Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Коровникова Наталья Викторовна

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным и значимым периодом для социального развития ребенка, так как основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, а примером для подражания служит ближайшее окружение. Следовательно, ответственность за воспитание личностных качеств у детей возлагается на семью и детский сад.

Одной из целевых установок Стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.

Что такое позитивная социализация? Это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Причем, не только с окружающими людьми, но и в складывающихся обстоятельствах и ситуациях.

Как научить детей этой гармонии? Через игру, через разные виды деятельности, через положительные эмоции, любовь и личный пример.

Очень интересный, увлекательный, затягивающий вид деятельности и для детей, и для взрослых – это творчество. Оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому.

Что значит творчество в плане социализации ребенка? Творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию и т.д.

Детский сад – это коллектив, это социум. Здесь, помимо знакомства с новым, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и  неповторимость в процессе самореализации. А, ведь это основа целостности личности.

Развитие творческих способностей было выбрано не случайно. Мы готовим детей к школе. Каждый день должен быть интересным, ярким и увлекательным. Для этого используем игру, общение и творчество. У нас все начиналось с лепки. Вторая младшая группа. Развитие мелкой моторики  способствует развитию речи, мышления, интеллекта. В процессе лепки дети закрепляют цвета, формы, свойства. И всегда есть результат – готовая работа. Чем младше дети, тем быстрее должен быть получен результат, и у каждого он свой. Уже через полгода мы начали создавать коллективные работы. Дети обсуждали, договаривались о  совместной композиции. Старательно лепили, помогали друг другу и радовались полученному результату. Чем не позитивная социализация? Все составляющие ее элементы на лицо: 

- эмоциональное благополучие ребенка;

- положительное отношение к окружающим людям;

- коммуникативная компетентность ребенка;

- развитие социальных навыков.

Постепенно работы усложнялись или увеличивались в объеме, что отодвигало сроки получения результата. У детей формируется социальная компетентность – эмоционально-волевая: умение ставить цели и, придерживаясь намеченного плана, достигать их.

Развитие творческих способностей, конечно же, не ограничивается только лепкой. Постепенно мы взяли в руки и кисти с красками, и карандаши с мелками, и бумагу разной фактуры, и клей, и ножницы. Развитие мелкой моторики шагнуло на следующую ступень – развитие функциональной готовности ребенка к школе, которое включает в себя развитие глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также развитие сложно-координированных движений руки. Мы знаем, что готовим ребенка к школе, а он творит и развивается в любви и гармонии.

Развитие творческих способностей происходит не только в продуктивных видах деятельности. Художественное слово, музыка, танцы – это тоже способы развития, познания и самоутверждения. Наибольшим образом они начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте. Поэтому со старшими детьми необходимо использовать разные виды творчества, учитывать интересы и способности ребенка, помогать их развитию и совершенствовать,  создавать условия для самореализации.

Сейчас дети в подготовительной группе на завершающей ступени дошкольного образования и на этапе активного творческого и индивидуального самовыражения, коллективного взаимодействия и общения.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы найти для каждого ребенка свою творческую нишу и помочь реализоваться, выразить себя. Если в 5-6 лет многие дети еще стесняются выделиться, быть на виду, то 6-7летние уже стремятся к самовыражению, к публичному признанию. У них накопился определенный опыт, они хотят показать это и получить признание, похвалу и определенный статус в своем обществе (семья, детский сад, друзья).

Как происходит самовыражение у нас? Помимо традиционных мероприятий с будущими выпускниками мы участвуем в различных конкурсах и выставках  разного уровня, организовываем персональные выставки детских работ.  Все эти мероприятия повышают социальный статус и самооценку детей. Они становятся полноценными членами общества не только в своем маленьком детском коллективе.

