Консультация для педагогов «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как программа успешной социализации детей дошкольного возраста».
консультация

Девятловская Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.02 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как программа успешной социализации детей дошкольного возраста».

                                                              «Чтобы поверить в добро, надо его делать»

                                                                                                                Л.Н. Толстой

                     Как мы хорошо знаем, одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты,  эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально- коммуникативное развитие ребенка. Основное понятие, которым активно рассматривается в данном направление- это СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Что же такое социализация? Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные же дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей. Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей

Понимая всю важность процесса социализации детей, в нашем общеобразовательном учреждении мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению инновационной педагогической технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которой является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.Технология носит название «Дети- волонтеры».

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Цель технологии «Дети волонтёры»:

-Это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети  волонтёры"

 -развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе

-создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим

-возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

В нашем детском саду само понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад с детьми старшей группы и создали проект «Лучики добра».  Мы считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности.  В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».  

Актуальность  проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной форме общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса.

Целью проекта «Лучики добра» является создание условий  для организации  в ДОУ  волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их  участие в добровольческих мероприятиях, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,  гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Практическая значимость проекта:

В результате реализации проекта взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе,  милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.

В своей группе мы решили попробовать реализовать технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим через использование гостевого метода коммуникации дошкольников.  В режимные моменты дети- волонтеры посещали младшие группы, учили  малышей играть в различные игры, показывали им сценки, помогали одеваться и учили правильно заклеивать книги.

Дети- волонтеры впервые по- настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у них формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

                   Итак, из всего сказанного можно сделать вывод:

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как программа успешной социализации детей дошкольного возраста». «Чтобы поверить в добро, надо его делать» Л.Н. Толстой

Слайд 2

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. 3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. 5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Слайд 3

Автор инновационной педагогической технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.Технология носит название «Дети- волонтеры».

Слайд 4

Цель технологии «Дети волонтёры»: Это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Слайд 5

Задачи педагогической технологии «Дети ­ волонтёры»: -развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе -создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим -возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

Слайд 6

Актуальность проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной форме общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Слайд 7

Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса. Целью проекта «Лучики добра» является создание условий для организации в ДОУ волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Слайд 8

Практическая значимость проекта: В результате реализации проекта взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.

Слайд 9

Волонтерское движение «Лучики добра». Наш девиз: "Людям мы несем добро, Свет улыбок и тепло. Помогаем от души: Мы уже не малыши!»

Слайд 10

Акция «Волонтеры- друзья малышей».

Слайд 11

Акция «Подари малышам праздник».

Слайд 12

Мастер- класс «Научим тому, что умеем сами».

Слайд 13

Акция «Помоги зимующим птицам».

Слайд 14

Акция «Подари открытку «С 45-ем любимый Лесосибирск »

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...

Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...

Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Сценарий конкурса чтецов  «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...

«Дети волонтеры» как средство эффективной социализации детей дошкольников.

Целью технологии «Дети - волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармон...