Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации детей дошкольного возраста и способствует более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогает адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
Исхакова Элла Михайловна. Старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81» г.Энгельс.
Аннотация.
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации детей дошкольного возраста и способствует более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогает адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение ,социализация.
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей и принадлежит дошкольным учебным заведениям, потому как именно там происходит активное формирование личности ребенка. Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и внутренних факторов, которые ее затрудняют,- это возможность дать ответы на основной вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной жизни в обществе.
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Именно здесь начинается процесс социализации, становление связи ребенка с основными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, здесь происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - это время, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира. К специальным социальным институтам, где одной из важных функций является социализация личности, относят семью, дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения. В педагогике понятие «социализация» тесно связывают с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Таким образом, можно отметить, что социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Социализация личности дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, по мнению Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру»[2]. В дошкольном детстве также закладываются основы индивидуального стиля социализации.
Детские сады в настоящее время выбираются в соответствии с запросами и интересами ребенка, и самих родителей. Запросы родителей, в основном, заключаются в следующем: подготовка ребенка к школе, приобщение к детскому сообществу, укрепление здоровье, обучение детей рисованию, танцам, а самим родителям возможность получения квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Так же важнейшей составляющей муниципального образовательного процесса является ориентация на личностные интересы воспитанников, с учетом их потребностей и способностей, формирование умения анализировать сложившиеся ситуации и ставить цель. Образовательные услуги сегодня имеют характер вариации, в которых могут быть пересечены интересы, как самих детей, так и их родителей. Они способны обеспечить свободный выбор определенных видов и сфер деятельности [1].
Основная образовательная услуга заключена в деятельности самого дошкольного учреждения, который осуществляет в рамках закона реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Он определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Дополнительное же образование может быть рассмотрено в данном контексте как реализация дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах социализации личности [5].
Современное общество призывает создать все условия для творческой самореализации ребенка. Кроме того, дополнительная образовательная услуга может быть рассмотрена как сфера предпринимательской деятельности, которую оказывает организация кроме выполнения обязательных государственных программ. Самыми востребованными услугами в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению родителей, являются: услуги по оздоровлению детей – 50%; услуги логопеда – 30%; музыкально-ритмические занятия – 60%; подготовка к школе – 80; занятия иностранным языком – 50% [5].
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях основного и дополнительного образования, которое призвано обеспечить разнообразную деятельность и обогащение речевого и творческого опыта ребенка. Развитию ребенка способствует и естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. «В пустых стенах ребенок не заговорит», – заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в дошкольном образовательном учреждении смогли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками [5]. Однако, следует заметить, что в любом возрасте социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Важным фактором является то, что постоянно разрабатываются и опробируются новые, совершенствуются уже существующие методики развития, которые помогают преподносить ребенку информацию в интересной, доступной, игровой форме.
Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Предметно-развивающая среда, необходимая для полноценного развития ребенка- это система материальных объектов его деятельности, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В соответствии с приоритетными направлениями деятельности дошкольных учреждения эстетически оформляют помещения приемных и групп, а также обеспечивают самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, посещающего детский сад. Дети, которые посещают детский сад, имеют разные семьи, и соответственно, ни для кого не секрет, что не все родители имеют возможность дополнительной платы, но, благодаря детским садам появляется возможность для каждого ребенка расширить предметный мир и получить всестороннее развитие. Таким образом, можно отметить, что степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [2]
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок может переживать кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней завершается интегрированием в социальную среду. Реализация дошкольными учреждениями различных программ по вхождению ребенка в общество, облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.
Литература
- Васильева К.Е. Управление в дошкольном образовании. - М., 2011.- С.3-78.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)
- Солодянкина О.В.Система планирования в ДОУ.– М.АРКТИ, 2007.
- Программа дистанционного курса «Экспертиза программ обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»
// http: www.doshcolniki.ru/distance/progl/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Консультация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Согласно пункту 4.6. ФГОС ДОО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении и в других различных видах деятельности; способен к принятию ...
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...
Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...
Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...
Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"
В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...
Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...