Выступление "Сетевое взаимодействие ДОУ как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста"
статья

Созонова Ольга Николаевна

Опыт работы взаимодействия детского сада  с социальными организациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сетевое взаимодействие ДОУ как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста.

    Первый опыт социального общения ребёнок получает в семье и детском саду.  В условиях современного общества,  наши дети  испытывает дефицит  общения с родителями, близкими взрослыми, сверстниками вне детского сада. Поэтому особенно актуально встаёт вопрос социализации дошкольника. 

        Сегодня мы говорим о том, что дети  стали более информированы, интеллектуально развиты, любознательны и в тоже время импульсивны, гиперактивны, а порой и агрессивны. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение. Современный ребёнок познаёт окружающий мир через призму телевидения и компьютеров. И в тоже время,   всё больше детей имеют проблемы со здоровьем.  

     Мы наблюдаем, что ребёнок реже свободно играет и общается с другими детьми вне детского сада и дома. Дошкольники, выстраивая взаимоотношения со сверстниками, испытывают трудности, так как  общение происходит под чутким контролем родителей, которые очень часто определяют с кем и во что нужно играть. Взрослые  готовы  решать детские конфликты. А ведь именно игровая деятельность даёт ребёнку опыт общения, в игре формируются личностные качества, необходимые для социализации ребёнка. Ребёнок воспринимает окружающую социальную действительность, как отдельно существующий мир.

 

 В таких не простых условиях происходит личностное становление дошкольника его социализация.  Понятие «социализация», предполагает усвоение норм, правил принятых в обществе и следование им.  Дошкольник познаёт предметный, природный, социальный мир и на основе полученных знаний у него формируется сознание, мировоззрение.    

  В рамках реализуя Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, решаются задачи социального развития дошкольника, которые  направлены на  усвоение моральных и нравственных ценностей принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитание уважения и любви к родителям, старшим, к труду.   Именно в ДОУ формируются такие качества, как самостоятельность, активность, любознательность. На положительных примерах (в основном поведения взрослых), формируется представление о правилах поведения.  

Успешной социализации  детей дошкольного возраста способствует  взаимодействие детского сада с общественными и образовательными учреждениями.

Наш детский сад выстроил систему социального партнёрства  с различными учреждениями:  школой, библиотекой, спортивным комплексом «Непецино», домом культуры, детской школой искусств, пожарной охраной, ГИБДД, поликлиникой. Таким образом, детский сад стал открытой системой.  Прежде всего, мы ставим перед собой цель  - повышения качества образования.  Создание благоприятных условий для всестороннего развития детей, развития их способностей, творческого потенциала. А также совершенствование процесса социального и личностного развития.  

Эффективное партнёрство организаций и детского сада осуществляется на основе договора и планов взаимодействия.    

На представленном слайде вы видите выстроенную систему сетевого взаимодействия нашего детского сада.

 

 Социальные навыки необходимы дошкольнику в первую очередь для того, чтобы успешно адаптироваться в школе. Сейчас особое внимание уделяется личностной готовности ребёнка. Ведь от того как бывший дошкольник сумеет принять роль ученика, будет зависеть его обучение.  Поэтому важным   партнером детского сада является средняя общеобразовательная школа села Непецино.

В рамках реализации преемственности задач воспитания и обучения детей ДОУ и начальной школы  проводятся семинары, практикумы с участием учителей начальных классов и педагогов детского сада, которые направлены на совершенствование методов и использование современных технологий обучения. Учителя начальной школы,  приходят в подготовительную группу,  посещают занятия. Психологи детского сада и школы проводят консультации для родителей. Дети, посещая «Школу будущего первоклассника», знакомятся с учителями.

 Частыми гостями детского сада стали ученики Непецинской школы.   Школьники показывают  детям театрализованные представления, экологические сказки, знакомят с правилами дорожного движения. Таким образом, мы отмечаем, что проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.                       

На протяжении нескольких лет наше дошкольное  учреждение  тесно сотрудничает с библиотекой. Взаимодействие  детского сада, родителей и библиотеки  играет важную роль в формировании   социально-нравственных качеств личности. Дети узнают, что такое библиотека, знакомятся с профессией библиотекаря. Толокнова Надежда Александровна  проводит для детей познавательные беседы, расширяет кругозор дошкольников, знакомя с  различными жанрами художественной литературы, поэтами и писателями. Дети активные участники таких встреч, они читают стихи, отгадываю загадки, делятся своими впечатлениями. Библиотекарь частый гость в детском саду.  Таким образом, развивается у детей интерес к чтению, любовь к книгам, инициатива и  самостоятельность.                                                      

Социальными партнерами детского сада являются – детская школа искусств и дом культуры села Непецино. Совместная работа детского сада и этих учреждений  направлена  на художественно – эстетическое развитие ребенка, развитие  творческой активности и инициативы,  с учётом интересов и склонностей детей.  Наши дети активно участвуют в концертах, которые проводит сельский дом культуры: «Праздник села», «День Победы», «День защиты детей». Такие выступления  помогают нашим воспитанникам и их родителям  почувствовать свою значимость, формируют музыкальные способности – исполнительское мастерство, уверенность в своих силах, умение выступать перед большой аудиторией, а также личностные качества: доброжелательность, ответственность.  

К нам приходят профессиональные и начинающие музыканты воспитанники детской школы искусств. К таким концертам дошкольники  проявляют живой интерес, ведь здесь они в занимательной форме знакомятся с элементарными музыкальными понятиями и танцевальными жанрами,  композиторами, музыкальными инструментами. А значит, у них формируются основы музыкальной культуры, развивается эмоциональная отзывчивость.

 Взаимодействие с ДШИ не ограничивается только концертной деятельностью. Педагог – хореограф Дмитриевой О.А.  проводит мастер – классы для детей и педагогов детского сада   по развитию музыкально – ритмических движений.  Такое сотрудничество  способствует повышение общекультурного уровня, формирует позитивную самооценку, коммуникативные, творческие навыки, личностных качеств детей.                                                                      

На формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, развитию физических качеств, воспитанию общей физической культуры направлено сотрудничество детского сада и спортивного комплекса «Непецино». В просторном спортивном зале наши педагоги совместно с  физкультурниками организуют для детей детского сада физкультурные занятия, «Дни Здоровья», спортивные соревнования. Это особенно для нас важно,  так как детский сад не имеет спортивного зала.                    

Взаимодействие детского сада не ограничивается только образовательной и культурно – досуговой сферы деятельности. Нашими партнёрами являются и другие социально – значимые организации. Это пожарная охрана, ГИБДД, поликлиника.  В рамках такого сотрудничества проводятся встречи детей, родителей и педагогов с  представителями этих организаций.

Систематически сотрудники пожарной охраны проводят  с детьми беседы по  пожарной  безопасности. Дети узнают о правилах дорожной безопасности на встречах с инспекторами ГИБДД. Дошкольники  становятся активными участниками таких встреч, делятся своими знаниями, показывают практические навыки поведения на площадке по обучению правилам дорожного движения. Принимая роль пешеходов и водителей.

В результате такого взаимодействия  происходит повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств дошкольников.  Дети не только познают окружающий социальный мир, но взаимодействуют в нём со сверстниками и людьми разных профессий.  Приобретают   навыки поведения в обществе. Сегодня, социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы, повышающей  качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-

Одной из актуальных проблем в педагогике и  мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....