Поэтому творите, развивайте способности ребенка и помогите ему найти правильный путь для самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Елена Владимировна

                                                                        воспитатель  МКДОУ № 172

                                                                        Коровникова Наталья Викторовна

                                                                           воспитатель МКДОУ №172

г. Новосибирск

Развитие творческих способностей как один из

факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным и значимым периодом для социального развития ребенка, так как основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, а примером для подражания служит ближайшее окружение. Следовательно, ответственность за воспитание личностных качеств у детей возлагается на семью и детский сад.

Одной из целевых установок Стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.

Что такое позитивная социализация? Это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Причем, не только с окружающими людьми, но и в складывающихся обстоятельствах и ситуациях.

Как научить детей этой гармонии? Через игру, через разные виды деятельности, через положительные эмоции, любовь и личный пример.

Очень интересный, увлекательный, затягивающий вид деятельности и для детей, и для взрослых – это творчество. Оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому.

Что значит творчество в плане социализации ребенка? Творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию и т.д.

Детский сад – это коллектив, это социум. Здесь, помимо знакомства с новым, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и  неповторимость в процессе самореализации. А, ведь это основа целостности личности.

Развитие творческих способностей было выбрано не случайно. Мы готовим детей к школе. Каждый день должен быть интересным, ярким и увлекательным. Для этого используем игру, общение и творчество. У нас все начиналось с лепки. Вторая младшая группа. Развитие мелкой моторики  способствует развитию речи, мышления, интеллекта. В процессе лепки дети закрепляют цвета, формы, свойства. И всегда есть результат – готовая работа. Чем младше дети, тем быстрее должен быть получен результат, и у каждого он свой. Уже через полгода мы начали создавать коллективные работы. Дети обсуждали, договаривались о  совместной композиции. Старательно лепили, помогали друг другу и радовались полученному результату. Чем не позитивная социализация? Все составляющие ее элементы на лицо:  

- эмоциональное благополучие ребенка;

- положительное отношение к окружающим людям;

- коммуникативная компетентность ребенка;

- развитие социальных навыков.

Постепенно работы усложнялись или увеличивались в объеме, что отодвигало сроки получения результата. У детей формируется социальная компетентность – эмоционально-волевая: умение ставить цели и, придерживаясь намеченного плана, достигать их.

Развитие творческих способностей, конечно же, не ограничивается только лепкой. Постепенно мы взяли в руки и кисти с красками, и карандаши с мелками, и бумагу разной фактуры, и клей, и ножницы. Развитие мелкой моторики шагнуло на следующую ступень – развитие функциональной готовности ребенка к школе, которое включает в себя развитие глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также развитие сложно-координированных движений руки. Мы знаем, что готовим ребенка к школе, а он творит и развивается в любви и гармонии.

Развитие творческих способностей происходит не только в продуктивных видах деятельности. Художественное слово, музыка, танцы – это тоже способы развития, познания и самоутверждения. Наибольшим образом они начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте. Поэтому со старшими детьми необходимо использовать разные виды творчества, учитывать интересы и способности ребенка, помогать их развитию и совершенствовать,  создавать условия для самореализации.

Сейчас дети в подготовительной группе на завершающей ступени дошкольного образования и на этапе активного творческого и индивидуального самовыражения, коллективного взаимодействия и общения.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы найти для каждого ребенка свою творческую нишу и помочь реализоваться, выразить себя. Если в 5-6 лет многие дети еще стесняются выделиться, быть на виду, то 6-7летние уже стремятся к самовыражению, к публичному признанию. У них накопился определенный опыт, они хотят показать это и получить признание, похвалу и определенный статус в своем обществе (семья, детский сад, друзья).

Как происходит самовыражение у нас? Помимо традиционных мероприятий с будущими выпускниками мы участвуем в различных конкурсах и выставках  разного уровня, организовываем персональные выставки детских работ.  Все эти мероприятия повышают социальный статус и самооценку детей. Они становятся полноценными членами общества не только в своем маленьком детском коллективе.

Поэтому творите, развивайте способности ребенка и помогите ему найти правильный путь для самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами техническо...

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография»

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.  Пластилинография»И...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография

Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...