Жизненные навыки
материал (старшая группа) по теме
Понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя духовно – нравственную и социально – психологическую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д/ С КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 40 « РОМАШКА»
« Теория и технология ведения занятий по программе «Жизненные навыки.
Развитие социальных и личностных компетенций дошкольников»
Педагог – психолог:
Шишкина Ю.В.
г. о. Электрогорск 2010 – 2011 уч. год
Большинство педагогов придерживается определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально – психологической и духовно- нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, духовно – нравственный и социально - психологический аспект.
В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей - философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т.е. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования.
Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребенка, становление его как существа социального.
Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учетом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.
Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием "социализация". Впервые это понятие было описано в конце 40-х — начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).
"Социализация раскрывается через понятие "адаптация" (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия "адаптация" социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс пре одоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению. (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).
Интенсивная разработка теоретических аспектов проблемы социализации человека, развернувшаяся в философии, социологии, социальной психологии, способствовала активному обращению к исследованиям в этой области, в том числе и отечественных ученых педагогов (Н.Ф. Басов, В.Г. Бочарова, Л.Б. Боярская, Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, З.А. Мальковская, Л.И. Новикова, В.Я. Пилиповский, М.И. Рожков, Т.Ф. Яркина и др.).
Социализация - непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
"Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия... Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника".
Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.
Социальная компетентность личности – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающёй общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений "я"-"общество", умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами" или "как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе".
По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка — это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.
Таким образом, возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у каждого члена общества, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно- содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в дошкольных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы, сущность которой заключается в выявлении педагогических средств и форм организации деятельности открытого дошкольного образовательного учреждения по формированию социальной компетентности ребенка.
Что нам взрослым необходимо для того, чтобы наши дети выросли людьми? Вопрос сложный, часто возникающий в формулировке: вопрос отцов и детей. Да, прежде всего, это должен быть человек – личность, не обремененная комплексами, неврозами, неуверенностью в себе, не имеющая душевных ран и мук совести. Человек, который любит других людей, но при этом остается самим собой и умеет защитить себя.
Как воспитать такую личность, когда вокруг много зла, насилия, равнодушия, бесчестия? Прежде всего, мы обращаемся к христианским понятиям, которые рассказывают о том, каким Бог хочет видеть человека. Это всегда было канонами воспитания культурного, нравственного человека. Помните, как в фильме «Благословите женщину» говорят о том, как жить правильно: «Жить по любви, жить-не тужить, никому не насаждать, никого не осуждать, и наше вам почтение!»
Ребенок, рассматривается как личность-персона - самое сложное, самое непостижимое, всегда меняющееся и никогда до конца не познаваемое явление. В основе программы подготовки психологов системы дошкольного образования к ведению занятий «Жизненные навыки для дошкольников» лежит – феноменологический подход в работе с дошкольниками.
Феноменология - подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.
Поэтому, прежде всего мы – взрослые, должны уметь понимать ребенка, его чувства и развивать его эмоциональный интеллект.
Поговорим немного о чувствах. Здесь я буду опираться на данные предложенные авторами программы. А также на статью Вячеслава Гончарука «Резервуары токсических эмоций», где нашла понятие аутентичные или настоящие чувства – они являются естественной реакцией человека на ситуацию. Их всего четыре – радость, гнев (злость), страх, печаль. Все они полезны, давайте определим для чего. Радость – положительная эмоция, которая восстанавливает и лечит наши дух и тело. Злость нужна для того, чтобы при необходимости дать отпор сопернику. Злость придает силу. Страх позволяет убежать от опасности. А печаль – релаксация и восстановление внутреннего баланса. Если человек умеет печалиться, значит, у него есть ценности и он переживает потерю. Все вы знаете, как ярко и прямо проявляются эмоции у детей. От злости они дерутся. От страха – плачут. А когда радуются – громко смеются и прыгают.
