного и тайного, что находится внутри тебя. Работа с тестом – это особое действо. Тесто оказывает психотерапевтическое воздействие на ребенка. По ощущениям тесто похоже на тело. По тому, как ребенок разминает тесто: осторожно, с брезгливостью, страшась испачкать руки, нежно, бережно или жестко бьет его, швыряет, - можно предположить, как он относится к своему телу.

Ритуал приветствия

Разминка «Кто как прячется от холода»

Скажите детям, что когда становится холодно, разные животные по-разному приготавливаются к зиме. Кто-то спрятался в норку, кто-то поменял шубку, заготовил еды на зиму. Предложите вспомнить, какие животные, что делают, встречая зиму. Выслушайте ответы детей и предложите им поиграть в то, как разные животные будут спасаться от холода и голода.

Читайте отрывок из рассказа В. Бианки «Готовятся к зиме» и дайте возможность детям самим изобразить действия, что описываются в нем.

ПРЯЧУТСЯ

«Холодно становится, холодно! В пруду вода мерзнет.

Хвостатый тритон ушел давно из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.

Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни в мох.

Голодно становится, голодно!

Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.

Растолстевший барсук все реже выходит из теплой и чистой своей норы.

Муравьи закупоривают входы и выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.

Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.

Мороз не велик, а зевать не велит – как грянет, разом зима скует земля и воду льдом. Куда тогда денешься?»

Предложите показать, как другие животные готовятся к зиме: ежик забирается в теплую норку; медведь ищет себе место для берлоги, а затем укладывается спать; белочка складывает орешки и желуди в свою кладовую в мох или дупло, а грибочки нанизывает на ветки деревьев.

Пусть дети встанут в круг, возьмутся за руки. Когда ведущий говорит «холодно», дети напрягаются и съеживаются, делают шаг вперед, собираются в тесный круг, как будто хотят согреться. А когда ведущий говорит «тепло», расслабляются и делают шаг назад (сделать 2-3 раза).

Упражнение «Норка»

Скажите детям: «сейчас мы будем делать норки для животных. Животные в лесу роют себе норки в земле или песке, а мы будем делать норки из соленого теста». Предложите им выбрать маленькую игрушку – животное (из тех, которые были использованы на предыдущих занятиях), которому они будут делать норку на зиму. Раздайте каждому по комочку теста диаметром примерно10 см. Предложите детям сесть поудобнее, найти себе место на полу или за столом, на стуле и положить перед собой тесто. Скажите, что норку можно «прорыть» одним пальцем (покажите), несколькими или кулачком. Норка должна быть вместительной, чтобы кулачок туда поместился, а стенки, пол и потолок норки – прочными. Вход в норку пока пусть оставят открытым. Когда норка готова, пусть «поселят» в норку свое животное и придумают, как можно закрыть вход в норку (по желанию). Скажите, что животные теперьзащищены от холода и смогут пережить теперь зиму.

Важно продумать процесс создания норки. Детям хочется продолжить игру с норкой и в последующие дни: доставать животное и опять помещать его в норку. Возможна ситуация, когда ребенок закроет животное в норке, а на следующем занятии захочет достать и норка может сломаться. Дети болезненно переживают то, что их норка повреждена, даже если только кусочек от нее отломился. Тогда ведущему нужно как-то его утешить, например, сказать, что это переносные ступеньки для входа в норку (если отломился небольшой кусочек), или сделать ребенку норку-оригами вместо сломанной. Но лучше изначально сделать норку так, чтобы можно было доставать животное, не разрушив его жилье.

«Дом как символ человеческой личности присутствует как в общекультурной традиции, так и в символике психической жизни отдельного человека. Дом для человека является совокупностью вложенных друг в друга равновеликих пространств – от размеров собственного тела до пределов Родины, Земли и даже Космоса: «Наш дом – Россия», «Земля – наш общий дом». Не случайно в народной культуре устройство дома как микрокосм воспроизводит структуру мироздания. Для ребенка быть существующим – значит занимать определенное место в этом мире. Если нечно есть, то оно обязательно занимает свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования» Осорина М.В.

Завершение

Спросите детей, уютно ли животным в норках, которые они сделали. Приятно ли им было делать норки из теста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Консультация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Согласно пункту 4.6. ФГОС ДОО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении и в других различных видах деятельности; способен к принятию ...

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...

Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...

Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов ДОУ  по теме "Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста"...

Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...