Но взрослые говорят, что драться плохо, а плачут только плаксы. И смеяться громко тоже нельзя, потому как «что люди скажут?» И поэтому взрослый – главный, и он учит детей подавлять свои эмоции. Подавлять эмоции, значит разрушать себя изнутри. Разрушается личность, еще не сформировавшись. Мы же в программе хотим научить детей обходиться со своими чувствами, понимать их, и уметь переживать.
Очень важно нам взрослым, не вмешиваться в это переживание, а наблюдать и понимать, что происходит с ребенком.
Наблюдение самый важный метод в детской психологии. Необходимо научить воспитателей наблюдать. Для воспитателей это очень сложно, т.к. они знают каждого ребенка и уже сформировали о нем свое мнение, а психолог может проводить наблюдение, чтобы потом, обсудив с воспитателями, сделать вывод о том, что делает ребенка «трудным». И после обсуждения и диагностики, которая проводится в виде заполнения опросника воспитателями, родителями и психологом, выявляются те дети, с которыми необходимы дополнительные занятия помимо групповых.
Занятия программы имеют тему – это путешествие осеннее, зимнее, весеннее, по 12 занятий содержит каждое путешествие. Занятие длится не более 30 минут. Максимальное количество детей в группе 10 человек. В ходе путешествия дети осваиваются в окружающем мире и начинают ощущать себя в этом мире. Взрослый же задает границы, запрещающие и оберегающие одновременно, спокойно справляется с сильными эмоциями детей и может помочь им найти варианты выхода из сложных ситуаций, принимать последствия собственного выбора и справляться с новизной (правила ежика). Посредником является игрушка ежик. Ежик был выбран не случайно. Этот персонаж не отягощен резко выраженными проекциями. Он не является ни героем, ни антигероем, а скорее помощник (Палочка-выручалочка). Ежик, по мнению авторов – интроверт, он спокойный, вдумчивый, неторопливый и несуетливый, обладает хорошим чутьем, т.е. чуткостью и интуицией. А так же, детям проще общаться с игрушкой, сказочным героем, это им более интересно.
А теперь поговорим собственно о социальных компетенциях – навыках. Их 45, они разделены на 5 блоков:
Навыки адаптации в ДОУ.
Навыки общения со сверстниками.
Навыки обхождения с чувствами.
Навыки альтернативы агрессии.
Навыки преодоления стресса.
Нас педагогов детского сада заинтересовала эта программа, и я, как педагог- психолог начала проводить работу с наблюдения за детьми.
Выбирали ситуации для получения картины социальных компетенций ребёнка в «режимных» моментах: вхождение в группу, кормление, сборы на прогулку, приготовление к дневному сну и конечно игровые ситуации, как центральные в жизни детей. Затем с воспитателями мы обсуждали полученные материалы, овладевая умением безоценочно и объективно рассматривать поведение детей, на время, снимая с себя социальную роль. После этого заполняли карты социальных компетенций каждого ребёнка с привлечением специалистов на одного ребёнка карту заполнили не менее 3-х взрослых( воспитатели, родители).
В настоящее время накапливается и пополняется наглядный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми, готовится «дерево», которое будет использоваться в каждом путешествии, обновляясь и меняясь с помощью работ детей.
В дальнейшем планируем взять программу «Жизненные навыки» за основу работы педагога- психолога в детском саду и с начала учебного года вести занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сказать, что понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя духовно – нравственную и социально – психологическую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"
Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...
Жизненные навыки дошкольников
Разрабатываю технологии развития социальных компетенций дошкольников в ДОУ. Программа "Жизненные навыки дошкольников" даёт хороший результат позитивной социализации детей. Это подтверждается диагности...
Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки".
Музыка в детстве закладывает жизненные навыкиЛегко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Му...
Музыка в детстве закладывает жизненные навыки
Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки"...
"Жизненные навыки", долгосрочный проект "Добрый мир"
Статья из опыта работы МАДОУ№21 "Теремок" города Дубны Московской области...
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
Проект «Жизненные навыки для дошкольника»
Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благопо...
Комментарии
Социальные и личностные
Социальные и личностные